Родительское собрание речевое развитие ребенка 3 лет

Кабанова Ольга
Конспект родительского собрания по теме «Развитие речи детей 3–4 лет»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2

Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет»

Цель собрания:

– раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.

-создать единое педагогическое пространство воспитателей, родителей и детей для сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности по развитию речи детей четвертого года жизни.

-предложить родителям использовать дома,в повседневной жизни разнообразные игры по развитию речи детей.

Задачи :

1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития

2. Познакомить родителей с играми для развития речи,в которые полезно играть дома.

3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой для детей

4. Продолжать вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Предварительная работа:

1. Оформление стенда для родителей «Развитие речи детей 3-4 года жизни»

2. Изготовление папки «Артикуляционная гимнастика»

3. Изготовление игр для развития речи.

4. Изготовление папки для родителей «Речевые игры», «Как разучивать стихотворения с детьми»

1. Вступительная часть

С вступительным словом выступила воспитатель группы Кабанова О. В.

Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать всех вас на нашем собрании. Собраниенацелено на актуальнейшую тему : «Развитие речи детей 3-4 лет»

Во время пребывания ребенка в детском саду,мы с вами составляем своеобразный треугольник :воспитатели- ребенок-родители. Задача ребенка- познавать что-то новое,открывать самого себя: что я могу, что я умею,на что я способен. Именно ребенок является вершиной нашего треугольника. А наша с вами задача, задача взрослых- помогать ребенку в этом нелегком деле.

Если не будет взаимодействия родители-воспитатели,то все наши усилия не найдут нужного отклика. А наша задача,чтобы ребенок всесторонне развивался. Только вместе мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии детей.

Сегодня мы поговорит об одном из важнейших познавательных процессов человека – речи.

2. Выступление воспитателя Кисляковой А. В. по вопросу «Особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста».

Речь –основная форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо двум взаимосвязанным направлениям :

– речь развивается и совершенствуется в процессе общения со сверстниками

и взрослыми

– речь становится орудием мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

1. Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста

2. Развитие коммуникативных способностей,то есть способности общаться.

Основу речевого развития ребенок получает в семье,в самые первые годы своей жизни. Ребенок овладевает речью только лишь в процессе общения со взрослыми. Всем известны печальные примеры детей- Маугли,для которых отсутствие общения с людьми,отсутствие речи в их жизни,привело к тому, что эти дети не разговаривали. они могла только лишь издавать отдельные звуки. Это лишнее подтверждение важности для ребенка слышать речь,обучаться речи.

Хорошо развитая речь ребенка способствует его успешному обучению в школе. А нарушения речи отражается и на формировании характера ребенка, так же как не исправленный вовремя дефект речи делает ребенка замкнутым в себе, не уверенным,раздражительным.

Дети с самого раннего детства проявляют большой интерес к речи: они создают новые слова,могут даже сочинять стихи. Но это все возможно именно при целенаправленном обучении, чтобы создать у детей интерес к родному языку.

Развитие речи влияет на развитие мышления. Высказывание ребенка показывают нам его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития,а так же свидетельствует о овладении богатством родного языка,его грамматическим строем.

С помощью речи взрослые объясняют детям,как они должны себя вести. то есть устанавливают для детей нормы общественного поведения,что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

К 4-м годам :

• Ребенок правильно произносит отдельные звуки,умеет интонацией передать вопрос,просьбу,восклицание.

• Накапливает определенный запас слов (пассивная речь) ,который содержит все части речи. Активно начинают употреблять прилагательные и местоимения (я, она,он)

• Через слово начинают овладевать основными грамматическими формами речи :появляется множественное число,винительный и родительный падежи,уменьшительно –ласкательные суффиксы ек –ик)

• Выражает свои мысли простыми предложениями,может ответить на поставленный вопрос.

Но в речи детейданного возраста отмечаются некоторые особенности :

-дети не верно произносят или совсем не произносят шипящие : «ш», «ж», «ч», «щ», сонорные «р», «рь», «л», «ль», звуки,а некоторые из них пропускают.

-дети еще не способны выделить существенные признаки предметов,например, они затрудняются назвать части тела, части предмета

– еще не совершенна интонационная сторона речи.

– необходима работа над развитием артикуляционного аппарата,над дикцией,темпом,звуковой культурой речи.

-не всегда дети могут согласовывать слова в роде,числе и падеже : он пошла, она –взял

-при построении предложений пропускают отдельные члены предложений.

