Родительское собрание развитие речи ребенка
МОБУ детский сад присмотра и оздоровления “Колобок”
г. Данилов Ярославская область
Конспект
родительского собрания
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Воспитатели: Ю. А. Луговая
Е. С. Кудрявцева
Ноябрь 2014 г.
Цель:
формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
План проведения:
- Вступительная часть.
- Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
- Практикум
- Заключительная часть.
Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.
К 5 – 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.
В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова – “ребенок”, “сидеть”.
Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе; на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая среда: мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края , репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.
Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?
(Высказывания родителей)
- Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
- Отсутствие необходимых знаний.
- Нет устойчивого интереса к чему-либо.
- Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
- Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
- Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
- Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Практикум
А сейчас мы предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.
Игру-путешествие по стране «развитие речи»
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»
Играя с куклами, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе.
2.Остановка «Творческая» игра с шарами
Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
– снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
– человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
– ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
– дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
– луна (яркая, растущая и т.д.)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
3) Остановка «Наши руки не знают скуки»
1этап
Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.
Большой – отвечает за голову
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2этап
Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4) Остановка «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» – дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» – говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» – замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Словесная игра «Почемучка»
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
5 Остановка “Артикуляционная гимнастика”
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:
ТЕРЕМОК
В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.
Надуть щеки
Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.
Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.
В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы
И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать
Стены у дома были красивые.
Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки
Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…
Поочередно надувать щеки
Зашатался и пол в домике вперед – назад, вперед-назад,
Двигать челюстью вправо – влево
Дверь то закрывалась, то открывалась.
Открыть рот
Даже труба на крыше закачалась,
Хоботок
Вдруг дом рухнул и рассыпался…
Худышка – втянуть щеки
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.
Нижними зубами закусить верхнюю губу
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:
Верхними зубами закусить нижнюю губу
«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»
Широко открыть рот
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.
Улыбка
Итог собрания
Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!
Источник
Родительское собрание
Тема: «Развиваем речь ребенка»
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории:
Андреева В.А
Тема: «Развиваем речь ребенка»
Цель:
– Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
– Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
– развитие речи детей с помощью художественного слова
– Познакомить родителей с разными речевыми играми и игровыми заданиями для развития речи детей;
– Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.
Участники: Воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: Бейджики и фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч.
План проведения.
1. Вступительная част
2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
3. Заключительная часть.
Подготовительная работа:
– изготовление приглашений на собрание для родителей;
– разработка памяток для родителей.
Ход мероприятия.
- Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь – могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка – это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему
- Игротренинг с родителями.
Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
Можно придумывать свои игры – здесь большой простор для фантазии.
Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года». Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.
Если солнце пригревает В небе ласточка летает, Стало сухо и тепло, Значит лето к нам пришло. Если дождь стучит по крыше, То сильней, то тише, тише, Землю всю листва укрыла, Значит осень наступила. | Пальцами обеих рук поглаживают лоб от середины к верхней части ушей. Поглаживают щеки от середины к мочкам ушей. Постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей. Постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей. |
Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.
3. Развитие речи с помощью художественного слова.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка.
Важнейшими источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Режимный момент умывание:
Каждый день я мылом мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Сильно, сильно
Мыло тру.
Мойся, мыло!
Не ленись!
Не выскальзывай!
Не злись!
Режимный момент одевание:
Маша варежку надела.
– Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
-Поглядите- ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Режимный момент приём пищи:
Каша из гречки.
Где варилась?
В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела.
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке
Хватило по ложке.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный – слабый, теплый – холодный, высокий – низкий, добрый – злой, веселый – грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нитки…).
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна – деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит – воробей, комар, жук, пчела; плачет – ребенок, человек, кошка; плавает – кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч – резиновый, круглый, большой, красный).
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,
по дороге в детский сад и т. д.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность. Играйте с детьми, разговаривайте с ними, поощряйте самостоятельные игры дошкольников со словами,- и результат не заставит себя долго ждать, хотя и сразу не придет.
Источник