Родительское собрание значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка

Родительское собрание: “Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника”  

Задачи:

  1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
  2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  • Значение памяти в учебной деятельности.
  • Методы диагностики памяти ребенка.
  • Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1.Анкетирование учащихся.

1.Легко ли тебе заучивать стихи?

2.Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

3.Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

4.Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

5.Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

6.Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

2.Анкетирование родителей:

1.Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

2.Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

3.Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

4.Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

3. Тестирование учащихся класса  (уровень развития памяти учащихся)

 Исследования можно провести следующие:

     Методики для определения уровня памяти.

1) Объем запоминания:

Произносится 10 слов, учащимся надо их воспроизвести.

а) стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

б) дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

При нормальном объеме кратковременной памяти учащийся должен воспроизвести не менее 6 слов.

2) Смысловая память:

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой перерыв читает лишь первое из слов пары, ученики должны припомнить вторые слова, затем записать эти пары на листке бумаги. Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, т.е. отношение правильно воспроизведенных пар к общему числу предложенных пар будет 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

                         Шум – вода               дуб – желудь

                        Стол –обед               дичь – выстрел

                        Мост – река              рой – пчела

                        Рубль – копейка       час – время  

                        Лес – медведь           гвоздь – доска

Методика «Определение типа памяти» у младших школьников

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C= a / 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

 4.Памятка для учащихся по развитию памяти.

  • Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  • Ставьте себе цель запомнить надолго.
  • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  • Многократно повторяйте заученное.
  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  • Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

5. Памятка для родителей

Развитие памяти младшего школьника

1. Помните, память ребенка – это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.

2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.

3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой  памяти, а об эмоциональной перегрузке).

4. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и  памяти .

5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели “Вспомни”.

Читайте также:  Развитие артикуляции ребенка до года

6.  Развивайте  произвольное запоминание. Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.

7. Не “злоупотребляйте” механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.

8.  Развивайте  волю школьника, мышление, внимание, воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической  памяти.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя.

 Значение памяти в обучении младших школьников.

Разговор мы будем сегодня вести об очень важном мыслительном процессе – памяти. Память—это процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

 Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Память обеспечивает непрерывность существования человеческого ” Я “.

 Запоминание — активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым.

Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память — это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча».

Если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.

По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная.

 У разных людей превалируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, а у музыкантов — слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у философов, политиков, дипломатов—словесно-логическая.

В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация не меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении, какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой-либо способ для запоминания информации.

Для того, чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, её нужно повторять до заучивания. Самое главное для нас – это то, что память ребёнка можно упражнять и развивать. Актёры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память. 80% всей информации человек получает благодаря зрению и слуху, и мы сосредотачиваемся в дальнейшем именно на этих видов памяти.

К концу младшего школьного возраста (примерно к 10 годам) девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.

Потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из-за своей неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего-либо добиться в жизни, умели управлять своей памятью и развивать ее.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем  будет значительно труднее.

Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

2. Анализ тестирования учащихся

Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся.

Как  же сделать так, чтобы ребёнок  мог  развить  память?

3.Предлагаю упражнения для тренировки памяти  учащихся дома.

Важно, чтобы вы тренировались вместе с ребенком. Потому что самостоятельно освоить эти  технологии ребенку будет сложно и, честно говоря, вряд ли он станет этим заниматься. А   вы, любящий родитель, всегда сможете прийти к нему на помощь, потому как именно вы  заинтересованы в успехе своего чада.
    И самое главное, ребенок будет использовать эти приемы, только в том случае, если между вами во время занятий будет любовь и взаимопонимание. В противном случае, ни один прием, даже самый замечательный, не станет для него помощником в нелегком учебном труде.
    Упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем рисуя.

Называется последовательно 20 слов. После каждого названного слова он считает до трёх. За это время нужно  успеть, каким угодно рисунком для запоминания нарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы ребёнок мог потом по порядку назвать слова.

Кто больше запомнит.

Первый участник игры называет любое слово, например «карандаш», следующий должен повторить это слово и назвать любое своё, например «лес». Третий участник повторяет два предыдущих слова и называет своё и т.д. таким образом, в конце игры остаётся победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Читайте также:  Выводы по развитию мышления и речи у ребенка

Составление предложений.

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например “озеро”, “карандаш”, и “медведь”. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

Поиск общего.

 Берутся наугад два слова, например “тарелка” и “лодка”. Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов.

Исключение лишнего слова.

Берутся любые три слова, например “собака”, “помидор, “солнце”. Надо оставить только те из них, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить.

