Роль деятельности в воспитании и развитии ребенка

Роль деятельности в воспитании и развитии ребенка thumbnail

Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания и обучения путем присвоения общественно- исторического опыта человечества. Это происходит в разных видах деятельности. В итоге ребенок входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет.

Освоение общественно-исторического опыта происходит в процессе активной деятельности. Активность присуща ребенку. На основе активности в процессе воспитания формируются разные виды деятельности.

Основными являются деятельность общения, познавательная, предметная, игровая, элементарная трудовая и учебная деятельность.

 Сами виды деятельности являются частью общественно-исторического опыта. Осваивая ту или иную деятельность, проявляя активность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности.

Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания. Это определяет ведущую роль деятельности в воспитании и развитии ребенка. В разные периоды развития и воспитания детей разные виды деятельности сосуществуют и взаимодействуют, но роль их в воспитании и развитии ребенка неодинакова: на каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности, в котором проявляются основные достижения развития.

Различные виды деятельности, формируясь в условиях воспитания и обучения, осваиваются ребенком не сразу: лишь постепенно овладевают ими дети под руководством воспитателей.

В состав каждой деятельности входят такие элементы: потребность, мотивы, цель, предмет деятельности, средства, действия, осуществляемые с предметом, и, наконец, результат деятельности. Научные данные свидетельствуют, что ребенок не сразу овладевает всеми этими элементами, а постепенно, и только с помощью и под руководством взрослого. Многообразие и богатство деятельности ребенка, успех в ее овладении зависят в большой мере от условий воспитания и обучения в семье, детском саду (А. Н. Леонтьев и др.)

С первых лет жизни элементарные виды деятельности являются основой формирования личностных способностей, свойств и отношения к окружающему. Так, уже в элементарных видах общения (эмоциональном и эмоционально-предметном) взрослых с ребенком раннего возраста у него развиваются первоначальные социальные потребности во впечатлениях, происходит формирование действий и представлений. По мере овладения новыми способами действий активность детей возрастает. Однако степень активности, ее динамика зависят и от органических, наследственно обусловленных предпосылок, от подражания.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В первые годы жизни основными видами деятельности детей становятся общение со взрослыми и действия с предметами. В ходе общения воспитатели вводят детей в мир предметов. Именно таким путем дети овладевают специфической предметной деятельностью. При этом само общение становится для ребенка необходимой потребностью.

Организация предметной деятельности является одной из задач воспитания детей первых двух лет жизни и в семье, и в дошкольных учреждениях, так как в ней происходит развитие всех познавательных процессов, целей и мотивов поведения.

В этой деятельности под руководством воспитателей дети усваивают первоначальные знания об особенностях предметов, способы действий с ними, элементарные операции анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

 Ко второму полугодию третьего года жизни ребенка предметная деятельность и общение достигают достаточно высокого уровня развития, создается основа для перехода к игровой и изобразительной деятельности.

Если активность и самостоятельность детей раннего возраста вызываются непосредственным присутствием и влиянием взрослых, то дети 4—6 лет все более самостоятельно, по собственному побуждению включаются в разнообразную деятельность. В ней возрастает роль сознания, она принимает репродуктивный, а подчас и творческий характер.

Научные исследования показали, как развивается социальная, познавательная активность дошкольников в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте становится ведущей. В играх под руководством воспитателей дети усваивают различные способы действий, знания о предметах, их свойствах и признаках. Дети осмысливают также пространственные, временные отношения, связи по сходству, тождеству, овладевают понятиями. Подвижные игры способствуют развитию движений, их качеств, пространственной ориентировке. В совместных играх дети осознают и усваивают отношения между людьми, значение согласования действий, расширяют представления об окружающем.

 У детей старшего дошкольного возраста содержание игровой деятельности становится многообразнее и возможности всестороннего развития детей расширяются. Игра способствует развитию воображения, углублению знаний об окружающей действительности, о труде людей, формированию коллективистических черт личности.

