Родительское собрание речевое развитие ребенка в первой младшей группе
Елена Куркина
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи дошкольников»
Цель:
Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.
Дать родителям представление о режиме дня детского сада, о физическом, умственном, психическом развитии детей 2-3 лет.
Добрый вечер, уважаемые родители!
На сегодняшнем собрании мы обсудим как дети адаптировались к детскому саду, просмотрим видеофильм «Как мы живем», поговорим о развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Прошло уже почти полгода с того момента, когда ваши малыши стали воспитанниками детского сада. Я могу сказать, что нам очень повезло, так как вокруг нас собрались умные, любознательные, талантливые, замечательные дети. Давайте посмотрим на наших малышей (просмотр видеоальбома).
Я надеюсь так же, что у нас сложится и дружный родительский коллектив, что мы станем единомышленниками во многих вопросах воспитания. Всем известно выражение – дети – это цветы жизни. А вот это наш цветок. Он – чья то дочка иль сынок. И сейчас передовая по кругу этот цветок, я хочу,чтобы вы ответили на несколько вопросов:
– Что дало вашему ребенку посещение детского сада?
– Что он приобрел за это время?
– С какими проблемами вы столкнулись?
Спасибо за искренность. Ваша информация поможет нам внести необходимые коррективы в дальнейшую работу.
Наши дети – самые маленькие воспитанники детского сада. Они еще мало знают, далеко не все понимают и совсем немного умеют. Но, тем не менее, младший дошкольный возраст, по признанию специалистов всего мира это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». А сейчас я хотела бы показать жизнь нашей группы в фильме «Как мы живем». Это не постановочный фильм, это кадры из нашей повседневной жизни.
Очень многих родителей волнует развитие речи малышей.
«Совсем немного науки»
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо 2-м взаимосвязанным направлениям: – речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками ; – речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основные задачи речевого развития детей: – овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; – развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
С 2 лет 1 мес. – Произносит твердые звуки С, 3, Ц;
С 2 лет 1 мес. – активно пользуется предложно-падежными конструкциями;
2 года 3 мес. – употребляет местоимение “Я”;
С 2 лет 3 мес. – понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи;
2 года 6 мес. – адекватно использует названия цветов;
К 3 годам – согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода);
К 3 годам – согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде;
К 3 годам – понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи;
К 3 годам – замечает неправильное звукопроизношение у других детей;
С 3 лет – Начинает подбирать рифмы к словам.
Трехлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии.Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
Ребенок владеет понятиями “посуда”, “одежда”, “овощи”, “фрукты” в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий,которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая – далеко.
Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года “оставлены” звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р’,Р.
Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. На протяжении дошкольного возраста решаются следующие задачи развития речи:
-Чему должны учить ребёнка?
– Формирование звуковой культуры речи.
– Обогащение словарного запаса.
– Формирование грамматического строя речи. – Обучение рассказыванию, связной речи.
– Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.
Давайте мы на какое то время вернемся в детство и поиграем. Представьте, что вы – это ваши дети.
Игра-путешествие по стране «развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
1. Станция «Творческая»Подберите эпитеты к словам: – снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.) – человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.) – ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.) – дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) – луна (яркая, растущая и т. д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. 2. Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. 3)Станция «Наши руки не знают скуки»
1этап Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов. Большой – отвечает за голову; Указательный – желудок; Средний – печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце. 1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью. 2)потереть ладони, похлопать.
2этап Пальчиковые игры (без предметов).
1) Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом) (медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак) Лез медведь в свою берлогу, Все бока свои помял, Эй, скорее, на подмогу, Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)
3) Пальчиками можно рассказывать стихи. «Под берёзой на пригорке Старый ёж устроил норку. А под листьями лежат Двое маленьких ежат.
4) Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения) Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут речевые игры.
Речевая игра «Ветер»
(педагог показывает картинку, на которой нарисован ветер «ветер начинается» – дети тихо говорят «У-У-У…»;по сигналу: «сильный ветер» – говорят громче; по сигналу- «ветер кончается говорят тише; по сигналу «ветер кончился»– замолкают.
Игра “Кто как кричит?”
.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Еще для развития речи хорошо использовать чистоговорки.
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б) «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа». «Жу-жу-жу молоко дадим ежу». «Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Позвольте от себя лично вручить вам листочки с чистоговорками, что бы вы могли и дома заниматься со своими детьми.
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки,чистоговоркии, загадки и разучивать их.
2. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Источник
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Плана-конспекта родительского собрания на тему:
«Играя – развиваем речь».
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад №4
Пачурина Елена Владимировна
г.Павлово
Павловский район
2016г.
«Играя – развиваем речь»
Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума).
Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего возраста, методами и приемами ее развития.
- Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность
- Пробудить интерес родителей к созданию собственных
дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста.
