Родительское собрание роль семьи в развитии способностей ребенка
Родительское собрание в старшей группе №3
Цель данного родительского собрания – продемонстрировать возможности развития творческих способностей детей, организовав совместные действия с родителями.
Собрание проходит в групповой форме, с применением мастер-классов, в виде путешествия по различным составляющим творческих способностей: спортивным, художественным, музыкальным и т.д.
Педагогические возможности (чего можно достичь при использовании данной формы, ее отличительные особенности, преимущества):
Получение результатов творческой деятельности, сплочение взрослых и детских коллективов, развитие креативности мышления учащихся начальных классов, демонстрация собственных творческих достижений.
Сценарий собрания:
Психолог: Уважаемые родители! Сегодня я хочу позвать вас с собой в путешествие на далекую планету. Это планета маленькая, но на ней всегда тепло и ясно. Итак, сегодня мы с вами на планете детства. Тема нашего собрания «Роль семьи в развитии потенциальных способностей ребенка».
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
– У меня вопрос к родителям. Почему об этом мы говорим именно на планете детства? Потому что развивать эти способности надо начинать с самого детства и прежде всего это начинается в семье.
– Что же такое способности? (Это возможность человека быстрее и успешнее осуществить какую – то деятельность.)
– Что значит творческие способности? (Возможность человека что-то создавать, творить).
– Какие действия мы можем отнести к проявлению творческих способностей? Физических? (рисование, музыка, актерское мастерство, сочинение литературных произведений и т.д.).
– Итак, поговорим об этом более подробно.
Именно в семье формируется отношение родителей к способностям ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.
Может ли ребенок иметь скрытые способности? Как вы думаете, с помощью чего можно развивать способности ребенка?
Сегодня на нашем собрании мы ознакомимся с некоторыми упражнениями, которые вы можете использовать со своими детьми.
Стихотворчество. С помощью данного упражнения можно развивать интеллектуальные способности ребенка. В этом возрасте у детей хорошо развито воображение и фантазия, нужно только родителям помочь направить детей в нужное русло
Уважаемые родители. Я предлагаю вам разделится на две группы.
Сейчас попробуем и все мы представить себя поэтами. (работа в группах)
ИГРА БУРИМЕ. Вам нужно закончить рифмы, чтобы получились стихи. Тема стихотворений: поздравление с днем рождения. (психолог раздает карточки с началом стихотворных строк).
…………………………………………… удачи
…………………………………………… мечта
…………………………………………….качеств
…………………………………………….доброта
…………………………………………….дней
…………………………………………….друзей
…………………………………………….справиться
…………………………………………….не стариться
…………………………………………….пожеланий
…………………………………………….перечесть
…………………………………………….поздравляю
…………………………………………….есть
– Просим представителей групп зачитать свои произведения.
«Анаграммы».
Цель: тренировать логическое мышление, особенно умение анализировать и синтезировать; обогащать словарный запас; расширять кругозор.
Описание. Из приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.
1) араб + ум | 6) перо + лад | 11) так + сук |
2) лира + гол | 7) ель + газ | 12) урок + тапка |
3) фа + жир | 8) сорт + Альба | 13) фа + гном + ил |
4) липа + нота 5) бак + бум | 9) лик + пена 10) до + кролик | 14) кожа + ворон 15) ум + па |
О т в е т ы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.
Артистические способности
Рассказать про них
Психолог:
И снова поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст одной из детских песен. Вам надо с помощью пантомимы показать, какая это песня, а другие группы угадывают. Показывать должен не один член группы, а несколько человек.
(Звучит музыка. Демонстрируются пантомимы).
Музыкальные способности
Насколько музыкальны наши родители? Сейчас мы это проверим. Каждой группе надо по вступлению угадать детскую песню и спеть из нее несколько строчек. (угадывают и поют)
Творческие способности. Сейчас проверим креативность и нестандартный подход у наших родителей к решению простой ситуации. Перед вами лист с незаконченными фигурами. Ваша задача проста: необходимо закончить фигуры так, чтобы ни одна не повторялась.
Субтест с методики Торренса
Рефлексия: «Метод пяти пальцев». Уважаемые родители. Повернитесь друг к другу и ответьте на следующие вопросы:
М (мизинец) – мыслительный процесс – Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели – Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа – Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь – Что я сегодня помог сделать, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма – Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для здоровья?
Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие по планете детства.
Благодарю всех за участие в подготовке и проведении собрания.
(Звучит песня «Мы желаем счастья вам)
Литература:
Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1977.
Источник
Родительское собрание на тему
«Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольника»
Ваврламова Е.А.,
воспитатель МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Лесная сказка»
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Дать представление о творческих способностях, их развитии.
2. Познакомить с некоторыми упражнениями, играми на развитие творческих способностей.
3. Формировать ответственность родителей за развитие ребенка.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: группа.
Предварительная работа:
Подготовка приглашений на родительское собрание;
Размещение наглядного материала, оформление группы.
Подготовка упражнений, которые помогают развивать творческие способности детей.
Подготовка фото презентации.
Материал и оборудование:
подборка песен на начало мероприятия («Родительский дом», «Моя семья»), магнитофон;
краски, кисти, листы бумаги;
листы бумаги с графическим изображением, карандаши;
мультимедийное оборудование;
Форма проведения: педагогическая мастерская.
План проведения родительского собрания:
Тренинг «Давайте поздороваемся»
«Роль семьи в развитие творческих способностей дошкольника» Практическая часть
Ход собрания
Столы стоят полукругом, звучит музыка, родители присаживаются на удобные им места.
Организационная часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в стенах нашего детского сада, на нашем очередном собрании.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечами;
3 хлопка – здороваемся спинами
II. Основная часть
1. Тема нашего собрания «Роль семьи в развитие творческих способностей дошкольника»
Семья в воспитании ребёнка имеет огромное значение. Это его место рождения, становления. Это закладка основ творческой личности ребенка. Поэтому: дети и их родители и детский сад должны стать одной большой семьёй. Опираясь на нормативные документы, хочу сказать: в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования тоже призывают к гибкому сотрудничеству семьи и детского сада.
Теоретическая часть:
Каждый родитель рано или поздно задумывается, какие способности у его ребенка. Кем он будет когда вырастет, пойдет ли ребенок по следам родителей.
Что же такое способности? (ответыродителей)
Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности.
Как вы считаете, способности даны человеку от природы, или это результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей? (ответы родителей)
А истина, как говорится, находится посередине. И врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
К сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет в жизни, сделает его интересной личностью и человеком.
Что такое творческие способности? (ответы родителей)
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию.
Развитие кругозора – воображение – условия = творчество.
Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.
Как вы думаете, зачем нужно развивать творческие способности? (ответы родителей)
Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
С чего начать? (ответы родителей)
Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, чтобы тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу. Дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит.
Творческие способности формируются до 5-7 лет. Очень важно не упустить время! Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить.
Что способствует развитию творческой активности у ребенка? (ответы родителей)
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют, как мы с вами говорили выше:
– наша поддержка
– условия
– впечатления ребенка.
Практическая часть.
Существуют специально разработанные упражнения, которые помогают развивать творческие способности детей. Сейчас мы познакомим с некоторыми из них, потом вы сможете в домашних условиях поиграть с детьми.
Сочиним сказку вместе.
Ход игры: ведущий начинает, например, жил-был котенок… передовая мяч друг другу следующий продолжает, последний участник должен закончить сказку, так чтобы было логическое завершение.
Сказка с продолжением.
Ход игры: Можно взять любую сказку, например «Колобок». Каким-то чудом колобку удалось выжить, как вы думаете, чем закончилась сказка.
Незаконченный рисунок.
Ход игры: Каждому участнику дается листок с графическими изображениями. Нужно дорисовать рисунок так чтобы получился сюжет.
Музыка.
Ход игры: Дать прослушать музыкальные произведения разного характера и предложить с помощью красок изобразить прослушанные отрывки.
Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье закладываются первые творческие способности ребенка. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то: будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Позволяйте ребенку, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.
Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
III. Заключительная часть.
Рефлексия «Чудесный ларец»
Воспитатель предлагает участникам встречи ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, приобретенных на нашем мероприятии
Список источников
Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду – М.: Прогресс, 2002
Кабардина Л.П., Алексеева Е.П. Родительское собрание – М.: Просвещение, 2002
Метенова Н. М. Родительское собрание в детском саду – Р-н-Д., Феникс, 2005
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников – М., 1990г.
Майер А.А, Давыдова О.И.555идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – Издательство «Творческий центр сфера», 2011.
www.doshkolnik.ru
www.nsportal.ru
Источник
Родительское собрание «Роль семьи в развитии способностей ребёнка»
Цели: Выявить представление родителей об организации учебной работы
детей дома.
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки
самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Сформировать у родителей отчѐтливые представления о роли, возможностях,
путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Распорядок дня для школьника:
7.00-7.30 Подъѐм, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка
постели.
7.30- 9.30. Привели в порядок причѐску, одежду, сели завтракать.
Трудовые дела вместе со взрослыми: мытьѐ посуды, уборка
кухни.
Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка,
рисование, чтение.
9.30- 12.30 «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (катание на
лыжах с родителями, игры в мяч, бег)
12.30- 13. 15 Подготовка к обеду, обед.
13.15- 15.00 Подготовка домашних заданий, чтение книг.
15.00- 15.15 Закаливающие процедуры.
15.15.- 16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьѐм чай.
16.30- 18.30 Прогулка.
Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в
природе.
18.30- 20.30 Приготовление к ужину, ужин.
Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.
20.30- 21.00 Подготовка ко сну (младшие дети)
21.30- 22.00 Подготовка ко сну (старшие дети)
« Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. Воспитание должно
развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему
возможность отыскать для себя труд в жизни».
— « Цель»
–«Задачи»
–«Труд не понарошку»
–« Домашние поручения»
—«Уроки дома»
—«Полезные советы»
Б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и
фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в
различных видах трудовой деятельности.
Ход проведения.
В нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания детей в семье, а родители после размышлений (в течение 5-7 минут),
Вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания.
Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающиеся
слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать
такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети
отдохнут. И всѐ-таки результаты проведѐнного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых
поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно.
Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не
привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их
домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое
нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос,
какие трудовые поручения могут и должны быть у ребѐнка в семье.
«Домашние поручения» родители предлагают варианты поручений,
которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания
своих детей.) Педагог составляет перечень называемых родителями
поручений и при необходимости дополняет этот список своими
предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие поручения:
– оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
– наводить порядок на своѐм столе и в своей комнате.
– заботиться о младшем брате или сестре.
-мыть чайную посуду.
– следить за чистотой обуви.
– выносить мусор.
– кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
– погулять с собакой, кошкой.
– покупать хлеб, молоко.
« Полезные советы»
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребѐнку, покажите образец правильного
выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз
выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребѐнка уважать труд других людей, бережно относиться к
результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе
и работе своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребѐнка.
Каждый совет психолог дополняет разъяснениями о том, как правильно их
выполнять.
Выводы собрания:
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в
семье индивидуальные трудовые поручения.
2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия
советы педагогов и предложения родителей, высказанные на собрании.
3. Родителям совместно со своим ребѐнком выработать наиболее
рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его
выполнению.
4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать
развитию их познавательной активности.__
Источник