Рояк конфликты и особенности индивидуального развития ребенка

Консультация-практикум для педагогов

«Детские конфликты. Как их разрешать?»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах особенностей детских конфликтов, основных путей и способов их позитивного разрешения.

Задачи:

1. Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми.

2. Обсудить способы воздействия детей друг на друга во время конфликта.

3. Рассмотреть основные способы позитивного разрешения конфликтов детей.

Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. Узнаем, что такое конфликт и каковы его последствия для детской личности, как анализировать и разрешать конфликты; поиграем в игры, позволяющие обучить детей навыкам общения и (как следствие) избежать или смягчить конфликты между детьми.

Разминка

Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за одну минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно Вам). Это был пример простого конфликта. Итак, попробуем дать определение понятию «конфликт» (мнение группы).

Конфликт – трудноразрешимое противоречие, связанное с острым противоборством и эмоциональными переживаниями. Противоречие становится конфликтом, если затрагивает цели, интересы, социальный статус, престиж, моральное достоинство, жизненные ценности и т.д.

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет (японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возраста).

В каких видах деятельности чаще всего дети конфликтуют друг с другом?

Конфликт между детьми – это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована.

Итак, конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. Определите положительные и отрицательные стороны конфликта (работа в группах).

При своей негативной окраске (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, дезорганизующее влияние на совместную деятельность, снижение работоспособности), конфликты выполняют и позитивную функцию (способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения). Небольшие ссоры детей можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, без которых ребенок не может обойтись.

В тоже время, если педагог вместе с детьми пытается разобраться в причинах ссор, пройти по сложному психологическому лабиринту возникших обид и недоразумений, а главное – вместе с ними старается найти пути и способы, позволяющие максимально быстро перейти из состояния ссоры в состояние примирения, это дает ребенку бесценный опыт социального взросления в сотрудничестве со взрослым и весьма помогает строительству внутригруппового сообщества детей.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.

Каковы основные причины конфликтов между детьми во время игры?

Д.Б. Элькониным описана динамика конфликтов: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Я.Л. Коломинский выделил следующие основные причины конфликтов между детьми во время игры:  «разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава участников игры», «из-за ролей», «из-за игрушек», «по поводу сюжета игры», «по поводу правильности игровых действий».

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.

Но кроме внешних причин существуют и внутренние причины конфликтов:

  • недостаточно развитые коммуникативные навыки;
  • особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);
  • влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.

Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.

Назовите основные конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтной ситуации (работа в группах).

Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся» и т.п.).

Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта (Я.Л. Коломинский):  «физическое воздействие», «опосредованное воздействие», «психологическое воздействие», «словесное воздействие», «угрозы и санкции», «аргументы».

1. «Физическое воздействие» – сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д.

2. «Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, – например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры – «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом – «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.

Читайте также:  Задатки и способности в развитии ребенка

6. «Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании – «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре – «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, – например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.

Анализируя способы воздействия, друг на друга детьми, можно определить и способ воздействия педагога на конфликтующих детей. Если дети используют именно этот способ поведения, значит, он является наиболее эффективным для них, т.к. он выбирается в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков, эмоционально-волевых особенностей, поведенческих реакций.

Например, для ребенка двух лет эффективным является «физическое воздействие» – значит, педагог должен непосредственно вмешаться в конфликт, развести конфликтующих, и переключить их внимание на другую деятельность. А использование «угроз, санкций» или «аргументов» неэффективно. Для детей 5-6 лет наоборот наиболее действенным способом будет являться именно «аргументы» и «словесные воздействия».

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми («мозговой штурм»)

  • Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих детей, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
  • Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из детей, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть «айсберга», а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
  • Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание детей часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Переориентация поведения ребенка в конфликтной ситуации эффективна с помощью позитивных сообщений, которые должны включать следующие компоненты:

– описание произведенного ребенком действия («когда ты …);

– описание возможного или (неизбежного) результата этого действия («может случиться, что …»);

– предложение альтернативного варианта поведения («лучше…»).

  • Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

 Ролевая игра «Реши проблему» (работа в группах)

Проанализируйте предложенные вам ситуации, предложите свой вариант позитивного выхода из конфликта.

  • Коля построил замок из песка. И им все любовались. Только Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку.
  • Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала прямо в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

В качестве основных форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, развития коммуникативных навыков используются:

• сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

• интерактивные игры: «Тух-тиби-дух!», «Ворвись в круг!», «Ковер мира», «Двое с одним мелком», «Совместный рисунок», «Неожиданные картинки», «Небоскреб», «Головомяч», «Один и вместе» и т.п. с последующим обсуждением личного опыта детей в совместной деятельности;

• социально-поведенческие тренинги, направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

• дискуссии, беседы в укромных местечках: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Стол переговоров», «Скамейка дружбы» и т.п.

Основная стратегия работы с детьми строится на снятии фиксации с собственного «Я», развитии внимания к другому ребенку, осознании его ценности и значимости, как партнера по общению.

Подведение итогов, получение обратной связи.

Приложение

«Мирилки»:

Ссориться не будем. 

Будем мы дружить

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

Ручку за ручку

Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались,

А теперь нипочем!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

– Ты мой друг!

– И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

Больше с …(имя) не дерусь,

Ну а если подерусь,

Сразу в луже окажусь.

Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться –

С тем не будем водиться!                                            

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось

Нужно просто стать добрей, 

И мириться нам скорей!

Читайте также:  Роль семьи в духовном развитии ребенка

Список литературы

  • Деятельность и взаимоотношения дошкольников /под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987.
  • Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе.  – М.: Айрис-пресс, 2009.
  • Коломинский, Я.Л., Жизневский, Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский  // Вопросы психологии. – 1990. №2. – С. 35-42.
  • Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М., 1988.
  • Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.- М., 1978.

Источник

Цель: выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей

Задачи:

  1. Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;
  2. Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;
  3. Познакомить с эффективными стилями поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

Предполагаемый результат:

  1. Формирование у педагогов представления о структуре, причинах детских конфликтов;
  2. Знание эффективных стилей поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;
  3. Практическое использование полученных знаний о межличностном конфликте среди детей;

Инструментарий: Мольберт, буклеты на каждого участника консультации,  таблицы «Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%)»,  «Способы воздействия детей друг на друга в ситуации игрового конфликта (%)», чистый лист бумаги, маркет.

Участники: педагоги детского сада

Время консультации: 40 мин

Форма и место проведения консультации: Консультация-практикум, проводится в музыкальном зале. Все участники садятся полукругом.

Содержание консультации:

     В.: Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. О причинах этих конфликтов, о способах и приемах их решения.

   Для начала давайте подумаем, в каком виде деятельности чаще всего дети конфликтуют друг с другом?

 (Игровая). Педагоги отвечают

     Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников и именно в ней происходит основной процент самостоятельного взаимодействия со сверстниками. Соответственно и основная часть конфликтов возникает именно в ходе данной деятельности.

Каковы на ваш взгляд основные причины конфликтов между детьми в игре. Другими слова из-за чего чаще всего ссорятся дети во время совместных игр?

Педагоги отвечают

Изучая проблему детских межличностных конфликтов во время игры Яков Львович Коломинский – доктор психологических наук, выделил следующие основные причины конфликтов между детьми во время игры, выделив по процентам степень доминирования данной причины в зависимости от возраста ребенка.

                                 Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%)

Причины конфликтов

Возраст детей (лет)

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Разрушение игры»

25

23

23

6

9

«По поводу выбора общей темы игры»

2

1

3

«По поводу состава участников игры»

10

11

«Из-за ролей»

6

23

32

24

«Из-за игрушек»

75

71

38

17

21

«По поводу сюжета игры»

3

8

7

«По поводу правильности игровых действий»

10

26

26

Но кроме внешних причин, из-за которых возникает конфликт, существую и внутренние причины. К таким причинам относят следующее:

  1.  Недоразвитие коммуникативных навыков;
  2. Особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);
  3. Влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.

Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.

      Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Я.Л. Коломинский и показал в процентном отношении степень используемых способов воздействия в определенном возрасте.

Способы воздействия детей друг на друга в ситуации игрового конфликта (%)

Способы воздействия

Возраст детей

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Физическое воздействие»

50

35

26

16

15

«Опосредованное воздействие»

9

4

5

2

3

«Психологическое воздействие»

19

21

9

3

4

«Словесное воздействие»

17

21

30

29

26

«Угрозы и санкции»

3

4

10

8

«Аргументы»

5

16

27

39

43

     1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий,— например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.

    6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т.д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам,— например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.

Анализируя способы воздействия, друг на друга детьми, можно определить  и способ воздействия педагога на конфликтующих детей. Если дети используют именно этот способ поведения, значит, он является наиболее эффективным для них, т.к. он выбирается в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков, эмоционально волевых особенностей, поведенческих реакций.

Читайте также:  Центр развития ребенка в зао

Например для ребенка 1-2 лет эффективным является «Физическое воздействие» – значит педагог должен непосредственно вмешаться в конфликт, развести конфликтующих, и переключить их внимание на другую деятельность. А использование «Угроз, санкций» или «Аргументов неэффективно»

А для детей 5-6 лет наоборот наиболее действенным способом будет являться именно «Аргументы» и «Словесные воздействия».

И так можно проанализировать по всем возрастам.

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в “речевое” русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть “айсберга”, а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на “кто виноват?”, а на “что делать?”. Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: “Да он медведь косолапый!” или “Он всегда такой нервный и грубиян!”.

В заключении давайте попробуем применить полученные сегодня нами знания на примере детского конфликта.

Двое мальчиков Петя и Сережа средней группы (4-5 лет). Решили поиграть в машинки. И оба хотят играть грузовиком. Петя взял грузовик первым и начал катать, подошел Сережа и начал уговаривать дать ему покатать эту машинку. Видя, что Петя не реагирует, берет и насильно забирает машинку. Петя начинает хныкать: – «Это моя машинка я первый ее взял, отдай»

Сережа в ответ: – «Нет, я хочу играть»

Начинают выхватывать друг у друга машинку, затем начинают толкаться. В итоге Сережа бьет машинкой Петю, на что Петя начинает истошно плакать.

       Как воспитатель мог эффективно разрешить данный конфликт.

(Дать возможность решить самим, затем вмешаться, спросив, Что у вас случилось? Какой можно найти выход Вначале один играет потом другой. )

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.  Репиной.  М., 1987.

3. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. журн. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.

4. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987.

5. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1975.

6. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 37—50.

7. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.

8. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М. Изд-во МГУ, 1977. С. 126—143.

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.

10. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.

11. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

12. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1983.

13. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве: Автореф. канд. дис. М., 1947.

14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Причины возникновения конфликтов

 между детьми в игре (%)

Причины конфликтов

Возраст детей (лет)

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Разрушение игры»

25

23

23

6

9

«По поводу выбора общей темы игры»

2

1

3

«По поводу состава участников игры»

10

11

«Из-за ролей»

6

23

32

24

«Из-за игрушек»

75

71

38

17

21

«По поводу сюжета игры»

3

8

7

«По поводу правильности игровых действий»

10

26

26

Способы воздействия детей друг на друга

в ситуации игрового конфликта (%)

Способы воздействия

Возраст детей

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Физическое воздействие»

50

35

26

16

15

«Опосредованное воздействие»

9

4

5

2

3

«Психологическое воздействие»

19

21

9

3

4

«Словесное воздействие»

17

21

30

29

26

«Угрозы и санкции»

3

4

10

8

«Аргументы»

5

16

27

39

43

Источник