Роль детского дизайна в развитии ребенка

Роль детского дизайна в развитии ребенка thumbnail

Светлана Грезина
Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование,художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.

Изучением и внедрением детского дизайнав практику занимаются педагоги: Пантелеев Г. Н., Валиулина Е. А, Кузнецова О. В. и др.

Выделяется три типа детского дизайна – объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный) плоскостной (аппликативно-графический).

Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Определены следующие задачи:

развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;

– создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

– воспитывать внимание и уважение к людям;

– стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами – цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.

Обучение детей элементам дизайнаэффективно при соблюдении следующих требований:

– донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;

– цикл непосредственно образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;

– организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.

Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.

Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

Источник

«Детский дизайн как средство развития творческих способностей

дошкольников»

«Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

Выготский Л.С.

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.

 Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Важно в дошкольном возрасте сформировать  у ребенка способность видеть необычное в обычном, по – особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор.

Задача современного дошкольного учреждения (детского сада) создать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

        Таким видом деятельности является новое направление художественного воспитания детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Дизайн- деятельность– это художественная деятельность, объединяющая в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

       Детский дизайн может быть предметно – пространственным и пространственно – декоративным. В первом случае, это создание и украшение (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок). Во втором – деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш и т.д.).

Читайте также:  Диагностика речевого развития ребенка дошкольника

В процессе дизайн – деятельности углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

 Детский дизайн может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, но при этом не навязывая свое мнение в виде предложенных вариантов, а предоставляя ребенку выбор и самостоятельность.

С этой целью мы разработали карты-подсказки, которые помогают ребенку самостоятельно осуществлять свой творческий замысел, выбирать разные художественные материалы и инструменты.    Работая с любой техникой, ребенок всегда может обратиться к карте-подсказке, где описан каждый шаг, и маленький дизайнер не сможет сбиться с пути. Работая с данными картами, ребенок учится:

– Владеть свойствами различных материалов и работы с ними.

– Организовывать свое рабочее место и время.

– Определять последовательность, содержание, композицию, дополнение своей работы.

– Работать по замыслу, самостоятельно воплощать свои идеи.

– Партнерской деятельности со сверстниками и взрослым.

– Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Образовательный процесс построен таким образом, что дети могут самостоятельно выбирать разные художественные материалы и инструменты.

        В каждой карте описана определённая техника дизайндеятельности.        Используя карты – подсказки и зная свойства материала ребенок удачно сочетает их в работе и может выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа,  красивой композиции.

Таким образом, можно говорить о том, что в результате творческого процесса работа каждого ребенка становится маленьким шедевром, отличающимся индивидуальностью и уникальностью.

Источник

татьяна нигматуллина
Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Сл. 2

Дизайн – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов

Сл. 3

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает,

комбинирует, создает что-либо новое»

Л. С. Выготский

Сл. 4

В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Проблема развития творческой личности особенно актуальна в нынешнее время и является одним из приоритетных направлений в современной системе образования.

«я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет» (Херберт Рид)

Сл. 5

Роль художественного воспитания – не подготовка художников, музыкантов, художников и дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида творческой активности.

Способность видеть необычное в обычном, по – особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор.

Сл. 6

Как же этому научить ребенка в обычном детском саду?

Как уйти от шаблонности, стереотипности в творчестве каждого ребенка?

Сл. 7

Ответить можно положительно, если педагоги, даже не обладая какими – либо особыми талантами, видят перед собой эту задачу и стремятся создать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

На сегодняшний день активно обращается внимание педагогов на новое направление художественного воспитания дошкольников – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Таблица худож ТВ-во – дизайн

Сл. 8

в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” – это замысел, план, цель, набросок, рисунок, узор, модель, лежащая в основе схема, композиция.

В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека.

Сл. 9

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно.

Сл. 10

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.

В процессе дизайн – деятельности углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать

Сл. 11

Так что же такое «Детский дизайн»?

Детский дизайн – особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды и техники художественного творчества, основанный на собственном видении мира по законам целесообразной красоты.

Сл. 12

В процессе своей деятельности я использую учебно – методический комплект, предлагаемый авторм программ «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» Лыковой Ириной Александровной.

Читайте также:  Значение стиля общения с ребенком для развития его

Сл. 13

Целью моей деятельности является «Приобщение детей к творчеству, развитие умения видеть мир глазами художника формирование наблюдательности и внимательности, развитие нестандартного мышления, фантазии, воображения, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, ознакомление с основами дизайнерской деятельности

Сл. 14

ЗАДАЧИ

Развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение внимание, наблюдательность и аккуратность.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Развивать фантазию, воображение, индивидуальность в работе.

Формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

Формировать у детей навыки и умения действовать с разными материалами для творчества.

Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Сл. 15,16

В своей деятельности я руководствуюсь следующими дидактическими принципами, общепедагогическими и специфическими, свойственными для дизайн – деятельности (см. слайды)

Сл. 17

Наряду с традиционными методами обучения дошкольников я использую нетрадиционные методы стимулирования творческого таланта.

