Роль деятельности и общественное развитие ребенка

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

 
         Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность.  А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие  ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека».   Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

          Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

             У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

             В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности.  Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

           В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой  деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности: ориентируясь на взрослого  как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка  существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами.  В игре развиваются не только  познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой  для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

              Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.  

Игра – это…

ИГРА –

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация  жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v   коммуникативные способности  (умеет согласиться, договориться, поделиться)

v   воображение и фантазия

v   способность к символизации и преобразованию

v   произвольность поведения

v   развитие целеполагания, умение думать в уме

v   развитие «самости»

v   в познании через игрушку

v   в общении

v   в движении

v   в радости, удовольствии

v   в потребности быть как взрослый

v   потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v   это средство развития

v   средство воспитания

v   средство общения средство коррекции

v   средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v   средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

 Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

Читайте также:  Ребенок 3 месяц развитие и психология

 В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. 
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. 

•  от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

•  от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

•  от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

•  от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

•  от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

1.    Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

Источник

Содержание.

 Введение

1. Роль деятельности в развитии личности
ребенка.

2. Влияние игры.

3. Влияние изобразительной деятельности.

4. Формирование у дошкольников мотивов
трудовой деятельности.

5. Заключение.

 Библиографический список.

 ВВЕДЕНИЕ

В возрастной психологии дошкольный возраст рассматривается
как период, в течение которого психическое
и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня,
который позволит ему организованно перейти
к систематическому школьному обучению.
Дошкольное детство, короткий период в
жизни человека, всего первые шесть-семь
лет, имеет для него очень большое значение.
В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно;
из совершенно беспомощного, ничего не
умеющего существа младенец постепенно
превращается в относительно самостоятельную,
активную личность; развиваются все стороны
психики ребенка, и тем самым закладывается
фундамент для дальнейшего личностного
роста. Развиваясь, ребенок усваивает
новые психологические черты и формы поведения,
благодаря которым он становится маленьким
членом человеческого общества. Ребенок
приобретает тот сравнительно устойчивый
внутренний мир, который дает основания
впервые назвать ребенка личностью, хотя,
конечно, личностью, еще не вполне сложившейся,
способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
На протяжении всего дошкольного детства
происходит изменение и усложнение деятельности
ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие
требования, особенно к умению организовать
свое поведение. Постепенно, шаг за шагом,
формируется личность ребенка, причем
каждый новый сдвиг в формировании личности
изменяет влияние условий, увеличивает
возможности дальнейшего воспитания.
Условия развития личности так тесно переплетаются
с самим развитием, что разделить их практически
невозможно. Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна из них состоит
в том, что ребенок постепенно начинает
понимать окружающий мир и осознает свое
место в нем; это порождает новые типы
мотивов поведения, под влиянием которых
ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — развитие чувства и воли.
Они обеспечивают действенность этих
мотивов, устойчивость поведения, его
известную независимость от изменения
внешних обстоятельств основной путь
влияния взрослых на развитие личности
детей— организация усвоения моральных
норм. Эти нормы усваиваются ребенком
под влиянием образцов и правил поведения.
Образцами поведения для детей служат
прежде всего сами взрослые— их поступки,
взаимоотношения. Наиболее существенное
воздействие оказывает на ребенка поведение
непосредственно его окружающих близких
людей. Он склонен им подражать, перенимать
их манеры, заимствовать у них оценку людей,
событий, вещей. Однако дело не ограничивается
близкими людьми. Ребенок дошкольного
возраста знакомится с жизнью взрослых
многими путями — наблюдая их труд, слушая
рассказы, стихи, сказки. В качестве образца
для него выступает поведение тех людей,
которые вызывают любовь, уважение и одобрение
окружающих. Образцом для ребенка может
служить также и поведение сверстников,
одобряемых и пользующихся популярностью
в детской группе. Наконец, немалое значение
имеют образцы поведения, представленные
в действиях сказочных персонажей, наделенных
теми или другими моральными чертами.
Решающих моментов в усвоении образцов
поведения, выходящих за рамки поведения
окружающих ребенка людей,— та оценка,
которую дают другим взрослым, детям, персонажам
рассказов и сказок люди, к которым ребенок
привязан, мнение которых для него наиболее
авторитетно. Дети дошкольного возраста
проявляют большой интерес к образцам
поведения.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года мальчика таблица точная

1. Роль деятельности на развитие
ребенка.

Влияние на ребенка со стороны взрослых
и сверстников осуществляется главным
образом в процессе деятельности. Организуя деятельность
детей, взрослые дают советы и указания
по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят
детей с взаимоотношениями и действиями
изображаемых людей, предъявляют определенные
требования к действиям и поступкам самих
детей, оценивают их, помогают разрешать
возникающие в ходе деятельности затруднения
и конфликты. Только выполняя совместную
деятельность, дети объединяются и вступают
между собой в различные взаимоотношения,
составляющие основу детского общества
и способствующие развитию личности его
членов. Развитию личности ребенка способствуют
продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых
и учебных заданий. В этих видах деятельности
складывается направленность на получение
результата, одобряемого взрослыми и сверстниками.
Этим результатом может служить рисунок,
конструкция, приведенное в порядок помещение
или вскопанная грядка, решение арифметической
задачи и т. д. Необходимость добиться
хорошего результата приучает ребенка
планировать свои действия, управлять
ими и, таким образом, ведет к развитию
воли, умения управлять своим поведением.
Кроме того, результат деятельности является
основанием для сравнения успехов, достигаемых
разными детьми. Если первоначально такое
сравнение проводят взрослые, привлекая
к нему детскую группу, то впоследствии
его начинает выполнять и сам ребенок,
овладевая при этом навыками самооценки,
осознания своих собственных качеств
и достижений. Особенно важно то, что под
влиянием деятельности, дающей определенный
результат, у детей формируются новые
мотивы поведения. При выполнении трудовых
заданий дети учатся руководствоваться
той пользой, которую они приносят другим
людям (семье, своей группе и даже обществу
в целом). 
Выполнение учебных заданий способствует
развитию у детей познавательных мотивов
— любознательности, желания узнать новое,
а также интересов к познанию отдельных
областей действительности, с которыми
дети знакомятся в процессе обучения. 
Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития
общих и специальных способностей у ребенка.
Направленность на результат деятельности
развивает трудоспособность — один из
основных компонентов любой способности.
Трудоспособность в большой мере обеспечивает
успех в деятельности, что поощряется общественным
признанием. Удовлетворение притязания
на признание побуждает ребенка к новым
достижениям. Таким, образом, формируется
внутренняя установка на определенный
вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные
виды деятельности — условие развития
способностей.

2. Влияние игры.

 Наиболее важное значение 
для развития личности имеет игра. Беря на
себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность
и взаимоотношения, дети знакомятся с
доступными для них правилами и мотивами
поведения, которыми руководствуются
взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.
Так, играя роль рабочего в мастерской,
ребенок старается воспроизвести его
ответственное отношение к своему делу,
исполняя роль врача — заботливость и
внимательность по отношению к больному
и т.п. 
Игра захватывает детей, заставляет их
по-настоящему переживать те чувства,
которые должны испытывать изображаемые
персонажи,— симпатию, сочувствие к больным,
к детям, уважение к старшим и др. С симпатией,
покровительством, нежностью относится
ребенок к куклам и игрушечным животным,
используемым в игре. 
Интерес к игре, желание хорошо сыграть
роль, настолько велики, что в этих условиях
дети выполняют такие действия, которые
сами по себе для них трудны, непривлекательны,
или воздерживаются от удовлетворения
возникающих по ходу дела других желаний.
Изображая учеников, дошкольники длительно
и старательно занимаются скучным, однообразным
делом — многократным выписыванием одних
и тех же букв. Играя роль буфетчицы на
железной дороге, пятилетняя девочка сама
не ест находящееся в ее распоряжении
печенье, поскольку это противоречит интересам
пассажиров. Однако не следует думать,
что достигнутые в игре успехи могут быть
непосредственно перенесены детьми в
другие условия, в их повседневное поведение.
Нередко можно видеть, как мальчик, только
что проявлявший в роли доктора заботу
о заболевшей девочке, через несколько
минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает
у той же девочки игрушки, не обращая внимания
на ее слезы. Те действия и взаимоотношения,
которые дети разыгрывают в соответствии
с взятыми на себя ролями, позволяют им
ближе познакомиться с определенными
мотивами поведения, поступками, чувствами
взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения
детьми. Игра воспитывает детей не только
своей сюжетной стороной, тем, что в ней
изображается. В процессе реальных взаимоотношений,
разворачивающихся по поводу игры,— при
обсуждении содержания игры, распределении
ролей, игрового материала и т. п.— дети
учатся на самом деле учитывать интересы
товарища, сочувствовать ему, уступать,
вносить свой вклад в общее дело. Нередко
между детьми возникают конфликты по поводу
тех или других моментов организации или
проведения игры. Причиной таких конфликтов
обычно служит неумение согласовать свои
планы и действия. 
На помощь в этих случаях приходит воспитатель.
В большинстве игр роли, выполняемые разными
детьми, неравноценны. Имеются роли главные
(капитана, доктора, воспитательницы) и
второстепенные (матросов и пассажиров,
медсестер, санитарок и больных, няни и
детей). Поскольку главные роли наделены
наибольшим авторитетом, они обычно наиболее
привлекательны для детей. Когда ребенок
играет один, а остальных персонажей изображают
куклы, он обязательно берет на себя главную
роль. Когда же в игре участвует несколько
детей, все они, естественно, не могут претендовать
на главную роль. Обычно в группе детского
сада выделяются дети, которые придумывают
и организуют игры, руководят распределением
ролей, подсказывают другим детям нужные
действия. Они же, как правило, выполняют
главные роли, хотя могут и уступить, дать
другому ребенку ту роль, которую он хочет
взять. Характер реальных взаимоотношений,
складывающихся между детьми в связи с
игрой, в значительной мере зависит от
особенностей поведения таких «вожаков»,
от того, какими путями они добиваются
выполнения своих требований. В одних
случаях это могут быть дети, пользующиеся
в группе наибольшей популярностью, любовью,
умеющие договориться со сверстниками,
учесть их желания, уладить возникшее
недоразумение.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка в образовательной области безопасность

