Роль деятельности в развитии ребенка

Роль деятельности в развитии ребенка thumbnail

Ребенок растет – меняются его возможности, отношение к себе и другим. Он постепенно становится частью общества. Важную роль в развитии его психики и личности играет деятельность. Ее можно разделить на предметно-манипулятивную и социальную. С одной стороны, чтобы быть частью общества, необходимороль деятельности знать и использовать социальные механизмы. С другой, нас окружает мир вещей, и учиться пользоваться ими — первейшая необходимость.

Нормальное развитие личности подразумевает переход от одного типа деятельности к другому. Это довольно жесткий ступенчатый процесс: переход между типами осуществляется только тогда, когда цель предыдущего этапа будет достигнута. Одним из важнейших типов будет игровая деятельность. Она актуальна с раннего детства и сохраняется практически до конца пубертатного периода. Это не только развлечение для ребенка, но и возможность учиться использовать предметы по назначению, моделировать жизненные ситуации.

Что такое деятельность?

Прежде чем говорить о том, какую роль играют разные виды деятельности человека в развитии его личности, нужно пояснить, что такое деятельность. Сюда относятся два больших блока понятий:

  • материальный мир;
  • социальная сфера.

Чтобы пользоваться всеми предметами обихода и орудиями труда, необходимы знания, опыт и тренировка. Когда-то мы все впервые сами держали вилку, умывались, пробовали чистить зубы. Сейчас для нас это простые, привычные действия, но так было не всегда. У ребенка перед глазами всегда есть пример — взрослые. От родителей и воспитателей, учителей мы узнаем, как роль деятельностипользоваться теми или иными предметами правильно, чтобы получить желаемый результат.

Деятельность в социальной сфере – это общение, контакты, усвоение моральных норм общества. Роль деятельности в данной сфере ничуть не меньшая. Мы точно так же учимся общаться, знакомиться, решать конфликтные ситуации, как чистить зубы или управляться с вилкой. Когда-то все бывает впервые, а чтобы достигнуть результатов, необходима тренировка.

Любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель устанавливается ребенком. Самое важное здесь, чтобы в любом выбранномроль деятельности виде деятельности ребенку хотелось добиться успеха. Бесцельная деятельность не принесет каких-либо результатов. В развитии личности момент достижения цели имеет огромное значение.

Когда каким-то из видов деятельности удается овладеть, осуществляется переход к другому. Смена таких процессов способствует своевременному психическому развитию. Для ребенка это нормальное удовлетворение от достигнутого результата. Этот процесс связан с взрослением. С каждым разом увеличивается его база знаний о мире, предметах, связях между людьми.

Необходимость и потребность в деятельности

Роль деятельности очень велика для правильного развития малыша. Самостоятельная деятельность всегда будет позитивным фактором для личностного, физического и психического развития. Причем чем старше ребенок, тем разнообразнее должны быть виды деятельности. К ним можно отнести:

  • игровую деятельность;
  • направленную на обучение;
  • предметную (сюда же относится спорт);
  • общение и т.д.

Родители должны понимать, что их малыш растет. Это значит, что будут меняться его интересы, потребности. Потребность в роль деятельностидеятельности должна присутствовать, иначе не может быть и речи о правильном развитии. Ребенку интересно играть с игрушками, другими детьми. Он начинает исследовать мир, изучать его разными доступными способами. Затем начнется более осмысленная деятельность – учеба.

Важно помнить, что здоровая потребность в деятельности (любом ее виде) должна контролироваться родителями, но не ограничиваться полностью. Всем детям нужно играть: в 3 годика, 5 лет, 10 или даже в 15 лет. Желание учиться тоже совершенно нормальное в любом возрасте, с первых месяцев жизни. Уже к 2-3 годам начинает активно проявляться самостоятельность ребенка, а его действия становятся более осмысленными. Чтобы он нормально развивался, становился личностью, необходима предметная деятельность.

Ведущая деятельность

Ведущим называется обычно тот вид, который в данном возрасте, на данном этапе развития формирует более сложные психологические новообразования. Проще говоря, каждому возрастному периоду соответствуют некие типы деятельности. Они помогают ребенку лучше понять окружающий мир, отношения, себя самого. Шаг за шагом, с полученным опытом личность перестраивается, меняется. Чем ребенок старше, тем деятельность сложнее.

Тут главная особенность в том, что виды деятельности не просто меняются, а накапливаются по роль деятельностипринципу снежного кома. Чем дальше, тем больше видов деятельности могут объединяться в ведущее направление. В разном возрасте у ребенка будут меняться направления ведущей деятельности.
В развитии психики детей смена ведущих типов деятельности довольно жестко регламентирована.  Их формирование зависит от возраста, социального положения, возможностей. Переход от одного типа к другому происходит в четко определенном порядке, так как каждый тип подготавливает личность к переходу на следующий уровень.  Только это гарантирует личности ребенка нормальное, гармоничное развитие, и тут не может быть исключений.

Эмоциональное общение

От первых дней жизни до года ведущим направлением можно назвать общение. Его роль огромна: это инстинкт самосохранения — скорее научиться общаться с теми, кто рядом. В этот период малышу важно научиться устанавливать социальные контакты, получать эмоциональную отдачу. В это время он начинает распознавать людей, отличать родителей от чужих, знакомых. Мама вызывает у него больше всего эмоций: он ищет ее глазами, плачет, когда она уходит надолго. Постепенно ребенок привыкает к остальным родным и людям, которые часто появляются в поле зрения.

Читайте также:  Развитие ребенка при сроке беременности 5 месяцев

Предметная деятельности

Предметно-манипулятивное направление деятельности присуще малышам от 1 до 3 лет. Это первейшая предметная деятельность, направленная на роль деятельностиформирование общественного поведения. Сейчас важнее всего научиться общаться, взаимодействовать. Малыш учится не только общению, но и обращению с самыми разными предметами. Основная особенность данного периода – повторение за взрослыми.

В этот период как можно больше стимулируйте потребность ребенка учиться что-то делать самому. Некоторым детям даже стимуляция не нужна, они сами по себе очень самостоятельные. Других же нужно подталкивать.
Манипулятивная деятельность — это, проще говоря, желание понять, как функционирует тот или иной предмет или механизм (не только осязаемый, но и социальный). Малыш видит, как мама включает телевизор с помощью пульта. Он берет его в роль деятельностируки, пробует поднимать, опускать, нажимает кнопочки. Или же учится использовать карандаши, чтобы рисовать: пытается понять на опыте, как держать, какой стороной водить по бумаге и т.д.

Если ограничивать ребенка, не давать ему учиться, самостоятельно пользоваться предметами, то он быстро потеряет интерес к учебе и всему новому. Здесь велика роль родителей, которые не должны ограничивать проявления самостоятельности у малышей 2-3 лет. Таким образом они лишь мешают нормальному процессу развития, замедляя его.

Игра

Один из важнейших видов – это игровая деятельность. Она сохраняется не только у детей, но и у взрослых людей. Ее влияние на развитие личности ребенка бесспорно. Игра — это развлечение, отдых, но еще и важная часть обучения. Играя, малыши моделируют реальные жизненные ситуации. Во время игры дети используют воображение, логику, фантазию, создают и решают проблемы. роль деятельностиРоль игры огромна, ведь это безопасная «испытательная площадка», где кроха может лучше узнать себя и других.

Важность этого вида деятельности нельзя недооценивать. Иногда мамы первоклашек демонстративно забирают игрушки, говоря «теперь ты взрослый, нужно учиться, а не играть». Для ребенка это травмирующее заявление. Посредством игры ребенок будет еще долгое время учиться общаться, понимать мир, моделировать ситуации и поведение. Постепенно это занятие будет становиться все менее значимым, но родители не должны запрещать игры.

