Родительское собрание роль семьи в развитии ребенка

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы  поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.

   Но перед началом разговора я предлагаю немного расслабиться и поиграть. Игра «Давайте познакомимся». – ее цель познакомиться друг с другом, снять психологический барьер в общении.

  – Как вы думаете, что означает слово «семья»?         

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами.(толковый словарь С. И. Ожегова). С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте–ка  их вспомним: я начинаю, а вы  продолжаете:

 – В гостях хорошо, а … (дома лучше).

 – Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

 – Какого на дому, такого и … (самому).

 -Дети не в тягость, а  … (в радость).

 – Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

 – Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

 – Семья в куче, не  страшна и … (туча).

А что значит семья для ребенка?

Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души : здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего  счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец.(И.А. Ильин).

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствует внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.(З. Матейчек). Семья дает ребенку главное –  то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция  семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая  мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

– Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье.

«Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить».

Несколько слов хочу сказать о защите прав и достоинств ребенка в семье. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в  себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых его окружающих. Ребенок верит в  любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей. Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «право ребенка на жизнь  и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение и т.д.»

Для чего вы завели ребенка?

 Малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Однако ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек.  Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени – не должно звучать из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. «Умел дитя родить, умей и научить», – гласит народная пословица. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, – часто искалеченные люди,» – так считал А.С Макаренко. «Любить детей, – писал А. М. Горький, – это и курица умеет. А вот уметь их воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни». В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Послушайте ответы детей на вопрос: «Как ты думаешь, кто в семье тебя больше любит? Почему?»

– Сколько раз в день вы обнимаете своего ребенка?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Читайте также:  Развитие активного и пассивного словаря ребенка с алалией

А теперь  давайте  немного отвлечемся. Я предлагаю вам написать слова- определения к слову солнышко (лучистое, игристое, лучезарное, золотистое, доброе, прекрасное, заботливое, ласковое, милое); добрые слова, которые используются при общении со своим ребенком. Цель теста: заставить задуматься родителей об использовании слов в разговоре с ребенком.

– Что по – вашему входит в понятие «семейные традиции»?

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые вы отмечаете всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать дерево или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравления родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» – писал К. Д. Ушинский.

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Как это ни странно, но и  детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем не скромность и развязность. Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам  выразит желание спеть или станцевать, если это будет в процессе игры.

– Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым и детям. В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их очень любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит. Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного и в кругу семьи. Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, конкурсы. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества. Отмечая праздники  в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.  Теперь я задам вам задачку, попробуйте сосчитать,  сколько в этой семье человек.

     Послушай вот моя семья:

         Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,  

А самый младший – я.

                      Какая же у нас семья?  (6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И силен род, кто предков своих помнит и бережет.

– А сейчас попробуйте составить свою родословную семьи. (время 5 минут)

– У кого получился самый многочисленный род? Знаете ли вы откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки? Кто придумал имя, которое вы носите? Кто придумал имя вашему ребенку? И знает ли он об этом?  Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.  «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. Пушкин). Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

-Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?  (семейный альбом)

 – Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

– Когда вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что часто вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Читайте также:  Навыки развития ребенка в 1 месяц

И последний вопрос, который я хотела осветить.

– Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы  мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь .И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

– В какие игры  и как часто вы играете с ребенком?  

Игр и игрушек очень много. Но следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Я советую играть в различные игры : настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «шахматы». Также обязательно играть в такие игры: «Угадай с какого дерева семена?», «Кто кем будет», «Летает не летает», «Что похоже на круг» и т. д.

Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

В наших  руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей.

Так пусть же наши дети, которые  родились на свет, живут радостно и счастливо!

Источник

зульфия изгалиева
Родительское собрание «Роль семьи в развитии и воспитании дошкольников»

Структурное подразделение дошкольного образования д/с: «Чебурашка» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Приузенский

Александрово -Гайского района Саратовской области.

Групповое родительское собрание

средней группе

«Роль семьи в развитии и воспитании дошкольников»

Воспитатель средней группы

СП ДО д/с: «Чебурашка»

МБОУ СОШ п. Приузенский

28 ноября 2018 год. Изгалиева З. Б.

Цели:

– Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям; – Разработка основных правил семейного воспитания.

Задачи:

– Установить контакты с членами семьи для согласования воспитательных воздействий на ребенка. -Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

-Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха.

-Повысить уровень педагогической культуры родителей.

На стенде пословицы о семье и воспитаниии плакат с выражениями:

«Где в семье лад, не нужен и клад».

«Дети – зеркало семьи».

«В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

«Дружная семья гору сдвинет».

Ребенок – что воск: что хочешь, то и сольешь.

Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Когда семья вместе, то и душа на месте.

-“Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение”

(Эрих Фромм).

-“Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их” (В. А. Сухомлинский).

Подготовительный этап:

1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга.

2. Подготовить рекомендации и памятку для родителей.

Оформление,оборудование и инвентарь:

1. На стене плакаты с написанными выражениями

2. Детские ладошки (дети обвели свою руку).

3. Подборка мелодии.

Ход собрания.

Воспитатель: – Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет счастлив, здоров.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

хочу,чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

От традиций каждой семьи зависят уют и тепло вашего дома, включающее в себя распорядок дня, обычаи, уклад жизни и ее привычки. Семейные традиции – это не только праздники, это и будни, это – когда вся семья в сборе, это когда вы собираетесь вместе за одним столом, это чтение сказок на ночь, это пожелание доброго утра или спокойной ночи, это семейный отдых на природе, посещение театра, музеев, коллекционирование – это все, что вас объединяет. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

Воспитатель (под спокойную музыку читает стихотворение).

Не жалейте время для детей, Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь ними подружиться.

Читайте также:  Центр развития ребенка в ижевске

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

И сейчас же появится смысл всей вашей жизни, самое дорогое, что у нас есть. наши дети!

Воспитатель: – Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Каждый из нас желает своим детям только самого лучшего. Мы много времени проводим на работе, нам кажется, что главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу, второпях. Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребёнка, обнимайте его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е.через телесное прикосновение подтвердить: “Я тебя люблю”. И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице, – “…это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы”.

Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

1. Игра «Вопрос – ответ».

Воспитатель предлагает родителям цветок – ромашку, на лепестках которой написаны вопросы. Родители отрывают лепесток, читают вопрос,и все вместе обсуждают ответы:

*Могут ли помочь семейные праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

*Можно ли посадить за один праздничный стол детей со взрослыми? В каких случаях да, в каких – нет?

*Предложите детскую игру – забаву для празднования дня рождения.

*Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

*Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

*Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

*Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

*Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

2. Разминка «Народная мудрость гласит»

На столах пословицы о семье в разрезанном виде.Составить из частей пословицы:

“При солнышке тепло – а при матери добро”

“Нет лучше дружка – чем родная матушка”

“Не нужен клад – когда в семье лад

“В гостях хорошо – а дома лучше”

“Дома и – стены помогают”

“Мой дом – моя крепость”

“Каковы родители – таковы и детки

“Жизнь прекрасна – когда дома мир”.

3. Далее воспитатель даёт родителям рекомендации.

1.«Наш семейный альбом»

Расскажите детям о своём детстве. Рассмотрите вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку.

2.«Детство родителей»

Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию детского сада, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

3.«Семейные реликвии»

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках.

4.«История нашей семьи»

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите, где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились.

5.«Интересные истории из жизни»

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Рефлексия:

Воспитатель: – Дети приготовили для вас подарок – свои ладошки. А вы напишите на каждом пальчике, как вы называете ласково своего ребёнка.

(Родители выполняют задание, звучит песня Ильи Резника “Гимн Семьи” в исполнении группы Инь-Ян).

Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации. Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

“Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе и за слова.

легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом. ” (Себастьян. Брант).

Итог собрания:

Воспитатель: – Дорогие родители, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

В завершение, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.

Воспитатель: (на фоне спокойной красивой музыки) Ну вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Спасибо за внимание. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.Хочу спросить у Вас: Вам

понравилось такая форма собрания? Ответы родителей.

Источник