Поиск аналогов.

 Называется какой-либо предмет или явление, например “вертолет”. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “штопор” (важные детали вращаются) и др.

Способы применения предмета.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например “книга”. Надо, назвать как можно больше различных способов его применения.

Формулирование определений.

Называется знакомый всем предмет или явление, например “дырка”. Надо дать ему наиболее точное, “научное” определение.

 Выражение мысли другими словами.

Берется несложная фраза, например: “Нынешнее лето будет очень теплым”. Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими.

Сокращение рассказа.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается какой-либо короткий рассказ или сообщение. Содержание рассказа надо  максимально сжать, используя лишь одно – два – три предложения, и в них – ни одного лишнего слова. При этом суть, основное содержание рассказа, конечно же, должны сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить.

Запоминание пар слов.

Учащемуся предлагаются наборы слов из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, например: “кит” – “сигарета”, “слива”-“лампа”, “жук” – “облако” и т.п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать некоторые образы, необычные картинки, в которых бы причудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например: плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сумраке, от неё подымается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настольной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сливы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на бланке или зачитываются первые слова каждой пары. Вторые слова. Надо вспомнить самостоятельно и записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и заверяется анализом причин допущенных ошибок.

Упражнения апробируются родителями на родительском собрании.

4. Заключительное слово классного руководителя

В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно  помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.

Помните, одно из главных упражнений тренировки памяти: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».

5. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности

Литература для подготовки к родительскому собранию:

  1. Локанова И.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
  2. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
  3. Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. М., 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002.

Источник

Тема « Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Память человеку необходима для проявления души. (Блез Паскаль)

Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей. (Вольтер)

Задачи: рассмотреть мыслительный процесс память и его особенности с точки зрения науки психологии, показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности, показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся четвёртого класса.

Форма проведения: занятие в школе интеллектуального развития ребёнка.

Вопросы для обсуждения: значение памяти в учебной деятельности; методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Подготовительная работа: анкетирование, подготовка цикла упражнений по улучшению памяти, оформление памятки.

Ход собрания

Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:

-Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

– Не знаю, – отвечает тот.

– Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

– А она вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.

С.Л.Рубинштейн, автор одного из учебников по психологии, писал:

«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом.»

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Читайте также:  О совершенствовании пренатальной диагностики нарушений развития ребенка

Индивидуальные различия памяти у людей.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объёму запоминания.

Выделяют следующие индивидуальные типы памяти:

-зрительную;

-слуховую;

-двигательную;

-эмоциональную и разнообразные их сочетания.

Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал, или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти крайне редки. Чаще всего на практике мы видим различные сочетания зрительной, слуховой и двигательной памяти.

Типичными их смешениями является зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, двигательно-слуховая память.

Однако у большинства людей всё же доминирующей выступает зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются.

Анализ анкетирования

Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся и анкетирования.

Законы памяти

1). Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу.

2). Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения.

3). Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени. Распределение повторений в течение суток даёт экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал, лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

4). Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко даёт лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания.

Классный руководитель выдаёт памятки.

Развитие памяти

С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям.

Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных приёмов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт рука об руку с развитием речи.

Классный руководитель знакомит с упражнениями для тренировки памяти учащихся дома.

Подведение итогов

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.

Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

Литература

1.Немов Р.С. Психология.-М., 2005.

2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. –М., 2008.

3.Персидская И.В. и др. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград, 2007.

Приложение 1

Анкета для учеников

1.Легко ли тебе заучивать стихи?

2.Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

3.Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

4.Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

5.Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

6.Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Приложение 2

Памятка для учеников по развитию памяти

– Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.

– Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

– Многократно повторяйте заученное.

– Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.

– Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.

– Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил» Вы же не хотите быть таким? тогда – за дело.

– Ставьте себе цель запомнить надолго.

Приложение 3

Задания для проверки памяти (зрительной, слуховой)

1.Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите ещё раз слова, которые вы только что прочли.

Слова: мак, ежевика, лимонад. манго, пирожное, слива, фундук, тесто, креветка, овсянка, яйцо, молоко, майонез, колбаса.

(Норма запоминания 8-10 слов)

2.Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся слова запишите.

Слова: ветер, снег, термометр, велосипед, экскаватор, воспитатель, дневник, ручка, автомат, ученик.

(Норма запоминания 8-10 слов)

Приложение 4

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома

1.Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

2.Прочтите ребёнку диктант. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте 1-2 слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

3.Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

4.Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Источник