Роль библии в развитии ребенка

Роль библии в развитии ребенка thumbnail

                    Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей.

                                                            (из опыта работы)

              В Библии заключены нравственные нормы, к которым полезно приобщать  детей младшего школьного возраста. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учениками.

            «Возлюби ближнего, как самого себя» учит одна из главных нравственных истин. Кто же тот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Члены семьи? Родственники? Да, но не только. Ближний — это человек, который находится в беде, которому нужна помощь.  О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «не убий». Речь здесь идет не только о физическом убийстве живого, но и о злобе, гневе, ненависти, обращенным к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть — сродни убийству, поэтому, согласно христианской морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстро заглушить в своей душе злобу и помириться с ним. А как поступить в отношении людей, которые нас обидели? Ответить обидой на обиду, отомстить? По какому-то ложному представлению это иногда смешивается со справедливостью. Но зло вызывает только ответное зло, а желание мстить доказывает лишь сознание оскорбления. Прощение лучше мщения. Поэтому надо учиться побеждать свой гнев, быть снисходительным к врагам и не подражать тем, кто оскорбляет. Похвально за добро платить добром, но неблагородно за обиду платить обидой. Способность простить ближнему за причиненное зло, не мстить, не вредить ему, удержаться от ссоры свидетельствует о великодушии и силе человека. Очень осторожной оценки другого человека требует нравственное правило «не лжесвидетельствуй» т. е. не лги, не говори зла ни о друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами. Ложь является злым пороком в человеке. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи, чтобы оговорить кого-либо или скрыть свои проступки. Злословие легко произносится и далеко распространяется. Злой язык быстро может причинить вред доброму имени. Поэтому не надо спешить осуждать другого человека, т. к. чаще мы судим на основании сложившихся внутри нас мнений, предрассудков. И тогда наш суд будет несправедливым. А какое несчастье можно принести человеку легкомысленным, насмешливым, невоздержанным словом. Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена в сознание ребенка. Много в нашей жизни грубых, бранных слов, много пустословия. Однако всегда следует помнить, что слово имеет большую силу и надо внимательно подходить к тому, что мы говорим, не приучать себя к грубой невежливости, не заниматься пустой болтовней, не перебивать чужую речь. Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать того, что дано другому, что не принадлежит тебе. Надо уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.  В числе нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времен, нельзя не отметить скромность, скромное поведение. Не надо считать себя выше другого человека, не возносить себя, не хвастать, ибо всегда осуждался тот, кто страдал себялюбием, барством, гордыней. Обязанности перед самыми близкими людьми — родителями, уважение к ним заложены в правило, также ставшее нравственным законом — «чти отца своего и мать свою». Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. С любовью к ближнему неразрывно связана заповедь, повелевающая человеку трудиться. Сколько трудовой энергии может быть целесообразно проявлено детьми и в уборке за собой, и в услугах, оказываемых окружающим. Итак, свод законов прост — будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и поступай с ними. Не делай  человеку то, чего себе  не желаешь».

               Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и поступок небезразличны для людей, а так или иначе, касаются окружающих, выходят на другого человека, что каждый их шаг, поступок — это испытание: с  кем  я? С добром или со злом? Как поступить:  добро совершить или зло?

Читайте также:  Лебедева азбука развития эмоций ребенка скачать бесплатно

Источник

Библия как религиозный и литературный памятник известна всему человечеству. По последним данным, она полностью или частично переведена на 1800 языков мира. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры.

Знание основных библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него невозможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений.

Всего в Библии 77 отдельных рассказов-книг, написанных на протяжении более чем 13 веков разными авторами. Вся Библия разделена на 2 неравные части: большую (50 книг) занимает Ветхий Завет.

Ветхий Завет писался до рождения Христова. К У1 веку до н.э. были сформированы первые его 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (Пятикнижие Моисея) и впервые опубликованы в списке в У в. н.э.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке. По своему жанру книги Ветхого Завета весьма разнообразны. Сюда входят старинные хроники, исторические повести и мифы, бытовавшие среди древних народов; различные гимны и притчи, молитвенные песнопения и юридические кодексы, религиозно-философские трактаты и даже любовные новеллы народов («Песнь песней Соломона»), заимствованные и переработанные древнееврейскими жрецами.

