Роль библиотеки в развитии ребенка
Роль библиотеки в формировании
нравственно здоровой личности школьника.
«Книга – вечный, непреходящий светоч,
источник богатой духовной жизни каждого ученика».
В.А. Сухомлинский.
В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой.
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать.
Результаты социологических исследований, проведенных в конце 20 – начале 21 в., свидетельствуют о том, что традиционные навыки чтения у учащихся постепенно утрачиваются. Падает читательская активность учеников. Судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, поэтому юные читатели должны быть приоритетной группой. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения.
Между тем роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей, они развивают грамотность, общий культурный уровень, формируют духовную основу личности.
В сегодняшних непростых условиях библиотека – это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся.
Библиотека ныне призвана стать центром общедоступной информации, она должна быть востребована как для обучения, так и для личностного духовного творческого развития, самосовершенствования, а так же площадкой для педагогических инноваций.
Главная задача библиотеки как информационного центра, является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.
Доказано, что сотрудничество библиотеки и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а так же выработке умения пользоваться информационно – коммуникативными технологиями.
Библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Гимназия №64 и областная детская библиотека давно уже сотрудничают вместе. Каждый год библиотека предоставляет нам свой план работы, и классные руководители при составлении воспитательного плана опираются на мероприятия, которые предлагает библиотека.
Создается система занятий, для каждого класса – своя тематика.
Совместно с библиотекой учителя стараются прививать у детей любовь к книге, чтению, организовывать различные формы проведения массовых мероприятий; литературные и тематические вечера, диспуты, обсуждения, уроки – размышления, различные игры, турниры, КВНы, выставки – просмотры, проводить обзоры новой литературы.
Ребята с нетерпением ждут очередного посещения библиотеки, нас там тоже ждут и встречают с радостью. Для нас всегда работает «Литературная гостиная». Библиотекари………………………………………
готовят нам интересные викторины, видеофильмы, ставят спектакли.
Ребята с большим удовольствием отвечают на вопросы, просматривают и обсуждают видеоматериалы, становятся не просто зрителями, но и соучастниками представления.
«Литературная гостиная» – это встреча с интересными людьми, часы поэзии.
В читальном зале библиотеки действует «Театр юного зрителя». Здесь можно посмотреть кукольные спектакли. Сценарии создают сами библиотекари.
Дети с удовольствием смотрят представления, которые учат добру, справедливости, приучают любить книги.
Систематически в библиотеке проводится работа по историко – патриотическому воспитанию.
Разрабатывается комплекс мероприятий – книжные выставки, беседы, литературно – поэтические композиции.
Очень интересно всегда проходят викторины по краеведению. Ребята уходят из библиотеки, пополнив свои знания о родном крае, о своем городе Липецке. После таких викторин хочется побывать в тех местах, о которых говорили ранее.
И учитель организует экскурсию по родному городу.
На полках можно найти книги на любой вкус и для любого возраста. Начиная с 4 – 5 летнего возраста, дети уже посещают нашу областную детскую библиотеку. Здесь для них приготовили книжки – раскладушки, книжки с подвижными картинками, большие красочные книги – энциклопедии.
Дети проходят, садятся на стульчики, на ковер и чувствуют себя как дома. Здесь им уютно и интересно, а родители в это время могут выбрать для себя литературу на любой вкус, так как библиотечный фонд очень большой и все время пополняется.
В библиотеке имеется тематическая картотека для учителей. Они всегда здесь найдут нужную методическую литературу.
Пока с детьми будут заниматься, можно почитать и оформить заказ, если нужной книги не оказалось. Это очень удобно.
Престиж любой библиотеки напрямую зависит от того, какими ресурсами она располагает.
В библиотеке кроме книг и учебников есть компьютеры, магнитофоны, телевизоры, работает видеозал.
Для ребят – мягкий уголок, где удобно расположившись можно почитать или посмотреть телевизор, даже порисовать.
В библиотеке часто проводятся выставки рисунков по прочитанным произведениям.
Большая программа для детей готовится библиотекарями летом. Каждый год, работая в школьном лагере, мы регулярно, два раза в неделю, посещаем библиотеку.
