Родительское собрание психическое развитие ребенка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КУЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САЛОМАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БАЗАРОВА ИВАНА ФЕДОРОВИЧА
Провела:
Учитель 3 класса
МКОУ Саломатинской СШ
Шихова Мария Алексеевна
с.Саломатино
2017 г
Семинар-практикум для родителей.
Тема: «Психологические особенности личности ребёнка на различных этапах развития. Начальная школа».
План.
Знание психологических и возрастных особенностей, индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе .
Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.
Знание психологических и возрастных особенностей, индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе.
Знание психологии совершенно необходимы для воспитания подрастающего поколения. Нельзя правильно воспитывать, не зная психологических закономерностей процесса формирования личности и психологических особенностей детей определенного возраста. Известно, что каждый возраст имеет свои характерные особенности, свои трудности, требует специфического к себе подхода. То, что пригодно и психологически оправдано в отношении младшего школьника, часто может быть неприемлемым, ошибочным в отношении подростка.
И так, младший школьник имеет ряд физических особенностей по сравнению с дошкольниками и более старшими детьми. Костная система в младшем школьном возрасте стала крепче, однако процесс окостенения еще не закончился. Это надо учитывать, требуя от детей правильной посадки во время занятий, выполнения домашней работы. Не следует утомлять детей письмом, так как точные движения пальцев и кисти руки для них еще трудны, поэтому нецелесообразно заставлять ребёнка переписывать домашнее задание по несколько раз.
Сердечно-сосудистая система у младшего школьника ещё недостаточно развита, поэтому надо не допускать его переутомления во время учебных занятий и игр.
Высшая нервная система достигает у младшего школьника довольно высокого уровня развития по сравнению с дошкольниками. Именно с 7 до 11 лет особенно заметин рост лобных долей мозга.
Общий психический склад личности в значительной степени зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, вследствие чего ребенку трудно управлять своими чувствами, произвольным вниманием и т. д., то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
Конечно, младший школьник остается очень активным, деятельным и подвижным. Кипучая энергия делает нередко импульсивным его поведение, но это не значит, что возрастные особенности ребенка не поддаются воздействию взрослого. Нельзя считать, что природа младшего школьника требует постоянного движения, беготни, шума и т. д. При достаточном интересе к работе и требовательности родителей и учителей младший школьник становится достаточно сдержанным, дисциплинированным и усидчивым. Но его энергии и потребности в движениях надо давать разумный выход: активные и разнообразные занятия на уроке, проведение физминуток, возможность подвигаться на перемени, наличие динамичных пауз при выполнении домашних заданий – все это делает младшего школьника способным управлять собой, преодолевая свои возрастные особенности.
К началу обучения ребёнка в школе у него максимально развито наглядно-образное мышление, ребёнок восприимчивым ко всему конкретному, наглядному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками. Поэтому наглядный учебный материал воспринимается детьми очень хорошо. Но в процессе обучения в начальной школе идёт развитие абстрактно-логического мышления. Дети уже первых классах способны делать некоторые обобщения, правильные выводы, находить причины явления.
Давая общую характеристику ученика начальных классов, нельзя не учитывать того, что дети 7 лет очень отличаются по своим физическим и психическим качествам от детей 9 лет. Если первоклассник ещё имеет много черт, общих с дошкольниками, то ученик III – IV классов уже обладает рядом особенностей, характерных для детей младшего подросткового возраста. Проходя путь развития от дошкольника к подростку, дети очень изменяются за 4 года и в интеллектуальном, и в волевом, и в эмоциональном отношении.
Важно также помнить, что мы имеем дело не просто со школьником определенного возраста, а с конкретным ребёнком, индивидуальностью. А индивидуальные различия в пределах одного возраста чрезвычайно велики. Поэтому родителю и учителю совершенно необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, его своеобразие, что предполагает умение проникать в его духовный мир, психологически правильно строить взаимоотношения и сотрудничество с ребёнком.
Анкета для родителей.
Оцените по шкале баллов (от 0 до 10) свойства характера вашего ребёнка, как они вам представляются.
Черты характера
Оценка (номер столбца означает величину балльной оценки)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
А теперь сравните свои результаты с результатами анкетирования детей. Детям предлагалось выбрать из 10 выражений, характеризующие человека, выбрать те, которые, по их имению, могут относиться к ним. Выбранных предложений должно было быть не больше пяти.
Анкета для детей.
Сравнивая анкеты, мы видим, что наши дети анализируют свои качества личности с позиции взрослых. Если мы постоянно пытаемся подчеркнуть достоинства своего ребёнка, не только перед другими людьми, но и в первую очередь в семье, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.
Если же родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать делать плохо.
Необходимо помнить, что не следует рассматривать характерологические проявления младшего школьника как устойчивые и закрепленные формы поведения. Личность ребёнка в младшем школьном возрасте только складывается, и взрослые (родители и учителя) должны оказать полезное влияние на воспитание у детей положительных черт личности, которые становятся основой их формирующегося характера.
Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.
Воспитание ребёнка, формирование его личности в значительной степени должно заключаться в воспитании хороших привычек.
Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не врагами, чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей школы и семьи является воспитание у ребёнка полезных привычек и искоренение, а лучше предупреждение, вредных. Причём делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей ещё достаточно велика.
Для выработки привычек нужно повторения действия. Но простое повторение может показаться ребёнку скучным, неинтересным. Если это повторение подкреплено похвалой, одобрением, или превращается в игру, то у ребёнка возникает положительные эмоции, действия делается приятным, его хочется повторить и тем самым превращается в привычное действие.