– дети часть отвлекаются от содержания вопроса.

Мы познакомились с требованиями к речи ребенка 4-летнего возраста. Вы все слышите речь своих детей,поэтому ясно и понятно,что проблемы в данном вопросе есть практически у всех воспитанников нашей группы.

3. Выступление воспитателя Кабановой О. В. по вопросу «Игры для речевого развития детей». «Артикуляционная гимнастика»

На каждом возрастном этапе есть свои задачи,свои методы обучения. Работа по развитию речив детском саду осуществляется при разных видах деятельности :на специальных занятиях по развитию речи,а также на всех других занятиях и вне занятий- в игровой форме, в процессе наблюдения за природой,в ходе общения с детьми.

Дети дошкольного возраста очень общительны. Они очень эмоциональны. Давайте вместе с вами будем больше общаться с нашими детьми,обогащая и развивая их речь во время этого общения.

Отправляясь на прогулку,мы можем :

1. поговорить о том. какая сегодня погода,какое небо. что есть на небе,есть ли ветер и в какую сторону он дует,теплый он или холодный, в какую одежду одеты люди. почему и с чем это связано.

2. подкормить птиц, побеседуя о их внешнем виде и повадках

3. посмотреть вокруг себя,обратить внимания на прекрасный растительный мир.

4. загадать загадку и найти отгадку

5. поискать приметы времени года

6. вспомнить стихотворение,песенку

7. поиграть «С какого дерева лист» «Раз,два,три,к дереву- беги!», «Когда это бывает»

Можно даже на примере одной прогулке заметить,сколько нового и полезного можно привнести в жизнь ребенка. Для этого необходимо просто видеть окружающий мир и научить своего ребенка замечать,наблюдать и восхищаться всем, что нас окружает, любить и беречь все живое.

При общении с ребенком,учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи,об отдыхе, о любимых друзьях. об интересных событиях в жизни ребенка.

Читайте детям книги,особенно сказки. Сказкой можно успокоить,поднять настроение,она близка и понятна ребенку в любом возрасте. После прочтения книг,задавайте детям вопросы,обсуждайте поступки героев,объясняйте значения слов.

Существует множество игр для речевого развития.

Хочу познакомить вас с некоторыми из них.

1.игры на активизацию словаря :

«Кто или что может это делать!». Взрослый называет действие,находит необходимые предметы.Например : загадываем слово идет.Ребенок говорит :девочка идет,снег идет,кошка идет…подберите слова к глаголам : ползет, летит,бежит, моет,спит и т. д.

2. «Отгадай, что это?»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам :

Растут на грядке в огороде,употребляются в пищу. (овощи)

Движется по дороге,по воде,по воздуху.

3. «Что для чего?»

Взрослый предлагает вспомнить,где хранятся называемые предметы :

-хлеб – в хлебнице,Сахар –в сахарнице,Конфеты – в конфетнице,Мыло –в мыльнице и так далее

4. «Угощаю»

Предложить вспомнить вкусные слова и угостить друг -друга. Можно поиграть в «Кислые», «Соленые «, «Горькие слова «.

5.«Ищем слова»

Предложить вынуть слова из борща,винегрета,кухонного шкафа и т. д

Игры на речевое обобщение

1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать лишнее слово

-среди имен существительных :ведерко,кукла,паровоз,автомобиль,стул,синий, зайчик, платье и т. д.

2. «Найди дерево»

Выделение признаков деревьев (общая форма,расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Игры на развитиезвукового анализа и синтеза :

1. «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка-автобус- стена –автомобиль

2. «Придумай слова»

Ребенок должен придумать слова на заданный звук. Например, на звук «ж»

Жук –жаба – джинсы и т. д

Игры на развитие грамматического строя речи.

1. «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает –снегопад,сам летает –самолет

2. «Все сделал (а)»

Предложить детям сказать о чем- либо,как будто это уже сделано : поливает –полил,надевает –надел, кушает –покушал, строит –построил и т. д.

3. «Один – много»

4. «Приготовим сок»

Из яблок сок какой?- яблочный, из груш –грушевый, апельсиновый сок из чего? Из апельсинов.

Игры на развитие связной речи

1. «Что на что похоже»

Подобрать похожие слова

-Белый снег похож на что?

-Синий лед похож на что?

-Частый дождь похож на что?