Дети на летних каникулах берут книги, рекомендованные для внеклассного чтения, и читают с удовольствием в читальном зале и дома. По прочитанным произведениям проводятся диспуты, беседы.
Связь библиотеки с гимназией №64 существует очень давно, я думаю, она и дальше будет развиваться.
Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и библиотек, всех учителей и библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.
Своими успехами школьное образование обязано библиотеке. Если не будет библиотек, то не будет культуры. Областная детская библиотека делает все для того, чтобы к ней шел молодой читатель.
Источник
Светлана Шабашова
Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников
Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым.Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Эйнштейн хорошо понимал ценность чтения и воображения. Думаю, что и мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.
Так как личность в большей мере формируется в детстве и юношестве, то и взрослый человек буде интересоваться книгой так, как относился к книге в детском возрасте. Поэтому, если мы хотим, чтобы подросший человек имел разносторонние интересы, с увлечением читал книги, то уже сегодня нужно уделить пристальное внимание детям, их отношению к книге и библиотеке.
Именно произведения художественной литературы могут показать детям другой мир. Литература может взять туда, где они никогда не были, познакомить с обычаями и традициями других народов мира, научить различать плохое и хорошее, сформировать эмоциональную отзывчивость. Она может оказать огромное влияние на воспитание нравственности в детях.
Но любовь к чтению у детей можно легко разрушить. Просто можно показать детям, что рядом нет книг, и нет мест, где дети могли бы их прочитать. Вот тут нашим детям повезло – у нас есть множество библиотек, где они познакомятся с великолепными произведениями художественной литературы. Мировая литература содержит большое количество произведений, которые могут стать незаменимыми помощниками в духовно – нравственном воспитании детей.
Библиотеки шагают в ногу со временем, изобретают свои новшества на пути воспитания поликультурной личности, активно обмениваются друг с другом приобретенным опытом и идеями. Библиотеки являются своеобразным окном в огромное пространство информации, в жизнь и переживания литературных героев, в необычный для нас мир других народов, других культур. Библиотеки несут свой вклад в формирование читательского интереса к другим культурным мирам, почтенного отношения к представителям другой национальности, веротерпимости.
Детство всегда с надеждой смотрит в будущее. Наши дети ждут, чтобы мы помогли им найти путь, который, может быть, и определи им дальнейшую жизнь. Поэтому сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению и является главной и важнейшей задачей библиотек. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
Детский возраст – возраст активного формирования личности. Именно в это время закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности. И поэтому сейчас можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. И именно поэтому такой силой обладает чтение. Слово имеет творческую силу, оно воздействует на душу, соединяется с ней, и если это правильное хорошее слово, то оно сообщит и ей свою правоту. Телесное взросление дает детям свободу в движениях, прибавляет физическую силу, а вот направление куда двигаться, как приложить силы – определит воспринятое им слово.
Когда дети читают книги, они берут из них очень много. Это и уроки доброты, и уроки любви. Ребята учатся видеть красоту вокруг себя, учатся ценить ее, учатся ценить родную природу и родной язык. Именно об этом и писал К. Д.Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина».
Чем же еще важны библиотеки для подрастающего человечка? Они увлекают малышей стремлением к «возвышенному идеалу». Идеал для воспитания должен быть непременно возвышенным, наделенным добродетелями, которые имеют ценность во все времена и для всех народов. Это люди, о которых добрая слава идет через годы и века. Это врачи и педагоги, писатели и астрологи, художники и путешественники, воины и философы. Это великие и простые люди, жизнь которых похожа на родник чистой воды, который и жажду утолит, и умоет, и раны залечит. И дети, изучая их жизни, гордятся тем, что человеческая история содержит замечательные страницы, написанные людьми, сама жизнь которых была подвигом во имя всего человечества, во имя их самих. Ребятам непременно нужно познакомиться с судьбами и подвигами настоящих, реальных людей. О подвиге Дмитрия Шостаковича, который в блокадном Ленинграде писал свою знаменитую симфонию, о жизни А. Грина, который, часто не имея куска хлеба, писал замечательные книги, воспевающие бескорыстие, сострадание, милосердие, зовущие к свету, к чистоте, к добру.
