Родительское собрание в детском саду развитие самостоятельности у ребенка
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Цель:
• Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;
• Заинтересовать проблемой;
• Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.
План:
• Доклад на тему: «Самостоятельность!»
• Блиц – опрос на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»
• Ситуации для анализа.
• Кризис 3-х лет.
• Итог встречи.
Ход родительского собрания:
Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады Вас сегодня видеть на нашей встрече.
Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свою улыбку соседу справа, слева и давайте поговорим о ваших детях. Хлопните в ладоши те, кто сегодня утром опоздал на работу;
– чей ребенок сам одевал колготки;
– кто готовил мужу завтрак;
– кто успел помыть посуду;
– кто поцеловал своего ребенка.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитыватьего необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать – Я сам! Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.
Давайте попробуем ответить на вопросы:
1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
3. Как при помощи потешек, пословиц, сказок, игр приобщить ребенка к народным традициям?
Проводится дискуссия.
Обсуждение по высказываниям.
Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельностиспособно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Уважаемые родители давайте попробуем обсудить. Могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия:
• Мыть руки, засучивая рукава?
• Мыть лицо, не разбрызгивая воду?
• Пользоваться мылом?
• Сухо вытираться полотенцем?
• Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?
• Пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?
• Убирать на место игрушки?
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.
Например:
Приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и. т. д.
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
УПРАЖНЕНИЕ «СПИСОК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и разделите его на две половины. Левая: то, что вы делаете с ребенком вместе (имеется в виду самообслуживание); правая: то, что ваш ребенок уже может делать самостоятельно.
Затем обсуждаем, что ребенок каждого возраста может делать сам.
Родители выполняют упражнение. Желающие зачитывают свой список вслух.
Какие чувства у вас вызывает этот список?
Что вы чувствуете, слушая чужие списки?
Заберите списки домой и постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в правую.
Дети младшего возраста должны уметь:
• Мыть руки, засучивая рукава;
• Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
• Правильно пользоваться мылом;
• Не мочить одежду;
• Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
• Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
• Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
• Правильно пользоваться ложкой,салфеткой;
• Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Значение самообслуживания в воспитании детей.
• Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
• Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
• Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
• Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
• Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощьродителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или«Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером длямладших братьев и сестер.
Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет вдошкольном возрасте.
Игра: «Научи ребенка одеваться».
Участники делятся на 2 группы.
Представитель одной группы выполняет роль ребенка, не владеющего навыкамисамообслуживания (одевания) ; представитель другой – взрослого, стремящегося научить малыша правильной последовательности действий.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
(Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, овладеть новыми действиями, помочь родителям).
Игра «Назови слова, выражающие похвалу ребенку».
Родители говорят, по очереди передавая, друг другу игрушку. (Например: «молодец»,«умница» и т. д.) .
Что полезного вы узнали на собрании?
Выразите, пожалуйста, одним словом своё отношение к проведенной встрече. (Прием«Слово дня»)
Источник
Родительское собрание
«Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста»
Цель: сформировать у родителей потребность в воспитании самостоятельности ребёнка.
Задачи:
– повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности;
– формирование у родителей представлений о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности.
Сценарный план
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Что же такое самостоятельность по-вашему мнению? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.
Наиболее типичные ответы:
– «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»;
– «способность рассчитывать только на свои силы»;
– «независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество»;
– «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще»;
– «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому».
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
Самостоятельность ребенка – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваши дети нуждаются в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого.
Предлагаю вам обратить внимание на 2 изображения:
Рисунок 1. «Мама кормит ребенка с ложки».
Рисунок 2. «Ребенок ест самостоятельно».
Вопросы к родителям:
– Как Вы думаете, кто из детей приобретает жизненный опыт, самостоятельность?
– Очень часто взрослые делают так же, как это изображено на рисунке 1. Почему? Создаете ли вы подобные ситуации в своей семье?
– Чего требует от родителей вторая ситуация (рисунок 2)?
Вывод. Ребенку необходимо давать время и возможность освоить самостоятельное действие.
Показ родителям рисунка-схемы 3.
Рисунок 3
Вопросы к родителям:
– Как Вы думаете, что обозначает этот рисунок?
– Как можно помогать ребенку:
а) сделать за ребенка;
б) показать, подсказать, ободрить, похвалить?
Вывод. Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, поощряет, хвалит.
Различают несколько видов самостоятельности:
- познавательная;
- бытовая;
- коммуникативная;
- поведенческая.
Как показывает практика жизни, для взрослых принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность малыша, которая поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность у родителей возможна разная реакция. Бывают случаи, когда развитию познавательной самостоятельности ребенка не придают значения в той мере, какой она заслуживает. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается взрослыми негативно и не подкрепляется. Но каждый вид самостоятельности по-своему важен для ребенка, так как имеет тесную взаимосвязь с умственным развитием, творческой активностью личности, способностью реализовывать себя в жизни.
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».
- В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
- Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
- Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что – нельзя.
- Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
- Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
- Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
- Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
- Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
- Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
- Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Известно, что дети по природе своей активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей назойливой опекой. Удачи вам, уважаемые родители поддерживайте росточки самостоятельности и инициативы детей.
Источник
Татьяна Юферова
Родительское собрание «Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составили и провели:
Грицова Мария
Миронова Светлана
Стратулат Наталья
Юферова Татьяна
Магнитогорск 2017 г.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Задачи:
1) Повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста;
2) Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей;
3) Заинтересовать родителей в развитии самостоятельности у их детей через непосредственное участие в практическом занятии.
Вопросы:
1) Что вы видите? Какой здесь ребенок, что он делает? Что делает мама? Научится ли ребенок кушать сам?
2) А здесь какой ребенок? Что можно сказать об этом ребенке? Где здесь мама?
3) А здесь что вы наблюдаете? Как вы думаете какой из этих детей научится справляться с едой быстрее?
Итоговый вопрос: Уважаемые родители!
Как вы думаете, может вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшней встрече?
Упражнение с шариками
Период становления самостоятельности связан не только с приобретением, это также период возможных «потерь».
Что мы теряем с самостоятельностью наших детей?
Как правило,это мнимые потери: контроль, влияние, внимание со стороны ребёнка к нам, его любовь и т. д. Именно «потери» останавливают нас в помощи своему ребёнку стать самостоятельным.
На экране вы видите высказывания, так или иначе связанные с формированием самостоятельности.
Я предлагаю вам выбрать те, которые, по-вашему, способствуют развитию самостоятельности. Каждое выбранное вами высказывание я буду складывать в «копилку». Эти высказывания имеют вполне конкретное значение для малыша.
– Как вы думаете, что даёт ему высказывание «Я верю в тебя»?
– Уверенность в себе.
– Это приобретение я буду складывать в копилку ребёнка.
Подобным образом разбираются все высказывания на экране.
Если родителивыбирают негативное высказывание:
– Что для вас это значит? В каких ситуациях оно правомерно? Что оно даст детям?
Шарики с высказываниями мы складываем и обсуждаем после выбора их родителями.
Притча.
«Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Байка
«Длинный мамин хвост»
Харлоу Х. Ф., который пытался понять поведение людей, исследуя повадки обезьян, однажды провел такой эксперимент. Он сделал два проволочных макета, которые стали суррогатными матерями двум новорожденным обезьянкам, никогда не видевшим собственных матерей. У одной такой проволочной матери был длинный веревочный хвост, а у другой короткий. Детеныши исследовали мир, держась за хвосты своих «матерей». Оказалось, что тот детеныш, который держался за длинный хвост, имел более высокий интеллект и был более адаптивен, чем тот, который держался за короткий, а наиболее выраженным чувством при встрече с новым второго малыша был страх.
Мораль: чем длиннее юбка, за которую держится ребенок, тем выше его интеллект и тем более адаптивен он в жизни.
Спасибо за внимание!
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром. Свобода ребенка в поступках и ответственность за них
При воспитании самостоятельности важно:
1. Позволять ребенку принимать собственные решения в рамках его возможностей, нести за них ответственность.
2. Предлагать ребенку такое занятие по возрасту, в котором он сможет достичь хотя бы каких-то успехов без вашей помощи.
3. Постепенно расширять сферы и виды деятельности, в которых ребенок может достигать чего-то самостоятельно.
4. Если у ребенка что-то не выходит, делайте это вместе с ним, а не вместо него.
5. Критика не должна касаться личности ребёнка – негативную оценку можно ставить только поступкам. Подчеркивайте, что ваша любовь к нему безусловна, а его плохие поступки – это огорчение для вас, но не повод разлюбить его.
6. Показывать ребенку границы, за которыми при его самостоятельности он еще не может нести ответственность. Объяснение этих границ должно быть доступным.
7. Ясно устанавливать правила проявления его самостоятельности. Систематически соблюдать их и контролировать.
8. Чтобы у ребенка были силы и уверенность проявлять самостоятельность, подкрепляйте его попытки своей любовью.
Источник