Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка презентация
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›ДОКЛАД (презентация) на тему: «Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ДОКЛАД «Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка» Подготовила: Володина Г.А. учитель изобразительного и декоративно – прикладного искусства
2 слайд
Описание слайда:
Л.С. Выготский убедительно доказал, что «…врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются …»
3 слайд
Описание слайда:
Биологические факторы развития ребенка
4 слайд
Описание слайда:
Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.
5 слайд
Описание слайда:
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся: – хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
6 слайд
Описание слайда:
инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); венерические заболевания (гонорея, сифилис); эндокринные заболевания матери, в частности диабет; несовместимость по резус-фактору;
7 слайд
Описание слайда:
алкоголизм и прием наркотиков родителями, особенно матерью; биохимические вредности (радиация, экологическое -загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок);
8 слайд
Описание слайда:
неправильное использование медицинских препаратов и др., воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
9 слайд
Описание слайда:
серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность; гипоксические (кислородная недостаточность); токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
10 слайд
Описание слайда:
патологическое протекание родовой деятельности; мозговые травмы и тяжелые инфекционные и заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте; хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), досуг и отдых малыша, психическая среда и семейная атмосфера, пол малыша.
15 слайд
Описание слайда:
Наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности и психических процессов и эмоциональную сферу. Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль.
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
На протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений.
18 слайд
Описание слайда:
Таким образом, биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
19 слайд
Описание слайда:
Социальные факторы развития
20 слайд
Описание слайда:
Основным проводником социальных влияний является, конечно, мать. Уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные чувства, связанные с будущим материнством, и т.п.).
21 слайд
Описание слайда:
Чем меньше ребенок, тем большую роль в его развитии играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести.
22 слайд
Описание слайда:
Социализация-непрерывный и многогранный процесс. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
23 слайд
Описание слайда:
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.
24 слайд
Описание слайда:
Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Его ребенок осваивает постепенно. Среда является объектом исследования представителей разных наук, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.
25 слайд
Описание слайда:
Социальный фактор – понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения – макросреда.
26 слайд
Описание слайда:
От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания.
27 слайд
Описание слайда:
Социальный фактор – это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья).
28 слайд
Описание слайда:
С возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы (средства массовой информации и др.)
29 слайд
Описание слайда:
Вне влияния социальной среды ребенок не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей.
30 слайд
Описание слайда:
В своей работе “Развитие высших психических функций” он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского.
31 слайд
Описание слайда:
Согласно многочисленным исследованиям, биологическое и социальное в развитии человека столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических, а не биологических, как у животных, законов.
32 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-103673
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
- Главная
- Психологу
- Презентации
- “Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка”
В данной презентации кратко представлены факторы, а так же инофрмация как они влияют.
Просмотр содержимого документа
«”Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка”»
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Работу выполнила
Мотова Екатерина
Что же такое фактор?
- Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.
- Как социальные, так и биологические факторы могут вызвать различные серьезные дефекты в развитии ребенка, которые с помощью вмешательства специалистов возможно подкорректировать или же невозможно исправить.
- Л.С. Выготский, являющийся выдающимся психологом и дефектологом, основоположником культурно-исторической теории развития психики человека, убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка»
Биологические факторы риска
- хромосомно-генетические отклонения
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности
- венерические заболевания
- эндокринные заболевания матери, в частности диабет
- несовместимость по резус-фактору
- алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью
- биохимические вредности
- серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания
- токсикозы матери во время беременности
- патологическое протекание родовой деятельности
- мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания
Биологические факторы
Социальные факторы риска
- Основным проводником социальных влияний является, конечно, мать. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка
- Не менее патогенными являются и сильные кратковременные стрессы
- Большое значение придается и психологическому состоянию матери во время родов
- Пребывание ребенка в семье социального риска
Социальные факторы
Хорошо здоровым быть Пива меньше надо пить Сигарету бросить в урну И купаться в речке бурной Закаляться, обливаться
С окружающим общаться, Спортом разным заниматься И, болезней не боясь, В теплом доме не таясь По земле гулять свободно Красоте дивясь природной Вот тогда начнете жить! Здорово – здоровым быть!
