Роль деятельности в развитии ребенка скачать
Роль деятельности в психическом развитии ребёнка
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность является неотъемлемой составляющей жизни человека, положительно влияя на формирование психических процессов и личности в целом.
На каждой стадии развития человека выделяют ведущие виды деятельности. По мере взросления, они усложняются.
Успешное усвоение всех видов деятельности является гарантом становления человека в дальнейшей жизни, как самодостаточного профессионала.
Цель работы – определить роль деятельности в психическом развитии ребёнка.
Задачи работы:
1. проанализировать различные теории деятельности;
2. определить существующие проблемы деятельности в современных исследованиях;
3. обозначить критерии оценки сформированности личности ребёнка;
4. охарактеризовать значение деятельности для психического развития детей.
объект исследования – ребёнок
предмет исследования- деятельность
Наиболее важные характеристики деятельности (Рубинштейн «Принцип творческой самодеятельности»)
1) субъектность – деятельность всегда осуществляется субъектом или субъектами;
2) содержательность, реальность, предметность;
3) деятельность имеет неразрывную связь с творчеством;
4) существует связь между деятельностью с самостоятельностью..
Существенным достижением советской психологической науки была разработка общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, на основании культурно-исторической концепции психики Л. С. Выготского.
Работа основывалась на следующих базовых утверждениях:
1. Деятельность нужно рассматривать как процесс, который оказывает непосредственное влияние на жизнь субъекта, которая нацелена на удовлетворение основных потребностей человека.
2. Развитие деятельности обязательно приводит к формированию психического отражения реальности в процессе эволюции.
3. Деятельность – это процесс, который переводит внешнее во внутреннее.
4. Психическое отражение проявляется в продуктах деятельности. Деятельность изменяет образ в вещественную или идеальную объективно-предметную форму. Язык при этом рассматривается как форма отражения образа в индивидуальном сознании.
5. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность.
6. Деятельность осуществляется субъектом, что способствует развитию личности.
В.В. Давыдов обозначил, что базовые проблемы деятельности не решены на современном этапе психологических исследований. Он обозначает основные проблемы как таковые:
– необходимо обозначить ключевое понятие теории деятельности – понятие «преобразования», которое объясняло внешние и внутренние изменения образа объекта;
– выявление соотношения коллективной и индивидуальной деятельности;
– классификация различных видов деятельности;
– выяснение соотношения психологической теории деятельности с другими подходами изучающими человека.
Даниил Борисович Эльконин выделял следующие периоды развития ребёнка и ведущие д-ти ( слайд)
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей становится развитая игровая деятельность. Именно в ролевой, сюжетно-развитой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления.
Дети подросткового возраста (от 10-11 до 15-16 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (16-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.
Важным условием эффективности развития личности в вышеупомянутых видах деятельности является ее активность, способность к сознательной трудовой и социальной деятельности, степень целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и самой себя. Активность проявляется в движениях, познании окружающей действительности, в общении, влиянии на окружающих и на самого себя. Последний вид активности называют самовоспитанием.
Главными видами деятельности являются игра, учение и труд. Игру считают ведущим видом деятельности для маленького ребенка, хотя важной она является и для школьников, нередко играют и взрослые.
Обучение характерно для школьника, но учатся также взрослые люди.
Труд – вид деятельности, которую осуществляют взрослые, но работать могут и школьники.
Поэтому разделение видов деятельности по принципу, что маленькие дети играют, школьники – учатся, а взрослые – работают в определенной степени относительно. Можно согласиться лишь с утверждением, что на каждом возрастном этапе превалирует определенный вид деятельности.
Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому с детства следует поддерживать детское любопытство, отвечать на вопросы ребенка, развивать в ней интерес к знаниям.
Активность личности в трудовой деятельности способствует его физическому и интеллектуальному развитию, готовит к будущему профессиональному самоопределению.
Активность ребенка в общении дает ей возможность приобрести нравственного опыта поведения, определить свое место в коллективе, учит ее подчиняться и руководить другими.
Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности. Задача педагога – открыть воспитанникам многообразие полезных для их развития видов деятельности и побудить к полезным делам, сдерживая от вредных.
Вывод: Деятельность оказывает значительное влияние на человека на всех этапах его становления, при этом влияет на все компоненты психики человека косвенно или непосредственно. По этому при исследовании личности человека используют комплексный подход и деятельность исследуется сквозь призму всех психических процессов, межличностного взаимодействия, самооценки и т.д.
Эффективно освоенные ведущие деятельности на разных этапах развития человека способствуют формирования взрослой и самодостаточной личности.
Источник
Содержание.
Введение
1. Роль деятельности в развитии личности
ребенка.
2. Влияние игры.
3. Влияние изобразительной деятельности.
4. Формирование у дошкольников мотивов
трудовой деятельности.
5. Заключение.
Библиографический список.
ВВЕДЕНИЕ
В возрастной психологии дошкольный возраст рассматривается
как период, в течение которого психическое
и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня,
который позволит ему организованно перейти
к систематическому школьному обучению.
Дошкольное детство, короткий период в
жизни человека, всего первые шесть-семь
лет, имеет для него очень большое значение.
В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно;
из совершенно беспомощного, ничего не
умеющего существа младенец постепенно
превращается в относительно самостоятельную,
активную личность; развиваются все стороны
психики ребенка, и тем самым закладывается
фундамент для дальнейшего личностного
роста. Развиваясь, ребенок усваивает
новые психологические черты и формы поведения,
благодаря которым он становится маленьким
членом человеческого общества. Ребенок
приобретает тот сравнительно устойчивый
внутренний мир, который дает основания
впервые назвать ребенка личностью, хотя,
конечно, личностью, еще не вполне сложившейся,
способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
На протяжении всего дошкольного детства
происходит изменение и усложнение деятельности
ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие
требования, особенно к умению организовать
свое поведение. Постепенно, шаг за шагом,
формируется личность ребенка, причем
каждый новый сдвиг в формировании личности
изменяет влияние условий, увеличивает
возможности дальнейшего воспитания.
Условия развития личности так тесно переплетаются
с самим развитием, что разделить их практически
невозможно. Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна из них состоит
в том, что ребенок постепенно начинает
понимать окружающий мир и осознает свое
место в нем; это порождает новые типы
мотивов поведения, под влиянием которых
ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — развитие чувства и воли.
Они обеспечивают действенность этих
мотивов, устойчивость поведения, его
известную независимость от изменения
внешних обстоятельств основной путь
влияния взрослых на развитие личности
детей— организация усвоения моральных
норм. Эти нормы усваиваются ребенком
под влиянием образцов и правил поведения.
Образцами поведения для детей служат
прежде всего сами взрослые— их поступки,
взаимоотношения. Наиболее существенное
воздействие оказывает на ребенка поведение
непосредственно его окружающих близких
людей. Он склонен им подражать, перенимать
их манеры, заимствовать у них оценку людей,
событий, вещей. Однако дело не ограничивается
близкими людьми. Ребенок дошкольного
возраста знакомится с жизнью взрослых
многими путями — наблюдая их труд, слушая
рассказы, стихи, сказки. В качестве образца
для него выступает поведение тех людей,
которые вызывают любовь, уважение и одобрение
окружающих. Образцом для ребенка может
служить также и поведение сверстников,
одобряемых и пользующихся популярностью
в детской группе. Наконец, немалое значение
имеют образцы поведения, представленные
в действиях сказочных персонажей, наделенных
теми или другими моральными чертами.
Решающих моментов в усвоении образцов
поведения, выходящих за рамки поведения
окружающих ребенка людей,— та оценка,
которую дают другим взрослым, детям, персонажам
рассказов и сказок люди, к которым ребенок
привязан, мнение которых для него наиболее
авторитетно. Дети дошкольного возраста
проявляют большой интерес к образцам
поведения.
1. Роль деятельности на развитие
ребенка.
Влияние на ребенка со стороны взрослых
и сверстников осуществляется главным
образом в процессе деятельности. Организуя деятельность
детей, взрослые дают советы и указания
по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят
детей с взаимоотношениями и действиями
изображаемых людей, предъявляют определенные
требования к действиям и поступкам самих
детей, оценивают их, помогают разрешать
возникающие в ходе деятельности затруднения
и конфликты. Только выполняя совместную
деятельность, дети объединяются и вступают
между собой в различные взаимоотношения,
составляющие основу детского общества
и способствующие развитию личности его
членов. Развитию личности ребенка способствуют
продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых
и учебных заданий. В этих видах деятельности
складывается направленность на получение
результата, одобряемого взрослыми и сверстниками.
