Родительское собрание в 4 классе интеллектуальное развитие ребенка

Родительское собрание в 4б классе на тему: “Роль семьи и школы в формировании интереса к учению”.

Цель: показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка; развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению; формировать интеллектуальную культуру взрослых и детей; воспитывать желание общаться, культуру поведения формировать интерес к учебе, к делам класса.

Форма проведения: интеллектуальный марафон.

Подготовительная работа: формирование команд, анкетирование, оформление класса, сценарий марафона.

Ход собрания:

Вступительное слово.

-Сегодня у нас необычное родительское собрание. Мы собрались вместе, мамы и папы, девочки и мальчики, и решили посвятить наше собрание-марафон ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ – Интересу. По мнению известного психолога К. Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуемную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашивается в грустные серые тона, радость собственного существования уходит.

Давайте откроем дверь в мир интереса ребенка.  

Анализ анкетирования.

Анализ ответов ребят показывает, что им интересна интеллектуальная познавательная деятельность. Им интересно учиться, познавать окружающий мир.

 Мы, взрослые должны бережно и с большим пониманием относиться ко всем вопросам ребят, вместе с ними искать ответы на все вопросы “Почему?” и радоваться тому, что они задают вопросы.

Сегодняшний интеллектуальный марафон-попытка сблизить ваши интересы и интересы ваших детей, убедиться в том, на  что способны наши подрастающие дети.

Интеллектуальный марафон.

1.Конкурс “На старте наука- математика”. (задания детям и родителям по группам).

2.Литературный аукцион.

3.Поле чудес (отгадать слова).

4.Знатоки природы (викторина).

Дети показывают ролевую сказку “Репка”.

Подведение итогов. Награждение победителей. За чаем родители и дети обсуждают игру и намечают планы на будущее.

Литература

1. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. М.:  Вако. -2006 г.

2. Н.Б.Троицкая. Сценарии школьных праздников. М.:  Дрофа. -2005г.

3. И.А.Агапова. 30литературных вечеров, конкурсов, викторин. К.: Аквариум.            -2002 г.

Анкета для родителей

1. Как Вы относитесь к такому мнению, что “в основе развития интеллекта и творческих способностей лежит интерес”?

2. Считаете ли вы, что этим должна заниматься только школа?

3. Знаете ли вы сферу интересов вашего ребенка?

4. Как вы стимулируете формирование интересов вашего ребенка?

5. Интересно ли вашему ребенку то, что интересно вам?

6. Предложите виды внеклассных мероприятий, которые, по вашему мнению, будут интересны учащимся класса.

7. Поддерживаете ли вы интересы ребенка?

8. Можете ли вы помочь классному руководителю в формировании интереса учащихся класса к тем увлечениям, которые интересны вам и вашему ребенку?

Материал к собранию

Конкурс “На старте – наука математика”.

Разминка.

1. У этой фигуры все стороны равны (квадрат).

2. У этой фигуры противоположные стороны равны (прямоугольник).

3. У этой фигуры всего по три (треугольник).

4. простой инструмент для проведения прямой линии (линейка).

5. Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками (отрезок).

6. След от соприкосновения пишущего предмета с бумагой (линия).

7. Как называются компоненты при делении?

8. Как называется математический текст с вопросом?

9. Сумма длин всех сторон – это…(периметр).

10 .Какая из единиц не относится к массе?

   (тонна, гектар, грамм, центнер)

11. Сколько лет в тысячелетии?

12. Назовите действие обратное делению.

Игра “Кто быстрее?” (примеры на карточках по группам)

Викторина “Знатоки природы”.

1. Какие вы знаете цветные моря?

2. Какая птица выводит птенцов зимой ?(клест)

3. Листья каких деревьев осенью становятся красными? (рябина, осина, клен)

4. Какое озеро самое глубокое? (Байкал)

5. Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях? (вода)

6. Родилась в воде, а живет на земле? (лягушка)

7. Из какого дерева делают пианино? (ель)

8. Кто спит головой вниз? (летучая мышь)

9. Какие цветы носят человеческие имена?

