Родительское собрание духовное развитие ребенка

Родительское собрание духовное развитие ребенка thumbnail

Конспект родительского собрания

по тема: «Книга в семье и духовное развитие ребенка».

МКОУ Думчевская СОШ

Учитель: Назарова О.А.

Классы: 1,3.

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;

  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;

  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Предварительная подготовка:

Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (Приложение 1)

Родителям, также предлагается заполнить анкету. (Приложение 2)

Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.

Ход собрания

1.Дорогие родители! Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенка уважали и ценили другие.

Но как этого добиться. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная изжила себя . На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

В портфель достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения.

От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя, в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Проблемой детского чтения занимаются ученые во многих странах мира.

Вот данные социологического опроса «Ценность книги и чтения в представлении нынешних детей» в нашей стране:  

   – Читать – это классно!

   – Только и слышу: читай, читай. Надоело!

   – Читай – и ты полетишь!

   – Читать – это скучно, нудно, муторно.

   – Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других.

Как видно из реплик школьников, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Тревожит, что таких детей с каждым годом становится все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.

На данный момент это большая проблема. Я хочу обратить ваше внимание на важность решения этой проблемы. Ваши дети, первоклассники делают первые шаги в мир чтения. Радуйтесь каждому прочитанному ими слову, как победе. Не привлекайте их внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.Одним из главных факторов, стимулирующих чтение, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети   видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но   это   убеждение   неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый – часть ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае – не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у Вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие. Если даже он что-то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство он, непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!) Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.А вот метод, который предлагает известный педагог Ш.Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон. А вот еще один ход, побуждающий ребенка взять в руки книгу: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)»Почти в каждом современном доме имеется домашняя библиотека. Хорошо, если у вашего ребенка будет собственная полка, где будет он хозяином в своем «книжном царстве» Там не должно быть многотомных собраний сочинений, предпочтительнее отдельные иллюстрированные издания, сборники. Приучайте детей аккуратно пользоваться книгами, чистыми руками, не перегибать книги и листы в них, пользоваться закладкой. Приучайте детей прочитанные книги класть на место.Поощряйте   ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку.   Консультируйтесь   с библиотекарем в выборе книг ребенку. Учите его пользоваться фондами библиотеки и справочным аппаратом.   Библиотекарь     окажет индивидуальную   помощь   каждому   ребенку в выборе книг в зависимости от его потребностей и возраста. На   протяжении   уже   многих десятилетий библиотека – лучший стимулятор самообразования и воспитатель.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад ласточка звездный городок

2.Знакомство с проблемой “ Как приобщить ребенка к чтению ”.

В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров: (Слайд №2 )

– Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

– Скорость чтения (к концу 3 класса ребёнок должен читать не менее 65(1 полугодие) слов в минуту).В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 0 человек, в норму укладываются 2 человек, ниже нормы – 1 человек.. – Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании. (Слайд №3)

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

Читайте также:  Игрушка и ее значение для развития ребенка раннего и дошкольного возраста

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

3. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования. (Слайды №4 -13)

4. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Алгоритм семейного чтения. (Приложение №3) (Слайд №14)

5. Подведение итогов родительского собрания. (Слайд №15)

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.

Возможное решение родительского собрания:

Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.

Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.

В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.

Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать литературу для домашнего чтения.

Источник

Елена Рогозина
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»

Цель:

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Задачи:

• Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.

• Довести до понимания родителей ценности передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

• Укреплять и поддерживать связь с семьей, установливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики.

• Сохранение духовно-нравственных семейных ценностей;

• Довести до сознания родителей о необходимости нравственного воспитания;

• Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания своих детей;

• Пробудить у родителей интерес к процессу образования в детском саду

• Совершенствовать взаимоотношения с родителями, расширять сферу совместной деятельности.

Повестка дня:

1. Знакомство с Бессоновой С. В. (подменный воспитатель)

2.Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»;

3. Выступление Гостюхиной Т. В о правилах посещения детского сада;

4. Требования по пожарной безопасности; (раздать листовки + фото на сайт).

5. Разное (поблагодарить родителей в помощи ремонта, раздать на выбор дид. игры, заполнить заявление от родителей о возможности забирать другими лицами.

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.

Прежде всего я хотела бы вам раздать семечко. Подержите его у себя до конца нашего собрания.

Притча:

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой,повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию,то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».

Перемены, происходящие в России в последние время, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. В связи со вступлением в силу ФГОС актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности детей. Именно они оказываются в наиболее затруднительном положении, так как их мир восприятия осуществляется в тех ситуациях, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены.

Читайте также:  Влияние наследственности на развитие и поведение ребенка

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Сегодня мы с вами и поговорим на тему: «Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье».

Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы: Как вы понимаете нравственное воспитание? Что такое духовное воспитание? И почему они объединены через дефис?

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в

семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании

основную, долговременную и важнейшую роль.

«Духовность – свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая нас.

Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли.

Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.

При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными.

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Подведение итогов.

В начале собрания, я вам раздала семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения, прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто – то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.

Желаю вам удачи в воспитании детей Любовью.

Выступление сотрудника Пожарной части.

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»

Раздача семечек.

Родительское собрание духовное развитие ребенкаРодительское собрание духовное развитие ребенка

Фото «Мы вместе»

Родительское собрание духовное развитие ребенка

Источник