Библиотеки часто помогают маленьким читателя в обучении красноречию, в знании родного языка и в знаниях о языке. Наше подрастающее поколение должно научиться крепко стоять на земле и чувствовать под собой родную почву, имя которой – русское слово. Только тогда подросшие ребята смогут устоять под обрушившейся на них информацией, коммуникацией, компьютеризацией, вербализацией и сохранить себя как человека – существо не только разумное, но и духовное. Задача библиотеки – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Нужно так всколыхнуть ребенка книгой, чтобы побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения, а это очень сложная задача. Воспитание детей требует от библиотеки и ее работников душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.
Необходимо приобщать детей к подлинной литературе с ранних лет. Эта литература всегда гуманна и пронизана духом человечности. Тысяча литературных произведений хранит в себе непреклонные человеческие нравственные ценности, они открывают маленьким читателям правду о мире, о взаимоотношениях среди людей, о внутренних переживаниях человека. Читатель видит, как себя ведут герои в определенных жизненных ситуациях, видит последствия их действий и делает выводы, которые закрепляются в их памяти. Вызывая у читателя ассоциации, художественное произведение мобилизует его опыт, направляет взор внутрь самого себя.
Мы, взрослые, должны помочь осознать детям, что в мире существует множество ценностей, которые отличаются от их собственных. Любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его исторического развития. Через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую
Современные дети живут в век научно-технического прогресса, и время, которое раньше тратилось на чтение книг, теперь идет на просмотр телевизора, компьютерные игры. Но можно сказать ясно, что никакие достижения современной техники, никакие игры и гаджеты, ничего не дает человеку такого ощущения радости и нравственного обновления, как общение с интересной книгой. И именно поэтому библиотекари считают первостепенной задачей сохранить у растущих ребят тягу и любовь к чтению. От того, как библиотекарь находит общий язык с ребенком, понимает его запросы, интересы зависит очень многое.
Библиотечная деятельность принимает разную направленность работы с подрастающим поколением, но, она всегда обращена к книге. Тематические выставки, просмотры литературы занимают ведущее место среди большого разнообразия ее форм. Книжная выставка сопровождает абсолютно каждое мероприятие. Эти выставки действуют постоянно и всегда обновляются. Часто проходят литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, творческие вечера писателей и поэтов. Выставки, тематические полки, литературно-музыкальные вечера, посвященные классикам художественной литературы народов мира традиционны в образовательной деятельности всех отечественных библиотек.
Очень важно донести до подрастающего поколения правду о прошлом, достоверные факты о настоящем. Дать им эти знания, помочь разобраться в событиях дней минувших и нынешних – задача сложная и ответственная. Необходимо познакомить ребят с выдающимися соотечественниками, вспомнить тех, кто делал историю. Все это прививает детям уважение к истории Родины, к подвигам защитников Отечества, чувство гордости за свою страну. Поэтому библиотеки являются центрами диалога культур и общероссийского патриотизма народов России.
Знакомится с библиотекой мои ребята начинают со старшей группы, в возрасте 6 лет. Для этого мы совершаем первую экскурсию – прогулку в библиотеку. Перед этим проигрываем сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Магазин книги», знакомим детей с профессией библиотекарь и продавец книги, проводим беседы о правилах пребывания в общественных местах, а именно, в библиотеке. Как правило, библиотека вызывает у детей бурю положительных эмоций. Библиотекари в игровой форме проводят экскурсию по помещению библиотеки, знакомят с правилами пользования книгами, показывают места книжных выставок. Ребята видят возможность выбора из большого количества художественной литературы, учатся правильному обращению с книгой и многому другому. Посещение библиотеки вызывает интерес к знакомству с художественной литературой, воспитывает грамотного читателя, который любит и понимает книгу. Как правило, больше половины ребят в ближайшие выходные записываются в библиотеку и становятся постоянными читателями. Дети часто приносят библиотечные книги в детский сад и мы их с удовольствием читаем вместе.
