Родительское собрание развитие интеллектуальных умений ребенка 6 класс
Родительское собрание в 6 классе
« Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека »
Цели собрания:
показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению;
способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей;
развивать навыки сотрудничества, совместного обсуждения и решения проблем и желание общаться.
Ход собрания:
1. Тренинг «Детство».
Участники по кругу называют свои ассоциации на словом «детство». Классный руководитель произносит начало фразы, а родители ее продолжают: «В детстве можно …». Если кто-то не согласен с чьим-то аргументом, он хлопает в ладоши. Потом задание меняется: « В детстве нельзя…»
2. Мотивация – знакомство с результатами самооценки учащимися своей учебной деятельности по следующим критериям:
« Могу и хочу!» – 2 человек.
« Могу, но не хочу!» – 2 человек.
« Хочу, но не могу!» – 1 человек.
«Не могу и не хочу!» – 0.
3. Переход к теме собрания, формулирование целей.
3.1. Комментирование классным руководителем результатов самооценки учащимися своей учебной деятельности, их связи с желанием читать.
3.2. Выделение проблемы – малое количество времени, затрачиваемое ребятами нашего класса на чтение.
3.3. Знакомство родителей с итогами анкетирования учащихся «Сколько в среднем времени в сутки я трачу на чтение, и сколько хотел бы тратить?»
Я трачу на чтение | Я хотел бы тратить на чтение |
10 минут – 2 человека 45 минут – 1 человека 1 час – 1 человек 2 часа – 1человека | 30 минут – 2 человека 1 час – 1 человек 1 час 30 минут – 1 человек 2 часа – 1 человека |
Круг читательских интересов учеников класса:
– сказки;
– энциклопедии;
– фантастика;
– научно – популярные журналы;
– произведения Дарьи Донцовой;
3.4. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека: « Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6 – 7 классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Посещение родителями нашего класса уроков географии, истории, биологии, русского языка, математики позволило увидеть и оценить умения учащихся читать на уроке и осмысливать прочитанное, усваивать учебный материал.
3.5.Сообщение членов родительского комитета о впечатлениях с посещенных уроков.
4. Интерактивная часть.
4.1 Обсуждение возникшей проблемы. Итак, перед нами встала проблема – нежелание детей читать. Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить. Давайте ответим на вопросы:
– почему дети не любят читать?
– как заинтересовать детей чтением?
– кто заинтересован в решении проблемы?
- учителя;
- родители;
- библиотекари;
- дети.
Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.
4.2Оформление четырех заинтересованных групп (желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней). Каждый член группы должен заполнить лист с выделенными вопросами. (5 -7 минут)
В чем состоят три главные причины проблемы? | Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему? | Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему? |
4.3.Работа в группах смешанного состава. Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 – 7 минут)
4.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Оформление рекомендаций на листе ватмана.
4.5 Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.
4.5.Рефлексия:
-что нового вы сегодня узнали?
-что было интересным?
-что дал вам наш сегодняшний разговор?
-что хотелось бы вам еще узнать и обсудить?
5. Заполнение анкеты в родительских дневниках.
1). Является ли чтение одним из увлечений Вашего ребенка?
2). Сколько времени он проводит за книгой?
3). Убеждаете ли Вы ребенка читать, или он это делает без принуждения?
4). Какие книги он предпочитает?
5). Как Вы поощряете его читательские стремления?
6). Дарите ли Вы ребенку книги?
7). Есть ли у Вас на этот счет, какие – то свои убеждения?
8). Обсуждаете ли Вы прочитанные в семье книги?
9). Советуете ли Вы ребенку читать книги своего детства и юности?
10). Считаете ли Вы себя активным читателем?
11). Являетесь ли вы для своего ребенка примером в чтении?
6. Вручение родителям рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей:
«Уважаемые папы и мамы!
Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы и пожелания.
1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3. Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.
6. Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
8. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
12. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях».
Источник
Конспект родительского собрания для родителей детей 6 класса «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
Цель: актуализировать значение книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.
Задачи
• проанализировать значение чтения художественной и научно-познавательной литературы для развития подростка;
• проанализировать состояние чтения учащихся класса (техника чтения, посещение школьной библиотеки);
• проанализировать состояние чтения российских подростков;
• изучить основные источники информации для учащихся класса.
Форма проведения: диспут
Участники: классный руководитель, родители учащихся, библиотекарь школы.
Подготовительный этап: анонимное анкетирование учащихся.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитаты на доске (по выбору педагога):
• «Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времен…» (Л.Н. Толстой);
• «Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего» (М. Горький).
• Пословицы о книге.
1. «Книга твой друг, без нее как без рук».
2. «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».
3. «Прочел хорошую книгу – встретился с другом».
4. «Книга книгой, но мозгами двигай».
5. «Знание – солнце, книга – оконце».
6. «Ум без книги, как птица без крыльев».
7. «Нет умного соседа – с книгой побеседуй».
8. «Написано пером, не вырубишь топором».
9. «Испокон века книга растит человека». 10. «Книги читай, да дела не забывай».