 Наряду с игрой в этом возрасте развиваются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Они являются источниками развития воображения, конструктивного мышления, художественных способностей, творчества.

 Регулярные трудовые задания воспитывают и развивают умения подчинять свою деятельность общественным интересам, руководствоваться общественной пользой, радоваться общим результатам труда.

 Элементарная учебная деятельность на занятиях способствует усвоению знаний об окружающей природе, общественной жизни, о людях, а также формированию умственных и практических умений.

Если в 3—4 года внимание детей в процессе обучения фиксируется на конкретных фактах и явлениях из жизни природы, людей, то обучение детей 5—6 лет направлено на усвоение существенных связей и отношений, на обобщение этих связей и формирование простейших понятий, что подводит к развитию у детей понятийного мышления. Усвоенные знания и развитые умственные способности используются детьми в разнообразных играх и труде. Все это влияет на развитие личности ребенка, формирует у него интерес к новому содержанию деятельности.

 Воспитание и развитие потребностей, чувств, мотивов, целей и других сторон личности в период дошкольного возраста достигает такого уровня, который позволяет ребенку перейти на ступень систематического обучения в школе.

Исходя из положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии ребенка, необходимо организовать жизнь ребенка в учебно-воспитательных учреждениях и в семье таким образом, чтобы она была насыщена разнообразными видами деятельности. При этом должно быть обеспечено руководство ими, направленное на обогащение содержания, усвоение новых умений, развитие самостоятельности и т. п.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Ребенок растет – меняются его возможности, отношение к себе и другим. Он постепенно становится частью общества. Важную роль в развитии его психики и личности играет деятельность. Ее можно разделить на предметно-манипулятивную и социальную. С одной стороны, чтобы быть частью общества, необходимороль деятельности знать и использовать социальные механизмы. С другой, нас окружает мир вещей, и учиться пользоваться ими — первейшая необходимость.

Нормальное развитие личности подразумевает переход от одного типа деятельности к другому. Это довольно жесткий ступенчатый процесс: переход между типами осуществляется только тогда, когда цель предыдущего этапа будет достигнута. Одним из важнейших типов будет игровая деятельность. Она актуальна с раннего детства и сохраняется практически до конца пубертатного периода. Это не только развлечение для ребенка, но и возможность учиться использовать предметы по назначению, моделировать жизненные ситуации.

Что такое деятельность?

Прежде чем говорить о том, какую роль играют разные виды деятельности человека в развитии его личности, нужно пояснить, что такое деятельность. Сюда относятся два больших блока понятий:

  • материальный мир;
  • социальная сфера.

Чтобы пользоваться всеми предметами обихода и орудиями труда, необходимы знания, опыт и тренировка. Когда-то мы все впервые сами держали вилку, умывались, пробовали чистить зубы. Сейчас для нас это простые, привычные действия, но так было не всегда. У ребенка перед глазами всегда есть пример — взрослые. От родителей и воспитателей, учителей мы узнаем, как роль деятельностипользоваться теми или иными предметами правильно, чтобы получить желаемый результат.

Деятельность в социальной сфере – это общение, контакты, усвоение моральных норм общества. Роль деятельности в данной сфере ничуть не меньшая. Мы точно так же учимся общаться, знакомиться, решать конфликтные ситуации, как чистить зубы или управляться с вилкой. Когда-то все бывает впервые, а чтобы достигнуть результатов, необходима тренировка.

Любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель устанавливается ребенком. Самое важное здесь, чтобы в любом выбранномроль деятельности виде деятельности ребенку хотелось добиться успеха. Бесцельная деятельность не принесет каких-либо результатов. В развитии личности момент достижения цели имеет огромное значение.

Когда каким-то из видов деятельности удается овладеть, осуществляется переход к другому. Смена таких процессов способствует своевременному психическому развитию. Для ребенка это нормальное удовлетворение от достигнутого результата. Этот процесс связан с взрослением. С каждым разом увеличивается его база знаний о мире, предметах, связях между людьми.

Необходимость и потребность в деятельности

Роль деятельности очень велика для правильного развития малыша. Самостоятельная деятельность всегда будет позитивным фактором для личностного, физического и психического развития. Причем чем старше ребенок, тем разнообразнее должны быть виды деятельности. К ним можно отнести:

  • игровую деятельность;
  • направленную на обучение;
  • предметную (сюда же относится спорт);
  • общение и т.д.

Родители должны понимать, что их малыш растет. Это значит, что будут меняться его интересы, потребности. Потребность в роль деятельностидеятельности должна присутствовать, иначе не может быть и речи о правильном развитии. Ребенку интересно играть с игрушками, другими детьми. Он начинает исследовать мир, изучать его разными доступными способами. Затем начнется более осмысленная деятельность – учеба.

Важно помнить, что здоровая потребность в деятельности (любом ее виде) должна контролироваться родителями, но не ограничиваться полностью. Всем детям нужно играть: в 3 годика, 5 лет, 10 или даже в 15 лет. Желание учиться тоже совершенно нормальное в любом возрасте, с первых месяцев жизни. Уже к 2-3 годам начинает активно проявляться самостоятельность ребенка, а его действия становятся более осмысленными. Чтобы он нормально развивался, становился личностью, необходима предметная деятельность.

Ведущая деятельность

Ведущим называется обычно тот вид, который в данном возрасте, на данном этапе развития формирует более сложные психологические новообразования. Проще говоря, каждому возрастному периоду соответствуют некие типы деятельности. Они помогают ребенку лучше понять окружающий мир, отношения, себя самого. Шаг за шагом, с полученным опытом личность перестраивается, меняется. Чем ребенок старше, тем деятельность сложнее.

Тут главная особенность в том, что виды деятельности не просто меняются, а накапливаются по роль деятельностипринципу снежного кома. Чем дальше, тем больше видов деятельности могут объединяться в ведущее направление. В разном возрасте у ребенка будут меняться направления ведущей деятельности.
В развитии психики детей смена ведущих типов деятельности довольно жестко регламентирована.  Их формирование зависит от возраста, социального положения, возможностей. Переход от одного типа к другому происходит в четко определенном порядке, так как каждый тип подготавливает личность к переходу на следующий уровень.  Только это гарантирует личности ребенка нормальное, гармоничное развитие, и тут не может быть исключений.

Эмоциональное общение

От первых дней жизни до года ведущим направлением можно назвать общение. Его роль огромна: это инстинкт самосохранения — скорее научиться общаться с теми, кто рядом. В этот период малышу важно научиться устанавливать социальные контакты, получать эмоциональную отдачу. В это время он начинает распознавать людей, отличать родителей от чужих, знакомых. Мама вызывает у него больше всего эмоций: он ищет ее глазами, плачет, когда она уходит надолго. Постепенно ребенок привыкает к остальным родным и людям, которые часто появляются в поле зрения.

Предметная деятельности

Предметно-манипулятивное направление деятельности присуще малышам от 1 до 3 лет. Это первейшая предметная деятельность, направленная на роль деятельностиформирование общественного поведения. Сейчас важнее всего научиться общаться, взаимодействовать. Малыш учится не только общению, но и обращению с самыми разными предметами. Основная особенность данного периода – повторение за взрослыми.

В этот период как можно больше стимулируйте потребность ребенка учиться что-то делать самому. Некоторым детям даже стимуляция не нужна, они сами по себе очень самостоятельные. Других же нужно подталкивать.
Манипулятивная деятельность — это, проще говоря, желание понять, как функционирует тот или иной предмет или механизм (не только осязаемый, но и социальный). Малыш видит, как мама включает телевизор с помощью пульта. Он берет его в роль деятельностируки, пробует поднимать, опускать, нажимает кнопочки. Или же учится использовать карандаши, чтобы рисовать: пытается понять на опыте, как держать, какой стороной водить по бумаге и т.д.

Если ограничивать ребенка, не давать ему учиться, самостоятельно пользоваться предметами, то он быстро потеряет интерес к учебе и всему новому. Здесь велика роль родителей, которые не должны ограничивать проявления самостоятельности у малышей 2-3 лет. Таким образом они лишь мешают нормальному процессу развития, замедляя его.

Игра

Один из важнейших видов – это игровая деятельность. Она сохраняется не только у детей, но и у взрослых людей. Ее влияние на развитие личности ребенка бесспорно. Игра — это развлечение, отдых, но еще и важная часть обучения. Играя, малыши моделируют реальные жизненные ситуации. Во время игры дети используют воображение, логику, фантазию, создают и решают проблемы. роль деятельностиРоль игры огромна, ведь это безопасная «испытательная площадка», где кроха может лучше узнать себя и других.

Важность этого вида деятельности нельзя недооценивать. Иногда мамы первоклашек демонстративно забирают игрушки, говоря «теперь ты взрослый, нужно учиться, а не играть». Для ребенка это травмирующее заявление. Посредством игры ребенок будет еще долгое время учиться общаться, понимать мир, моделировать ситуации и поведение. Постепенно это занятие будет становиться все менее значимым, но родители не должны запрещать игры.

Учеба

От 6 до 11 лет основное место в жизни ребенка занимает учеба. Сейчас важно освоить теоретические формы мышления – проще говоря, детей учат учиться. Тут важную роль играет учитель, которому нужно понимать, как заинтересовать, увлечь малышей. Сейчас стоит учитывать особенности психического развития ребенка: ему интересно все яркое, интересное, необычное. Учеба в начальных классах дает ребенку очень многое:

  • усваиваются нормы общественного поведения;
  • появляются первые планы на будущее;
  • раскрывается общественная составляющая личности;
  • волевое развитие (дети учатся разделять «хочу» и «нужно»);
  • радость от достижения цели;
  • самокритика (хочется сделать лучше других, есть возможность самостоятельно оценить значимость и качество работы);
  • формируется ответственное отношение к предметной деятельности.

Ведущая деятельность подростков

У подростков 10-15 лет сейчас два ведущих вида деятельности: общение и учеба. В развитии личности особое значение имеет социальная среда: где учится, чему, кто учит, а также с кем и как общается ребенок. Это время раскрытия своих способностей. Тут уже сами дети начинают понимать, какие они, чего они хотят, как достичь желаемого. Сейчас для них очень важно чувствовать, что они не одни. Для этого необходимо общение.

Многие родители роль деятельностиругают подростков за постоянное желание общаться по телефону, гулять, ходить друг к другу в гости. Однако тут нет ничего удивительного или негативного. Подростку важно знать, что он не один, а часть группы, и группа его принимает и поддерживает.

Для молодых людей от 15 до 18 лет вектор деятельности снова смещается на учебу, но добавляется еще и предметно-трудовое направление. Тут важно понимать, что сейчас человеку понадобится весь его предыдущий опыт. Родителям поздно обвинять 18-летнего парня или девушку в отсутствии самостоятельности или нежелании учиться, ведь в развитии личности самыми важными были ранние годы. А 17-18 годам обычно уже есть желания, планы, мечты и, главное, есть понимание того, как добиться желаемого. Это результат нормального психического развития личности.

Источник

Содержание.

 Введение

1. Роль деятельности в развитии личности
ребенка.

2. Влияние игры.

3. Влияние изобразительной деятельности.

4. Формирование у дошкольников мотивов
трудовой деятельности.

5. Заключение.

 Библиографический список.