Учеба

От 6 до 11 лет основное место в жизни ребенка занимает учеба. Сейчас важно освоить теоретические формы мышления – проще говоря, детей учат учиться. Тут важную роль играет учитель, которому нужно понимать, как заинтересовать, увлечь малышей. Сейчас стоит учитывать особенности психического развития ребенка: ему интересно все яркое, интересное, необычное. Учеба в начальных классах дает ребенку очень многое:

  • усваиваются нормы общественного поведения;
  • появляются первые планы на будущее;
  • раскрывается общественная составляющая личности;
  • волевое развитие (дети учатся разделять «хочу» и «нужно»);
  • радость от достижения цели;
  • самокритика (хочется сделать лучше других, есть возможность самостоятельно оценить значимость и качество работы);
  • формируется ответственное отношение к предметной деятельности.

Ведущая деятельность подростков

У подростков 10-15 лет сейчас два ведущих вида деятельности: общение и учеба. В развитии личности особое значение имеет социальная среда: где учится, чему, кто учит, а также с кем и как общается ребенок. Это время раскрытия своих способностей. Тут уже сами дети начинают понимать, какие они, чего они хотят, как достичь желаемого. Сейчас для них очень важно чувствовать, что они не одни. Для этого необходимо общение.

Многие родители роль деятельностиругают подростков за постоянное желание общаться по телефону, гулять, ходить друг к другу в гости. Однако тут нет ничего удивительного или негативного. Подростку важно знать, что он не один, а часть группы, и группа его принимает и поддерживает.

Для молодых людей от 15 до 18 лет вектор деятельности снова смещается на учебу, но добавляется еще и предметно-трудовое направление. Тут важно понимать, что сейчас человеку понадобится весь его предыдущий опыт. Родителям поздно обвинять 18-летнего парня или девушку в отсутствии самостоятельности или нежелании учиться, ведь в развитии личности самыми важными были ранние годы. А 17-18 годам обычно уже есть желания, планы, мечты и, главное, есть понимание того, как добиться желаемого. Это результат нормального психического развития личности.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общепризнанным в отечественной психологии является положение о том, что развитие происходит в процессе присвоения индиви­дом общественно-исторического опыта людей. При этом «присвоение» не есть пассивное приспособление ребенка к сложившимся условиям окружающей жизни. Оно выступает как результат его активной деятельности, посредством которой он овла­девает общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования, которые постепенно становятся формами деятельности растущего человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).

Необходимо указать на исключительно важный момент: для того, чтобы правильно отражать окружающие явления и усвоить подлинные значения этих предметов ребенок «… должен осуществить по отношению к ним деятельность, адекватную той человеческой деятельности, которая в них «опредмечена», «воплощена».

Развитие психических процессов и свойств личности ребенка зависит от особенностей содержания и структуры его деятельности.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка 85 томск

Все качества, свойства личности ребенка, и желания, и цели, интересы и способности проявляются и формируются в делах, в различных видах её активной деятельности. Именно в процессе активного усвоения общественного опыта ребенком раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой) ребенок вступает в многочисленные и разнообразные отношения со своими сверстниками и взрослыми. Разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства и способности. В зависимости оттого, что и как ребенок делает, т.е. каково содержание его деятельности, от организации и условий этой деятельности и отношения самого ребенка к выполняемой деятельности, у него формируются определенные склонности, способности, черты характера, устойчивые привычки поведения. Личность ребенка формируется в деятельности.

Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка интенсивно разрабатывается в различных направлениях: производились изучения психологических особенностей игры, учения, труда и общения детей различных возрастов и влияния этих видов деятельности на развитие отдельных психических процессов и формирование личности ре­бенка в целом.

Содержание и структура деятельности изменяются на протяжении детства. Как известно, переход от одного этапа возрастного развития к другому связан со сменой одного вида «ведущей деятельности» другим.