Это небольшой перечень игр для речевого развития ребенка. Для развития речи детей необходимо постоянно беседовать с ребенком,задавать вопросы и спрашивать ответы на них у ребенка.

Для того, чтобы научить ребенка правильной качественной речи, качественному произношению,родителям может помочь артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика –это комплекс упражнений для тренировки языка,губ,щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое правильное произношение звуков.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики у детей формируется правильное «автоматическое» произношение.

Кроме того,детям очень интересно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Каждый день в своей работе мы используем упражнения артикуляционной гимнастики.

Предлагаю Вам ознакомиться с правилами выполнения этих упражнений.

Комплекс артикуляционной гимнастики стоит выполнять :

– не чаще 2-3 раз в день

– длительность комплекса 10 -15 минут

-в одном занятии должно быть 3-4 знакомых упражнения и одно новое.

-для самых первых занятий нужно использовать 2-3 упражнения

-взрослому нужно находиться либо позади ребенка с зеркалом или находиться перед малышом

-упражнение сначала выполняет взрослый,потом ребенок

Можно ознакомиться с примерными комплексами упражнений,который находится в родительском уголке.

Как видите, для того, чтобы развивать речь детей,существует множество интересных занятий и игр. Главное –иметь желание и немного времени.

Благодарю всех за внимание. Если у кого -то возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте.

4. Слушали отчет родительского комитета о проделанной работе.

5. Отвечали на интересующие родителей вопросы.

ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:

1. Воспитателям совместно с родителями уделять должное внимание развитию речи ребенка. Больше общаться с детьми. читать сказки, стихи,потешки,загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозаикой. Оснастить группу необходимым количеством карандашей, фломастеров,красок,разными видами конструктора.

3. Оказывать родителям всестороннюю помощь и консультации.

4. Посоветовать родителям посетить с ребенком зоопарк,театр,цирк,выставку.

5. Больше бывать на природе,знакомить детей с ее красотой и многообразием.

6. Обращать внимание на консультации и разработки,которые находятся в родительском уголке.

7. Предложить родителям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.

8. Принимать активное участие в жизни детского сада и группы.

Источник

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

_________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

     11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Родительское собрание

во второй младшей группе

на тему

«Развитие речи детей 3-4 лет»

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

(Сократ)

Правильная, выразительная речь- портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.  ( пример, Мауги ) Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

Речь— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

  • Устную речь (говорение и слушание);
  • Письменную речь ( письмо и чтение)

Наше собрание  посвящено развитию устной речи детей .

Развитие устной речи, ее компонентов  является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста

1.Формирование словаря.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).

Обогатить словарь названиями  частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

Практическое задание

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.

Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

 «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек.

Рассмотрите  вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.

2.Грамматический строй речи

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

Наша задача:

совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Упражнение:

Жёлтое…. (солнце)

Пушистые…(котята)

Машина…какая? (большая)

научить употреблять существительные с предлогами.

Упражнение:

Зайчик ( под столом, над столом, на столе )

Ворона (над крышей, на крыши)

Мячик (под столом)

Поросенок (в коробке).

Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

Упражнение:

Утка- утенок- утята.

Кошка- котенок- котята

Собака-щенок- щенята и т.д.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

3.Связная речь

Задачи :

Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Практика.

Телефон.

разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Ситуация общения «Научи меня».

Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

( …А меня научишь???)

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил.  У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

Мнемотехника

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны- при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

4.Звуковая культура речи

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Задачи для детей 3-4 лет:

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

Практика:

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка – Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Практика:

Развитие интонационной выразительности:

Говорить голосом мышки, медведя, волка;

Рассказывать стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.)

Разучивание скороговорок

Развитие слухового внимания:

Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)

Развитие речевого дыхания:

Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.

Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.

Ф. И. О. ребёнка__________________________________________________

Сколько детей воспитывается в семье?_______________________________

Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?__________________________________________________________

Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?_____________________________________________

________________________________________________________________

Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети.____________________________________________________________

________________________________________________________________

Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня._____________________________________________________________

Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ___________________________________________

_________________________________________________________________

Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?_________________________________________________________

Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?______________________

Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?_________________________________________________________

________________________________________________________________

После прочтения сказки или рассказа, рисуете(лепите) ли Вы с малышом  главный героев произведения______________________________________

________________________________________________________________

Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочтение купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?__________________________________________

________________________________________________________________

Источник