Блицтурнир

1 группа                         2 группа                             3 группа

Чашка и нож-это…     Футбол и шашки – это…   Пенал и тетрадь – это…

Зима и лето…           Валенки и тапки…           Пушкин и Есенин…

Метры и литры…    Сердце и почки…             Телевизор и утюг…

И и  К…                    Шкаф и стул….                 Мама и папа…

Тюльпан и роза…     Волга и Ока…                  Курица и гусь…

Минута и год…        Слива и яблоко….            Осина и дуб…

Четверг и пятница… Пианино и скрипка…     Сын и дочь…

Огурец и свекла….    Пила и топор…               Таня и Лена…

Север и запад…          Зебра и медведь…           Утро и вечер…

Карась и щука…         Кастрюля и чашка…       Мяч и гантели…      

Литературный аукцион  

1. Какое средство помогло Карлсону избавится от высокой температуры? (варенье)

2. Какую фамилию носил почтальон из деревни Простоквашино?

3. Как звали пуделя Мальвины?

4. Что раньше бросали сопернику, чтобы вызвать его на дуэль?

5. Закончи пословицу: Рыбак рыбака -…

6. Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (вечность)

7. Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи?

8. В какой сказке перевод стрелок часов назад чуть не послужил причиной смерти одного из главных героев? (“Аленький цветочек”)

9. Отчество сказочного змея.

10. Летательный аппарат Бабы Яги.

Поле чудес.

1. Сколько падежей в русском языке?(6)

2. Подбери синоним к слову тяжелый, антоним к слову радостный.

3. Какой частью речи является слово морская?

4. Замени одним словом выражение держать язык за зубами.

5. Проверь безударную гласную в слове веселый..

6. Какого рода существительное кофе?

7. Придумай рифму из трех слов к слову бочка.

8. Назови слова, которые всегда употребляются во множественном числе?

9. Спрячь ь в середину слова день.

-Найди общее окончание из трех букв для данных слов: пово…,

к … ,во…,банк….

Задание по группам: расставить в словах ударение, объяснить одним словом фразеологизмы.

На доске выражения:

“Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными”. (Монтескье)

“Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании”. (Фалес)

“Всегда учиться, все знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь”. (М.Горький)

Конкурс “Защити шарик”.

Конкурс “Испорченный телефон”.

Источник

Родительское собрание: “Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника”

             Чиканова Лидия Егоровна – 4- А класс от 25 января 2013 года

Память человеку необходима для проявления души.                                                       Блез Паскаль  

 Без памяти человек не может ничего изобразить, не может скомбинировать и двух идей.      

                                                                                                                                                     Вольтер  

Читайте также:  Что такое эмоциональное развитие ребенка

Задачи:

  1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
  2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение памяти в учебной деятельности
  2. Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Подготовительная работа к родительскому собранию:                                                                                    1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.                                                                                    2. Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
  2. Коломеский Я.Л. Человек: психология. М., 1986
  3. Лезер Ф. Тренировка памяти. М.,1979
  4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968

3. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся.

  1. Легко ли тебе заучивать стихи?
  2. Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
  3. Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
  4. Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
  5. Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
  6. Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Анкетирование родителей:

– Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

  1. Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
  2. Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
  3. Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

4. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты памяти учащихся.

Для этого, готовясь к собранию, он может провести исследования функции памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут работать с детьми, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных. Исследования можно провести следующие:

1. Числовые ряды.

Учащимся представляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3,7,4,8,9,5

2,4,7,3,4,9,5,8

8,9,6,5,1,7,5,5,7,8

5,3,2,7,8,7,9,1,2,3,4,7

1,6,5,2,3,8,4,3,8,7,1,4,9,2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+2)

2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги. Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.

9 2 W G
A R 6 4
С 5 X В

3. Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  1. Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
  2. Если в двух случаях из трёх, то, как хорошая.
  3. Если в одном – то, как удовлетворительная.

5. Выставка рисунков детей “Рисование по памяти натюрморта”.

Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

6. Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:

  1. Какое сегодня число? — спрашивает у своего друга товарищ.
  2. Не знаю, – отвечает тот.
  3. Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
  4. А она вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.

Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

2. Анализ тестирования учащихся

Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

3. Анализ рисунков учащихся

4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома

Упражнение 1    Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно, ли были им названы предметы.

Упражнение 2   Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесить текст в комнате и попросить ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3    Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно осмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4   Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 5   Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 6    Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, пропуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без опущенных вами ошибок.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка от года до двух лет

II. Задания для проверки особенностей памяти.1. Прочитайте список слов.
Запишите слова, которые вы только что прочли.
Лук, молоко, пирожное, слива, яблоко, тесто, яйцо, лимонад, ветчина, щоколад, книга.
Норма – 8 слов.2. Записать слова в тетрадь вместе с порядковым номером1. зима 6. лес 
2. малина 7. ответ
3. класс 8. магазин
4. высилек 9. арбуз
5. ежик 10. вода3. Читаю текст. Дети пишут как запомнили.
Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка к гнезду спешит. Там уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Хорошо зверьку в гнезде.III. Предлагаю упражнения для тренировки памяти дома. 
Главное условие работы с ребенком – сохранение дружелюбной эмоцианальной сферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. 1. Разложите на стол счетные палочки в виде узора. Ребенок должен посмотреть, 
запомнить, затем изменяете узор, а он его восстанавливает.2. Нарисуйте рисунок, покажите ребенку и попросите нарисовать такой же по памяти.3. За 20 секунд запомнить 10 чисел, а затем записать те, которые запомнили.

5. Заключительное слово классного руководителя

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.

6. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности

                                                                                                                                   Приложение

4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома

Упражнение 1   Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно, ли были им названы предметы.

Упражнение 2   Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесить текст в комнате и попросить ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3    Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно осмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4   Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 5   Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 6   Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, пропуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без опущенных вами ошибок.1. Прочитайте список слов.
Запишите слова, которые вы только что прочли.
Лук, молоко, пирожное, слива, яблоко, тесто, яйцо, лимонад, ветчина, щоколад, книга.
Норма – 8 слов.2. Записать слова в тетрадь вместе с порядковым номером1. зима      6. лес 
2. малина  7. ответ
3. Класс    8. магазин
4. василек 9. арбуз
5. ежик     10. вода3. Читаю текст. Дети пишут как запомнили.
Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка к гнезду спешит. Там уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Хорошо зверьку в гнезде.III. Предлагаю упражнения для тренировки памяти дома. 
Главное условие работы с ребенком – сохранение дружелюбной эмоциональной сферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. 1. Разложите на стол счетные палочки в виде узора. Ребенок должен посмотреть, 
запомнить, затем изменяете узор, а он его восстанавливает.2. Нарисуйте рисунок, покажите ребенку и попросите нарисовать такой же по памяти.3. За 20 секунд запомнить 10 чисел, а затем записать те, которые запомнили.

Источник

Родительское собрание

“Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника”

Без памяти человек не может ничего изобрести,
не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

Задачи собрания:

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

Анкетирование учащихся.

  1. Легко тебе заучивать стихи?
  2. Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
  3. Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
  4. Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
  5. Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
  6. Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

  7. Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.       

– Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
– Не знаю, – отвечает тот.
– Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
– А она – вчерашняя!

        Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека, без него невозможно.
       

I. Память можно и нужно развивать.

Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной ( или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.

Однако природа мудра и экономна. Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти.

Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие – либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.

Очень важно понять, что, как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 1 гуо

Психологи утверждают следующее:

  1. Память можно и нужно развивать;
  2. Это может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;
  3. Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;
  4. Природную память можно тренировать;
  5. Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;
  6. Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.

Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.

II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.

Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным.

Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. При недостаточной технике чтения текст может читать кто – либо из взрослых – иначе усилия, затрачиваемые на сам процесс чтения, будут отвлекать ребенка от запоминания материала.

Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.

При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить. Однако этот метод больше подходит для подростков: для младшего школьника конспектирование может оказаться непосильной задачей.

При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания.

В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию, не пытаясь повторить все стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

III. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

Необходимость использования мнемических приемов.

Вы должны понять, что простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные мнемические приемы.

Совершенно очевидно, что не все приемы в разной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы.

Приемы запоминания могут быть разнообразными.

Группировка материала

Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части – классы. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на столько частей, или классов, был разделен подлежащий запоминанию материал.

Ассоциации

Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.

Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.

Схематический образ

К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.

Можно использовать для обучения методику «пиктограмма”. Ребенку для запоминания предлагаются простые фразы (типа “Девочке подарили куклу”). Ребенок для запоминания каждой такой фразы, делает как можно более простой и схематичный рисунок. После того как этот прием будет освоен на конкретном материале, следует давать фразы с более отвлеченным значением  (например: “Учиться никогда не поздно”).

В результате подобных занятий действие по подбору подходящего схематического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.

Опорные пункты

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.

IV. Сила – в развитии.

Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся.

В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае – это природная память.

Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания “переплетаются” с соседними, как бы “шепчутся” друг с другом, подобно листьям.

Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей.

Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.

III. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.  Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2.     Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3.    Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4    Прочитайте текст  вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 5   Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 6    Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Источник