 ВВЕДЕНИЕ

В возрастной психологии дошкольный возраст рассматривается
как период, в течение которого психическое
и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня,
который позволит ему организованно перейти
к систематическому школьному обучению.
Дошкольное детство, короткий период в
жизни человека, всего первые шесть-семь
лет, имеет для него очень большое значение.
В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно;
из совершенно беспомощного, ничего не
умеющего существа младенец постепенно
превращается в относительно самостоятельную,
активную личность; развиваются все стороны
психики ребенка, и тем самым закладывается
фундамент для дальнейшего личностного
роста. Развиваясь, ребенок усваивает
новые психологические черты и формы поведения,
благодаря которым он становится маленьким
членом человеческого общества. Ребенок
приобретает тот сравнительно устойчивый
внутренний мир, который дает основания
впервые назвать ребенка личностью, хотя,
конечно, личностью, еще не вполне сложившейся,
способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
На протяжении всего дошкольного детства
происходит изменение и усложнение деятельности
ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие
требования, особенно к умению организовать
свое поведение. Постепенно, шаг за шагом,
формируется личность ребенка, причем
каждый новый сдвиг в формировании личности
изменяет влияние условий, увеличивает
возможности дальнейшего воспитания.
Условия развития личности так тесно переплетаются
с самим развитием, что разделить их практически
невозможно. Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна из них состоит
в том, что ребенок постепенно начинает
понимать окружающий мир и осознает свое
место в нем; это порождает новые типы
мотивов поведения, под влиянием которых
ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — развитие чувства и воли.
Они обеспечивают действенность этих
мотивов, устойчивость поведения, его
известную независимость от изменения
внешних обстоятельств основной путь
влияния взрослых на развитие личности
детей— организация усвоения моральных
норм. Эти нормы усваиваются ребенком
под влиянием образцов и правил поведения.
Образцами поведения для детей служат
прежде всего сами взрослые— их поступки,
взаимоотношения. Наиболее существенное
воздействие оказывает на ребенка поведение
непосредственно его окружающих близких
людей. Он склонен им подражать, перенимать
их манеры, заимствовать у них оценку людей,
событий, вещей. Однако дело не ограничивается
близкими людьми. Ребенок дошкольного
возраста знакомится с жизнью взрослых
многими путями — наблюдая их труд, слушая
рассказы, стихи, сказки. В качестве образца
для него выступает поведение тех людей,
которые вызывают любовь, уважение и одобрение
окружающих. Образцом для ребенка может
служить также и поведение сверстников,
одобряемых и пользующихся популярностью
в детской группе. Наконец, немалое значение
имеют образцы поведения, представленные
в действиях сказочных персонажей, наделенных
теми или другими моральными чертами.
Решающих моментов в усвоении образцов
поведения, выходящих за рамки поведения
окружающих ребенка людей,— та оценка,
которую дают другим взрослым, детям, персонажам
рассказов и сказок люди, к которым ребенок
привязан, мнение которых для него наиболее
авторитетно. Дети дошкольного возраста
проявляют большой интерес к образцам
поведения.

1. Роль деятельности на развитие
ребенка.