- Содействовать сплочению родительского сообщества
Средства:
1. Мультимедийная система.
2.Картинка – солнышко.
3. Фотографии детей.
4.Дидактические игры.
5.Памятки.
6.Карандаши.
7.Цветные ленты
8.Ножницы
Способы активизации родителей:
1.Игра.
2.Просмотр презентации.
3.Дискуссия.
4.Анализ собственного опыта
5.Работа в группах.
6.Игротека.
Предварительная работа:
1.Изготовление приглашений.
2.Выставка дидактических игр, изготовленных родителями.
3.Выставка педагогической литературы по данной теме.
4.Подготовка презентации «Мудрые мысли».
5.Подготовить памятку «Развитие речи ребенка 2-3 лет»
6.Подготовить разные виды дидактических игр.
План родительского собрания:
I. Организационный момент.
1. Игра «Солнышко».
2. Введение в проблему.
II. Основная часть.
1.Теоретическая часть
а) Игра «Вопрос – ответ»
б) Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
в) Просмотр презентации «Мудрые мысли».
2.Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
в) Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»
г) Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
2.Решения родительского собрания
3. Рефлексия «Рисунок дня».
Форма проведения: семинар – практикум
Ход собрания.
Здравствуйте, дорогие родители! Приветствуем вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня состоится очень ответственное мероприятие – родительское собрание. Эта встреча послужит
продолжением нашего дальнейшего плодотворного сотрудничества. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломиться одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи. Тема собрания: «Играя – развиваем речь».
А сейчас я вам предлагаю поиграть.
1.Игра «Солнышко»
Цель: Сплочение родительского сообщества, снятие эмоционального напряжения.
Родители и воспитатель становятся в круг. У каждого на груди – бейджик с именем и отчеством. В руках у воспитателя – картинка солнышко.
Воспитатель: «Я рада видеть всех вас и вас (И.О.) (поворачивается к соседке слева, передает ей солнышко). Передавая игрушку, родитель обращается, к стоящему рядом, с такими же словами и т.д. Солнышко передается по кругу и возвращается к воспитателю.
2. Введение в проблему.
Цель: Обогащение представлений родителей о проблеме по развитию речи детей.
Проблема многих детей – это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Не секрет, что родители в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
II. Основная часть
а) Игра «Вопрос – ответ»
Цель: Получение информации от родителей по вопросам развития речи детей.
А сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы:
– Поднимите руку те родители, которые считают, что их ребенок говорит в соответствии с возрастными возможностями.
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
-Предлагаю поднять руку тем, кто дома играет с детьми в игры, которые способствуют развитию речи.
– Как часто занимаетесь с ребенком развитием речи в домашних условиях?
каждый день по возможности по выходным
– Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как можно развивать речь ребенка 2-3 лет.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
б)Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Цель: Информирование родителей о видах дидактических игр.
Речь – форма общения. Наша задача — помочь детям развивать речь.
Основные задачи речевого развития детей:
- Овладение нормами и правилами родного языка
- Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться)
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослым.
Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Игры с предметами: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно печатные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – развивать у детей логическое мышление и умение составлять целый предмет из отдельных частей.
Словесные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных учреждениях, где оно приобретает важное значение.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность:
– обогащать и закреплять словарь,
– формировать грамматические категории,
– развивать связную речь,
– расширять знания об окружающем мире,
– развивать словесное творчество,
– развивать коммуникативные навыки.
в)Показ презентации «Мудрые мысли»
Цель: Акцентирование внимания родителей на значимости проблемы авторитетным мнением.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
2. Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)
Цель: Развитие интереса родителей к дидактическим играм.
Родителям предлагается разделиться на три группы, каждая группа знакомит со своей дидактической игрой, которую родители сделали своими руками.
(Родители делятся опытом: что у них хорошо получается и на что необходимо обратить внимание)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
Цель: Включение родителей в обсуждение темы, формирование умения анализировать факты, опираясь на свой опыт.
Родителям предлагается обсудить увиденное и поделиться своим опытом.
в)Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»
Цель: Пробуждение интереса родителей к созданию собственных
дидактических игр вместе с детьми дома.
Родителям предлагается вырезать фотографию своего ребенка и прикрепить на дерево.
3.Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
Цель: Повышение компетентности родителей по обсуждаемому вопросу.
– На ваших столах памятки. Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
III. Заключительная часть.
Подведение итогов собрания.
Сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям овладеть навыками общения через их основной вид деятельности – игру.
Решения родительского собрания
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, играя в словесные, настольные игры, игры с предметами.
2.Принимать активное участие в работе детского сада по развитию речи детей.
Рефлексия: «Рисунок дня».
Цель: Свободное выражение своих чувств на бумаге и вербально.
– Прошу вас оценить нашу встречу. Выразить свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя, при необходимости, его смысл.
Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Источник