Новый Завет составляет 27 книг. И именно он является собственно христианским произведением. Новый Завет состоит из 4-х Евангелий (благая весть), своеобразных вариантов «земной биографии» Христа, Деяний апостолов – исторической книги, в которой описываются дела апостолов (учеников Христа) после его смерти; Посланий апостолов, отражающих борьбу за утверждение христианства в Римской империи. Отдельно стоит Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис, где «предсказывается» конец света. Написан Новый Завет на древнегреческом языке, то есть оба Завета написаны на языках культур тех времен.

Слово «Завет» можно пояснить близкими по смыслу словами «союз», «договор». Этот союз заключил Бог с людьми: с Адамом и Евой после их грехопадения, затем с Ноем после Всемирного потопа и с Авраамом – родоначальником еврейского народа.

Завет со своим, специально избранным для этой цели – хранения веры – Бог неоднократно подтверждал Моисею и другим пророкам после него. И это главное содержание ветхозаветной части Библии. Наконец, сам воплотившийся Бог, Иисус Христос заключил Новый Завет уже не с одним народом, но со всем откликнувшимся человечеством. Этот Завет основан на его Голгофской смерти и победном Воскресении.

Основные Библейские сюжеты. О грехопадении Адама и Евы. Главный смысл того, что произошло в Раю с первозданным человеком состоит в том, что он наделенный свободой, не последовал совету Бога не вкушать плодов от древа познания добра и зла, которое еще только символически, как абстрактный знак, обозначало зло, но последовал совету дьявола нарушить эту заповедь Бога.

Для человека, противопоставившего себя Богу, сделалось мучительным находиться в Раю в присутствии Божием, стало невыносимым ощущать его любящий взор, смотрящий в сердце. И Бог освобождает человека от своего присутствия, которое было постоянным в Эдеме. Бог лишил их тепличных условий Эдема и поселил их на иной земле.

Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Евангелие от Иоанна.

Содержание Библии безусловно не исчерпывается лишь религиозным объектом. Понимание духовной жизни народа, объяснение рожденных в ней слов и образов возможно лишь при знании ключевых текстов, составивших данную культуру.

Библия является литературным памятником, легшим в основу всей нашей письменной словесной культуры. Образы и сюжеты Библии вдохновляли не одно поколение писателей и поэтов. В Библии мы находим начала многих литератрных жанров. Множество сюжетов легло в основу рассказов, повестей, романов, писателей разных времен и народов. Многие библейские слова и выражения стали пословицами и поговорками, обогатили нашу речь.

Источник

детейДжеймс В. Бик[1]  Часть1.

  1. 1.  Воспитание с любовью и заботой

Наши дети (или ученики) должны знать, что мы их очень любим и заботимся о них. Любить и проявлять свою любовь — это не одно и то же. Наши дети должны чувствовать нашу любовь в том, как мы разговариваем с ними, и в том, как мы говорим о них. Мы не должны унижать или обижать наших детей. Ни в коем случае нельзя насмехаться над ними. И, разумеется, ни при каких обстоятельствах мы не должны делиться личными переживаниями наших детей с другими людьми.

Дети должны быть уверены в том, что они полностью могут доверять нам. Мы должны проявлять интерес к их заботам и с уважением относиться к их размышлениям. Мы должны показывать им, что ищем возможности поговорить с ними, и готовы пожертвовать для этого нашим временем. Время, которое мы уделяем семье, больше является вопросом «качества», чем «количества». Полноценная пятнадцатиминутная беседа с детьми значит намного больше, чем целый вечер, проведенный в пустых разговорах. Семейные путешествия или прогулки также являются хорошей возможностью разделить переживания с нашими детьми.

В своих размышлениях над обязанностями родителей, Джон Чарльз Райл[2] выражает этот принцип в очень красивой форме: “Любовь должна быть серебряной нитью, переплетающей ваше поведение. Доброта, нежность, долготерпение, сдержанность, сострадание, симпатия и желание вникнуть в проблемы ребенка, готовность поучаствовать в детских радостях — это “ниточки”, используя которые вы сможете с лёгкостью направить ребёнка; это — ключи, которыми вы должны пользоваться, если желаете найти путь к его сердцу. Даже среди взрослых очень мало таких, которых легче тащить, чем вести за собой. Что-то есть в нашем сознании, восстающее против любого принуждения. Мы выпрямляем наши спины и напрягаем шеи против самой идеи послушания по приказу. Это — как с молодыми жеребцами, впервые попавшими в руки объездчика лошадей. Если он будет их ценить и обращаться с любовью, то постепенно сможет обуздать их и управлять ими. Но если его поведение будет жестоким и грубым, то пройдут многие месяцы, пока он сможет покорить их (если вообще это ему удастся) ”.