Сл. 18, 19, 20

Сл. 21

Условия для реализации дизайн – деятельности с детьми

Сл. 22

Формы работы с детьми

Сл. 23 – 32

Я считаю, что наиболее эффективной является такая форма работы с воспитанниками как непроизвольное обучение в игровой форме, позволяющее ребенку овладевать каким-то знанием не в результате каких-то специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель.

Сл. 33, 34, 35,36,37

Детский дизайн носит утилитарный характер, т. е. он должен быть полезен. Детским работам обязательно находится практическое применение. Мы используем их как подарки малышам, сверстникам, взрослым, как атрибуты к играм, для оформления интерьера группы и детского сада, оформляем выставки детского творчества, применяем для украшения костюмов к праздникам и развлечениям.

Сл. 38

Работа с родителями

Сл. 39 (4 фото)

Считаю, что объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

Сл. 40, 41

Формы работы с педагогами

Сл. 42

Результат

Таким образом, можно говорить о том, что в результате творческого процесса работа каждого ребенка становится маленьким шедевром, отличающимся индивидуальностью и уникальностью.

Сл. 43

Творческих вам успехов!

Источник

Из истории проблемы

Творческое рукоделие ребёнка, обустраивающего свой быт, можно определить как занятия детским дизайном. Опираясь на этот посыл и бытующее среди специалистов мнение о воспитательной продуктивности дизайн-рукоделия малышей, проследим, как развивались представления об этой деятельности в зарубежной и отечественной педагогике.

Позитивный взгляд на предметный мир, окружающий малыша, как на средство воспитания, появился уже в эпоху Возрождения. В Италии был основан «Дом радости», в котором красота архитектуры и окружающей обстановки призвана была вызывать «благостное состояние души» и способствовать развитию детей. Позднее в своём труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский писал, что среда ребёнка должна быть приятной внутри и снаружи. Время меняло вектор взглядов на воспитательную роль дизайна среды. На рубеже XV–XVIII веков поощрялось воспитание детей в природе (Ж.Ж. Руссо), их взаимоотношения со средой быта (Я.А. Коменский), особенно приветствовалось самостоятельное изготовление детьми игрушек, вещей (Д. Локк). В XVIII–XIX веках предметная среда осознаётся как важное средство развития ребёнка в коллективе (И. Песталоцци и др.).

Вопросы эстетического воспитания детей волнуют многих специалистов за рубежом (Германия, Англия, Франция, Америка, Италия). Разрабатываются педагогические идеи и методики: сенсорно-дидактические системы «даров» (Ф. Фребель), автодидактические (М. Монтессори); «жизненные» материалы (О. Декроли) и др. При этом в системе упражнений и игр с использованием природных и искусственных материалов учитываются возрастные особенности ребёнка, его мышления и деятельности. Детей нужно готовить не к школе, считала М. Монтессори, а к жизни, предоставляя им естественный «жизненный» материал, который развивал бы осязательные чувства ребёнка, — бумагу, картон, лоскуты, нитки, древесину, металл, стекло и т. п., «волшебные мешочки», наполненные различными природными материалами — песком, камешками, травкой и др., — помогают развитию зрения, осязания, слуха, обоняния, моторики ребёнка. Традиции, существующие в детском саду, должна перенять школа, считала М. Монтессори, придавая большое значение развитию сенсорных чувств, трудовых навыков и организации достойного быта малышей. О необходимости особых помещений, мебели, игрушек, посуды для детей говорил Р. Штайнер (Вальдорфская педагогика), предлагая воспроизводить в них знакомые детям образы «природосообразные» предметы лекальных (обтекаемых) форм из естественных материалов, фольклорные мотивы в быту — деревянные игрушки, тряпичные куклы «без лица» (вроде крестьянской куклы-«оберега») с предметами одежды для игр будоражат воображение ребёнка, считали педагоги рассматриваемого направления, побуждая его тем самым думать и творить. Некоторые рациональные идеи и методики прошлого педагоги используют и в современных условиях.

Рукодельная культура получает новую перспективу, богатые возможности своего развития в детском дизайне: малыши благоустраивают, украшают свой быт, мастерят полезные и красивые изделия. Ткани, обои, клеёнка, выполненные по детским рисункам, посуда и игрушки тиражируются и пользуются высоким спросом. Дети совместно со взрослыми оформляют среду для своих занятий и игр, разрабатывают одежду для кукол. В зарубежных странах (Япония, Франция, Германия, Италия, Финляндия и др.) успешно сочетают на занятиях дизайном изобразительное творчество, конструирование, знакомят детей с новыми материалами и технологиями их использования.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года занятие видео

В Японии, к примеру, в течение последнего полувека бурно развивалась дизайн-культура для детей. В немалой мере этому способствовало следование традициям семейного уклада, декоративно-прикладных ремёсел, народным обычаям и творческой переработке мировых достижений в науке и технике. Государственная политика страны провозгласила приоритеты преемственности в воспитании у подрастающего поколения гражданственности поведения и профессиональной ответственности за порученное дело. Не принято при всех негативно оценивать детскую работу. Взрослые уважают в ребёнке личность, рассматривают его занятия творчеством как нечто, работающее на общую культуру. Поощряя дух соревнования, японские педагоги не делят детей на «первых» и «последних»: все должны быть отмечены. Чаще награждают не отдельного ребёнка, а команду, коллектив. Взрослый исправляет детские ошибки тактично, не навязывая своего мнения. Уделяется особое внимание организации среды ребёнка. Популярен ручной, эстетически содержательный труд. Для изготовления различных поделок на прогулках вместе собирают природный материал. Взрослый предоставляет ребёнку качественный выбор материалов из отходов быта и производства, знакомит с использованием безопасных инструментов. Дети делают модели-макеты из глины и пластикатов, бумаги и картона; собирают конструкции из дерева; изготавливают куклы и театральные игрушки, используют в поделках ткани и нитки, ленты и сутаж для плетения; вместе со взрослыми участвуют в оформлении бытового и праздничного интерьера.

Полезные знания и умения дети продолжают накапливать в школе: их знакомят с живописью, способами печати на бумаге, тканях, с различными иллюстрациями, шрифтами, плакатами, с керамикой, с процессом изготовления декораций, доступным им рекламным и промышленным дизайном, разработкой деталей костюма, проектированием интерьера, декоративным зодчеством. В детских учреждениях на обтянутых цветным сукном стенах часто меняют детские рисунки и аппликации, прикрепляют к ним поделки из бумаги и природного материала; со стропил потолка свисают забавные рыбки, дракончики, журавлики, голубки, красочные гроздья бумажных и пластиковых фонариков, гирлянды листьев и цветов в технике «оригами» и другие детские поделки из отходов тарной упаковки. Дети воспитываются на определённых традициях оформления японского жилища (обычно представляющего собой «навес над пустотой») — они усваивают своеобразную национальную философию жилища, традиции своей страны. Для помещений характерно отсутствие загромождённости, что создаёт условия для организации и проведения коллективных подвижных игр и работы в группах.

Популярность дизайна для детей и собственно детского дизайна возрастает в других развитых странах. В помещениях и на пленере устраиваются ярмарки, выставки-продажи изделий народного творчества (игрушек бумажной пластики и продуктов фитодизайна, гончарных изделий, тканых полотен, изделий, выполненных в технике батика, аранжировок и сувениров). Такие мероприятия охотно посещаются семьями. Заказываются у мастеров заготовки изделий, на которые затем наносится выполненный малышом рисунок, надпись или его фотопортрет. Большим спросом пользуются поделки детей, выполненные здесь же в присутствии взрослых. Юные дизайнеры за длинными столами увлечённо рисуют и лепят, что-то мастерят. Можно вылепить или приобрести нерасписанный «белок», к примеру, необычной формы посуду (чашку, бокал, блюдце, вазочку), забавную зверушку, автомобильчик и другую игрушку-сувенир, а затем самому расписать слепок яркими красками. Мастер-гончар кладёт его в печь, и вскоре малыш получает своё, ещё тёплое, изделие. Дети наблюдают, как при обжиге изменяются краски на керамике, и могут повторить рисунок в новой работе уже соответствующими красками.

В живописных местах — Боженце (Болгария), Дубровник (Югославия) и др., а в последние годы во многих регионах России, на выставках-ярмарках народного искусства создаются авторские изделия — тканые и вязаные пояса, салфетки, сумочки, тряпичные и соломенные куклы; а также керамические изделия и игрушки, резные деревянные скульптуры, гравюры по металлу и многое другое.

Приобщение детей к дизайн-культуре — благородное, но трудное и длительное дело, которое под силу педагогическому коллективу с высоким уровнем профессионализма. Такими, к примеру, признаны педагоги детских садов «Реджио Эмилия» (Италия, г. Болонья)[3], созданных под руководством педагога Лориса Малагуцци (1962 г.), поставившем задачу воспитания новой личности в естественной среде обитания. Здесь педагог воздействует на каждого ребёнка в коллективе: наблюдает за ним, беседует с ним, проводит экскурсии, организует предметную среду, обогащает полезной информацией, обеспечивает его природными и искусственными материалами, приборами, инструментарием для поделок, игрушками и конструкторами и т. п. Взрослый наблюдает за тем, что ребёнка интересует, придумывает для него занятия, окружает его «домашней» мебелью, создавая уют (комоды, этажерки, корзины, зеркала, ящички и др.). Помещения оборудуются современной и безопасной для детей техникой, специальным освещением, крупноблочными сборными игровыми элементами и т. п. Повсюду размещаются детские работы: они имеют разные форматы, размеры и выполнены в разных материалах, техниках и стилистиках. По сути — это близкая ребёнку философия убранства детского интерьера, отличная от принятых, нередко формальных требований к общественному учреждению, каким является детский сад. Эта тенденция полнее отражает демократические принципы воспитания детей: им не запрещается играть, экспериментировать, они чувствуют себя хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно его осваивающими.

Конец ознакомительного фрагмента.

Источник