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Еще в позапрошлом веке Генрих Ибсен, норвежский драматург, высказал мысль, которая затем повторялась неоднократно писателями разных стран и времен: «Книге нужен талантливый читатель». Читая, человек накапливает знания, приобретает опыт. Затем проверяет и то и другое собственной практикой. Зачастую убеждается в недостаточности полученного. И снова садится за книгу, осуществляя таким образом тот необычайно важный внутренний процесс духовного самовооружения.
Так что же такое чтение? Это не односторонний акт, выражающийся в пассивном восприятии и усвоении текста, а активное взаимодействие между автором и читателем.
II. Выступление библиотекаря школы. Анализ состояния чтения учащихся класса
Проанализируем чтение школьниками художественной и специальной литературы.
1. Состоят читателями школьных и других библиотек – (число) уч. – (число) %.
2. Читают сверх программы классическую литературу – (число) уч. – (число) %.
3. Читают дополнительную литературу по учебным предметам – (число) уч. – (число) %.
4. Читают научную и научно-популярную литературу – (число) уч. – (число) %.
5. Систематически читают газеты и журналы, общественно-политическую литературу – (число) уч. – (число) %.
6. Имеют свои библиотеки или свои книги в библиотеке родителей – (число) уч. – (число) %.
(Анализ посещения школьной библиотеки учащимися класса в сравнении с другими классами, наиболее предпочитаемая литература, самый активный читатель. Далее необходим обзор современной детской и юношеской художественной литературы, периодических изданий.)
Книга – если мы, конечно, правильно ее читаем – дает громадные возможности для постижения человеческого опыта: в области чувств, в области желаний, в области мыслей и наблюдений. Сливаясь с чувствами и мыслями автора и его героев, мы становимся в их положение, смотрим на мир их глазами, переживаем то, что переживают они, оцениваем мир их оценками.
А что это дает нам? Для чего нужно входить в положение героев, подчиняться воле автора?
Это нужно для обогащения: свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся, талантливых, иногда великих. Это работа нелегкая, порой напряженная, изнурительная. Но так сильно облагораживающая!
Специфическую окраску приобретает чтение у школьников. Специалистами доказано, что некоторые школьники порой не в состоянии усвоить обилие программного материала во время 45-минутного урока в классе. Требуется дополнительный труд над книгой, которая из скромного подспорья превращается едва ли не в главную опору учащегося в овладении науками. Книга для него – надежный инструмент в учебе.
Процесс чтения носит сугубо индивидуальный характер. Каждый человек читает, понимает и оценивает книгу по-своему. Индивидуальность проявляется в том, что на данном отрезке времени, при данном уровне общего развития и знаний, при сегодняшнем восприятии наибольшую пользу принесет именно книга.
III. Анализ состояния чтения российских подростков
Как проводят свободное время российские подростки: социологический анализ
В каких формах проводят свободное время российские подростки? Ответ на этот вопрос был получен в ходе специального исследования. В частности, были проведены 2 массовых опроса, где респондентами выступили российские школьники в возрасте от 10 до 17 лет. Первый опрос проводился в 1998 г. (1013 человек), второй – в 2005 г. (994 человека). В обоих случаях задавались сходные вопросы, что позволяет проследить изменения, происшедшие за 7 лет. Основные результаты сводятся к следующему.
В 1998 г. 5 наиболее распространенных форм проведения свободного времени подростками выглядели так:
• просмотры телепередач (76,7%);
• прослушивание аудиозаписей (69,6%);
• встречи с друзьями (67,4%);
• просмотры видеозаписей (51,7%);
• чтение книг (49,1%).
Семь лет спустя список выглядел несколько иначе. На первом месте остались телепросмотры (74,2%). Остальные позиции изменились: встречи с друзьями (71,1%), прослушивание аудиозаписей (55,4%), чтение газет и журналов (52,8%), компьютерные игры (44,9%). Обнаружилось, что на досуге подростки стали гораздо меньше читать книги. Если в 1998 г. 49,1% подростков отмечали, что в свободное время читают книги, то в 2005 г. эту позицию отметили лишь 18,1%. Это наиболее заметное и тревожное изменение.
Впрочем, снижение числа подростков, читающих на досуге книги, еще не означает отказа от чтения вообще. В исследовании также обнаружилось, что выросло число подростков, читающих газеты и журналы, – с 36,2% в 1998 г. до 52,8% в 2005 г. В исследовании также выяснилось, насколько значимы для подростков те или иные источники информации. С этой целью задавался вопрос: «Откуда ты узнаешь о самом важном и интересном для тебя?» Такого рода вопросы нередко задавались в исследованиях подростков на протяжении последних 20 лет. Так, в исследовании, проведенном в 1986 г. в Москве среди школьников в возрасте от 8 до 16 лет, был выявлен приоритет книг и телевидения как важных источников информации, после которых шли родители и учителя. В 1990-е годы произошло снижение значимости для школьников и книги, и телевидения. На первые места стали выходить источники межличностной информации – сверстники, родители, учителя. Этот факт был зафиксирован, в частности, в описываемом исследовании 1998 г. Телевидение постепенно превращалось из источника важной для жизни подростков информации в «бесплатный магазин развлечений», который редко показывает что-то интересное и познавательное. Понизилась и роль книги, чаще всего понимаемой как большое по объему литературное произведение, которое не проходят в школе.
