Родительское собрание в 5 классе роль семьи в развитии ребенка
Родительское собрание на тему
«Роль семьи в жизни пятиклассника» .
Цель:
– обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.
Задачи:
– создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;
– формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
– способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности;
Форма проведения: деловая игра.
Оформление:
– Плакат «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона Р.Ф. «Об образовании»)
– Плакат «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом», «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» (высказывание В.А. Сухомлинского).
– Плакаты «Настроение ребенка» (изображение лиц)
– Анкета для родителей «Ребенок и его семья»
Подготовка:
На столах для родителей разложены бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья» (примерные вопросы анкеты)
1. Меня в семье любят.
2. Меня почти во всем поддерживают.
3. У нас не бывает ссор, разногласий.
4. Мне бывает трудно дома.
5. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
6. Меня во многом ограничивают.
7. С моим мнением не считаются.
8. Мне дают карманные деньги.
9. У нас дома постоянно чужие люди.
10. В учебе мне никто не помогает.
11. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
12. Родители заняты только собой.
Ход собрания:
1. Слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили.
Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
· Любовь умиления
· Любовь деспотическая
· Любовь откупа
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
Положение бывает различным:
– благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.
– неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по этой теме, может кто-то желает дополнить, поделиться опытом
2. Практическая часть.
Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.
Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами.
Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей (после собрания классный руководитель собирает работы для дальнейшего анализа ситуации в семье)
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем совсем иные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? (Дать возможность порассуждать родителям, и высказать свое мнение).
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения. Раздаются листочки с предложениями. (Эту работу можно организовать как в группе родителей, так и индивидуально).
Примерные предложения:
Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
3. Коллективное обсуждение вариантов ответов. (В ходе обсуждения ответов может возникнуть диалог, диспут с целью нахождения оптимальных вариантов решения)
4. Работа с родителями.
Заранее оформлены плакаты с изображением настроений, мимики ребенка (на доске).
Вопросы задаются родителям с целью выявления уровня внимания к ребенку в семье.
Примерные вопросы:
– С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
– С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
– Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
– С каким лицом приходит из школы ваш ребенок?
После ответов родителей следует обратить их внимание, насколько они часто они общаются со своим ребенком, на то, каким он возвращается домой из школы, интересуются ли они внутренними переживаниями, эмоциями своего ребенка.
5. Заключительная часть.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения
Спасибо за внимание!
Источник
Родительское собрание: Роль семьи в формировании личности.
Цель:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
Оборудование: памятка для родителей «Как надо любить ребенка», анкета «Ребёнок и его семья», тест-игра «Какой вы родитель».
Ход собрания
Слово классного руководителя.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
В детские годы что ребенок приобретает в семье, то он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили.
Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой безобразный любви, главные из них:
– любовь умиления;
– любовь деспотическая;
– любовь откупа.
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере расстроганности, не знает, что и есть такие понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. Они думают, что он приносят счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живут на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет изкажается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять и вдохновлять его внутренние силы, его желание быть хорошим, добрым.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает равнодушие. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Как надо любить ребёнка? Памятка для родителей (см. Приложение №1)
Практическая часть.
Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Сейчас я предлагаю вам взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.
Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – поставить себя на место вашего ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.(см. Приложение №2) .
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Заключительная часть.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
И в заключении нашего собрания я предлагаю вам тест – игру «Какой вы родитель?» (см. Приложение №3)
Подведение итогов родительского собрания. Выводы:
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия.
Позвольте завершить разговор стихами на тему нашей беседы.
Любите нас такими,
Какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас не счесть,
Но мы же ваши дети,
И никого дороже
На всем огромном свете
Никто из вас не сможет
Найти средь суеты.
Мы вашим станем продолженьем,
Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем
Быть благодарными учите.
Любви родительской огнем
Любовь ответную ведите.
Ведь лишь она одна
Очаг домашний согревает,
Бывает так она сильна,
Что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам,
Понять нас просто постарайтесь.
И вопреки безжалостным годам,
Душою молодыми оставайтесь.
Приложение №1.
Памятка для родителей
1.Дети должны быть для Вас, прежде всего, не спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.
3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ему грустно.Надо просто хвалить.
Приложение №2.
Анкета «Ребенок и его семья»
- Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Приложение №3.
«Какой вы родитель?»
Говорите ли вы ребенку следующие фразы?
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. Почему ты такой ?
5. какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похож?!
7. Вот я в твое время…
8. Ты моя опора и помощник!
9. Ну что за друзья у тебя?
10. О чем ты только думаешь?
11. Какой ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченькам)?
13. У всех дети, как дети, а ты…
14. Какой ты у меня сообразительный!
Правильные ответы: 1,4,6,7,9,10,13 – «нет»; 2,3,5,8,11,12,14 – «да».
Результаты теста:
1. Если вы, верно, ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Источник