Автор: Мотова Екатерина Вадимовна
Дата: 08.02.2017
Номер свидетельства: 389518
Источник
1. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии
Подготовила: Романовских Дарья
2. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.
Взаимодействие между морфогенезом мозга и
социальными воздействиями при формировании
психики является двусторонним, Хроногенное
созревание различных структур мозга является
необходимой предпосылкой развития психических
функций. В свою очередь, активная адресация
различных форм социальных воздействий к
ребенку определяет способ формирования
психических функций и оказывает стимулирующее
влияние на созревание соответствующих структур
его мозга.
3.
Гетерохронность развития
нейрофизиологических и психических
функциональных систем может
детерминироваться разными факторами:
• Внешние факторы (представлены
воздействиями среды)
• Внутренние факторы (связаны с
индивидуальной ситуацией развития
организма ребенка)
4.
Для успешной адаптации и нормального
психофизиологического развития необходимо
гармоническое сочетание внутренних
факторов, в частности и внешних факторов
Селективное выпадение биологических и
социальных факторов, а также нарушение
баланса биологических и социальных
факторов в онтогенезе приводит к различным
нарушениям психического развития ребенка
5. Роль биологических факторов в психическом развитии ребенка
Различные структуры мозга созревают
неравномерно и поэтому готовность к
выполнению свойственных им функций
наступает в разные возрастные периоды
6.
• Интенсивное развитие первичных
анализаторных зон коры создает предпосылки
для развития предметных восприятий и
формирования предметных действий.
• Созревание интегративных, ассоциативных
корковых зон создает основу для объединения
отдельных действий в целостные системы
игровых и продуктивных деятельностей.
• В то же время активность ребенка,
реализуемая во взаимодействии со взрослым
и сверстниками, приводит к усиленному
функционированию определенных систем
мозга и оказывает стимулирующее влияние на
биохимию мозга, морфогенез нервных
структур и др.
7.
• В первые годы жизни происходит созревание
блока глубоких структур → создают основу для
дальнейшею интеллектуального развития и
созревание первичных зон мозга → создают
основу для сенсомоторной стадии развития
• от 2 до 5 лет – созревание ассоциативных зон
мозга → создает условия для научения
• 7-10 лет – созревание задней ассоциативной
зоны → дает возможность перехода на стадию
конкретных операций
• 12 до 14 лет – созревание лобных долей →
создает условия для перехода мышления на
стадию формальных операций
8.
Нарушения в развитии нервной системы в
онтогенезе приводят к дисгармонии внутри- и
межфункциональных координации.
• Временная независимость функций может
превращаться в изоляцию друг от друга,
«зацикливание» функции в своем развитии
• Нарушение ассоциативных связей создает
трудности перехода к иерархическим связям и
проявляется в форме инертных стереотипов в
познавательной сфере
• Нарушение иерархических связей может
приводить к регрессу иерархической
организации психических функций, их
возвращению на более низкие уровни
9. Роль социальных факторов в психическом развитии ребенка
Роль социальных факторов в
психическом развитии ребенка
Ребенок овладевает социальным опытом при
помощи взрослого, в процессе общения с
окружающими, обучения.
Давайте обратимся к возрастной
периодизации!
10.
Краткий обзор периодизации детского
развития показывает, что на каждом этапе его
развития ребенок является объектом
социального воздействия. Предмет, с которым
взаимодействует ребенок, социален по своим
функциям и происхождению, а человек, с
которым он общается, является носителем
определенных способов употребления вещей
и определенных смыслов человеческой
деятельности. Специфичность воздействия на
ребенка на каждом этапе определяется его
возрастными возможностями.
11.
Известный американский генетик Ш. Луэрбах
пишет: “Каждый признак, нормальный или
отклоняющийся от нормы, – результат процесса
развития и определяется как генами, так и средой.
Хотя относительное участие наследственности и
среды у отдельных признаков сильно варьируется,
лишь немногие признаки полностью определяются
наследственностью, а признаков, определяемых
только средой, и того меньше”
Таким образом, необходимо учитывать, что
процесс психического развития ребенка должен
опираться на гармоничное соответствие между
нейрофизиологическими возможностями ребенка и
требованиями, предъявляемыми социальным
окружением.
Источник