В других случаях в качестве «вожаков»
выступают дети, подавляющие других, стремящиеся
командовать, распоряжаться, прибегая
к физическим воздействиям. 
Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное
влияние на развитие личности детей, зависит
от воспитателя. В случае необходимости
воспитатель должен подсказать детям
содержание игры, проследить за распределением
ролей. В игре проявляются и удовлетворяются
первые человеческие потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они в ней вместе
с тем и формируются. В игре формируются
все стороны психики ребенка.

3. Влияние изобразительной
деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги
фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов
и т.д. Такие занятия дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство
однажды, малыш будет стремиться в своих
рисунках, аппликациях, поделках рассказать
о том, что узнал, увидел, пережил. 
Изобразительная деятельность ребенка,
которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве
со стороны взрослого. 
Но чтобы развить у каждого воспитанника
творческие способности, заложенные природой,
педагог должен сам разбираться в изобразительном
искусстве, в детском творчестве, владеть
необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для
этого все условия: он прежде всего должен
обеспечить эмоциональное, образное восприятие
действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать образное
мышление и воображение, учить детей способам
создания изображений, средствам их выразительного
исполнения.  
Процесс обучения должен быть направлен
на развитие детского изобразительного творчества,
на творческое отражение впечатлений
от окружающего мира, произведений литературы
и искусства. Рисование, лепка, аппликация
– виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное
отражение действительности. Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных
для детей дошкольного возраста. Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название
форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании предметов,
построек, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления
разных видов деятельности, умственного развития детей большое
значение имеют те качества, навыки, умения,
которые они приобретают в процессе рисования,
аппликации и конструирования. 
Изобразительная деятельность тесно связана
с сенсорным воспитанием. Формирование
представлений о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах, форме,
цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства,
сравнивают предметы, находят сходства
и различия, то есть производят умственные
действия.

Таким образом, изобразительная деятельность
содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного
мышления. Детское изобразительное творчество
имеет общественную направленность. Ребенок
рисует, лепит, конструирует не только
для себя, но и для окружающих. Ему хочется,
чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы
изображенное им узнали. Общественная
направленность детского изобразительного
творчества проявляется и в том, что в
своей работе дети передают явления общественной
жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания
заключается также в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые
качества: потребность и умение доводить
начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать
трудности и т.п. Изобразительная деятельность
должна быть использована для воспитания
у детей доброты, справедливости, для углубления
тех благородных чувств, которые возникают
у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая
активность. Для создания рисунка, лепки,
аппликации необходимо приложить усилия,
осуществить трудовые действия, овладеть
определенными умениями. Изобразительная
деятельность дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые усилия,
овладевать трудовыми навыками. Сначала
у детей возникает интерес к движению
карандаша или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими
навыками, которые позднее будут нужны
для выполнения самых разнообразных работ,
приобретают ручную умелость, которая
позволит им чувствовать себя самостоятельными.

4. Формирование мотивов трудовой
деятельности в дошкольном возрасте. 
Трудовая деятельность человека направлена
на изменение, преобразование окружающего
мира, на создание общественно полезного
продукта. Цель труда заключается не в
нем самом, а в его продукте. Мотивы труда
имеют общественный характер. Эта деятельность
осуществляется с помощью особых предметов
– орудий труда. Поэтому успешность трудовой
деятельности зависит от того, насколько
человек владеет действиями с орудиями,
имеет ли практические умения и навыки.
Эффективность труда обеспечивается постановкой
его цели, планированием последовательности
действий. В процессе труда человек регулирует
и контролирует его ход, сличая полученный
результат с предполагаемым. Прилагает
волевые усилия, преодолевая трудности
для достижения намеченного.

Источник