Родительское собрание в 1 младшей группе на тему игра и развитие ребенка
Татьяна Зубова
Родительское собрание в первой младшей группе «Играя развиваемся»
Родительское собрание в первой младшей группе «Играя развиваемся»
Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада встрече с вами! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
И собрание я хочу начать с упражнения «Я начну, а вы продолжите» – «Игра – это…»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно).
Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т. д.
Любая игрушка должна быть какой? (ответы родителей)
1. эстетичной;
2. безопасной (в плане краски, качества материала);
3. развивать;
4. развлекать ребенка.
Игра – это ведущая, т. е. самая главная деятельность у детей в дошкольном возрасте. Это то, чем и в чем наши дети живут с рождения. Игра – это свободная деятельность и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. В процессе игры дети учатся строить диалоги, общаться друг с другом, разговаривают, играют любимыми игрушками.
Игра с мячом.
Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.
В какую игру играли недавно с ребенком?
Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
Какие игры чаще играет ваш ребенок?
При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
Какие игрушки любимые у ребенка?
Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
.«А у нас, в детском саду, мы играем»
Назовите виды игр.
1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
2. Подвижные игры – разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
5. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
– Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
6. Театральные игрушки – различные виды театров, пальчиковый театр, настольный театр.
– Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
– Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
А теперь забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы отправляемся с вами в путешествие!
Вот я палочкой взмахну
Загадаю чудо!
Всем родителям помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорее встали в круг,
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнем вращаться,
В ребятишек превращаться!
Паровоз вас ждет,
В страну волшебную повезет! (родители встают паровозиком друг за другом)
Солнышко светит,
Облака плывут
Паровозик едет
Тук-тук-тук-тук-тук
Тук-тук-тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну волшебную
Всех детей привез!
– Внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Музыкальная».
Слово муз. руководителю Пономаревой М. В.
Вагончики, вагончики,
По рельсам чух-чух гудят,
Везут на станцию «Художественно-эстетического развития»
Компанию ребят.
Игра «Водная раскраска»
Вот вам задание: используя вашу фантазию, нарисуйте и создайте веселую картинку с помощью ладошек, пальчиков, кисточек.
– Молодцы! Картинка получилась очень яркая и веселая!
-Едем дальше?
Чох-чох, чу-чу
Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу
Паровоз гудит!
-Ну вот мы и прибыли на станцию «Различных игр»
Для начала поиграем в пальчиковую игру «Этот пальчик дедушка…»
– А сейчас поиграем в игру «Чудесный мешочек» (отгадывают, что в нем находится на ощупь).
А паровоз нас снова зовет в путь.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Ту-ту! Ту-Ту!
И мы прибываем на станцию «Подвижных игр»
«Мишка по лесу гулял.», «На лесной полянке…».
Паровозик, паровоз!
Новенький, блестящий!
Он вагончики везет
Словно настоящий!
– И мы свами прибыли на станцию «Театральная»
Вам нужно быстренько надеть масочки и инсценировать сказку «Репка».
-Ребята, вам понравилось путешествовать? А что особенно привлекло? (ответы). С вашего позволения я снова стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.
Вот я палочкой взмахну
Загадаю чудо!
Вам, ребятам, помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорее встали в круг,
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнем вращаться,
И во взрослых превращаться!
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!
Источник
«Умные игры, или Роль игры в жизни ребенка»
Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.
Задачи:
1. Сформировать представление о том, что игра для ребенка дошкольного возраста является ведущей деятельностью.
2. Дать родителям представление о дидактических играх.
3. Помочь понять ответственность взрослых за выбор детских игрушек.
4. Показать роль родителей в организации игровой деятельности ребенка дома.
5. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Повестка дня:
- Теоретическая часть:
- Игра – это серьезно;
- Роль родителей в организации игровой деятельности ребенка дома;
- Виды игр.
- Общие вопросы
- Заключительная часть
Ход собрания
Воспитатель 1: Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, формируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет ближайшее отношение к формированию потребностей и мотивов ребенка (А. Н. Леонтьев). Именно в игре у малыша возникает осознание своего места среди людей (я еще ребенок) и потребность быть взрослым.