Влияние на ребенка со стороны взрослых
и сверстников осуществляется главным
образом в процессе деятельности. Организуя деятельность
детей, взрослые дают советы и указания
по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят
детей с взаимоотношениями и действиями
изображаемых людей, предъявляют определенные
требования к действиям и поступкам самих
детей, оценивают их, помогают разрешать
возникающие в ходе деятельности затруднения
и конфликты. Только выполняя совместную
деятельность, дети объединяются и вступают
между собой в различные взаимоотношения,
составляющие основу детского общества
и способствующие развитию личности его
членов. Развитию личности ребенка способствуют
продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых
и учебных заданий. В этих видах деятельности
складывается направленность на получение
результата, одобряемого взрослыми и сверстниками.
Этим результатом может служить рисунок,
конструкция, приведенное в порядок помещение
или вскопанная грядка, решение арифметической
задачи и т. д. Необходимость добиться
хорошего результата приучает ребенка
планировать свои действия, управлять
ими и, таким образом, ведет к развитию
воли, умения управлять своим поведением.
Кроме того, результат деятельности является
основанием для сравнения успехов, достигаемых
разными детьми. Если первоначально такое
сравнение проводят взрослые, привлекая
к нему детскую группу, то впоследствии
его начинает выполнять и сам ребенок,
овладевая при этом навыками самооценки,
осознания своих собственных качеств
и достижений. Особенно важно то, что под
влиянием деятельности, дающей определенный
результат, у детей формируются новые
мотивы поведения. При выполнении трудовых
заданий дети учатся руководствоваться
той пользой, которую они приносят другим
людям (семье, своей группе и даже обществу
в целом). 
Выполнение учебных заданий способствует
развитию у детей познавательных мотивов
— любознательности, желания узнать новое,
а также интересов к познанию отдельных
областей действительности, с которыми
дети знакомятся в процессе обучения. 
Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития
общих и специальных способностей у ребенка.
Направленность на результат деятельности
развивает трудоспособность — один из
основных компонентов любой способности.
Трудоспособность в большой мере обеспечивает
успех в деятельности, что поощряется общественным
признанием. Удовлетворение притязания
на признание побуждает ребенка к новым
достижениям. Таким, образом, формируется
внутренняя установка на определенный
вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные
виды деятельности — условие развития
способностей.

2. Влияние игры.

 Наиболее важное значение 
для развития личности имеет игра. Беря на
себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность
и взаимоотношения, дети знакомятся с
доступными для них правилами и мотивами
поведения, которыми руководствуются
взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.
Так, играя роль рабочего в мастерской,
ребенок старается воспроизвести его
ответственное отношение к своему делу,
исполняя роль врача — заботливость и
внимательность по отношению к больному
и т.п. 
Игра захватывает детей, заставляет их
по-настоящему переживать те чувства,
которые должны испытывать изображаемые
персонажи,— симпатию, сочувствие к больным,
к детям, уважение к старшим и др. С симпатией,
покровительством, нежностью относится
ребенок к куклам и игрушечным животным,
используемым в игре. 
Интерес к игре, желание хорошо сыграть
роль, настолько велики, что в этих условиях
дети выполняют такие действия, которые
сами по себе для них трудны, непривлекательны,
или воздерживаются от удовлетворения
возникающих по ходу дела других желаний.
Изображая учеников, дошкольники длительно
и старательно занимаются скучным, однообразным
делом — многократным выписыванием одних
и тех же букв. Играя роль буфетчицы на
железной дороге, пятилетняя девочка сама
не ест находящееся в ее распоряжении
печенье, поскольку это противоречит интересам
пассажиров. Однако не следует думать,
что достигнутые в игре успехи могут быть
непосредственно перенесены детьми в
другие условия, в их повседневное поведение.
Нередко можно видеть, как мальчик, только
что проявлявший в роли доктора заботу
о заболевшей девочке, через несколько
минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает
у той же девочки игрушки, не обращая внимания
на ее слезы. Те действия и взаимоотношения,
которые дети разыгрывают в соответствии
с взятыми на себя ролями, позволяют им
ближе познакомиться с определенными
мотивами поведения, поступками, чувствами
взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения
детьми. Игра воспитывает детей не только
своей сюжетной стороной, тем, что в ней
изображается. В процессе реальных взаимоотношений,
разворачивающихся по поводу игры,— при
обсуждении содержания игры, распределении
ролей, игрового материала и т. п.— дети
учатся на самом деле учитывать интересы
товарища, сочувствовать ему, уступать,
вносить свой вклад в общее дело. Нередко
между детьми возникают конфликты по поводу
тех или других моментов организации или
проведения игры. Причиной таких конфликтов
обычно служит неумение согласовать свои
планы и действия. 
На помощь в этих случаях приходит воспитатель.
В большинстве игр роли, выполняемые разными
детьми, неравноценны. Имеются роли главные
(капитана, доктора, воспитательницы) и
второстепенные (матросов и пассажиров,
медсестер, санитарок и больных, няни и
детей). Поскольку главные роли наделены
наибольшим авторитетом, они обычно наиболее
привлекательны для детей. Когда ребенок
играет один, а остальных персонажей изображают
куклы, он обязательно берет на себя главную
роль. Когда же в игре участвует несколько
детей, все они, естественно, не могут претендовать
на главную роль. Обычно в группе детского
сада выделяются дети, которые придумывают
и организуют игры, руководят распределением
ролей, подсказывают другим детям нужные
действия. Они же, как правило, выполняют
главные роли, хотя могут и уступить, дать
другому ребенку ту роль, которую он хочет
взять. Характер реальных взаимоотношений,
складывающихся между детьми в связи с
игрой, в значительной мере зависит от
особенностей поведения таких «вожаков»,
от того, какими путями они добиваются
выполнения своих требований. В одних
случаях это могут быть дети, пользующиеся
в группе наибольшей популярностью, любовью,
умеющие договориться со сверстниками,
учесть их желания, уладить возникшее
недоразумение.

