Роль бисероплетения в развитии ребенка
Елена Пуглаенко
Польза бисероплетения для ребенка
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Польза бисероплетения для ребёнка
Педагог дополнительного образования
Пуглаенко Елена Юрьевна
Р. п. Николаевка
2016г.
Я преподаю в кружке бисероплетения, который с удовольствием посещают дети в возрасте от 7 до 14 лет.
Конечно же, каждый ребенок, безусловно, индивидуален. Кто-то покоряет все новые и новые вершины бисероплетения талантом, кто-то упорством, кто-то заинтересованностью, а кто-то и видит в нем возможность просто интересного проведения досуга.
Разумеется, прежде всего, к бисероплетению, как и к любому другому занятию, у ребенка должен возникнуть первичный интерес. При этом такой интерес может вспыхнуть совершенно в различных ситуациях: с кем-то родители посетили выставку или ярмарку декоративно-прикладного искусства, кто-то увидел фотографии украшений из бисера или поделок из бисера в Интернете. У кого-то в кружке бисероплетения занимается брат, сестра или одноклассник, одноклассница, а кого-то и просто родители привели на занятие бисероплетения попробовать свои силы.
Польза бисероплетения для ребенка в полной мере неоценима. Тем не менее, главные преимущества бисероплетения как хобби являются очевидными, пользу от этого вида рукоделия невозможно недооценить. Самое важное, на мой взгляд, это развитие мелкой моторики, которая отвечает за умственные способности ребенка. В наше время в важности мелкой моторики у ребенка никто не сомневается. Так вот, бисероплетение в этом плане — просто отличное занятие. Ведь не зря Василий Сухомлинский сказал, что интеллект малыша находится на кончиках его пальцев.
Помимо этого, занятие бисероплитением развивает фантазию у ребенка и воображение, ведь в процессе этого он творит, создает свои поделки, так же он воплощает свои задумки, он создает свои шедевры
— Также с помощью бесероплитение ребенок учиться «читать» и понимать схемы, то есть развивается его образное и пространственное мышление. Это занятие прививает хороший вкус — ребенок создает красивые изделия из бисера и в процессе сочетает цвета, формы бусинок.
— хороший вкус и чувство прекрасного, подбирая и сочетая различные цвета и формы бусин, ребенок учится сочетать их самым наилучшим образом; Занятие бисероплетением позволяет детям самовыразиться, стремиться к индивидуальности, он будет понимать, что такие украшения будут только у него, в них он выразит свой характер, настроение, свое восприятие.
Немаловажным является развитие благодаря этому занятию усидчивости и внимательности, привычки доводить дело до конца.
К тому же, занятие любым рукоделием никогда не оказывает негативного влияния, а приносит только пользу. Ребенок, который освоит этот вид рукоделия, как и любой другой, научится ценить чужой труд, а это еще никому не навредило.
Кроме того, нередко оно может стать делом жизни, приносить неплохой доход и самореализацию.
С чего начать?
Подготовка к работе с бисером несложная задача и не займет много времени. Прежде всего, при подготовке к работе учтите, что место должно быть освобождено от всего лишнего. На рабочее место постелите салфетку или ткань с не скользящей, однотонной поверхностью. Подверните края салфетки вовнутрь, чтобы бисер с нее не скатился и не бился о стол. Бисер рассортируйте по цветам и рассыпьте маленькими кучками на салфетке. Работа с бисером очень утомительна для глаз, поэтому делайте перерыв каждые 30-40 мин. Поставьте корзину для мусора рядом со столом или коробочку для мусора прямо на стол. Туда вы будите складывать обрезки ниток, проволоки, лески, бракованный бисер. При подготовке рабочего места для работы с бисером учтите, что освещение должно быть очень хорошим. Самое лучшее работать при дневном рассеянном свете. Поэтому постарайтесь обустроить свое рабочее место ближе к окну. Вечером для работы используйте лампу с ярким, но мягким светом. Прежде чем приступить к плетению, удостоверьтесь, что материала хватит на изделие целиком. Лучше заранее обнаружить нехватку материала, чем потом, когда большая часть работы уже выполнена. Если бусин, которые нужны, не хватает, и нет возможности докупить такие же, немного скорректируйте схему (допустим, измените цветовое решение).
Важно!