Этим результатом может служить рисунок,
конструкция, приведенное в порядок помещение
или вскопанная грядка, решение арифметической
задачи и т. д. Необходимость добиться
хорошего результата приучает ребенка
планировать свои действия, управлять
ими и, таким образом, ведет к развитию
воли, умения управлять своим поведением.
Кроме того, результат деятельности является
основанием для сравнения успехов, достигаемых
разными детьми. Если первоначально такое
сравнение проводят взрослые, привлекая
к нему детскую группу, то впоследствии
его начинает выполнять и сам ребенок,
овладевая при этом навыками самооценки,
осознания своих собственных качеств
и достижений. Особенно важно то, что под
влиянием деятельности, дающей определенный
результат, у детей формируются новые
мотивы поведения. При выполнении трудовых
заданий дети учатся руководствоваться
той пользой, которую они приносят другим
людям (семье, своей группе и даже обществу
в целом).
Выполнение учебных заданий способствует
развитию у детей познавательных мотивов
— любознательности, желания узнать новое,
а также интересов к познанию отдельных
областей действительности, с которыми
дети знакомятся в процессе обучения.
Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития
общих и специальных способностей у ребенка.
Направленность на результат деятельности
развивает трудоспособность — один из
основных компонентов любой способности.
Трудоспособность в большой мере обеспечивает
успех в деятельности, что поощряется общественным
признанием. Удовлетворение притязания
на признание побуждает ребенка к новым
достижениям. Таким, образом, формируется
внутренняя установка на определенный
вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные
виды деятельности — условие развития
способностей.
2. Влияние игры.
Наиболее важное значение
для развития личности имеет игра. Беря на
себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность
и взаимоотношения, дети знакомятся с
доступными для них правилами и мотивами
поведения, которыми руководствуются
взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.
Так, играя роль рабочего в мастерской,
ребенок старается воспроизвести его
ответственное отношение к своему делу,
исполняя роль врача — заботливость и
внимательность по отношению к больному
и т.п.
Игра захватывает детей, заставляет их
по-настоящему переживать те чувства,
которые должны испытывать изображаемые
персонажи,— симпатию, сочувствие к больным,
к детям, уважение к старшим и др. С симпатией,
покровительством, нежностью относится
ребенок к куклам и игрушечным животным,
используемым в игре.
Интерес к игре, желание хорошо сыграть
роль, настолько велики, что в этих условиях
дети выполняют такие действия, которые
сами по себе для них трудны, непривлекательны,
или воздерживаются от удовлетворения
возникающих по ходу дела других желаний.
Изображая учеников, дошкольники длительно
и старательно занимаются скучным, однообразным
делом — многократным выписыванием одних
и тех же букв. Играя роль буфетчицы на
железной дороге, пятилетняя девочка сама
не ест находящееся в ее распоряжении
печенье, поскольку это противоречит интересам
пассажиров. Однако не следует думать,
что достигнутые в игре успехи могут быть
непосредственно перенесены детьми в
другие условия, в их повседневное поведение.
Нередко можно видеть, как мальчик, только
что проявлявший в роли доктора заботу
о заболевшей девочке, через несколько
минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает
у той же девочки игрушки, не обращая внимания
на ее слезы. Те действия и взаимоотношения,
которые дети разыгрывают в соответствии
с взятыми на себя ролями, позволяют им
ближе познакомиться с определенными
мотивами поведения, поступками, чувствами
взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения
детьми. Игра воспитывает детей не только
своей сюжетной стороной, тем, что в ней
изображается. В процессе реальных взаимоотношений,
разворачивающихся по поводу игры,— при
обсуждении содержания игры, распределении
ролей, игрового материала и т. п.— дети
учатся на самом деле учитывать интересы
товарища, сочувствовать ему, уступать,
вносить свой вклад в общее дело. Нередко
между детьми возникают конфликты по поводу
тех или других моментов организации или
проведения игры. Причиной таких конфликтов
обычно служит неумение согласовать свои
планы и действия.
На помощь в этих случаях приходит воспитатель.
В большинстве игр роли, выполняемые разными
детьми, неравноценны. Имеются роли главные
(капитана, доктора, воспитательницы) и
второстепенные (матросов и пассажиров,
медсестер, санитарок и больных, няни и
детей). Поскольку главные роли наделены
наибольшим авторитетом, они обычно наиболее
привлекательны для детей. Когда ребенок
играет один, а остальных персонажей изображают
куклы, он обязательно берет на себя главную
роль. Когда же в игре участвует несколько
детей, все они, естественно, не могут претендовать
на главную роль. Обычно в группе детского
сада выделяются дети, которые придумывают
и организуют игры, руководят распределением
ролей, подсказывают другим детям нужные
действия. Они же, как правило, выполняют
главные роли, хотя могут и уступить, дать
другому ребенку ту роль, которую он хочет
взять. Характер реальных взаимоотношений,
складывающихся между детьми в связи с
игрой, в значительной мере зависит от
особенностей поведения таких «вожаков»,
от того, какими путями они добиваются
выполнения своих требований. В одних
случаях это могут быть дети, пользующиеся
в группе наибольшей популярностью, любовью,
умеющие договориться со сверстниками,
учесть их желания, уладить возникшее
недоразумение.
В других случаях в качестве «вожаков»
выступают дети, подавляющие других, стремящиеся
командовать, распоряжаться, прибегая
к физическим воздействиям.
Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное
влияние на развитие личности детей, зависит
от воспитателя. В случае необходимости
воспитатель должен подсказать детям
содержание игры, проследить за распределением
ролей. В игре проявляются и удовлетворяются
первые человеческие потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они в ней вместе
с тем и формируются. В игре формируются
все стороны психики ребенка.
3. Влияние изобразительной
деятельности.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги
фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов
и т.д. Такие занятия дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство
однажды, малыш будет стремиться в своих
рисунках, аппликациях, поделках рассказать
о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка,
которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве
со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого воспитанника
творческие способности, заложенные природой,
педагог должен сам разбираться в изобразительном
искусстве, в детском творчестве, владеть
необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для
этого все условия: он прежде всего должен
обеспечить эмоциональное, образное восприятие
действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать образное
мышление и воображение, учить детей способам
создания изображений, средствам их выразительного
исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен
на развитие детского изобразительного творчества,
на творческое отражение впечатлений
от окружающего мира, произведений литературы
и искусства. Рисование, лепка, аппликация
– виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное
отражение действительности. Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных
для детей дошкольного возраста. Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название
форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании предметов,
построек, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления
разных видов деятельности, умственного развития детей большое
значение имеют те качества, навыки, умения,
которые они приобретают в процессе рисования,
аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана
с сенсорным воспитанием. Формирование
представлений о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах, форме,
цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства,
сравнивают предметы, находят сходства
и различия, то есть производят умственные
действия.
Таким образом, изобразительная деятельность
содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного
мышления. Детское изобразительное творчество
имеет общественную направленность. Ребенок
рисует, лепит, конструирует не только
для себя, но и для окружающих. Ему хочется,
чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы
изображенное им узнали. Общественная
направленность детского изобразительного
творчества проявляется и в том, что в
своей работе дети передают явления общественной
жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания
заключается также в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые
качества: потребность и умение доводить
начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать
трудности и т.п. Изобразительная деятельность
должна быть использована для воспитания
у детей доброты, справедливости, для углубления
тех благородных чувств, которые возникают
у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая
активность. Для создания рисунка, лепки,
аппликации необходимо приложить усилия,
осуществить трудовые действия, овладеть
определенными умениями. Изобразительная
деятельность дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые усилия,
овладевать трудовыми навыками. Сначала
у детей возникает интерес к движению
карандаша или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими
навыками, которые позднее будут нужны
для выполнения самых разнообразных работ,
приобретают ручную умелость, которая
позволит им чувствовать себя самостоятельными.
4. Формирование мотивов трудовой
деятельности в дошкольном возрасте.
Трудовая деятельность человека направлена
на изменение, преобразование окружающего
мира, на создание общественно полезного
продукта. Цель труда заключается не в
нем самом, а в его продукте. Мотивы труда
имеют общественный характер. Эта деятельность
осуществляется с помощью особых предметов
– орудий труда. Поэтому успешность трудовой
деятельности зависит от того, насколько
человек владеет действиями с орудиями,
имеет ли практические умения и навыки.
Эффективность труда обеспечивается постановкой
его цели, планированием последовательности
действий. В процессе труда человек регулирует
и контролирует его ход, сличая полученный
результат с предполагаемым. Прилагает
волевые усилия, преодолевая трудности
для достижения намеченного.
Источник