В других случаях в качестве «вожаков»
выступают дети, подавляющие других, стремящиеся
командовать, распоряжаться, прибегая
к физическим воздействиям. 
Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное
влияние на развитие личности детей, зависит
от воспитателя. В случае необходимости
воспитатель должен подсказать детям
содержание игры, проследить за распределением
ролей. В игре проявляются и удовлетворяются
первые человеческие потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они в ней вместе
с тем и формируются. В игре формируются
все стороны психики ребенка.

3. Влияние изобразительной
деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги
фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов
и т.д. Такие занятия дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство
однажды, малыш будет стремиться в своих
рисунках, аппликациях, поделках рассказать
о том, что узнал, увидел, пережил. 
Изобразительная деятельность ребенка,
которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве
со стороны взрослого. 
Но чтобы развить у каждого воспитанника
творческие способности, заложенные природой,
педагог должен сам разбираться в изобразительном
искусстве, в детском творчестве, владеть
необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для
этого все условия: он прежде всего должен
обеспечить эмоциональное, образное восприятие
действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать образное
мышление и воображение, учить детей способам
создания изображений, средствам их выразительного
исполнения.  
Процесс обучения должен быть направлен
на развитие детского изобразительного творчества,
на творческое отражение впечатлений
от окружающего мира, произведений литературы
и искусства. Рисование, лепка, аппликация
– виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное
отражение действительности. Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных
для детей дошкольного возраста. Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название
форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании предметов,
построек, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления
разных видов деятельности, умственного развития детей большое
значение имеют те качества, навыки, умения,
которые они приобретают в процессе рисования,
аппликации и конструирования. 
Изобразительная деятельность тесно связана
с сенсорным воспитанием. Формирование
представлений о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах, форме,
цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства,
сравнивают предметы, находят сходства
и различия, то есть производят умственные
действия.

Таким образом, изобразительная деятельность
содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного
мышления. Детское изобразительное творчество
имеет общественную направленность. Ребенок
рисует, лепит, конструирует не только
для себя, но и для окружающих. Ему хочется,
чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы
изображенное им узнали. Общественная
направленность детского изобразительного
творчества проявляется и в том, что в
своей работе дети передают явления общественной
жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания
заключается также в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые
качества: потребность и умение доводить
начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать
трудности и т.п. Изобразительная деятельность
должна быть использована для воспитания
у детей доброты, справедливости, для углубления
тех благородных чувств, которые возникают
у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая
активность. Для создания рисунка, лепки,
аппликации необходимо приложить усилия,
осуществить трудовые действия, овладеть
определенными умениями. Изобразительная
деятельность дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые усилия,
овладевать трудовыми навыками. Сначала
у детей возникает интерес к движению
карандаша или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими
навыками, которые поздне?