Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности
Декоративно-прикладное творчество – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Педагогика определяет эстетическое воспитание как «процесс целенаправленного формирования вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, к самостоятельному творчеству». Эстетическое воспитание предполагает также формирование всесторонне развитой личности – человека, способного не только к потреблению искусства, но и к творчеству.
Дополнительное образование детей – необходимое звено воспитания многогранной личности, ее образования, ее ранней профессиональной ориентации. Оно создает юному человеку условия для полноценной жизни в пору детства. Ведь если ребенок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений в зрелом возрасте.
Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное, деятельностное: ребенок действует в ситуации поиска самостоятельно, получает знания в процессе взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. В системе дополнительного образования создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из своего окружения. Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер, поскольку побуждает ребенка находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. Важный элемент в системе дополнительного образования, привлекательный для родителей и детей, творческие виды деятельности.
Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключена в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. В нашей школе дополнительное образование – это сеть кружковой работы: школьные кружки и кружки ЦДТ.
Современность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя волю ребенка, следует воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка. Именно поэтому и к тому же видя, что интересует детей и что им нравится работать с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом я организовала занятия кружка «Умелые ручки».
В основу программы занятий кружка были положены принципы актуальности, реалистичности, систематичности, активности, воспитывающего характера обучения, доступности программного материала и возможность осуществления контроля.
Цель программы – формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, эстетической культуры и духовности, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно – прикладным творчеством.
Занятия в кружке рассчитаны на решение таких задач:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - научить детей владеть различными техниками работы
с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучить технологиям разных видов рукоделия: торцевание, бисероплетение.
- формировать умение самостоятельно решать
познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие:
- создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
- развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание; - развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
• формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
• приобщение детей к эстетической культуре;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- воспитывать уважение к народным культурным ценностям.
Я выбрала следующие направления работы:
– расширенное знакомство детей с изделиями декоративно-прикладного творчества;
– самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
В работе используются различные методы и приемы, которые должны способствовать созданию и сохранению атмосферы творчества, познания, служить осознанию ценности и неповторимости национальной культуры.
Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия, «превращение» детей в мастеров. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику работы с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом.
Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков: ведь, вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей в процессе занятий декоративно-прикладным искусством развиваются в разных направлениях: дети создают эскизы, продумывают и создают предметы декоративного характера, учатся находить способы изображения и оформления предмета, переносить задуманный декоративный предмет на изделие.
На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова и музыки – все это помогает детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре, делает занятия живыми и интересными.
Большое внимание я уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, во время консультаций. В качестве творческого отчета перед родителями дети готовили подарки к различным праздникам.
Итогом работы кружка служат выставки детского творчества в школе, в районе.
Декоративно-прикладное творчество создает эффект духовного общения, знакомит детей с направлениями искусства разных исторических эпох и культур.
Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, когда до конечного результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы ежедневно, повышать результативность работы путем подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий одного дня. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Существенно активизируют творческую деятельность учащихся промежуточные просмотры их работ. На текущих промежуточных просмотрах я как руководитель кружка отмечаю достижения кружковцев, ставлю перед ними новые задачи. К общему промежуточному просмотру я прибегаю в тех случаях, когда выполняется трудное задание. При этом ученики, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Здесь же выражаю одобрение, если что-то детям удалось. Это поднимает настроение учащихся, стимулирует их дальнейшую работу, дает им прилив новых сил. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы школьников, развиваются их творческое мышление и речь.
В конце года мы устраиваем отчетную итоговую выставку работ кружковцев. Умелая организация и проведение выставки становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Наряду с итоговой выставкой творческих работ проводим конкурс на лучшее изделие, выделяем и отмечаем наиболее удавшиеся работы. Это способствует привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых школьников.
Сегодня непозволительно пускать на самотек эмоционально-нравственное развитие, ибо это чревато воспитанием черствости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добра и зла. Занятия декоративно-прикладным искусством дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы юного мастера. Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка. Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования отношения к действительности, духовно-нравственного развития и саморазвития личности опирается на постижение художественной гармонии. Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.
Источник
Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы г.Маркса Саратовской области
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: Педагог дополнительного образования
Шнайдер Марина Александровна
г.Маркс 2015 г.
«РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи.
К.Г. Паустовский
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное развитие формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
В нравственном развитии у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства ребенка.
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе, людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будет создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение, а так же фантазию, как разновидность воображения. Воображение свойственно только человеку. Возникает оно в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, ребенок представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате этих действий.
На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, прослушивание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с искусством декоративно –прикладного творчества, образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
Декоративно-прикладное творчество – является важнейшим средством эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Способствует развитию следующих психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь а так же развитие мелкой моторики.
Декоративно-прикладное творчество – необходимое звено воспитания многогранной личности, ее образования, ее ранней ориентации. Оно создает ребенку условия для полноценной жизни в пору детства. Ведь если ребенок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений по мере его взросления.
Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключена в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Современность предъявляет новые требования к процессу обучения и воспитания: не подавляя волю ребенка, следует воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка. Учитывая все эти факторы, а так же интерес и желание ребенка рисовать, работать с бумагой, с пластилином, природным и бросовым материалом в объединении «АБВГДейка» организованы занятия по курсу «Умелые ручки».
В основу программы занятий были положены принципы актуальности, реалистичности, систематичности, активности, воспитывающего характера обучения, доступности программного материала и возможность осуществления контроля.
Цель программы – формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, эстетической культуры и духовности, воспитание уважения к искусству, в процессе занятий декоративно – прикладным творчеством.
Занятия в кружке рассчитаны на решение следующих задач:
Образовательные:
Знакомствообучающихся с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного творчества;Обучение детей умению владеть различными техниками работы
с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;Обучение технологиям разных видов творчества: рисование, аппликация, лепка, моделирование.
Формирование умения самостоятельно решать
познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие:
Создание условий для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
Развитие образного и пространственного мышления, памяти,
воображения, внимания;Развитие мелкой моторики рук, глазомера.
Воспитательные:
Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;
Приобщение детей к эстетической культуре;
Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
Воспитание уважения к народным культурным ценностям.
В процессе обучения дети не только знакомятся с изделиями декоративно-прикладного творчества, но и создают их самостоятельно.
В процессе создания дети учатся видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание цветов и оттенков: ведь, вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей в процессе занятий развиваются в разных направлениях: дети создают эскизы, продумывают и создают предметы декоративного творчества, учатся находить способы изображения и оформления предмета, переносить задуманное на предмет или на изделие.
На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова и музыки – все это помогает детям попасть в необычный мир творчества, приобщиться к художественной культуре, делает занятия живыми и интересными.
Особенность декоративно-прикладного творчества состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе над одним и тем же изделием, когда до конечного результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы на каждом уроке, повышать результативность работы путем подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий одного дня. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, дети работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий дети дают объяснения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы, развиваются их творческое мышление и речь.
Сегодня непозволительно пускать на самотек эмоционально-нравственное развитие, ибо это чревато воспитанием черствости по отношению к другому человеку и к природе.
Занятия декоративно-прикладным творчеством дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы маленького мастера. Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка, формирует его отношение к действительности, а саморазвитие личности опирается на постижение художественной гармонии.
Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему опыту человечества, накопленному в области прикладного творчества, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.
Источник
Сайт работает в тестовом режиме. Приносим свои извинения за временные неудобства.
Сторожева Наталия Юрьевна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
Тюкаева Татьяна Вячеславовна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
Декоративно-прикладное искусство относится к одним из древнейших видов искусства. Россия богата различными видами народного декоративного промысла: резьба и роспись по дереву, гончарное производство, плетение кружев, вышивка, аппликация и прочее.
Узнавая историю своего народа, знакомясь с предметами обихода, лексикой, обычаями, видами промысла, ребенок культурно обогащается. Прикладное искусство – значит, рукотворное: в каждый предмет вложена частичка души мастера, который работал над идеей и ее воплощением. Дошкольник, прикасаясь к элементам народного творчества, развивает воображение, активирует творческие процессы. Эмоциональный язык искусства – основной и прочный переходной мостик от души народа к душе ребенка.
Ведущие отечественные педагоги (Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, А.П. Усова), говорили о том, что художественное наследие передается из поколения в поколение, но для этого необходимо придерживаться духовных идеалов, знакомя с ними, не отрываясь от образовательного процесса. Ребенку нужно знать историю своего края, поэтому педагогу важно донести это через игры, проекты, творчество.
Творческая деятельность дошкольников на базе декоративно-прикладного искусства является одной из целей, направленной на решение глобальной задачи – развитие основ личности ребенка. Важно привить детям через искусство нравственно-эстетические ценности своего народа, позитивное отношение к Родине. Такая позиция имеет огромное значение, как для будущего становления личности, так и осознания себя в качестве частицы своего народа, своей страны.
Развитие творческой составляющей необходимо для гармоничного воспитания дошкольников. С помощью этого фактора можно привить духовно-нравственные идеалы, культурные ценности нашей страны. В современном мире очень высок уровень агрессии, поэтому снизить его можно только вкладывая в будущее детей, помогая им расти здоровыми, всесторонне развитыми и придерживающихся моральных ориентиров.
Законодательная база современной системы образования прописывает задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Подразумевается воспитание высоконравственного, творческого гражданина России, принимающего судьбу своего Отечества, как свою личную. В будущем такой человек будет осознавать свою ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Важно раскрыть потенциал и творческие способности каждого ребенка. Развитие этих способностей должно начинаться с ранних лет и реализовываться разными способами, среди которых особое место занимают художественно-творческие направления. Одним из таких направлений является декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство включает в себя художественные промыслы, городское художественное ремесло. Мы, воспитатели, знакомим детей не только с дымковской игрушкой, росписью гжель, но и другими техниками. К ним относится: лепка, аппликация, декупаж, папье-маше, конструирование, комбинированные техники.
Искусство проявляется как в сфере предметной культуры, так и в сфере духовной культуры – обрядах, праздниках. Мы знакомим детей с традициями своего народа на примере различных праздников (проведение утренников, творческих занятий). Приобщая к народному творчеству, есть большая вероятность воспитать не только духовно-нравственную, но и творчески думающую личность.
На занятиях декоративно-прикладными видами творчества существенное место отводится под эстетическую составляющую и усвоение основных национальных ценностей. Как результат – речевое развитие происходит более стремительными темпами, накапливается сенсорный опыт. Ребенок видит идеал, по образцу которого может в дальнейшем создать свой предмет. При этом познавательная сфера включает в себя несколько компонентов:
– задействуются психические познавательные процессы (память, восприятие, воображение, мышление);
– ребенок учится анализировать, классифицировать, сравнивать предметы и обобщать, делать выводы;
– дошкольник получает информацию, необходимую для дальнейших достижений и накапливания опыта;
– формируется отношение к услышанному и увиденному – это и есть чувствительно-эмоциональный опыт человека.
Мы, потратив определенное количество времени, создали из глины дымковские фигуры.
Фотографии 1–6
Перед тем, как начать расписывать дымковские игрушки, предварительно проводим с детьми беседу об истории игрушек, особенностях росписи. И в конце беседы каждый ребенок выбрал себе понравившуюся игрушку, которую он лепил из глины вместе с нами, педагогами. Невозможно описать всю гамму чувств, которую испытали дети, выполняя эту творческую работу, какая гордость переполняла детей. Как поднималась самооценка ребенка: «Я могу», «Моей работой восхищаются».
Из полученных поделок организовали выставку.
Фотография 7
Дошкольнику необходимо уметь работать не только в индивидуальном формате, но и учиться коллективному взаимодействию. Таким образом, можно научить ребенка состраданию, помощи товарищу, командной работе. Результат одного ребенка – это большое достижение, а коллективная работа требует не меньших усилий. Мы стараемся поддерживать каждого ребенка, вовлекая его в совместную деятельность с другими детьми.
Занятие декоративно-прикладными видами деятельности необходимо детям, это благотворно сказывается на развитии их способностей, формирует чувство вкуса. Но во всем необходим профессиональный подход, иначе ребенок может утратить интерес и желание творить. Важно настроить детей на творческую работу, заинтересовать их, поощрять каждый шаг. Нельзя сознательно ускорять процесс, всему свое время. Каждый ребенок должен быть удостоен внимания и вовлечен в работу. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
И мы думали, придумывали, участвовали в конкурсах… И вот, что у нас вышло.
Фотографии 8–9. Аппликация «Скворечник»
Фотография 10. Рисуем пластилином «Осень»
Фотографии 11–12. Игрушки из помпонов «Рождественские ангелы»
Мы думаем, что нашли эти пути. Так как при коллективном труде все дети включаются в процесс творчества, им интересно заниматься вместе. Даже бывает так: скромный ребенок в других видах деятельности стесняется, неохотно контактирует с другими детьми, а при создании коллективных поделок он раскрывается, демонстрирует свой потенциал. Детям интересно, что за задачу поставит перед ними педагог, так как работы большие, требующие времени их всегда проще и увлекательнее делать сообща.
Наши коллективные поделки:
Фотографии 13–14. Панно из яичной скорлупы
Фотографии 15–16. Коллективная работа в смешанной технике: глина, лепка, объемная аппликация
Фотография 17. Коллективная работа в технике «аппликация пряжей»
Декоративно-прикладное искусство помогает прививать духовные, эстетические и нравственные ориентиры, формировать осознанность. За время работы, дети могут познакомиться с разными материалами, вариативностью творчества, узнать новое о своей малой и большой Родине. Кроме того, они узнают о народных умельцах, востребованных профессиях, о ценности созданного своими руками.
Воспитателю необходимо знакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, проводить занятия, где будут задействован творческий потенциал ребенка (лепка, рисование, конструирование, аппликация). Наша роль в процессе – направляющая, ориентирующая на эталоны, пробуждающая желание творить и развиваться.
Фотография 18. Поделка из теста
Фотография 19.Поделка из природного материала
Фотография 20. Аппликация из пуговиц
Фотография 21. Роспись морских камушек
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.
Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов: генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков , где декоративно-прикладное искусство занимает одно из главных мест в воспитании личности ребенка.
Список литературы:
1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
2. Лотман Ю.М. Лекции о русской культуре. Воспитание души. СПб: Искусство, 2003.
3. Малахова И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность. Минск: Белорусская наука, 2003.
4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1986.
5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста). М.: Скрипторий, 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник