Родительское собрание роль матери в развитии ребенка
Родительское собрание на тему:
«Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»
Составила: воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад № 19 «Василек» Касирова Л.О.
Цель: объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста.
Задачи:
- раскрыть особенности влияния матери и отца на становлении личности ребенка;
- развивать у родителей умение понимать собственного ребенка не ущемляя его прав
- воспитывать любовь, уважение к родителям и способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье
- обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в семье
- определить индивидуальные особенности общения родителей с детьми в семье с целью определения единых методов воспитания
Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас – о наших детях и о том какую роль в их воспитании играют мама , папа и в общем семья.
Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.
Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры, приобщение ребенка к полезным и увлекательным хобби отца и матери.
Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Знакомьте ребенка с картинами великих художников (Пикассо, Шишкина и т.д.), получайте удовольствие , слушая вместе с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом возрасте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.
Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но разговаривайте с ребенком как со взрослым не сюсюкайтесь, правильные языковые навыки не сформируются. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать , главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией, акцентом.
Многие родители раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память.
– Кто из вас родителей дому разучивает с детьми стихи? (кто какие стихи знает).
Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться ребенку. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению.
Задача родителей – подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ребенок захотел рисовать , вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.
Конечно, интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство ребенка безгранично. А любопытство ребенка – важное условие мира и совершенно необходимо ему для умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Ребенок слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.
Мы все знаем, что у детей ведущий вид деятельности это Игра. Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.
Как вы считаете, сколько игрушек – много или мало – должно быть у ребенка?
Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем-то одном. Лучше всего ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы-заместители. Ребенку будет куда интереснее играть с ним, чем с дорогими игрушками из магазина. Помните, избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.
Как вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании?
В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать – ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются к обществу, они более уравновешенны и добры.
Все хорошее и плохое в детях – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой, и тем самым создать приятную психологическую атмосферу в доме. Так как большое влияние на формирование личности ребенка оказывает то как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, что они делают и чувствуют, как разговаривают. В присутствии ребенка нужно обращать внимание на свое поведение, ведь дети любят подражать взрослым. Эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто повторяет – он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Важно разумно направлять поступки ребенка, так как от этого зависит его будущая способность к творчеству.
Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой Вам кажется наиболее действенным? Чему Вы отдаете предпочтение в своем общении с ребенком.
Дело в том, что похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
Давайте, обсудим ситуацию, например:
– Ребенок, которому хочется во всем подражать своей маме, берет стакан сока и несет его. Мама говорит «нельзя» и бросается в ужасе к нему, боясь, что он прольет сок.
Каковы последствия такого воспитания? (В дальнейшем ребенок не будет помогать маме). Как бы Вы поступили, что бы сделали?
Да, если ребенок хочет что-то сделать, но ему это дается с трудом, надо похвалить: «Какой ты у меня молодец, стал совсем взрослым, мне помогаешь». Пусть даже если ребенок прольет сок, но дать ему донести стакан. С детьми гораздо легче, если их не порицать, а хвалить. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться похвалой и порицанием.
Скажите, у кого из вас есть время для занятий с ребенком?
Да, все мы всегда заняты, забот невпроворот и часто не хватает времени на общение с ребенком. Однако понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вынуждены работать с утра до позднего вечера. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам так плохо. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным, спойте песенку, расскажите сказку перед сном. Исследования показали, что можно достичь самых неожиданных результатов, обучая ребенка в состоянии полусна. Папа, которого малыш не видел целый день, может уложить его в постель. Причем ребенок как можно чаще должен общаться со своим отцом. Если ребенок видит отца редко и только выслушивает нотации, он, скорее всего, будет воспринимать его как постороннего. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И скорее всего покорным и бесхарактерным.
Хотя ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит маме, отцы не должны передоверять воспитание детей женам. Мужчина должен быть настоящим другом и помощником в домашнем воспитании. Гармоничной атмосферы в семье нельзя достичь только материнскими усилиями. Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должна мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.
Важно для себя уяснить, что нет ничего важнее воспитания ребенка. При этом следует отделять уход за ребенком и его воспитание. Это ведь не одно и тоже. Самое лучшее воспитание – это материнская любовь. И самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. При этом не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он мал. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияют на становление характера и способностей. При этом все время следует учиться у своего ребенка. Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.
Воспитывать ребенка – это значит все время воспитывать и самого себя. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. «Ученик превзошел учителя» – это основная цель воспитания.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая
Волжского района Республики Марий Эл
Родительское собрание
«Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка».
Подготовила и провела:
Воспитатель-Рыбакова Ж.Э
2015 г.,д. Полевая
Родительское собрание «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка».
Цель: 1. Помочь познакомиться друг с другом и специалистами, снять психологические барьеры.
2. Установить более тесный контакт между сотрудниками ДОУ и родителями, выявить родителей с активными социальными позициями.
3. Определить индивидуальные особенности общения родителей с детьми в семье с целью определения единых методов воспитания.
Ход собрания.