Ведущее значение в младенческом возрасте имеет своеобразная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение – которая была выявлена в исследованиях М.И. Лисиной и её сотрудников. Оказалось, что наблюдаемый уже в первые месяцы жизни ребенка и описанный Н.П. Фигуриным и А.М. Щеловановым «комплекс оживления» – это особая форма эмоционального общения ребенка со взрослыми. Первоначально оно про­является как «пассивная» комплексная эмоциональная реакция на появле­ние взрослого с помощью мимически-выразительных средств (улыбка, движения, в большей степени хаотические и т.п.). При определенных усло­виях эти реакции перестают в систему активных действий, направленных на привлечение внимания окружающих, на общение с ними и т.д. (голосовая реакция, смех, плач и т.п.). Многочисленные факты, накоплен­ные в детской психологии, свидетельствуют, что непосредственно-эмоциональные общение играет очень важную роль в разви­тии и становлении личности ребенка.

К концу первого года жизни ребенка ведущее значение начинает приобретать предметно-манипулятивная деятельность, производимая совместно со взрослым. В ходе ее ребенок овладевает общественно сложив­шимися способами употребления предметов домашнего обихода и простейших инструментов. В процессе действия с предметами и игрушками у детей интенсивно развиваются отдельные психические процессы, особенно восприятие и наглядно-действенное мышление. По мере овладения действиями с конкретными предметами дети начинают переносить эти действия на другие предметы, имеющие другое назначение в жизни. Происходит обобщение предметных действий. Тем самым создается предпосылка для перехода к игровой деятельности, которая становится ведущей в дошколь­ном детстве.

Игру необходимо рассматривать как форму «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мир человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности»1.

Большой вклад в формирование личности и развитие отдельных сторон психики ребенка вносит ролевая игра, которая достигает высшей точки своего развития в старшем дошкольном возрасте.

Роли, игровые действия, игровое употребление предметов и межличностные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры – все это составные части ролевой игры. Дети при помощи игровых действий, соответствующих принятым ролям, выражают отношение между людьми.

Таким образом, игра является особым способом проникновения в недоступные для непосредственного участия детей сферы жизни и отноше­ния взрослых, одной из форм подготовки детей к последующему участию в жизни общества.

Необходимо различать обще развивающее и узко дидак­тическое значение игры в развитии ребенка. Дидактическое значение сводится к приобретению новых представлений, навыков и уме­ний. Обще развивающее значение игры проявляется в возникновении но­вых по своему содержанию мотивов деятельности, формировании некото­рых общих механизмов познавательной деятельности и развитии произвольного поведения. Например, к концу дошкольного возраста возникает стремление стать взрослым, конкретным выражением которого является желание поступить в школу и начать выполнять серьезную общественно значимую деятельность.

Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные «механизмы» поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

В игре также развиваются детское воображение, способность оперировать символами и знаками, которые в обобщенном виде представляют или замещают реальные предметы и их отношения. Стремление к общественной оценке, развитое воображение и умение использовать символику служат основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Все познавательные сведения и умения усваиваются дошкольниками в форме игры (через богатую серию дидактических игр). Учение в этот период еще не стало самостоятельным компонентом дошкольного воспитания.

Учебная деятельность как специальная деятельность человека по усвоению теоретических форм мышления или более сложной формы опыта людей становится ведущей в младшем школьном возрасте. Она становится главным содержанием жизни ребенка, хотя определенную часть опыта ребенок усваивает в игре, общении, в предметных действиях. Учебная деятельность формируется в результате постепенной перестройки игровой деятельности, в процессе которой существенно изменяются мотивы поведения ребенка, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

Читайте также:  Чем характеризуется натуралистический подход в понимании развития ребенка

По данным Л.И. Божович и других, учебная деятельность отличается от игры, прежде всего, своей мотивацией. Уже к концу дошкольного возраста игровые мотивы постепенно утрачивают для ребенка свою побудительную силу, и у ребенка возникает стремление к серьезной познавательной, общественно значимой деятельности. Однако социальный смысл учения открывается в процессе школьного обучения: дети постепенно начинают понимать, что не достижение каких-либо внешних результатов, а само совершенствова­ние путем усвоения новых знаний и приемов, развития способностей, не­обходимых для будущей деятельности, является главным в учебной дея­тельности.

Формирование в процессе учебной деятельности новых мотивов и новых задач ведет к коренному изменению внутренней позиции ребенка, переход от позиции «практической» или «утилитарной» к позиции «теоретической» или «познавательной».

Структура учебной деятельности во многом отличается от структуры игры: она целенаправлена, результативна, обязательно, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение школьника среди окружающих, от чего зависит и его внутренняя позиция и его самочувствие.

В силу этих особенностей учебная деятельность становится той деятельностью, которой формируются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающего от детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность, по мнению известного психолога В.В. Давыдова, является основой возникновения у младших школьников двух основ­ных свойств психических процессов – их произвольности, а также возмож­ности протекать «в уме», «про себя», что позволяет ребенку заранее плани­ровать свою работу.

О ведущей деятельности подросткового возраста нет единого мнения. В 60-е годы выдвинуто два предположения. Согласно одному из них, ведущим типом деятельности у подростка является общение, предмет ко­торого – другой человек, а содержание – построение взаимоотно­шений и взаимодействий с ним. Согласно второму, ведущим является общественно-полезная деятельность. Работы последних лет отдают пред­почтение последнему. Так, В.В. Давыдов указывает, что «ведущей деятельностью подросткового возраста выступает общественно-полезная деятельность в любых её формах: производственно-трудовой, художест­венной, общественно-организационной, спортивной, учебной. Все формы общественно-полезной деятельности, а главное, свободный переход от одной формы к другой, являются основой построения разных видов обще­ния» ( ).

Таким образом, общественно полезная деятельность, которая обеспечивает развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в разных системах является ведущей деятельностью подросткового возраста. Именно эти деятельности наиболее полно отвечают социальной ситуации развития подростка и его внутренней позиции.

В старших классах школы, по мнению некоторых исследователей, на передний план вновь выступает учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Происходит, согласно В.В. Давыдову, как бы возвращение к учению, но не просто к усвоению основ отдельных наук, а возможных областей профессиональной деятельности (дифференциация учебных интересов, более углубленное занятие какими-то учебными предметами).

Однако многие отечественные психологи единодушны, что проблемы самоопределения, поиска цели и смысла своего существования впервые возникают как актуальные и поэтому начинают играть роль важнейших факторов психического развития в период ранней юности.

«Основным психологическим новообразованием старшего школьника, – пишет В.В. Давыдов, – является самосознание, т.е. рефлексия на собственный жизненный путь и на принятые общественные ценности».

По мнению Л.И. Божович, выбор дальнейшего жизненного пути, са­моопределение, становятся для юношей и девушек тем центром жизнен­ной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы.

Ранняя юность – пора нравственного самоопределения. В эту пору мир идей начинается все более пристально сопоставляться с реальной жизнью, поведением других людей. Юноша как бы примеряет к себе то, о чем слышит, что видит вокруг: а как бы поступил я на его месте, смог бы, согласился бы и. т.д.

В пору юности – человек начинает сам сознательно строить свои идеалы. Вначале ставится вполне осознанная цель – найти свой идеал, а затем идет сложная внутренняя работа по созданию такого преднамеренного идеала. Переход к обобщенному идеалу – важнейший пункт для всего нравственного и психического развития личности в ранней юности. Лишь теперь принципы поведения из нестойких и подражательных полностью становятся внутренними и устойчивыми, образуя в своей совокупности единую, отчетливо создаваемую нравственную позицию – стержень личности. Теперь эта позиция сама все более властно строит и преобразовывает юношу или девушку, все более определяет главные направления их душевного развития, а вместе с тем и конкретные черты их облика. У юношей и девушек интеллектуальная деятельность приобретает личный характер, что связано с самоопределением и стремлением их к выработке своего мировоззрения. По словам Л.И. Божовича, у них «есть настоящая потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, утвердить свое личное миропонимание, мировоззрение»1. Все это дает основание говорить о том, что деятельность самоопределения становится ведущей в этом возрасте.

Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 9565; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник