Роль деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общепризнанным в отечественной психологии является положение о том, что развитие происходит в процессе присвоения индиви­дом общественно-исторического опыта людей. При этом «присвоение» не есть пассивное приспособление ребенка к сложившимся условиям окружающей жизни. Оно выступает как результат его активной деятельности, посредством которой он овла­девает общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования, которые постепенно становятся формами деятельности растущего человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).

Необходимо указать на исключительно важный момент: для того, чтобы правильно отражать окружающие явления и усвоить подлинные значения этих предметов ребенок «… должен осуществить по отношению к ним деятельность, адекватную той человеческой деятельности, которая в них «опредмечена», «воплощена».

Развитие психических процессов и свойств личности ребенка зависит от особенностей содержания и структуры его деятельности.

Все качества, свойства личности ребенка, и желания, и цели, интересы и способности проявляются и формируются в делах, в различных видах её активной деятельности. Именно в процессе активного усвоения общественного опыта ребенком раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой) ребенок вступает в многочисленные и разнообразные отношения со своими сверстниками и взрослыми. Разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства и способности. В зависимости оттого, что и как ребенок делает, т.е. каково содержание его деятельности, от организации и условий этой деятельности и отношения самого ребенка к выполняемой деятельности, у него формируются определенные склонности, способности, черты характера, устойчивые привычки поведения. Личность ребенка формируется в деятельности.

Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка интенсивно разрабатывается в различных направлениях: производились изучения психологических особенностей игры, учения, труда и общения детей различных возрастов и влияния этих видов деятельности на развитие отдельных психических процессов и формирование личности ре­бенка в целом.

Содержание и структура деятельности изменяются на протяжении детства. Как известно, переход от одного этапа возрастного развития к другому связан со сменой одного вида «ведущей деятельности» другим.

Ведущее значение в младенческом возрасте имеет своеобразная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение – которая была выявлена в исследованиях М.И. Лисиной и её сотрудников. Оказалось, что наблюдаемый уже в первые месяцы жизни ребенка и описанный Н.П. Фигуриным и А.М. Щеловановым «комплекс оживления» – это особая форма эмоционального общения ребенка со взрослыми. Первоначально оно про­является как «пассивная» комплексная эмоциональная реакция на появле­ние взрослого с помощью мимически-выразительных средств (улыбка, движения, в большей степени хаотические и т.п.). При определенных усло­виях эти реакции перестают в систему активных действий, направленных на привлечение внимания окружающих, на общение с ними и т.д. (голосовая реакция, смех, плач и т.п.). Многочисленные факты, накоплен­ные в детской психологии, свидетельствуют, что непосредственно-эмоциональные общение играет очень важную роль в разви­тии и становлении личности ребенка.

К концу первого года жизни ребенка ведущее значение начинает приобретать предметно-манипулятивная деятельность, производимая совместно со взрослым. В ходе ее ребенок овладевает общественно сложив­шимися способами употребления предметов домашнего обихода и простейших инструментов. В процессе действия с предметами и игрушками у детей интенсивно развиваются отдельные психические процессы, особенно восприятие и наглядно-действенное мышление. По мере овладения действиями с конкретными предметами дети начинают переносить эти действия на другие предметы, имеющие другое назначение в жизни. Происходит обобщение предметных действий. Тем самым создается предпосылка для перехода к игровой деятельности, которая становится ведущей в дошколь­ном детстве.

Игру необходимо рассматривать как форму «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мир человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности»1.

Большой вклад в формирование личности и развитие отдельных сторон психики ребенка вносит ролевая игра, которая достигает высшей точки своего развития в старшем дошкольном возрасте.

Роли, игровые действия, игровое употребление предметов и межличностные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры – все это составные части ролевой игры. Дети при помощи игровых действий, соответствующих принятым ролям, выражают отношение между людьми.

Таким образом, игра является особым способом проникновения в недоступные для непосредственного участия детей сферы жизни и отноше­ния взрослых, одной из форм подготовки детей к последующему участию в жизни общества.

Необходимо различать обще развивающее и узко дидак­тическое значение игры в развитии ребенка. Дидактическое значение сводится к приобретению новых представлений, навыков и уме­ний. Обще развивающее значение игры проявляется в возникновении но­вых по своему содержанию мотивов деятельности, формировании некото­рых общих механизмов познавательной деятельности и развитии произвольного поведения. Например, к концу дошкольного возраста возникает стремление стать взрослым, конкретным выражением которого является желание поступить в школу и начать выполнять серьезную общественно значимую деятельность.

Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные «механизмы» поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

В игре также развиваются детское воображение, способность оперировать символами и знаками, которые в обобщенном виде представляют или замещают реальные предметы и их отношения. Стремление к общественной оценке, развитое воображение и умение использовать символику служат основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Все познавательные сведения и умения усваиваются дошкольниками в форме игры (через богатую серию дидактических игр). Учение в этот период еще не стало самостоятельным компонентом дошкольного воспитания.

Учебная деятельность как специальная деятельность человека по усвоению теоретических форм мышления или более сложной формы опыта людей становится ведущей в младшем школьном возрасте. Она становится главным содержанием жизни ребенка, хотя определенную часть опыта ребенок усваивает в игре, общении, в предметных действиях. Учебная деятельность формируется в результате постепенной перестройки игровой деятельности, в процессе которой существенно изменяются мотивы поведения ребенка, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

По данным Л.И. Божович и других, учебная деятельность отличается от игры, прежде всего, своей мотивацией. Уже к концу дошкольного возраста игровые мотивы постепенно утрачивают для ребенка свою побудительную силу, и у ребенка возникает стремление к серьезной познавательной, общественно значимой деятельности. Однако социальный смысл учения открывается в процессе школьного обучения: дети постепенно начинают понимать, что не достижение каких-либо внешних результатов, а само совершенствова­ние путем усвоения новых знаний и приемов, развития способностей, не­обходимых для будущей деятельности, является главным в учебной дея­тельности.

Формирование в процессе учебной деятельности новых мотивов и новых задач ведет к коренному изменению внутренней позиции ребенка, переход от позиции «практической» или «утилитарной» к позиции «теоретической» или «познавательной».

Структура учебной деятельности во многом отличается от структуры игры: она целенаправлена, результативна, обязательно, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение школьника среди окружающих, от чего зависит и его внутренняя позиция и его самочувствие.

В силу этих особенностей учебная деятельность становится той деятельностью, которой формируются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающего от детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность, по мнению известного психолога В.В. Давыдова, является основой возникновения у младших школьников двух основ­ных свойств психических процессов – их произвольности, а также возмож­ности протекать «в уме», «про себя», что позволяет ребенку заранее плани­ровать свою работу.

О ведущей деятельности подросткового возраста нет единого мнения. В 60-е годы выдвинуто два предположения. Согласно одному из них, ведущим типом деятельности у подростка является общение, предмет ко­торого – другой человек, а содержание – построение взаимоотно­шений и взаимодействий с ним. Согласно второму, ведущим является общественно-полезная деятельность. Работы последних лет отдают пред­почтение последнему. Так, В.В. Давыдов указывает, что «ведущей деятельностью подросткового возраста выступает общественно-полезная деятельность в любых её формах: производственно-трудовой, художест­венной, общественно-организационной, спортивной, учебной. Все формы общественно-полезной деятельности, а главное, свободный переход от одной формы к другой, являются основой построения разных видов обще­ния» ( ).

Таким образом, общественно полезная деятельность, которая обеспечивает развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в разных системах является ведущей деятельностью подросткового возраста. Именно эти деятельности наиболее полно отвечают социальной ситуации развития подростка и его внутренней позиции.

В старших классах школы, по мнению некоторых исследователей, на передний план вновь выступает учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Происходит, согласно В.В. Давыдову, как бы возвращение к учению, но не просто к усвоению основ отдельных наук, а возможных областей профессиональной деятельности (дифференциация учебных интересов, более углубленное занятие какими-то учебными предметами).

Однако многие отечественные психологи единодушны, что проблемы самоопределения, поиска цели и смысла своего существования впервые возникают как актуальные и поэтому начинают играть роль важнейших факторов психического развития в период ранней юности.

«Основным психологическим новообразованием старшего школьника, – пишет В.В. Давыдов, – является самосознание, т.е. рефлексия на собственный жизненный путь и на принятые общественные ценности».

По мнению Л.И. Божович, выбор дальнейшего жизненного пути, са­моопределение, становятся для юношей и девушек тем центром жизнен­ной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы.

Ранняя юность – пора нравственного самоопределения. В эту пору мир идей начинается все более пристально сопоставляться с реальной жизнью, поведением других людей. Юноша как бы примеряет к себе то, о чем слышит, что видит вокруг: а как бы поступил я на его месте, смог бы, согласился бы и. т.д.

В пору юности – человек начинает сам сознательно строить свои идеалы. Вначале ставится вполне осознанная цель – найти свой идеал, а затем идет сложная внутренняя работа по созданию такого преднамеренного идеала. Переход к обобщенному идеалу – важнейший пункт для всего нравственного и психического развития личности в ранней юности. Лишь теперь принципы поведения из нестойких и подражательных полностью становятся внутренними и устойчивыми, образуя в своей совокупности единую, отчетливо создаваемую нравственную позицию – стержень личности. Теперь эта позиция сама все более властно строит и преобразовывает юношу или девушку, все более определяет главные направления их душевного развития, а вместе с тем и конкретные черты их облика. У юношей и девушек интеллектуальная деятельность приобретает личный характер, что связано с самоопределением и стремлением их к выработке своего мировоззрения. По словам Л.И. Божовича, у них «есть настоящая потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, утвердить свое личное миропонимание, мировоззрение»1. Все это дает основание говорить о том, что деятельность самоопределения становится ведущей в этом возрасте.

Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 10115; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник

Содержание.

 Введение

1. Роль деятельности в развитии личности
ребенка.

2. Влияние игры.

3. Влияние изобразительной деятельности.

4. Формирование у дошкольников мотивов
трудовой деятельности.

5. Заключение.

 Библиографический список.

 ВВЕДЕНИЕ

В возрастной психологии дошкольный возраст рассматривается
как период, в течение которого психическое
и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня,
который позволит ему организованно перейти
к систематическому школьному обучению.
Дошкольное детство, короткий период в
жизни человека, всего первые шесть-семь
лет, имеет для него очень большое значение.
В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно;
из совершенно беспомощного, ничего не
умеющего существа младенец постепенно
превращается в относительно самостоятельную,
активную личность; развиваются все стороны
психики ребенка, и тем самым закладывается
фундамент для дальнейшего личностного
роста. Развиваясь, ребенок усваивает
новые психологические черты и формы поведения,
благодаря которым он становится маленьким
членом человеческого общества. Ребенок
приобретает тот сравнительно устойчивый
внутренний мир, который дает основания
впервые назвать ребенка личностью, хотя,
конечно, личностью, еще не вполне сложившейся,
способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
На протяжении всего дошкольного детства
происходит изменение и усложнение деятельности
ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие
требования, особенно к умению организовать
свое поведение. Постепенно, шаг за шагом,
формируется личность ребенка, причем
каждый новый сдвиг в формировании личности
изменяет влияние условий, увеличивает
возможности дальнейшего воспитания.
Условия развития личности так тесно переплетаются
с самим развитием, что разделить их практически
невозможно. Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна из них состоит
в том, что ребенок постепенно начинает
понимать окружающий мир и осознает свое
место в нем; это порождает новые типы
мотивов поведения, под влиянием которых
ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — развитие чувства и воли.
Они обеспечивают действенность этих
мотивов, устойчивость поведения, его
известную независимость от изменения
внешних обстоятельств основной путь
влияния взрослых на развитие личности
детей— организация усвоения моральных
норм. Эти нормы усваиваются ребенком
под влиянием образцов и правил поведения.
Образцами поведения для детей служат
прежде всего сами взрослые— их поступки,
взаимоотношения. Наиболее существенное
воздействие оказывает на ребенка поведение
непосредственно его окружающих близких
людей. Он склонен им подражать, перенимать
их манеры, заимствовать у них оценку людей,
событий, вещей. Однако дело не ограничивается
близкими людьми. Ребенок дошкольного
возраста знакомится с жизнью взрослых
многими путями — наблюдая их труд, слушая
рассказы, стихи, сказки. В качестве образца
для него выступает поведение тех людей,
которые вызывают любовь, уважение и одобрение
окружающих. Образцом для ребенка может
служить также и поведение сверстников,
одобряемых и пользующихся популярностью
в детской группе. Наконец, немалое значение
имеют образцы поведения, представленные
в действиях сказочных персонажей, наделенных
теми или другими моральными чертами.
Решающих моментов в усвоении образцов
поведения, выходящих за рамки поведения
окружающих ребенка людей,— та оценка,
которую дают другим взрослым, детям, персонажам
рассказов и сказок люди, к которым ребенок
привязан, мнение которых для него наиболее
авторитетно. Дети дошкольного возраста
проявляют большой интерес к образцам
поведения.

1. Роль деятельности на развитие
ребенка.

