Родительское собрание речевое развитие ребенка подготовительной группы
Родительское собрание в подготовительной группе
Тема: “Развитие речи у детей подготовительной к школе группе”
План:
1.Вступительное слово
2. Доклад логопеда Крюковой М.М.
3. Сообщение воспитателей группы «Значение речи в жизни людей»
4. Речевые игры с родителями.
5. Просмотр слайдов из жизни группы
6. Беседы о разном.
Вступительное слово Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.
Оно посвящено теме «Развития речи наших детей»
Выступление логопеда (см. конспект)
Воспитатель: Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь – это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Дети умеют общаться между собой, но выразить свою речь на занятиях удаётся не всем (ситуативный разговор) . Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»:
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся:
(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)
Основная часть:
– Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):
2 слайд
Речь должна быть | Проблемы наших детей |
· Грамотной
· Понятной
· Выразительной
· Осмысленной
· Богатой
· ……….
· ……….
· ……….
3 слайд
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Состоящая из одних простых предложений речь
Недостаточный словарный запас
Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
не могут логически объяснять
Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где – то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас.(зачитываю слова из 2-го столбца)
Что же делать?
Мы приготовили папку –передвижке с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.
4 слайд
Воспитатель: – Итак, отправляемся в путешествие “на поезде”, отправляемся в путь.
Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется
“Станция слов”
На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)
Игра « Какой, какая, какое» (игра с мячом).
Подбери прилагательные к существительным
(Я говорю существительное, вы прилагательное)
Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.
Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.)
Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.
Солнце-какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д
Игра «Буква заблудилась»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Ход игры: на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте. Итак! Внимание!
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Задание для родителей.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
********
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)
********
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки (венки).
********
Забодал меня котел,
На него я очень зол (козел).
Игра «Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.
Ход игры: родителям нужно разделиться на две команды и выложить цепочку из предметов. Команды получают по 10 картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.
Игра “Где живут продукты?”
В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.
У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.
Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.
Например: медведь- медвежата.А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом,
Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.
Игра “Продолжи цепочку”
Чай- чайник – чайничек.
Кофе – кофейник – кофейничек
Нож, ковш, таз, кувшин
Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.
5 слайд
Игра “Составь предложения из набора слов»
Следующая игра называется
“Сказки – рассказки”.
На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.
6 слайд
Игра “Расскажи и обыграй сказку”
(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку), очень часто мы используем те
Мнемотехнику – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей).
*А сейчас предлагаем посмотреть фотографии на слайдах «Жизнь нашей группы».
– Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в подготовительной группе.
Беседа о разном.
Большое внимание уделяю чтению художественной литературы, заучиванию различных стихотворений. После прочтения произведения обязательно обсуждаем прочитанное, чтоб ребенок учился слушать и слышать. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение.
Беседа о разном
Воспитатель: Уважаемые мамы! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Семья дает ребенку главное-то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с вашими детьми – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны.
И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Спасибо за внимание!
Решения родительского собрания.
1. Выбрать игры и задания с использованием графических знаков, способствующие формированию связной, правильно построенной речи детей, которые понравились родителям на собрании, и проводить их в семье.
2. Развивать в детях безграничные потенциальные возможности через различные виды познавательной деятельности.
3. Пополнять папку передвижку речевыми играми.
Источник
Оксана Зимина
Родительское собрание в подготовительной группе «Развитие речи у детей подготовительной к школе группе»
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: “Развитие речи у детей подготовительной к школе группе“
План:
1. Вступительное слово.
2. Сообщение воспитателя группы «Значение речи в жизни людей»
3. Речевые игры с родителями.
5. Беседы о разном.
Вступительное слово Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.
Оно посвящено теме «Развития речи наших детей»
Воспитатель: Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь – это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Дети умеют общаться между собой, но выразить свою речь на занятиях удаётся не всем (ситуативный разговор). Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей.Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями.На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»:
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет»,не задумываемся:
(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны)
Основная часть:
– Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):
2 слайд
Речь должна быть Проблемы наших детей
· Грамотной
· Понятной
· Выразительной
· Осмысленной
· Богатой
·.
·.
·.
3 слайд
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
односложная
Состоящая из одних простых предложений речь
бедная речь
Недостаточный словарный запас
Слова – «паразиты»
грамотные вопросы
Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
составление рассказов
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
не могут логически объяснять
речь не выразительна
Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где – то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
плохая дикция
Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)
Что же делать?
Мы приготовили папку –передвижке с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.
4 слайд
Воспитатель: – Итак, отправляемся в путешествие “на поезде”, отправляемся в путь.
Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется
“Станция слов”
На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова, так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)
Игра «Какой, какая, какое» (игра с мячом).
Подбери прилагательные к существительным
(Я говорю существительное, вы прилагательное)
Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т. д.
Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т. д.)
Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т. д.
Солнце-какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т. д
Игра «Буква заблудилась»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Ход игры: на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте. Итак! Внимание!
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Задание для родителей.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
***
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)
***
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки (венки).
***
Забодал меня котел,
На него я очень зол (козел).
Игра «Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.
Ход игры: родителям нужно разделиться на две команды и выложить цепочку из предметов. Команды получают по 10 картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.
Игра “Где живут продукты?”
В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.
У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.
Сахар- (ница, хлеб- (ница, масло- (ница, соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.
Например: медведь- медвежата. А также учатся образовывать однокоренные слова, т. е. похожие друг с другом,
Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.
Игра “Продолжи цепочку”
Чай- чайник – чайничек.
Кофе – кофейник – кофейничек
Нож, ковш, таз, кувшин
Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.
5 слайд
Игра “Составь предложения из набора слов»
Следующая игра называется
“Сказки – рассказки”.
На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.
6 слайд
Игра “Расскажи и обыграй сказку”
(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку, очень часто мы используем те
Мнемотехнику – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей).
*А сейчас предлагаем посмотреть фотографии на слайдах «Жизнь нашей группы».
– Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в подготовительной группе.
Беседа о разном.
Большое внимание уделяю чтению художественной литературы, заучиванию различных стихотворений. После прочтения произведения обязательно обсуждаем прочитанное, чтоб ребенок учился слушать и слышать. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение.
Беседа о разном
Воспитатель: Уважаемые мамы! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Семья дает ребенку главное-то,что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с вашими детьми – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны.
И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Спасибо за внимание!
Решения родительского собрания.
1. Выбрать игры и задания с использованием графических знаков, способствующие формированию связной, правильно построенной речи детей, которые понравились родителям на собрании, и проводить их в семье.
2. Развивать в детях безграничные потенциальные возможности через различные виды познавательной деятельности.
Источник