В 2005 г. наметившаяся тенденция усилилась, и книга как важный источник информации перешла с 5-го места на 6-е. Понизилась роль и телевидения – его, помимо межличностных источников информации, опередили газеты и журналы. Еще один важный результат – снижение значимости всех межличностных источников информации. Уменьшилась и значимость таких источников информации, как аудио- и видеозапись. На этом фоне заметно выросла значимость компьютерных источников, включая Интернет.
Полученная картина сложна и неоднозначна. Нельзя не отметить, что в исследовании 1998 г. принимали участие подростки, родившиеся в советский период со всеми его особенностями. Самые младшие из них, тогда десятилетние, родились в 1988 г. Семь лет спустя основную массу респондентов составили те, кто родился уже в постсоветский период и с младенчества был погружен в атмосферу кризисной трансформации российского общества. И подростки, которые отвечали на вопросы в 2005 г., испытали на себе все российские проблемы 1990-х годов с самого раннего детства. В подавляющем большинстве их родители уже не могли позволить себе купить детские книги, но могли посадить своих детей перед телевизором, где транслировались ценности стяжательства, огромное количество насилия и сомнительных с точки зрения морали кадров, а вовсе не ценности высокой культуры, науки, образования, гуманизма. Бесконечные рекламные перебивки способствовали формированию «клипового» мышления с младенческого возраста, когда Homo clipping («человек клиповый») не может удержать свое внимание на каком-то предмете более минуты.
Снижение интереса к чтению книг на досуге имеет, конечно, множество причин, и тенденция эта наблюдается не только в России. Она обусловлена, прежде всего, развитием новых информационных технологий, распространением Интернета и других современных средств массовой информации.
IV. Диспут
В наше время при выпуске огромного количества литературы мы испытываем дефицит времени для чтения, но думаю, читать все-таки необходимо.
– Читать или не читать? Что вы думаете по этому поводу? И какие еще существуют проблемы в наше время, препятствующие нам наслаждаться чтением в полной мере?
(Выслушиваются мнения родителей.)
В состоянии ли вы определить для себя, что читать, а что нет? Альфред де Виньи, французский поэт-романтик, например, мог читать только те книги, которые заставляют его мысли работать. По другим она скользит, как плуг по мрамору. А поэт любил пахать.
– Чем вы руководствуетесь при выборе книг? Какой литературе отдаете предпочтение?
(Выслушиваются ответы родителей.)
При выборе книг для самообразования можно прислушаться к советам, например классиков нашей литературы. Любимым чтением 9-летнего Пушкина были Плутарх и «Илиада» и «Одиссея» Гомера. И неудивительно, как отмечают биографы, что 12-летний лицеист поражал своих друзей, наставников и недоброжелателей начитанностью.
Гомер, Шекспир, Гете, Пушкин, Лермонтов, Гоголь – любимые авторы И.С. Тургенева. «Когда мне грустно, когда дурное настроение, 20 стихов Пушкина спасают от меланхолии, будоражат…» – писал Иван Сергеевич.
По вечерам в семье Достоевского читали вслух Жуковского, Державина, «Историю государства Российского» Карамзина. В юности писатель с восторгом открывает для себя Скотта, Сервантеса, позже Гоголя, Бальзака, Диккенса.
Примеры вовсе не говорят вам о том, что нужно читать только классику. Однако произведения классической литературы, порой 2-3 из них, равняются целому университету. «Вкус только образуется чтением, читать и перечитывать надобно несколько книг. А потом надобно читать и новые», – советовал Герцен своим детям.
– Чтение художественной литературы имеет профилактический и терапевтический эффект. Согласны ли вы с данным утверждением?
(Выслушиваются мнения родителей.)
До начала 1990-х годов существовала государственная система руководства детским чтением, основанная на традициях русской национальной педагогики, у истоков которой стояли Л. Толстой и К. Ушинский. Данная программа имела целью воспитание всесторонне развитого образованного и гуманного человека, патриота своей страны. «Без возрождения этих традиций проблему воспитания у подрастающего поколения толерантности нам не решить», – считает А. Гуггенбюль.
Для профилактики и борьбы с детской (подростковой) агрессией и насилием существуют психотерапевтические средства. В последние годы стало развиваться такое направление, как библиотерапия – лечение специально подобранной книгой. Но это скорая помощь при экстремальных обстоятельствах, до которых и доводить-то нельзя.
А воспитать людей, приобщенных к высотам человеческой культуры, без книги и принципиального улучшения руководства детским чтением невозможно.
V. Подведение итогов собрания
Разрешите закончить нашу встречу своеобразным призывом. На фоне не всегда доброкачественных сенсаций, прагматической информации, коммерческих изданий, назойливых средств массовой информации и рекламы те книги, в которых воплотились ум, совесть и талант лучших представителей человечества, играют все меньшую роль в формировании внутреннего мира подростка. Не у всех. Не всегда. И не стоит соглашаться с «неспособностью нас» повлиять на наше будущее!
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник