Родительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группа

Родительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группа thumbnail

Юлия Винокурова
Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие познавательной деятельности детей 3–4 лет»

Конспект родительского собрания во второй младшей группе №2.

«Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет»

Цель: формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни

Задачи:

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет.

3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

Форма проведения: организационное собрание, дискуссия.

План родительского собрания:

1. Вступительная часть собрания;

2. Выступление воспитателя по теме собрания;

3. Обмен опытом между родителями,;

4. Выступление родительского комитета;

5. Ответы на вопросы родителей;

6. Заключительное слово.

Ход собрания

1. Подготовительный этап

• Подготовить материал по теме собрания, разработка сценария;

• Оформление текстовый и наглядных материалов;

• Пригласить родителей на собрание, оформление объявление;

• Подготовить группу к приему родителей.

2. Вступительная часть собрания

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить развитие познавательной деятельности детей 3 – 4 лет. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями, возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др.) способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности с взрослым.Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то,что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор,пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Читайте также:  Индивидуальную характеристику уровня музыкального развития ребенка

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется.

До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не овладевает он и теми способами, приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Утренник 8 марта в детском саду. Впереди у нас утренник, посвящённый 8 марта. Вам необходимо понимать, что присутствие Ваше непосредственно при выступлении детей сейчас невозможно, поскольку дети очень маленькие, и видя вас будут испытывать желание поскорее воссоединиться, могут стать капризными. Тем самым, поставить под вопрос целесообразность такого утренника.Что же вы можете сделать для ребенка в столь ответственный день:

1. Подготовить праздничный наряд;

2. Зарядить положительными эмоциями ребенка;

3. Приготовить и оставить в шкафу все что может понадобиться в процессе приготовления ребенка (расческа, запасные резинки, чешки, костюм);

Желаем вам удачи!

Выступление родительского комитета

Вопросы родителей.

Заключительное слово

Большое спасибо за внимание и ваше активное участие в сегодняшнем разговоре. До свидания.

Удачи вам!

Источник

Лилия Тимощенко
Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие познавательных процессов»

Развитие познавательных процессов

Цель.

Формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни

Задачи.

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет.

3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

4. Показать на практике примерные задания для развития познавательных процессов детей 3-4 лет.

Оборудование:

Ромашка («Я хочу чтобы мой ребенок был…»); презентация; интерактивная доска; фломастеры; мяч; конверты для заданиями (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); карточки с заданиями (память – игра «запрещенное движение»; внимание – картинка с изображением какого-либо мультфильма и картинка «помоги найти всех котят»; мышление – игра «что снаружи? Что внутри?»; восприятие – игра «волшебный мешочек»; воображение – «Клякса»); подготовленные белые листы, краски и кисти; памятки для родителей «Познавательные процессы в возрасте 3-4 лет» – примерный перечень игр для развития познавательных процессов.

Основная часть.

Родители постепенно подходят, звучит спокойная музыка.

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего – вы родители,

А все остальное – потом!

Добрый вечер дорогие родители! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии.

Эмоциональный настрой.

Крикните громко и хором, друзья,

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (да)

Прошу всех встать в один общий круг и взяться за руки.

Упражнение «Солнышко – Снежинки».

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Родители встают в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются (повторить 2 раза).

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие познавательных процессов»

Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. Родители высказываются по кругу.

Родительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группа

В первую очередь мы одна команда. И наша цель едина,только для каждого она направлена на своего малыша: воспитать здорового и счастливого ребенка.

Игра «Каким я вижу своего ребенка»

Задача игры определить, каким хотели бы видеть своего ребенка родители в будущем. Для этого каждый из них подходит к заранее подготовленной ромашке, в центре ромашки надпись – «Я хочу чтобы мой ребенок был…». Ответы родители пишут на лепестках (имеется в виду развитие малыша, например, сообразительным, смышленым, активным, любознательным и т. д.).

Родительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группаРодительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группаРодительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группа

Подведение итога:

Чаще всего родители пишут такие ответы, как приведено в примере, что позволяет перейти к следующему разделу нашего родительского собрания.

Знания об окружающем мире и о себе ребенок получает благодаря познавательным психическим процессам, он усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи.

Слайд 1. «Развитие познавательных процессов в возрасте 3-4 лет». Именно о познавательных процессах пойдет речь на нашем мероприятии.

Читайте также:  Замещение смягчение недостатка развития сохранными возможностями ребенка

Слайд 2. Познавательные процессы – это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Слайд 3. Первым мы рассмотрим – Внимание – это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внимание в 3-4 года непроизвольное. Концентрация на ярких, эмоциональных событиях.

Слайд 4. Рассмотрите внимательно картинку. Ответы записываются на листке. А теперь расскажите,что на ней изображено: Кто сидел на полянке? Каким цветом было покрывало на котором сидели винни пух, тигр и пятачок? Какого цвета майка у вини пуха? Что ел Винни – Пух? Сколько деревьев росло на полянке? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

Слайд 5. Пустой (чтобы родители ни на что не отвлекались при ответах).

Слайд 6. Посмотрите внимательно на другую картинку. Мальчику по имени Ваня приснился сон, в котором как мы видим, присутствовала очень много котят. Помогите сосчитать Вани всех котят. Сколько их?Ответ: 13 (кошка не считается).

Слайд 7. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Память, так же как и внимание в возрасте 3-4 лет, не произвольная. Развивается словесная память, в процессе активного освоения речи.

Предлагаю снова всем встать к круг.

Игра «Запрещенное движение». Родители повторяют за педагогом все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится.

Слайд 8. Мышление – это высший этап обработки информации, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению.

Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами. Ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т. е. только на зрительное восприятие ситуации.

Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что – внутри. Дом – люстра – улица; книга – шкаф – картинки; сумка – кошелек – машина; кошелек – деньги – сумка; кастрюля – каша – кухня; аквариум – рыбы – спальня; будка – собака – улица.

Слайд 9. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

В возрасте 3-4 лет используются простые сенсорные эталоны (геометрические формы, цвета).

Игра «Волшебный мешочек». Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «мешочке».

Педагог предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое мешочка. Родители запускают руки и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Родительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группа

Слайд 10. Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Игра «Клякса».Дополнительно: лист бумаги, кисточка и краски. Родители по очереди подходят к листу бумаги и рисуют по одной детали. Задача первого просто поставить «кляксу». Следующие должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное.

Родительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группаРодительское собрание познавательное развитие ребенка 2 младшая группа

Слайд 11. Дети – это наше будущее и каким оно будет, зависит от нас. Развивайте своих малышей сейчас, дальше будут легко!

Список литературы

1. Метенова Н. М. Родительское собрание. Часть 1. Методика проведения. 2011г., 64с.

2. Метенова Н. М. Родителям о детях. Методические рекомендации. Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». – 2011г. ,64с.

3. https://doshkolnik.ru/roditelskie-sobrania/6259-kak-slushat-rebenka.html

4. https://www.eorhelp.ru/node/89142

5. https://sh1.hoioo.gov.by/teachers/1266-2013-04-18-07-04-19

6. https://vospitatel.com.ua/zaniatia/rabota-s-roditelyami/roditeli-glazami-vospitateley.html

Источник

Конспект родительского собрания во второй младшей группе №2.

«Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет»

Цель: формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни

Задачи:

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет.

3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

Форма проведения: организационное собрание, дискуссия.

План родительского собрания:

  1. Вступительная часть собрания;

  2. Выступление воспитателя по теме собрания;

  3. Обмен опытом между родителями,;

  4. Выступление родительского комитета;

  5. Ответы на вопросы родителей;

  6. Заключительное слово.

Ход собрания

  1. Подготовительный этап

  • Подготовить материал по теме собрания, разработка сценария;

  • Оформление текстовый и наглядных материалов;

  • Пригласить родителей на собрание, оформление объявление;

  • Подготовить группу к приему родителей.

  1. Вступительная часть собрания

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить развитие познавательной деятельности детей 3 – 4 лет. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями, возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др.,)  способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности с взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Читайте также:  Шкала развития ребенка с рождения

Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. 

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется. 

До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не овладевает он и теми способами, приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Утренник 8 марта в детском саду. Впереди у нас утренник, посвящённый 8 марта. Вам необходимо понимать, что присутствие Ваше непосредственно при выступлении детей сейчас невозможно, поскольку дети очень маленькие, и видя вас будут испытывать желание поскорее воссоединиться, могут стать капризными. Тем самым, поставить под вопрос целесообразность такого утренника. Что же вы можете сделать для ребенка в столь ответственный день:

  1. Подготовить праздничный наряд;

  2. Зарядить положительными эмоциями ребенка;

  3. Приготовить и оставить в шкафу все что может понадобиться в процессе приготовления ребенка (расческа, запасные резинки, чешки, костюм);

Желаем вам удачи!

Выступление родительского комитета

Вопросы родителей.

Заключительное слово

Большое спасибо за внимание и ваше активное участие в сегодняшнем разговоре. До свидания.

Удачи вам!

Источник