Не оставляйте детей без присмотра. Они любят все совать в рот, уши, нос, что является очень опасным. Чем меньше ребенок, тем больший по размеру должен быть бисер и бусины. Дети быстро устают, поэтому долго заниматься бисероплетением не стоит: 6-8-летние могут работать с бисером не дольше 30-45 минут, 9-11-летние – 45-60 минут, а подростки 12-16 лет – час-полтора в день. Делайте перерывы для зарядки и физкультуры, тогда этот вид рукоделия им никогда не надоест!
Виды бисера. Существует несколько видов: круглый, рубленый, стеклярус. Рубленый бисер, другое его название — рубка. Она представляет собой небольшие трубочки, иногда граненые. В отличие от стекляруса длина рубки примерно равна ее диаметру. Стеклярус это трубочки длинной от 0,5мм.
При покупке бисера помните, что бисер различных производителей отличается. Самым лучшим считается Японский бисер, далее следует Чешский и за ним идет Китайский, Индийский.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, конечно же, не каждый ребенок может найти себя в многогранном и интересном мире бисероплетения, но понять это можно только попробовав на собственном опыте (при желании ребенка, разумеется).
А рассчитывая силы и возможности, в том числе наличие достаточного количества свободного времени, следует учитывать то, что от редких, нерегулярных занятий бисероплетением особенно плодотворного эффекта ожидать не стоит, они в большей степени разве что разнообразят досуг вашего ребенка.
И, наконец, вне зависимости от того, станет ли бисероплетение для вашего ребенка яркой путеводной звездой на всю жизнь или так и останется детским увлечением на уровне поделок из бисера, фенечек из бисера и простеньких украшений из бисера, посещая кружок бисероплетения ваш ребенок уж точно ничего не потеряет, а только приобретет.
Источник
Кружок бисероплетения
«БУСИНКА»
Бисероплетение для детей — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Плетение из бисера развивает у детей мелкую моторику, а значит речь и мышление, формирует в ребенке такие качества как добросовестность, старательность и усидчивость.
Посещая кружок бисероплетения, дети учатся основным приемам плетения и низания на проволоке и леске. На занятиях юные мастерицы создают различные изделия из бисера: оригинальные украшения, фигурки людей, животных и любимых сказочных персонажей, цветы и композиции из них и многое другое. Бисерные вещицы оригинальны, неповторимы – и в этом их прелесть. Готовую вышивку можно вставить в рамку и повесить на стену. Бисерные фигурки – отличные подарки близким. Украшения из бисера – прекрасное дополнение к праздничному платью. Дети, видя конечный результат своего труда, ощущают его важность, что благоприятно влияет на их творческую активность.
Если Вы хотите малыми затратами добиться действительно стоящих результатов — раскрыть детский талант, развить память, мышление и восприятие ребенка, то кружок бисероплетения — это именно то, что нужно.
Бисероплетение для детей
Часто ли вы задумываетесь над тем, чем занят ваш ребенок? Насколько интересно и полезно его времяпрепровождения? А ведь то, чем занимаются наши дети, имеет большое значение. И неважно, ребенку 3 года и он постоянно с вами или ему 10 и он предоставлен сам себе. Все, что он видит, делает, слышит, чувствует — буквально все влияет на формирование его как личности и на воспитание в нем самых разных черт, которые в будущем будут определять его успех.
Сегодня существует множество способов занять ребенка с пользой, да так, чтобы он бы в восторге от игры или урока. Для этого нужно немножечко времени и желания. Самым уникальное занятие среди всех остальных, пожалуй, является бисероплетение. И самая большая его ценность в том, что оно подходит любому ребёнку — будь то мальчик или девочка независимо от возраста. Главное, чтобы оно умело держать в руках предметы.
Чем же это занятие так хорошо для детей? И почему оно так увлекает многих взрослых во всем мире?
Увлекательное бисероплетение
Бисер — это разноцветные бусины самых разных размеров и форм. Нанизывая их на нить (проволоку, леску) в определенном порядке или по заданной схеме, можно не только вышивать богатые узоры на ткани, но и создавать самые разные игрушки и украшения, сувениры, талисманы.
Чем полезно бисероплетение для детей?
Наверное, всю пользу от этого занятия для ребенка оценить невозможно. Но все же главные преимущества бисероплетения как хобби очевидны. Самое первое — развитие мелкой моторики, что отвечает за умственные способности малыша. Ведь интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, говорил Василий Сухомлинский. Сегодня в важности развития мелкой моторики детей уже никто не сомневается. Так вот, бисероплетение в этом плане — просто идеальное занятие. Оно развивает также:
фантазию и воображение — ведь ребенок не только выполняет схемы, но и создает свои композиции и поделки, он творит!
образное и пространственное мышление — умение «читать» схему на самом деле является очень ценным навыком и развивает способности ко многим школьным дисциплинам, да и вообще позволяет выйти за пределы одной плоскости в восприятии окружающего мира;
чувство прекрасного и хороший вкус — подбирая цвета и формы бусин, ребенок учится сочетать их самым лучшим образом;
воспитывает индивидуальность — ребенок может создавать для себя оригинальные украшения, и при этом будет понимать, что таких больше ни у кого нет; он может проявить в своих творениях характер, настроение, особенности своего восприятия, одним словом самовыразиться;
усидчивость и внимание — особенно важно для школьников; учит доводить дело до конца.
Кроме того, с самыми маленькими при помощи бусин можно выучить цвета, например. Это способ познания, дети различает круглую и длинную бусинку, блестящую, матовую, гладкую и рельефную.
Ребенок, занимающийся бисероплетением, умеет ценить чужой труд. Из него вырастает духовно богатая и развитая личность.
Источник
Выступление на МО МБУ «СРЦдН Ивнянского района»: «Роль бисероплетения в интеллектуальном и эстетическом развитии воспитанников социально-реабилитационного центра».
Бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Еще в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения, и при раскопках археологи находили изделия из этого материала. До нашей эры кочевые племена скифов и сарматов часто украшали свою одежду стеклянными бусинками. Первые сведения об использовании бисера на Руси относятся к 9-12 векам. Народное искусство и традиционные ремесла играют в развитии детей огромную роль. Приобщение к рукоделию способствует интеллектуальному и эстетическому развитию, тренирует пальцы и стимулирует развитие мелкой моторики. Дети, занимающиеся народным искусством, становятся более внимательными, дисциплинированными, и целеустремленными, их успеваемость ощутимо повышается.
Одним из наиболее интересных народных ремесел является бисероплетение. Это занятие подходит для детей старшего школьного возраста, и для младших школьников является отличной развивающей деятельностью. Как правило, работой с бисером больше интересуются девочки, хотя и для мальчиков она весьма полезна. Мальчики нашего центра научились плести из бисера цветы и деревья, вышивать бисером, делать из бисера мелкие поделки (бабочек, стрекоз, ящериц и многое другое).
Бисероплетение – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью. Для детей плетение из бисера – это возможность изготовить своими руками эксклюзивные украшения и сувениры для себя или в подарок, это неограниченное поле для реализации своей фантазии. И если на первых порах дети учатся плести по готовым схемам, то в дальнейшем с удовольствием создают собственные формы и узоры.
Занятия по бисероплетению организовать довольно легко. Для этого не нужно специальное оборудование или особые условия. Каждому ребенку необходим бисер различных цветов, капроновая нить, проволока, леска, иглы для бисера, а также разнообразные аксессуары для украшений (замочки для колье, дужки для серег, заготовки для колец и так далее), ножницы и клей.
Обучение детей бисероплетению можно начинать уже в шестилетнем возрасте. На первом ознакомительном занятии необходимо пробудить интерес старших дошкольников к этому занятию. Можно рассказать детям историю бисероплетения и вышивки бисером, в какой стране зародилось это искусство и как распространялось по земному шару, рассказать, какие мотивы в своих орнаментах использовали разные народы, какие техники возникли первыми, и какие были изобретены сравнительно недавно. Также на вводном занятии необходимо ознакомить детей с готовыми работами. Это поможет зажечь интерес к процессу работы и обозначить цель кропотливого труда.
Обучать бисероплетению необходимо с основ. Дети узнают, какие материалы используются, в каких случаях нужно выбирать в качестве основы проволоку, а в каких – нить, какие преимущества и недостатки у лески и капроновой нити, чем отличается игла для бисера от обычной.
Самым первым упражнением является нанизывание бусинок на нитку в один ряд. При этом бусины могут быть одного цвета или разноцветными. При нанизывании разноцветных бусин можно дать детям задания сделать «полосатую» или «радужную» нитку. Это повысит интерес к выполнению упражнения, позволит быстро освоить базовое движение.
На следующем занятии можно приступить к изготовлению простейших конструкций на проволоке. Для этого можно приобрести готовые наборы для детского творчества или составить простые схемы самостоятельно.
После освоения простейших работ на проволоке можно переходить к простым цепочкам на двух нитях. Такие цепочки являются основой для разнообразных “фенечек”, которые девочки с удовольствием носят на руках и дарят друг другу.
Схемы простых цепочек со звеньями из трех, пяти и более бусин можно найти в любом пособии или составить их самостоятельно, это не представляет никакой сложности. После двух-трех изделий, выполненных по готовым схемам, можно предложить воспитанникам придумать и нарисовать узор для цепочки самостоятельно. Это не только стимулирует воображение, но и знакомит детей с основами эскиза.
После освоения простых цепочек дети учатся плести ажурные сеточки на одной и двух нитях. На первых порах сеточка плетется однотонная, чтобы воспитанники легче могли усвоить принцип ее построения, не отвлекаясь на необходимость следить за узором. Далее можно предложить выполнить сеточку с простым рисунком.
Ажурная сеточка является универсальным приемом бисероплетения. На ее основе можно делать любые украшения, ею можно оплетать любые предметы (в том числе пасхальные яйца, бутылки, вазы и прочее). Осваивать сетчатое плетение можно на примере браслетиков, которые дети на первых порах плетут по готовым схемам. Постигнув на готовых схемах принципы построения орнамента и его основных элементов, дети сами начинают создавать узоры для украшений.
К концу года можно сделать бисерную веточку, цветочек, жука, бабочку, сердечко, кольцо и другие работы, основанные на простых схемах, не требующих долгой кропотливой работы. На следующем этапе обучения детей можно познакомить с другими техниками бисероплетения, научить плести полотно, создавать объемные составные фигуры (игрушки, цветы, деревья и так далее), изготавливать сложные украшения. Неплохие результаты дает совместная работа, когда вся группа делает одну крупную композицию, состоящую из множества частей. Каждый ребенок изготавливает свою часть, а потом все вместе собирают готовое изделие.
Работая с бусинками, школьники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. Бисероплетение прекрасно развивает мелкую моторику, координацию рук. Воспитанники осваивают технику плоского параллельного плетения на проволоке и далее уже используют ее с вариациями. Они создают своими руками не только отдельные фигурки, но и составляют композиции. Например, перед тем, как сплести букет цветов из бисера, ребята рассматривают рисунки, фотографии различных цветов, обращают внимание на их разнообразие. У детей развивается самостоятельность, возникает желание фантазировать. Перед нами стоят следующие задачи:
- совершенствовать умение работать с бисером и проволокой путем простого низания;
- продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
- закреплять умения и навыки в создании из бисера цветов, деревьев;
- развивать у детей чувство композиции;
- добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов;
- воспитывать эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» – писал Кант.
Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – дело в том, что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки-карандаша при письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых занятий», которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание. Я думаю, что нельзя исключить большую роль бисероплетения в формировании мелкой моторики, а, следовательно, и речевой деятельности детей.
Само бисероплетение, как декоративно-прикладное искусство, органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целости. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Занятие бисероплетением создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного развития и воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации ребёнка. Занятия по интересам способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильному представлению о взаимосвязи «Природа – Человек – Природная среда».
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин “эстетика” происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы – материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание детей характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для наших воспитанников.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у детей большой интерес.
Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы, подростки плетут “фенечки” и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий. Воспитанники нашего центра научились вышивать бисером, плести из бисера деревья, цветы и делать мелкие поделки. Они сами подбирают нужный по цвету и тону бисер, создают композиции из разрозненных деталей. Дети привыкли работать самостоятельно и выполнять коллективную работу. Их радует возможность сделать своими руками красивые изделия, которые можно подарить или украсить наш центр.
Таким образом, бисероплетение для детей способствует:
– повышению внутренней мотивации ребенка к деятельности;
– становлению адекватной самооценки через появление уверенности в себе и в своих силах;
– развитию творческого (дивергентного) мышления в процессе нахождения различных вариантов решения творческой задачи при изготовлении изделия из бисера;
– формированию целеполагания и навыков планомерной деятельности;
– развитию мелкой моторики руки;
– развитию навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, взаимопонимания и сотрудничества в процессе коллективной деятельности:
– развитию умения видеть красоту окружающего мира, неповторимость и уникальность изделий из бисера.
Наши воспитанники знают правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; умеют гармонично сочетать цвета при выполнении изделий из бисера, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иголками и булавками, четко выполнять основные приемы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и книг по бисероплетению, самостоятельно составлять рабочие схемы и выполнять по ним изделия, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Источник