Упражнение «Я начну, а вы продолжите»
«Игра – это…»
Воспитатель 2: Все знают, что дети любят играть, вы поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываетесь, каково же воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы и развлечения, другие используют игру для отвлечения малыша от шалостей, капризов. Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психологическое развитие, формируется личность в целом. Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В процессе игры с накоплением жизненного опыта, складывается обучения и воспитания, в игре образное мышление становится более содержательным, разнообразным, концентрируется тематика по количеству ролей, участников. С использованием игр развиваются внимание, тренируется память, развивается речь, отрабатывается социальное поведение.
Воспитатель 1: Игра – это серьезно. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, а потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Любая игра, а в основном дидактическая, ставит цель обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Воспитатель 2: Прежде всего – это игрушка должна быть безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие. Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.
Воспитатель 1:. Роль родителей в организации игровой деятельности ребенка дома.
В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям. Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В корзине находятся листочки с вопросами.)
– Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из корзины) 1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.
Воспитатель 2: Поговорим о разных видах игр, в которые дети играют в детском саду, в которые и вы можете играть со своими детьми дома.
Всеми любимые сюжетно-ролевые игры – дети подражают взрослым, их поступкам, манерам общаться, трудовым действиям и все это они переносят в свои игры. Дети любят играть в «Магазин», «Шофер», «Больница», «Парикмахерская» и т. д. К 4 годам сюжетно-ролевая игра становиться основным видом деятельности детей. В играх развивается творчество, фантазия, воображение, речевые навыки. Здесь очень важна игровая среда и атрибуты. (представлены в презентации)
Воспитатель 1: Конструирование тесно связанно с игрой. В строительных играх проявляется двигательная активность, развивается координация движений, мелких мышц рук, глазомера. Дети сооружают разные постройки, используя строительный материал, детали «Лего», мелкий пластмассовый конструктор разного вида. Используются образцы, схемы. В постройки вносятся игрушки, происходит обыгрывание. (представлены в презентации)
Воспитатель 2: Игры-экспериментирования – с водой, песком, окружающими предметами из разного материала доставляют детям много радости, развивают мыслительные процессы, учат рассуждать, делать простейшие выводы, воспитывают любовь к природе. (представлена игра с кинетическим песком на столе)
Обратите внимание, это детский кинетический песок. Главными полезными функциями песка являются:
- Развитие тактильной чувствительночти;
- Развитие мелкой моторики;
- Приучение ребенка к творчеству;
- Гармонизация внутреннего эмоционального состояния малыша.
Воспитатель 1: Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. (презентация)
Воспитатель 2: Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей, развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Дети учатся играть вместе, регулируют свое поведение. Развивается усидчивость, чувство справедливости, закрепляют сенсорику – цвет, форму, обобщающие понятия. Игры: «Чудесный мешочек», «Шнуровка», пальчиковые и словесные игры, развивают моторику рук, речевые навыки, внимание, сообразительность. Некоторые игры мы вам попытались представить.
Это игра «Шнуровка». Шнурование является прекрасным способом выработки внимательности, усидчивости и трудолюбия, научит малыша в завязывание шнурков. На игре «Весёлые шнурочки» можно практиковаться в завязывание шнурков. Это замечательная игра предназначена для развития ума и мелкой моторики. Она подходит и для индивидуальных творческих занятий и для совместного досуга.
Игра «Разноцветные заплатки». Игра развивает мелкую моторику пальцев рук, помогает детям запомнить цвета. Вместо заплаток можно использовать пластилин, пробки.
Игры с пирамидками и сортерами. Пирамидка является, пожалуй, самой популярной и традиционной игрушкой для малышей. Она очень важна в развитии мелкой моторики, знакомит с цветами, развивает логическое мышление и координацию движений. В 2-3 года ребенок сможет играть с пирамидкой, состоящей из 5-7 колец разных цветов. Теперь можно усложнить игру с дорожкой. Покажите малышу, как выкладывать снятые с пирамидки кольца в порядке возрастания размера. Маленький игрушечный щеночек с удовольствием захочет прогуляться по дорожке. А по окончании прогулки, дорожку соберите, взяв поочередно колечки и нанизывая их на стержень. Пирамидку можно собирать не только начиная с большого колечка, но и с маленького. Игрушка-сортер очень нравится детям. Разбиремся с основными типами сортеров: «запихалки» и «надевалки» Такие «ненаучные», «детские» названия очень точно отражают главные особенности сортеров различных типов. 1. «Запихалки» представляют собой основу с отверстиями различной формы и вкладышами, предназначенными для этих отверстий. 2. «Надевалки» рассчитаны на другой принцип: фигурку нужно не протолкнуть в отверстие, а надеть на штырек. Однако, «основное правило сортера» действует и здесь: фигурку не получится надеть на столбик, не предназначенный для нее. Если надеваемые фигурки правильной геометрической формы, такие сортеры называют «Геометрики».
Игрушка – вкладыш. Игры с вкладышами – это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши? За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки)набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой – развивает координацию движений.
Так же хотелось бы рассказать о музыкальных и шумовых играх и игрушках для детей. Шумовые игрушки дают представление о том, что такое треск, стук, шелест, стук, скрип и т.п. одними из самых известных шумовых игрушек можно назвать погремушки, трещотки, колотушки и т. п. Самые оригинальные инструменты родители могут сделать вместе с детьми. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов. Достойное место в оркестре могут занять любые предметы, имеющиеся в хозяйстве и издающие красивый, звонкий звук: крышки кастрюль,дверные ключи, ложки, терка. Можно использовать пустые коробочки, пластиковые бутылки, пакеты из – под молока и сока, а наполнителями могут стать горох, гречка, бусины или другие мелкие предметы. Самые простые шумелочки мы сделали для наших деток из капсул от киндер-сюрприза. Наполнители все те же – горох, гречка, рис, фасоль. Ребятишкам очень нравится играть с ними, выполнять движения под музыку с шумелками.
Воспитатель 1: В эти игры вы можете играть и дома. Очень важно для воспитания, чтобы родители наблюдали за игрой, включались в нее. Так как совместные игры духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении и близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. А также вы можете изготовить игры своими руками.
Игра-задание. Предлагаем вам необычное задание: вспомнить ваши семейные вечера и дать им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх в детстве.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
6. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение: Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Может быть, есть желающие, которые поделятся с нами, в какие игры играют дома с ребенком? (ответы родителей)
2. Общие вопросы
- Запасная одежда в шкафчике. Сандалии в группу по размеру ноги ребенка!
- Опрятность и аккуратность детей.
- Формирование навыков самообслужвания (платки у каждого в кармане, не одевать всегда самим ребенка, а дать время это сделать самому малышу)
- О ВЕРХНЕЙ одежде родителей и приходе в группу (должны всегда снимать в приемной, и только заходить в группу за малышом, и утром, и вечером!)
- Оплата за детский сад до 25 числа каждого месяца.
- Книжки в книжный уголок
- Одежду для кукол своими руками
- Пластмассовые баночки для игр в магазин, больничка и парикмахерская.
3.Заключительная часть.
Ну а закончить нашу встречу мы бы хотели видеосюрпризом для вас, дорогие родители!
Слон | Слон |
Кошка | Кошка |
Собака | Собака |
Волк | Волк |
Медведь | Медведь |
Лиса | Лиса |
Заяц | Заяц |
Петух | Петух |
Птица | Птица |
Жираф | Жираф |
Лошадь | Лошадь |
Скорлупа от яиц | Венчик для взбивания |
Одноразовые стаканчики | Венчик для взбивания |
Одноразовые стаканчики | Различные мелкие крупы |
Геркулес | Различные мелкие крупы |
Горох | Геркулес |
Горох | Манка и фасоль |
Манка и фасоль | Макаронные изделия |
Макаронные изделия | Тесто |
Скорлупа от яиц | Тесто |
Источник