Роль детского фольклора в творческом развитии ребенка

Роль детского фольклора в творческом развитии ребенка thumbnail

Специфика приобщения детей к народному творчеству

Автор: Дудо Дмитрий Владимирович, музыкальный руководитель
Место работы: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 “Белочка”, г. Лангепас, ХМАО-Югра

Аннотация: в данной работе рассматривается специфика приобщения детей к фольклору и его роль в творческом развитии и музыкально-эстетическом воспитании. Даются рекомендации по эффективной организации знакомства с фольклором, проведении предварительной психологической подготовки.

Ключевые слова: фольклор, народное творчество, творческое развитие, музыкально-эстетическое воспитание.

Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Фольклор — это память поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций жизни и быта человека, его чувствах, мыслях и мироощущении. Приобщая детей к народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории. В будущем, имея такой багаж знаний уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в этом мире.

В старину песни сопровождали человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями — начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили, — устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени; или, когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или, когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи… Записывают их уже двести лет. И по настоящую пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает. [2, с. 3]

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Поэтому важно не прерывать этот процесс передачи опыта, а дать детям возможность познакомиться с лучшими произведениями фольклора.

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. [1]

Чтобы эффективно организовать знакомство с фольклором, прежде всего следует провести предварительную, психологическую подготовку. У многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры. Поэтому детей нужно сориентировать, подготовить их сложившиеся музыкальное мышление к восприятию фольклора. Для этого следует проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о народном творчестве, о неразрывной связи с бытом, трудом и жизнью людей; рассказать о праздниках и обрядах, на которых они звучали. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества можно использовать иллюстрации к сказкам, картины русских художников, ручные работы народных умельцев. Показ яркого видео ряда в большинстве случаев способствует воспроизведению у детей нужного художественного образа и является наиболее эффективным средством развития детского воображения.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни по неделям

Большую помощь могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и фольклорных коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным фольклором и такая форма работы повышают уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждают интерес к ней. Многие современные фольклорные коллективы выпускают свои сборники народных песен в современной обработке, или в совершенно новой инструментальной аранжировке. Такие произведения уместно использовать совместно с записями подлинного образца, что даст детям представление о том, как народное творчество преодолевает временные рамки и интерпретируется в наши дни. При таком отборе репертуара следует соблюдать возрастные особенности детей, их возможности и навыки восприятия музыки.

Эффективным средством обобщения и закрепления пройденного материала является проведение тематических праздников и развлечений, связанных с датами народного календаря.

Сложность обучения детей народному творчеству кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, — и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. [2, с. 111]

Важно именно в раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребенка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром.

Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений не только фольклора, но и музыки самых разных жанров и эпох. Такая ступенька в образовании детей будет важным этапом их эстетического и творческого развития.

Литература:
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 576 c.
2. Науменко, Г. Н. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению – М.: Современная музыка, 2013. – 138 c.
3. Виноградов, Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики – Л., 1978. – 188 с.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фольклорного праздника для школьников

Фольклорная зарисовка “Берещенье”

Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором

Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Фольклорный праздник в начальной школе

Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Источник

Роль фольклора в развитии детей

Консультация.

 Понятие “фольклор” в переводе с английского языка означает – народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

 В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества – фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.

 В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Читайте также:  Основные проблемы физического развития ребенка

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

 Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

 Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

 Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения – мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.

Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в “сороку-ворону, которая кашку варила” или в “ладушки-ладушки”. Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом “закреплять пройденный материал”, ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Источник

Роль фольклора в развитии детского творчества

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.

Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию.

Детское творчество способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.

В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Надо воспитать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание сочинить самому, рассказать другим детям свою сказку. Если это удается ребенку, он испытывает радость.

Задачу развития детского словесного творчества можно решить лишь опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения в д/с.

Фольклор – один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают ребенку правильно воспринять и понять ее содержание.

Изучение детских сочинений указывает на несомненное влияние на них русского фольклора.

Большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении приемов и в рациональном сочетании их с применяемыми методом.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка за рубежом

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

— проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи, развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

— своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

— воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества детей средствами фольклора происходит по этапам.

I этап – накопление художественно-речевого опыта детей,

закрепление и активизация знаний фольклора, полученных в процессе

прежнего ознакомления с ним.

Происходит создание запаса народных сказок и произведений малого фольклора; усвоение содержания, образов русской народной сказки, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.

II этап – происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).

Педагог должен не только подготовить возможность возникновения детского творчества – сочинения, но и руководить этим творческим процессом, помочь сочинить замысел, выбрать тему, героев, в развитии сюжета, в построении повествования.

Педагог использует русскую народную сказку к ак возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребенком собственной сказки.

III этап – здесь дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа; все приемы руководства должны содействовать этому.

Существуют приемы, которые педагог использует на протяжении всего процесса развития творчества, на всех его этапах. Это пересказ. Передавая сказку, ребенок овладевает опытом поэтической и одновременно разговорной речи.

Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки дети усваивают и художественные средства их раскрытия – композицию, выразительные средства языка.

В творческих заданиях необходимо последовательно соблюдать принцип этапности:

— освоение детьми под руководством педагога материала фольклора, его активизация;

— усвоение традиционных фольклорных способов художественного изображения;

— овладение способами собственного творческого замысла.

В заданиях следует четко выделить цели и задачи каждого этапа:

I этап (подготовительный) — педагог обогащает опыт детей новым содержанием, знакомит с новыми ранее неизвестными сказками, загадками. Восстанавливает в памяти детей прежний запас произведений фольклора.

Приемы: чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций, картин, показ диафильмов, прослушивание грамзаписи, проведение викторин, концертов, игр.

II этап – педагог использует приемы, способствующие пониманию и восприятию фольклорных приемов развития сюжета и построения сказки: повторности, троекратности эпизодов, их сходства, цепной композиции, приемов «от большего к малому», «от малого к большому».

Приемы: драматизация, теневой и кукольный театр, рисование сказок по эпизодам, использование фланесцграф с картинками. После всего этого воспитатель предлагает придумать свою сказку, которая не должна повторять народную сказку. Но герои могут появляться также от малого к большому и наоборот. Таким образом, деятельность на 2 этапе состоит в активной работе с материалом.

III этап – самостоятельное развитие повествования. Задача состоит в формировании собственного словесного творчества.

Вначале дети придумывают повествование на предложенную тему, используя заданных персонажей и развивая заданный сюжет; далее требование к самостоятельности возрастает – дети выбирают свою тему, придумывают сюжет.

Какие же еще приемы можно использовать в развитии речевой активности, самостоятельности детей?

Это варианты составления рассказов, сказок:

— придумай конец сказки;

— продолжи сказку, начатую воспитателем;

— сочинить всю сказку самому.

Интересны варианты сочинения загадок. Здесь дети должны понять, что описать нужно предмет так, чтобы он шел в сравнении с чем-то необычным.

Например, еж – мешок с иголками, утюг – пароход и т.д.

На первых этапах у детей получались реальные описания, а затем уже к концу подготовительной группы – замысловатые сравнения.

Сочинение стишков – это самая трудная работа. Не каждый ребенок это усваивает, но интерес к этому есть. Детям только нужно сказать слова, которые войдут в рифму.

Источник