Родительское собрание влияние природы на духовное развитие ребенка

Родительское собрание влияние природы на духовное развитие ребенка thumbnail

Родительское собрание

Тема: «Роль природы в развитии детей»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече.

– Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка?

– Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.)

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, умственную активность, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

– Что же такое любознательность?

(Высказывания родителей.)

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шведова). Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратить в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к неизвестному, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

– Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины?

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

– Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

– Задают ли Вам дети вопросы?

– Какие?

– Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

(О высоком уровне развития ребенка.)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

– Можете вспомнить какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить? (Родители делятся воспоминаниями.)

Не рекомендуется давать ответы в категорической форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перезагружать детей сложными ответами.

Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствует развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

– Но нужно ли сразу отвечать ребенку?

– Как поступаете вы?

Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «Качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудиться ли сам, что бы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень умственной активности.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом.Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Условия опыта: закрыли рот, двумя пальчиками зажали нос, т.е. мы не дышим (затем задаю детям вопросы). Чего нам не хватает? Хорошо ли нам без воздуха? Почему? Давайте сделаем вывод: все живое дышит, человек не может жить без воздуха.

Читайте также:  Вербальное и раннее вербальное развитие ребенка

Очень эффективно умственная активность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку- значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Все это будет способствовать формированию у ребенка умственной активности, любознательности.

Любите своего ребенка!

4

Источник

Консультация для родителей

«Влияние природы на духовное развитие ребенка»

Автор Головашина Людмила Сергеевна

Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» – писал он. В старину был на Руси тайный обычай: жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек, если же обходился грубо – настораживались, по отношению к животному, проверяется отношение к человеку.

Очень полезно в доме иметь какое-нибудь животное: собаку, кошку, рыбок и других; с которым ребенок может общаться, разговаривать, играть. При этом родители являются примером заботливого, внимательного отношения к живым объектам и поясняют детям, что благополучие животного зависит от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К.Юона, А.Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы.

Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.

В.Г.Белинский писал: «Первый воспитатель детей – природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебания волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить».

Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.

М. Горький писал: «Мы читаем и слышим «ветер плачет», «стонет», «лес нахмурился, «дождь шумит», тем самым предаем всему, что видим свои человеческие качества».

Ребенок, встречаясь с природой, в силу своей эмоциональной непосредственности, живет реакцией, не только созерцает прекрасное, но и действует, стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, может нанести вред.

Задача взрослых: объяснить, что только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет всем людям сохранить нашу планету красивой и уютной. Люди – это часть природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга. Вместе все мы отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Научить детей любить и охранять природу родного края – наша общая задача.

Источник

Будникова Анжела
Родительское собрание в форме КВН «Влияние природы на воспитание нравственно-патриотических чувств и экологического сознания»

Конспект родительского собрания в форме КВН на тему: «Влияние природы на воспитание нравственно-патриотических чувств и экологического сознания».

Групповое родительское собрание – проведение в форме КВН.

Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Оборудование: конверты с разрезанными на слова пословицами о природе, ребусы, два ватмана, фломастеры.

Ход собрания.

Вступление. Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня у нас необычное родительское собрание, а семинар -практикум в форме КВН.

Влияние природы на ребёнка огромно. Только при условии тесной связи с природой, её явлениями, с самой жизнью детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. Только познавая природу, ребёнок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладывается и основа экологической культуры, основа бережного отношения к природе и любви к своей Родине. Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Наша сегодняшняя встреча – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.

Мы должны с малых лет воспитыватьв детях четкое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – и ему не жить на Земле.И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

Читайте также:  Развитие ребенка в четыре года игры

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения в природе.

Человек, не видящий красоты природы, хуже,чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

Хотелось бы, чтобы девизом нашего сегодняшнего КВНа стали слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек»:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

Сейчас, внимание! Выступление юных экологов!

Ребёнок 1. Как весело и интересно бывать на природе!

Ребёнок 2. Мы любим помогать природе!

Ребёнок 3. Мы будем учиться наблюдать за природой!

Ребёнок 4. Мы – помощники природы и нас становится всё больше и больше! (говорят все вместе)

Ребёнок 5. Добрым мир создал творец,

Солнце – общий наш отец,

А земля, конечно, мать.

Нужно землю охранять!

Ребёнок 6. Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни.

Уважаемые родители! Я предлагаю принять наших детей в общество “Защитники природы” и вручить им отличительный знак этого общества.

(Детям торжественно вручают знак)

Итак, сейчас я вам предлагаю разбиться на две команды. Первая команда будет называться «Зелёный патруль», вторая «Зелёная планета».

Оценивать наши конкурсы будет жюри в составе: заведующей детского сада Мунтян А. Г., председателя родительского комитета Кабаевой А. А., воспитателя детского сада Николенко Т. В.

И так, начинаем наш КВН!

1 –ый конкурс. Представление команд, их девизы и приветствия!

Мы – команда “Зелёный патруль”

Пусть жюри наше строго

Мы робеем немного.

Но мечта о победе сильней.

Будем честно сражаться

Будем очень стараться

Сделать наш КВН веселей.

Наш девиз: “Мы не хотим стоять в стороне, мы – за порядок на нашей земле!”

Мы – команда “Зелёная планета”

Природы верные друзья!

Дружны мы, как одна семья!

В КВН пришли играть,

Чтоб больше о природе знать!

Наш девиз:

” Каждый из нас природу защитит,

О каждом деревце душа у нас болит.

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать.

2 – ой конкурс. Разминка. «Веселая викторина».

Вопросы для первой команды:

1. О каком цветке идет речь?

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике. (Одуванчик.)

2. Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник).

3. Назовите дерево, которое является неофициальным символом России.

4. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка).

5. Детеныш не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок).

6. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).

7. Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника).

Вопросы для второй команды:

1. О каком цветке идет речь? Является ли этот цветок неофициальным символом России?

Я и в поле, и в саду,

У прохожих на виду.

Голова моя бела,

Лепестками проросла. (Ромашка).

2. Цветок и приправа к мясным и овощным блюдам. (Гвоздика).

3. Кто из пернатых всегда ходит с мешком? (Пеликан, пелика – по- гречески мешок).

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

5. Что такое, по-вашему, Красная книга?

(Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания.Их надо спасать: запретить охоту на них, охранять в заповедниках).

6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов).

7. У кого уши на ногах? (Кузнечик).

3 – й конкурс. «Собери пословицу».

Из предложенных слов командам нужно составить пословицы.

1 команда

Сугробы снега на полях – урожай зерна в закромах.

Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

2 команда

Красна весна цветами, осень – снопами.

Лето – припасиха, а зима – подбериха.

4- й конкурс. Конкурс капитанов.

Каждому капитану будет предложено по 6 вопросов. Количество баллов будет соответствовать количеству правильных ответов.

Вопросы для первой команды

1. Какое самое долголетнее дерево Урала? (Кедр)

2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому что молодые)

3. Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина,

4. На каком хвойном дереве растут ягоды? (Можжевельник)

5. Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)

6. Растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)

Вопросы для второй команды

1. Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

2. Назовите растения, которые носят человеческие имена. (Роза, вероника, Иван-да-Марья, маргаритка, Иван-чай, василёк и т. д)

3. Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

Читайте также:  У ребенка отстает развитие глаз

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

Побеждает команда, которая вспомнит больше фамилий.

4. Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой и т. д.)

5. Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)

6. Назовите птиц, которые зимуют в наших краях? (Синицы, воробьи, снегири, сороки, вороны, куропатки и т. д.)

5 – й конкурс. Музыкальный конкурс.

Команды по – очереди исполняют песни о природе. Побеждает та команда, которая споет больше песен.

Первая команда поет песни о растениях, вторая – о животных и птицах.

6- конкурс. Живая пантомима.

Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).

Команда “Зелёный патруль”

1. Мультфильм “Обезьяна – многодетная мама”

2. Кот – Леопольд

3. Попугай Кеша.

Команда “Зелёная планета”

1. Три поросёнка.

2. Курица с цыплятами.

3. Три медведя.

7–й конкурс. Экологические задачи.

1. Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.

2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.

-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок – попросил Сережа родителей.

-Нельзя их ловить, – сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.

3. Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

-Давай поймаем ее, – попросил Витя.

-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.

-От них, все равно, ни какой пользы – ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?

Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.

4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?

Вывод. Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.

8-ой конкурс ” Кто быстрее отгадает кроссворд?”

Командам предоставляются кроссворды “Полевые цветы” и “Кто живёт в жарких странах?”

9 -ый конкурс “Экологическое блюдо

Команды предлагают попробовать соперникам приготовленное блюдо. Соперник отгадывает ингридиенты.

10 -ый конкурс ” Представление стенгазет по теме “Спасём Землю от экологической катастрофы(домашнее задание)

На этом наши конкурсы закончены, рады, что Вы так умеете играть, спасибо за подготовку к КВН!

Родители:

Умные, умелые

Задорные и смелые

В КВН мы поиграли

Свои знания показали!

А сейчас жюри подведёт итоги и огласит результаты наших конкурсов.

Вот и закончился наш КВН. Вы показали отличные знания. Поэтому всех вас по праву можно назвать знатоками природы. И, конечно, все свои знания и умения вы будете передавать детям.

Ребенок:

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету,

Во Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

(Родители угощают детей фруктами.)

Собрание окончено.

Материал к собранию.

Высказывания и афоризмы о природе.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

Все совершенствует природа. Лукреций

Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой — сам человек.

Пришвин М. М.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.

Герцен А. И.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

Пришвин М. М.

Не будем. слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.

Энгельс Ф.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

Эразм Роттердамский

Охранять природу — значит охранять Родину.

Пришвин М. М.

. Природа никогда не заблуждается. Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.)

Эразм Роттердамский

Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Гёте

Источник