Примерно в это же время мы организуем мини – библиотеку в группе. Ребята приносят книги, которые им понравились на временное пользование. В заведенные формуляры записываем название книг, которые дети берут для чтения дома. Эта игра в «библиотеку» продолжается и в подготовительной группе. Еженедельно в мини – библиотеке организуем тематические выставки книг, например такие, как «День космонавтики», «Весна идет – весне дорогу», «Прикладное искусство», «День победы» и многое другое.
По традиции нашей группы каждый воспитанник в свой День рождения получает книгу с дарственной надписью в подарок. И этот подарок желанный.Тематика книг разнообразна: от сказок и приключений до вполне серьезных произведений для детей. Мы стараемся подобрать книгу с учетом интересов и предпочтений ребят.
Библиотеку стараемся посещать как можно чаще. Работники библиотеки всегда с радостью готовятся к встрече с ребятами, проводят интересные беседы и презентации, выставки детских книг, конкурсы и викторины.
В заключении можно сказать, всем взрослым, родителям, воспитателям, библиотекарям действовать нужно сообща для того, чтобы привлечь детей к чтению, воспитать любовь к книге, сделать ребят частыми гостями в библиотеке. В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, на которые дети будут ходить с удовольствием.
Книга – сокровищница человеческой мысли, именно книга предопределяет духовное начало, духовное возрождение и становление личности. И пусть исторический путь развития библиотек был очень нелегким, но первоначальная основа – «нести разумное, доброе, вечное», заложенная в них в далекие времена, остается актуальной и по сей день.
Источник
Доклад
“Роль библиотеки в развитии речи детей”.
(Из опыта работы по проекту “Книжки на вырост”).
Книга – источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр – драматизаций. Книга – источник обогащения всех сторон речи ребенка.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей.
Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней. Помощником в этом деле становится детская библиотека.
В библиотеке можно получить практически любую книгу, которую библиотекари порекомендуют с учетом возрастных особенностей ребят. Как правило, малышей записывают в детскую библиотеку с 5 – 6 лет, с того возраста, когда они уже способны самостоятельно общаться с книгой. Если ребенок достаточно развит, можно сделать это и раньше.
2007 год был объявлен в России Национальным годом чтения, в целях продвижения чтения и привлечения детей к книге. Центральной муниципальной библиотекой города Краснознаменска был разработан проект “Книжки на вырост или растем вместе с книгой”, рассчитанный до 2010 года. Проект рассчитан на работу с детьми с четырех до одиннадцати лет. К реализации этого проекта были привлечены и дети нашего детского сада.
Первая наша встреча состоялась в городском центре развития творчества детей и юношества. Она была посвящена творчеству Самуила Яковлевича Маршака. Мы готовились с детьми к этой встрече. В свободное от занятий время читали следующие произведения “Багаж”, “Усатый полосатый”, “Пожар”, “Двенадцать месяцев”, “Сказка об умном мышонке”, “Сказка о глупом мышонке”, “Вот такой рассеянный”, “Лодыри и кот”, “Где обедал воробей”, “Рассказ о неизвестном герое” и многие другие. Дети с огромным удовольствием слушали, задавали вопросы, рассматривали иллюстрации. Достоинство художественных произведений С.Я. Маршака – это то, что его удивительно легко запоминают дети. Совместно с детьми мы делали аппликации к произведениям, которые выбрали сами дети – “Усатый полосатый” и “Где обедал воробей”. Дети рассказывали, что и у них есть котята, описывали их, как их зовут, какого цвета, что любят делать. Мы с детьми беседовали по каждому произведению. После прочтения произведения “Вот какой рассеянный”, мы заметили, что дети иногда применяют выражения из этого произведения в играх и при одевании. Когда наша встреча состоялась в доме творчества, то для детей это был праздник.
Им доставило радость от встречи с любимыми произведениями. Они рассматривали книги со знакомыми иллюстрациями. Библиотекарь рассказала нам о творчестве писателя, его детстве. Загадывала загадки, а дети отгадывали, читала знакомые произведения, а дети заканчивали их. Показывала иллюстрации, читала отрывки, а дети называли из каких произведений они. Дети были не просто слушателями, а активными участниками.
Но наше сотрудничество с библиотекой на этом не закончилось. Нас пригласили на экскурсию в дом – музей Корнея Ивановича Чуковского в поселке Переделкино Московской области. Мы с радостью откликнулись на приглашение. Сказки К.И. Чуковского играют особую роль в жизни детей. Его герои шагают с детьми с самого раннего детства. Дети сразу же назвали и “Путаницу”, и “Телефон”, “Мойдодыр”. Эти сказки завораживают волшебством ритма, словесной игрой, звонкой рифмой. Сказки К. Чуковского легко входят в быт детей, благодаря их игровому характеру. Как – то собирая игрушки перед прогулкой, поддавшись общему настроению, дети стали бегать и шуметь. На мой вопрос, что у вас происходит, Настя весело ответила: “У нас путаница”. И тотчас дети, подхватив это объяснение , с восторгом захрюкали, закрякали, замяукали – кто во что горазд. Я дала им некоторое время пошалить, а затем включится в игру. “Теперь к вам прилетит Полина – бабочка” – сказала я. Полина сыграла роль бабочки, постепенно установилась тишина.
Так входят в жизнь детей и другие литературные произведения. То они вспоминаются по ассоциации с каким – либо жизненным явлением, то во время игры, когда в ней появляется герой, напоминающий тот или иной литературный персонаж. Мы поощряем такие узнавания, а порой и наталкиваем на них детей, помогаем им в этом.
И следующая встреча, организованная библиотекой и работниками дома творчества состоялась на театрализованном представлении по сказке Шарля Перро “Золушка”. Мы готовились к этой встрече. Читали и другие сказки, написанные Шарлем Перро, такие как “Красная шапочка”, “Кот в сапогах”, “Спящая красавица”, “Рикэ – Хохолок” и другие. Делали аппликации к этим сказкам. Беседовали, пересказывали эти сказки, отвечали на вопросы. Обыгрывали сказки на фланелеграфе. Разыгрывали сказку, используя настольный кукольный театр.
Огромную, ни с чем не сравнимую радость, доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно – конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Так как театрализованная деятельность помогает глубже понять смысл и содержание произведения, мы в детском саду уделяем этому вопросу большое внимание. В уголке театрализованной деятельности находятся разные виды театра (пальчиковый, би – ба – бо), костюмы и атрибуты для игр – драматизаций.
Театральную деятельность мы организуем в нерегламентированное время, а так же органично включаем в занятие.
При подготовке к театрализованному представлению мы активно привлекаем родителей не только в качестве зрителей, но и в качестве исполнителей ролей. Родители помогают нам в изготовлении декораций и костюмов.
Интересно прошла инсценировка по сюжету русской народной сказки “Гуси – лебеди”, где родители играли роли Яблоньки, печи, Речки, Бабы – яги. На спектакль были приглашены работники библиотеки. Такой союз педагогов, родителей и детей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию.
Увиденное и пережитое в театрализованном представлении расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, усиленно вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Значит, у нас есть основание утверждать, что то или иное произведение оказало влияние на умственное и эмоциональное развитие детей уже тем, что вошло в их жизнь, доставило им радость от соприкосновения с искусством.
В рамках программы “Книжки на вырост” в центральной муниципальной библиотеке города состоялся КВН, где наша команда “Цветик – семицветик” соревновалась с командой “Улыбка” из другого детского сада. КВН прошел интересно, включал в себя несколько заданий на тему об этикете.
Итог КВНа – победила дружба. В награду команды получили от работников библиотеки красочные книжки.
Программа “Книжки на вырост” предусматривает ежегодную диагностику в начале и в конце учебного года педагогом – психологом. Диагностика показала, что у детей стал более устойчив интерес к книгам. Появилось стремление к знакомству с новыми произведениями.
Мы уверенны, что наши выпускники и в дальнейшем не потеряют интерес к книге и будут постоянными читателями.
Источник