Читайте также:  Грудное вскармливание и его значение для развитие ребенка

Слово Божье направляет нас к этой истине:
«Как Отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).
«Чтобы вразумляли молодых… любить детей» (Тит. 2:4).

  1. Воспитание в строгости

Воля ваших детей должна быть подчинена вашей воле. Послушание необходимо. Плохое поведение одних можно пресечь просто взглядом или словом, тогда как с другими дело обстоит гораздо сложнее. Физическое наказание необходимо, особенно в младшем возрасте.

Библия ясно говорит нам об этом:
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Пр. 19:18).
«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт» (Пр. 23:13).
«Розга и обличение дают мудрость…» (Пр. 29:15).

Физическое наказание должно применяться следующим образом:

  1. С любовью (только для блага детей)
  2. Осмысленно (объясни, почему наказываешь)
  3. Целенаправленно (ради исправления)
  4. Рассудительно (не импульсивно)

Священное писание запрещает нам злоупотреблять нашим авторитетом. Мы должны стремиться не возбуждать злость и бунт в наших детях. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Как родители или учителя, мы не имеем права превозноситься или гордо демонстрировать свой авторитет; наказание должно точно соответствовать проступку. Не нужно пытаться вбивать кнопки тяжёлым молотом. Чрезмерное наказание только подливает масло в горящий огонь противления. Ричард Бакстер[3] писал: «Мы должны действовать беззлобно, даже когда проявляем строгость».

Разговор на повышенных тонах, запреты и крик быстро становятся привычным образом жизни. Поступая так, мы формируем у наших детей обыкновение не слушать нас до тех пор, пока мы трижды не повторим просьбу, пока не раздастся крик или угроза не будет приведена в исполнение.

Привычка часто кричать производит в родителях (или учителях) гнев и эмоциональное опустошение, а детей только приучает не быть послушными нам до тех пор, пока громкость нашего голоса не достигнет наивысшего уровня. Живущие вблизи больших водопадов или железнодорожных путей, никогда не слышат их шум…

Иногда гнев должен проявляться, как показал это Иисус, когда очищал Храм; но это должно быть скорее исключением, а не правилом. Частый гнев или раздражение только усугубляют ситуацию и, со временем, теряют эффективность. Открытое неповиновение должно решительно и незамедлительно пресекаться. Мы постоянно нуждаемся в мудрости, чтобы знать, как лучшим образом вести себя в любой ситуации. Каждая ситуация и каждый ребенок по-своему сложны и различны. Но, приняв решение, мы должны осуществить его со всей строгостью. Мы должны уметь различать открытое неповиновение ребенка от детской безответственности.

Давайте рассмотрим следующую домашнюю ситуацию. Мать отрывает взгляд от шитья и говорит своему четырехлетнему сыну: «Роберт, не трогай этот цветок». Когда мать возвращается к шитью, сын продолжает играть с цветком. Спустя две минуты, мать опять обращает на это внимание и повышает голос: «Роберт; я сказала не трогать цветок!» Роберт отодвигается на другой конец стола, но, когда видит, что мама не обращает на него внимания, вновь возвращается к цветку. Спустя пять минут, мама замечает это и начинает кричать: «Роберт, отойди от цветка сию же минуту!». Роберт, наконец, отходит, но чуть позже, в этот же день, он раскладывает на столе мозаику и – случайно – сбрасывает на пол любимый мамин цветок. Мама вскакивает, кричит на сына, сильно шлёпает и отсылает его в свою комнату. Она очень расстроена из-за разбитого цветка и испачканного стола.

Эта мать дала своему четырёхлетнему сыну урок, который, в сущности, не имела в виду. Вывод, к которому пришёл ребёнок, учит его, что обычное непослушание не так серьёзно, как простая случайность, вследствие которой пострадало имущество.

Детская безответственность может часто быть раздражающей, но мы должны проверять, за что мы наказываем своих детей. Наказание – не конечный результат, но лишь средство, приводящее к нему. Конечный результат — это исправление. Открытое неповиновение Роберта намного серьёзнее разбитого цветка.

Читайте также:  Презентация речевое развитие ребенка от 1 до 2 лет

Воля Роберта должна быть подчинена и исправлена. Наказание детей должно быть осмысленным. Джон Оуэн[4] пишет: «Сущность и окончательный приговор суда должны быть направлены на исправление, а не на осуждение; на исцеление, а не на разрушение».

Любовь и строгость — это два весла, которыми мы должны грести. Если попробовать грести одним веслом, лодка будет лишь описывать круги, стоя на одном месте. Вам нужно постоянно использовать оба весла, чтобы держать прямой курс.

  1. Воспитание посредством личного примера

Дети получают определённое назидание от сказанного нами; гораздо больше они приобретают, наблюдая за нашим поведением; но ещё больший опыт они обретают, видя, кем мы являемся на самом деле. Будьте для них примером, но, прежде всего, сами станьте такими, какими бы вы хотели видеть своих детей (или учеников). Умейте давать справедливую оценку тем людям, авторитету которых вы подчинены, и говорите о них так, как бы вы хотели, чтобы ваши дети говорили о вас и оценивали ваши поступки и решения.

Как вы отзываетесь о президенте своей страны, когда не согласны с принятым им постановлением? Выражаете ли вы своё несогласие в почтительной манере, соответствующей его власти и полномочиям? Если нет, то вы преподаёте своим детям незабываемый урок: если те, кому мы подчинены, не действуют в соответствии с нашим пониманием, это даёт нам право неуважительно отзываться о них. Вы учите детей на личном примере, что можно нарушать закон, если вы при этом можете избежать неприятных последствий. Неужели важнее быть не пойманным, чем повиноваться? Именно этому вы учите детей, когда они видят, что вы более озабочены появлением полицейского на дороге, чем наличием знаков ограничения скорости и соблюдением правил.

Как мы реагируем, когда наши дети рассказывают о своих разногласиях с теми, кому они подчинены? Когда один из ваших учеников без должного уважения отзывается о своих родителях, пытаетесь ли вы, как учителя, помочь ему понять, почему его поведение неправильно? Исправляете ли вы ваших детей, когда они неуважительно отзываются о своих учителях?

Никогда не критикуйте тех, кто является авторитетом для ваших детей, не проявляйте неуважение к ним, даже в виде тонких намёков. Если вас что-то беспокоит, то поговорите конфиденциально с теми, кого это касается, но так, чтобы ваши дети не знали об этом. Если мы на личном примере показываем, что можно без должного почтения относиться к тем, кто является для нас авторитетом, это порождает нескончаемые проблемы.

Слово Божье говорит:

«Рабов увещевай повиноваться своим угождать им во всём, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность» (Тит. 2:9-10).

Джон Чарльз Райл предостерегает нас как родителей: «Будучи служителем, я не могу не заметить, что люди становятся непреклонными, когда дело касается их детей. Я иногда был потрясен тем, как разумные верующие родители с трудом принимают тот факт, что их дети в чём-то виноваты, или заслуживают наказания. Есть много людей, с которыми я предпочёл бы больше говорить об их грехах, чем сказать им, что их дети совершили какой-то проступок». С другой стороны, требуя от детей повиновения тем, кто обладает авторитетом над ними, имеющие этот авторитет могут сделать повиновение более лёгким для своих детей.

Джордж Свиннок[5] однажды написал: «Многие люди терпеливо принимают наказание, если их наказывают благоразумно».

Поэтому Апостол Павел, наставляя Тимофея, относительно его новой позиции власти, указывает на две основные истины. Первая из них: «Никто да не пренебрегает юностью твоею», и вторая: «…но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Подражание действует намного сильнее памяти; то, что мы видим, намного сильнее, чем то, что мы слышим.

Джеймс В. Бик (James W. Вееkе) – служит в г. Чилливок, (Британская Колумбия, Нидерланды) в реформистской церкви и преподаёт в Timoty Christian School. Это – третья из четырёх его статей, относящихся к теме дисциплины в доме и школе, основанной на Библейских принципах. Статья содержит первые три из семи «руководящих принципов».

[1] Джон Чарльз Райл (1816-1900) – епископ Ливерпульский.
[2] Ричард Бакстер (1615-1691) – один из теоретиков Реформации. Его труды вдохновляют христиан на протяжении многих лет.
[3] Джон Оуэн (1616-1683) – богослов-реформист, известный комментатор Библии.
[4] Джон Тиллотсон (1630-1694) – Архиепископ Кантерберийский, отец семерых детей.
[5] Джордж Свиннок (1627-1673) – один из самых легко читаемых писателей-пуритан. Он теолог, но его учение выражается образно. Он практик, но его советы отмечены ощущением значительности преподаваемых учений.

Милость и Истина №3. (Продолжение следует)

sites.google.com

Источник