Чтобы приобрести полезную привычку, необходимо принять твёрдое решение, но мало ограничиться одним добрым намерением. Если это намерение не перейдёт в действие, то и соответствующая привычка не образуется. Если мы, взрослые, хотим приучит ребёнка быть аккуратным или вежливым, то бесполезно читать ему нотации на эту тему. Объяснив, для чего поступать так, а не иначе, надо потребовать соответствующего действия. Привычка никогда не возникнет от одних словесных внушений. Только повторение действий могут сделать эти действия привычными.
Большое значение имеет мотив. Если действие совершается ребёнком в качестве наказания, то результат будет слабым. И наоборот, если ребёнку разъяснить полезное значение повторных действий, то привычка образуется довольно быстро.
Дурную привычку надо «искоренять» (как искореняют, вырывают с корнем растения-сорники), т.е. сразу и навсегда отказываясь от привычного, но вредного действия. Ясно, что замечания, направленные на искоренение дурных привычек, не должно носить обидной для ребёнка формы. Иногда полезно постыдить ребёнка, но это необходимо делать с соблюдения такта: не ребёнок плохой, а действие, которое он совершил.
Очевидно, что при формировании полезных привычек является личный пример родителей, учителя, сверстников, т.к. одной из олезных привычек является личный пример родителей, учителя, сверстников, т.к. ить обидной для ребёнка формы. о.. ривычными.
, евозрастных особенностей является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой – таит и некоторую опасность: ребёнок перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется всё: развинченную походку, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего.
Младшие школьники очень эмоциональны и впечатлительны. Эта эмоциональность сказывается в том, что:
восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями;
младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны и выражают чувства радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Анкета для родителей.
В каких случаях ваш ребёнок проявляет радость, восторг?
Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
Как вы помогаете своему ребёнку преодолеть негативные эмоции
Как часто негативные эмоции вашего ребёнка связаны со школой и учебной деятельностью?
Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания гармонично развитой личности. Податливость и известная внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя и родителей в их глазах, – на все это необходимо опираться при формировании личности ребёнка.
Памятка для родителей
Папы и мамы! Помните!
— От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
— Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
— Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
— Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести,
— Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
— Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций, черт характера, привычек.
— Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
— Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
— Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
— Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
— Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки участия за чашкой чая.
— В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
— На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
— В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
— Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт. А вместе с папой сделать кормушку для птиц.
— Вместе с мамой и папой провести выходной день на прогулке на лыжах, или сажая деревья во дворе.
ЛИТЕРАТУРА.
Ф.Н.Гоноболин «Психология» М., «Просвещение», 2012г.
Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» М, «ВАКО», 2015г.
Е.А.Климов «Психология» М., «ЮНИТИ», 2013 г.
В.А.Крутецкий «Психология обучения и воспитания школьников» М., «Просвещение», 2011 г.
Источник
Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Форма: организационное собрание.
Цели собрания:
- расширение контакта между педагогами и родителями;
- моделирование перспектив на новый учебный год;
повышение педагогической культуры.
Задачи:
- познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время;
- обновить анкетные данные семей и воспитанников;
- дать советы родителям по наблюдению за своими детьми, за их успехами и неудачами.
Предварительная работа:
- Объявление о собрании;
- «Закрытый ящик» – в виде почтового ящика – предложить родителям задать вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать на собрании.
План.
- Слова приветствия, представление нового педагога группы, психолога, мед.сестры для «новеньких» родителей;
- Выступление воспитателя группы на тему «Старший дошкольный возраст – какой он?»
- Дискуссия по вопросам из «Закрытого ящика».
- Выбор родительского комитета.
- Выработка стратегии совместной деятельности педагогов с родителями.
- Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как например, последующий 7-й год жизни.
6-й год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной систематической коллективной, произвольной регуляции деятельности своего поведения.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
У детей 5-6-летнего возраста продолжается процесс окостенения скелета, развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся способность к координации движений неразрывно связана с развитием мозга ребёнка.
Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются физически здоровыми, крепкими, выносливыми.
Самое важное достижение ребёнка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными сознанию. Ребёнок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т.е. направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает между собой. Поэтому, например, дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.
Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем общего развития старшего дошкольника. Качественные изменения в развитии 5-летних детей отчётливо обнаруживаются в играх. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что, прежде всего в ней отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и уже значительно более содержательно, чем раньше. Играя в детском саду, дети объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из них стремится внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть равнодушным к тому, во что и как играют дети, надо советовать им, подсказывать, не мешая, конечно, самостоятельности, т.к. игра должна быть средством воспитания.
Освоение движений и способность к управлению ими наиболее заметно сказываются в новых возможностях трудовой деятельности ребёнка. Дети старшей группы в состоянии выполнять более сложные трудовые обязанности в группе, дома, требующие согласованных действий, способны работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг другу, чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже довольно справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он сам.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать ка в детском саду, так и дома.
Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем?), выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т.д.).
Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры. Особенное развитие получают нравственные чувства – дети радуются, когда помогают товарищам, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, стремятся на деле выразить эти чувства.
Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:
- развивать движения детей, в том числе тонкие движения руки, необходимые для овладения навыками письма; добиваться большей их координации, точности, быстроты;
- воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;
- расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;
- воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;
- формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое мышление;
- развивать связную речь детей;
- совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;
- воспитывать у детей навыки коллективного труда
- развивать произвольное управление детей своим поведением.
Затем переходим к дискуссии. За чашкой чая рассматривается несколько вопросов, интересующих большинство родителей. Воспитатели используют в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках, не называя имен детей. Особо отмечаются индивидуальные успехи детей.
Затем, с помощью общего голосования выбирается родительский комитет. Далее воспитатели группы предлагают на одобрение родителям примерный план сотрудничества на год (какие совместные мероприятия предполагается провести, каково участие родителей).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикского кожууна
Конспект родительского собрания
(организационное)
Воспитатель: Кужугет А. К..
2013 – 2014 уч.г.
Источник