Сторожева Наталия Юрьевна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Тюкаева Татьяна Вячеславовна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Декоративно-прикладное искусство относится к одним из древнейших видов искусства. Россия богата различными видами народного декоративного промысла: резьба и роспись по дереву, гончарное производство, плетение кружев, вышивка, аппликация и прочее.

Узнавая историю своего народа, знакомясь с предметами обихода, лексикой, обычаями, видами промысла, ребенок культурно обогащается. Прикладное искусство – значит, рукотворное: в каждый предмет вложена частичка души мастера, который работал над идеей и ее воплощением. Дошкольник, прикасаясь к элементам народного творчества, развивает воображение, активирует творческие процессы. Эмоциональный язык искусства – основной и прочный переходной мостик от души народа к душе ребенка.

Ведущие отечественные педагоги (Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, А.П. Усова), говорили о том, что художественное наследие передается из поколения в поколение, но для этого необходимо придерживаться духовных идеалов, знакомя с ними, не отрываясь от образовательного процесса. Ребенку нужно знать историю своего края, поэтому педагогу важно донести это через игры, проекты, творчество.

Творческая деятельность дошкольников на базе декоративно-прикладного искусства является одной из целей, направленной на решение глобальной задачи – развитие основ личности ребенка. Важно привить детям через искусство нравственно-эстетические ценности своего народа, позитивное отношение к Родине. Такая позиция имеет огромное значение, как для будущего становления личности, так и осознания себя в качестве частицы своего народа, своей страны.

Развитие творческой составляющей необходимо для гармоничного воспитания дошкольников. С помощью этого фактора можно привить духовно-нравственные идеалы, культурные ценности нашей страны. В современном мире очень высок уровень агрессии, поэтому снизить его можно только вкладывая в будущее детей, помогая им расти здоровыми, всесторонне развитыми и придерживающихся моральных ориентиров.

Законодательная база современной системы образования прописывает задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Подразумевается воспитание высоконравственного, творческого гражданина России, принимающего судьбу своего Отечества, как свою личную. В будущем такой человек будет осознавать свою ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Важно раскрыть потенциал и творческие способности каждого ребенка. Развитие этих способностей должно начинаться с ранних лет и реализовываться разными способами, среди которых особое место занимают художественно-творческие направления. Одним из таких направлений является декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство включает в себя художественные промыслы, городское художественное ремесло. Мы, воспитатели, знакомим детей не только с дымковской игрушкой, росписью гжель, но и другими техниками. К ним относится: лепка, аппликация, декупаж, папье-маше, конструирование, комбинированные техники.

Искусство проявляется как в сфере предметной культуры, так и в сфере духовной культуры – обрядах, праздниках. Мы знакомим детей с традициями своего народа на примере различных праздников (проведение утренников, творческих занятий). Приобщая к народному творчеству, есть большая вероятность воспитать не только духовно-нравственную, но и творчески думающую личность.

На занятиях декоративно-прикладными видами творчества существенное место отводится под эстетическую составляющую и усвоение основных национальных ценностей. Как результат – речевое развитие происходит более стремительными темпами, накапливается сенсорный опыт. Ребенок видит идеал, по образцу которого может в дальнейшем создать свой предмет. При этом познавательная сфера включает в себя несколько компонентов:

– задействуются психические познавательные процессы (память, восприятие, воображение, мышление);

– ребенок учится анализировать, классифицировать, сравнивать предметы и обобщать, делать выводы;

– дошкольник получает информацию, необходимую для дальнейших достижений и накапливания опыта;

– формируется отношение к услышанному и увиденному – это и есть чувствительно-эмоциональный опыт человека.

Мы, потратив определенное количество времени, создали из глины дымковские фигуры.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 1–6

Перед тем, как начать расписывать дымковские игрушки, предварительно проводим с детьми беседу об истории игрушек, особенностях росписи. И в конце беседы каждый ребенок выбрал себе понравившуюся игрушку, которую он лепил из глины вместе с нами, педагогами. Невозможно описать всю гамму чувств, которую испытали дети, выполняя эту творческую работу, какая гордость переполняла детей. Как поднималась самооценка ребенка: «Я могу», «Моей работой восхищаются».

Из полученных поделок организовали выставку.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 7

Дошкольнику необходимо уметь работать не только в индивидуальном формате, но и учиться коллективному взаимодействию. Таким образом, можно научить ребенка состраданию, помощи товарищу, командной работе. Результат одного ребенка – это большое достижение, а коллективная работа требует не меньших усилий. Мы стараемся поддерживать каждого ребенка, вовлекая его в совместную деятельность с другими детьми.

Занятие декоративно-прикладными видами деятельности необходимо детям, это благотворно сказывается на развитии их способностей, формирует чувство вкуса. Но во всем необходим профессиональный подход, иначе ребенок может утратить интерес и желание творить. Важно настроить детей на творческую работу, заинтересовать их, поощрять каждый шаг. Нельзя сознательно ускорять процесс, всему свое время. Каждый ребенок должен быть удостоен внимания и вовлечен в работу. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

И мы думали, придумывали, участвовали в конкурсах… И вот, что у нас вышло.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 8–9. Аппликация «Скворечник»

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 10. Рисуем пластилином «Осень»

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 11–12. Игрушки из помпонов «Рождественские ангелы»

Мы думаем, что нашли эти пути. Так как при коллективном труде все дети включаются в процесс творчества, им интересно заниматься вместе. Даже бывает так: скромный ребенок в других видах деятельности стесняется, неохотно контактирует с другими детьми, а при создании коллективных поделок он раскрывается, демонстрирует свой потенциал. Детям интересно, что за задачу поставит перед ними педагог, так как работы большие, требующие времени их всегда проще и увлекательнее делать сообща.

Наши коллективные поделки:

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 13–14. Панно из яичной скорлупы

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 15–16. Коллективная работа в смешанной технике: глина, лепка, объемная аппликация

 Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 17. Коллективная работа в технике «аппликация пряжей»

Декоративно-прикладное искусство помогает прививать духовные, эстетические и нравственные ориентиры, формировать осознанность. За время работы, дети могут познакомиться с разными материалами, вариативностью творчества, узнать новое о своей малой и большой Родине. Кроме того, они узнают о народных умельцах, востребованных профессиях, о ценности созданного своими руками.

Воспитателю необходимо знакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, проводить занятия, где будут задействован творческий потенциал ребенка (лепка, рисование, конструирование, аппликация). Наша роль в процессе – направляющая, ориентирующая на эталоны, пробуждающая желание творить и развиваться.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 18. Поделка из теста

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 19.Поделка из природного материала

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 20. Аппликация из пуговиц

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 21. Роспись морских камушек

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.

Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов: генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков , где декоративно-прикладное искусство занимает одно из главных мест в воспитании личности ребенка.

Список литературы:

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Лотман Ю.М. Лекции о русской культуре. Воспитание души. СПб: Искусство, 2003.

3. Малахова И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность. Минск: Белорусская наука, 2003.

4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1986.

5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста). М.: Скрипторий, 2003.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.