Сегодня мы собрались поговорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях. Детский сад – это первый шаг малыша в самостоятельную жизнь, которая не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, что бы ребенок шел в садик как домой, с удовольствием! Для этого между нами взрослыми, должны установиться дружеские взаимоотношения.
Возможно, в этом нам поможет игра, поэтому мы предлагаем вам поиграть.
1.Взять в руки мяч и представиться, затем бросать по кругу родителям, которые тоже представляются. После этого каждый родитель пишет свое имя и прикрепляет к себе (приготовить мяч, бумагу и иголки)
2.Разбить родителей на пары, дать один карандаш на двоих. Задача: взять карандаш и молча ни о чем, не договариваясь, держа его вместе рисовать (2-3 мин). После этого рассказать что нарисовали, кто был инициатором, что они чувствовали в процессе рисования. (Лист А4, карандаш)
3.Попросить родителей написать слова – определения к слову СОЛНЫШКО, те которые они употребляют дома при общении с ребенком.
4.Какой он – мой ребенок. Предлагаем вам обвести контур своей руки, на каждом пальце написать по букве имени ребенка, затем расшифровать буквы, отметив качества его характера. В центре ладони изобразить символ – кем является в семье малыш (зайчик, солнышко)
Спасибо за участие в играх, а сейчас хотелось бы поговорить по нашей теме «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»
Маленький ребенок с большой скоростью развивается как физически, так и умственно, главное стимулировать его развитие. Очень важно мамам и папам наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как родители ближе всего к малышу.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть ведь его мозг мал и сравним с чистым листком, и все что он получит, останется на всю жизнь.
– Кто из вас может вспомнить случай из своего раннего детства
Мы почти ничего не помним из раннего детства, если только событие не было слишком эмоциональным. Каждое впечатление и опыт становятся частью основания сформировавшейся личности.
– Как вы считаете, что полезно вашему малышу?
Не бойтесь брать его на руки, не игнорируйте его плач так как это означает что он чего-то просит, и оставлять его просьбу без ответа – значит лишить его с самого начала общения. Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем больше идет интеллектуальное развитие. Не сюсюкайтесь с малышом. Очень хорошо если ребенок часто слушает аудио записи, ему не обязательно запоминать, главное выработать привычку слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией, акцентом. Когда ребенок рвет книги, ломает игрушки, он находится в стадии самоутверждения. Не навязывайте ему своё мнение: «Не рви», «рисуй так…».
– Знаете ли вы, какой у детей ведущий вид деятельности? (Игра)
Нам бы очень хотелось, что бы вы побольше играли со своими детьми дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир и как себя в нем вести.
– Как вы считаете, сколько игрушек должно быть? (много или мало)
Ученые доказали, что малыш выбирает для себя 3-4 любимых игрушки, даже если в комнате будет 30, все равно он будет играть своими любимыми. Тем более, много игрушек мешает ему сосредоточиться, и подавляют его. Избыток игрушек рассеивает внимание. Не идите на поводу этим вы достигаете противоположного эффекта.
– Как вы думаете, что лучше для ребенка вседозволенность или строгость в воспитании?
В той семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход, много игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают во время положить спать, – ребенок вырастает неуверенным. Чрезмерная забота может сделать ребёнка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, быстрее адаптируются к обществу, они более уравновешены и добры.
– Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? Как влияют?
Безусловно, влияют, особенно на формирование личности, как ведут себя родители друг с другом, что они делают, чувствуют, и как разговаривают. А такой вирус, как «нервозность» у родителей, более заразный и сильнее чем простуда.
Родители должны помнить, что дети – это не собственность. Не родители, а сам ребенок – хозяин своего будущего. Воспитывать ребенка это значит, все время воспитывать себя. Пусть наш ребенок будет лучше нас «Ученик превзошел учителя» – это основная цель воспитания!
Итог: В конце нашей встречи хотим напомнить Вам, что в новом законе об образовании в РФ закреплено положение о том, что ответственность за здоровье, воспитание, развитие ребенка несут родители, а детский сад является помощником в выполнении этих обязанностей.
Уважаемые родители, мы надеемся, что вы поняли нашу с Вами общую задачу – мы теперь почти одна семья, так как ваши дети и наши дети.
Поэтому мы думаем, что вы будете помогать нам, а мы вам в воспитании и развитии наших детей.
Источник
Родительское собрание на тему:
«Роль родителей в развитии ребенка».
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния “улицы”, выражают сомнение в психическом здоровье детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого – это позиция “над” ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания “тонких истин детства”.
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: “Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!”, “Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!”, “Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!”.
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия – это не “люблю, потому что ты – хороший”, а “люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть”.
Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых “портретов” своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно “высота будет взята”, а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков “соучастия сердца”. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность – таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорил психолог А.Н.Леонтьев, – это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое “Я – сам!”, выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.
Необходимо иметь в виду, что устанавливаемая дистанция связана с более общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором разнообразных побудителей, обозначаемых словом “мотив”. В личности человека все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими, наиболее значимыми для человека, другие – приобретают подчиненное значение. Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями.
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас вн