Влияние на ребенка со стороны взрослых
и сверстников осуществляется главным
образом в процессе деятельности. Организуя деятельность
детей, взрослые дают советы и указания
по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят
детей с взаимоотношениями и действиями
изображаемых людей, предъявляют определенные
требования к действиям и поступкам самих
детей, оценивают их, помогают разрешать
возникающие в ходе деятельности затруднения
и конфликты. Только выполняя совместную
деятельность, дети объединяются и вступают
между собой в различные взаимоотношения,
составляющие основу детского общества
и способствующие развитию личности его
членов. Развитию личности ребенка способствуют
продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых
и учебных заданий. В этих видах деятельности
складывается направленность на получение
результата, одобряемого взрослыми и сверстниками.
Этим результатом может служить рисунок,
конструкция, приведенное в порядок помещение
или вскопанная грядка, решение арифметической
задачи и т. д. Необходимость добиться
хорошего результата приучает ребенка
планировать свои действия, управлять
ими и, таким образом, ведет к развитию
воли, умения управлять своим поведением.
Кроме того, результат деятельности является
основанием для сравнения успехов, достигаемых
разными детьми. Если первоначально такое
сравнение проводят взрослые, привлекая
к нему детскую группу, то впоследствии
его начинает выполнять и сам ребенок,
овладевая при этом навыками самооценки,
осознания своих собственных качеств
и достижений. Особенно важно то, что под
влиянием деятельности, дающей определенный
результат, у детей формируются новые
мотивы поведения. При выполнении трудовых
заданий дети учатся руководствоваться
той пользой, которую они приносят другим
людям (семье, своей группе и даже обществу
в целом). 
Выполнение учебных заданий способствует
развитию у детей познавательных мотивов
— любознательности, желания узнать новое,
а также интересов к познанию отдельных
областей действительности, с которыми
дети знакомятся в процессе обучения. 
Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития
общих и специальных способностей у ребенка.
Направленность на результат деятельности
развивает трудоспособность — один из
основных компонентов любой способности.
Трудоспособность в большой мере обеспечивает
успех в деятельности, что поощряется общественным
признанием. Удовлетворение притязания
на признание побуждает ребенка к новым
достижениям. Таким, образом, формируется
внутренняя установка на определенный
вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные
виды деятельности — условие развития
способностей.

2. Влияние игры.

 Наиболее важное значение 
для развития личности имеет игра. Беря на
себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность
и взаимоотношения, дети знакомятся с
доступными для них правилами и мотивами
поведения, которыми руководствуются
взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.
Так, играя роль рабочего в мастерской,
ребенок старается воспроизвести его
ответственное отношение к своему делу,
исполняя роль врача — заботливость и
внимательность по отношению к больному
и т.п. 
Игра захватывает детей, заставляет их
по-настоящему переживать те чувства,
которые должны испытывать изображаемые
персонажи,— симпатию, сочувствие к больным,
к детям, уважение к старшим и др. С симпатией,
покровительством, нежностью относится
ребенок к куклам и игрушечным животным,
используемым в игре. 
Интерес к игре, желание хорошо сыграть
роль, настолько велики, что в этих условиях
дети выполняют такие действия, которые
сами по себе для них трудны, непривлекательны,
или воздерживаются от удовлетворения
возникающих по ходу дела других желаний.
Изображая учеников, дошкольники длительно
и старательно занимаются скучным, однообразным
делом — многократным выписыванием одних
и тех же букв. Играя роль буфетчицы на
железной дороге, пятилетняя девочка сама
не ест находящееся в ее распоряжении
печенье, поскольку это противоречит интересам
пассажиров. Однако не следует думать,
что достигнутые в игре успехи могут быть
непосредственно перенесены детьми в
другие условия, в их повседневное поведение.
Нередко можно видеть, как мальчик, только
что проявлявший в роли доктора заботу
о заболевшей девочке, через несколько
минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает
у той же девочки игрушки, не обращая внимания
на ее слезы. Те действия и взаимоотношения,
которые дети разыгрывают в соответствии
с взятыми на себя ролями, позволяют им
ближе познакомиться с определенными
мотивами поведения, поступками, чувствами
взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения
детьми. Игра воспитывает детей не только
своей сюжетной стороной, тем, что в ней
изображается. В процессе реальных взаимоотношений,
разворачивающихся по поводу игры,— при
обсуждении содержания игры, распределении
ролей, игрового материала и т. п.— дети
учатся на самом деле учитывать интересы
товарища, сочувствовать ему, уступать,
вносить свой вклад в общее дело. Нередко
между детьми возникают конфликты по поводу
тех или других моментов организации или
проведения игры. Причиной таких конфликтов
обычно служит неумение согласовать свои
планы и действия. 
На помощь в этих случаях приходит воспитатель.
В большинстве игр роли, выполняемые разными
детьми, неравноценны. Имеются роли главные
(капитана, доктора, воспитательницы) и
второстепенные (матросов и пассажиров,
медсестер, санитарок и больных, няни и
детей). Поскольку главные роли наделены
наибольшим авторитетом, они обычно наиболее
привлекательны для детей. Когда ребенок
играет один, а остальных персонажей изображают
куклы, он обязательно берет на себя главную
роль. Когда же в игре участвует несколько
детей, все они, естественно, не могут претендовать
на главную роль. Обычно в группе детского
сада выделяются дети, которые придумывают
и организуют игры, руководят распределением
ролей, подсказывают другим детям нужные
действия. Они же, как правило, выполняют
главные роли, хотя могут и уступить, дать
другому ребенку ту роль, которую он хочет
взять. Характер реальных взаимоотношений,
складывающихся между детьми в связи с
игрой, в значительной мере зависит от
особенностей поведения таких «вожаков»,
от того, какими путями они добиваются
выполнения своих требований. В одних
случаях это могут быть дети, пользующиеся
в группе наибольшей популярностью, любовью,
умеющие договориться со сверстниками,
учесть их желания, уладить возникшее
недоразумение.

В других случаях в качестве «вожаков»
выступают дети, подавляющие других, стремящиеся
командовать, распоряжаться, прибегая
к физическим воздействиям. 
Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное
влияние на развитие личности детей, зависит
от воспитателя. В случае необходимости
воспитатель должен подсказать детям
содержание игры, проследить за распределением
ролей. В игре проявляются и удовлетворяются
первые человеческие потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они в ней вместе
с тем и формируются. В игре формируются
все стороны психики ребенка.

3. Влияние изобразительной
деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги
фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов
и т.д. Такие занятия дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство
однажды, малыш будет стремиться в своих
рисунках, аппликациях, поделках рассказать
о том, что узнал, увидел, пережил. 
Изобразительная деятельность ребенка,
которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве
со стороны взрослого. 
Но чтобы развить у каждого воспитанника
творческие способности, заложенные природой,
педагог должен сам разбираться в изобразительном
искусстве, в детском творчестве, владеть
необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для
этого все условия: он прежде всего должен
обеспечить эмоциональное, образное восприятие
действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать образное
мышление и воображение, учить детей способам
создания изображений, средствам их выразительного
исполнения.  
Процесс обучения должен быть направлен
на развитие детского изобразительного творчества,
на творческое отражение впечатлений
от окружающего мира, произведений литературы
и искусства. Рисование, лепка, аппликация
– виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное
отражение действительности. Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных
для детей дошкольного возраста. Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название
форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании предметов,
построек, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления
разных видов деятельности, умственного развития детей большое
значение имеют те качества, навыки, умения,
которые они приобретают в процессе рисования,
аппликации и конструирования. 
Изобразительная деятельность тесно связана
с сенсорным воспитанием. Формирование
представлений о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах, форме,
цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства,
сравнивают предметы, находят сходства
и различия, то есть производят умственные
действия.

Таким образом, изобразительная деятельность
содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного
мышления. Детское изобразительное творчество
имеет общественную направленность. Ребенок
рисует, лепит, конструирует не только
для себя, но и для окружающих. Ему хочется,
чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы
изображенное им узнали. Общественная
направленность детского изобразительного
творчества проявляется и в том, что в
своей работе дети передают явления общественной
жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания
заключается также в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые
качества: потребность и умение доводить
начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать
трудности и т.п. Изобразительная деятельность
должна быть использована для воспитания
у детей доброты, справедливости, для углубления
тех благородных чувств, которые возникают
у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая
активность. Для создания рисунка, лепки,
аппликации необходимо приложить усилия,
осуществить трудовые действия, овладеть
определенными умениями. Изобразительная
деятельность дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые усилия,
овладевать трудовыми навыками. Сначала
у детей возникает интерес к движению
карандаша или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими
навыками, которые позднее будут нужны
для выполнения самых разнообразных работ,
приобретают ручную умелость, которая
позволит им чувствовать себя самостоятельными.

4. Формирование мотивов трудовой
деятельности в дошкольном возрасте. 
Трудовая деятельность человека направлена
на изменение, преобразование окружающего
мира, на создание общественно полезного
продукта. Цель труда заключается не в
нем самом, а в его продукте. Мотивы труда
имеют общественный характер. Эта деятельность
осуществляется с помощью особых предметов
– орудий труда. Поэтому успешность трудовой
деятельности зависит от того, насколько
человек владеет действиями с орудиями,
имеет ли практические умения и навыки.
Эффективность труда обеспечивается постановкой
его цели, планированием последовательности
действий. В процессе труда человек регулирует
и контролирует его ход, сличая полученный
результат с предполагаемым. Прилагает
волевые усилия, преодолевая трудности
для достижения намеченного.

Источник