Родительское отношение к ребенку понятие типы влияние на развитие ребенка

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

  1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Читайте также:  Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – нетревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

  • Причины роста разводов
  • Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
  • Теории выбора брачного партнера
  • Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
  • Удовлетворенность браком
  • Роли в семье
  • Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
  • Структура семьи
  • Типы ревности
  • Семейные правила

Источник

Îñíîâíûå êëàññèôèêàöèè òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó. Õàðàêòåð âçàèìîîòíîøåíèé äåòåé ñ ðîäèòåëÿìè â ñåìüå. Ñòèëè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Ïîçèòèâíàÿ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ. Îñîáåííîñòè îáùåíèÿ, ñïîñîáû è ôîðìû ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ñåìåéíûå öåííîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îäíèì èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ, ôîðìèðóþùèõ ãàðìîíè÷åñêè ðàçâèòóþ ëè÷íîñòü ðåáåíêà, ÿâëÿþòñÿ âîñïèòàòåëüíûå ïîçèöèè ðîäèòåëåé, îïðåäåëÿþùèå îáùèé ñòèëü âîñïèòàíèÿ.

Читайте также:  Развитие познавательных способностей ребенка в игровой деятельности

Âîñïèòàíèå â øèðîêîì ñìûñëå ýòîãî ñëîâà – ýòî íå òîëüêî óìûøëåííîå âîçäåéñòâèå íà ðåáåíêà â ìîìåíòû, êîãäà ðîäèòåëè åãî ïîó÷àþò, äåëàþò çàìå÷àíèÿ, ïîîùðÿþò, áðàíÿò èëè íàêàçûâàþò. ×àñòî çíà÷èòåëüíî áîëüøå äåéñòâóåò íà ðåáåíêà ïðèìåð ðîäèòåëåé, õîòÿ òå ñâîå âëèÿíèå ìîãóò è íå îñîçíàâàòü.

Âîñïèòàòåëüíîå âîçäåéñòâèå ñåìüè çàêëþ÷àåòñÿ íå òîëüêî â ðÿäå öåëåíàïðàâëåííûõ âîñïèòàòåëüíûõ ìîìåíòîâ, îíî ñîñòîèò â ÷åì-òî áîëåå ñóùåñòâåííîì.  ïàìÿòè ðåáåíêà, êîãäà îí ïîâçðîñëååò, îñòàíåòñÿ êàêàÿ-òî îñîáàÿ àòìîñôåðà ðîäíîãî äîìà, ñâÿçàííàÿ ñî ìíîãèìè åæåäíåâíûìè íåçíà÷èòåëüíûìè ñîáûòèÿìè, èëè ñòðàõ, êîòîðûé îí ïåðåæèâàë â ñâÿçè ñî ìíîãèìè, íåïîíÿòíûìè äëÿ íåãî ñèòóàöèÿìè. Èìåííî òàêàÿ ñïîêîéíàÿ è ðàäîñòíàÿ èëè íàïðÿæåííàÿ, ïîëíàÿ îïàñåíèÿ è ñòðàõà àòìîñôåðà áîëüøå âñåãî äåéñòâóåò íà ðåáåíêà, íà åãî ðîñò è ñòàíîâëåíèå, íàêëàäûâàåò ãëóáîêèé îòïå÷àòîê íà âñå åãî ïîñëåäóþùåå ðàçâèòèå.

Ñîâðåìåííûå ðîäèòåëè äîëæíû îáëàäàòü âàæíåéøåé ñïîñîáíîñòüþ ê ðåôëåêñèè íà èíäèâèäóàëüíûå è âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà, ãîòîâíîñòüþ ê ñîçíàòåëüíîìó ïîèñêó íàèáîëåå ýôôåêòèâíîãî ñòèëÿ åãî èíäèâèäóàëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Èìåííî â íàøå âðåìÿ òàê ìíîãî âîçìîæíîñòåé îáó÷àòüñÿ è ïðîäâèíóòüñÿ â âûðàáîòêå ñîáñòâåííîãî íåïîâòîðèìîãî ñòèëÿ, êóëüòóðû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.

Öåëü ðàáîòû – èçó÷èòü ïîíÿòèÿ è òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ.

Çàäà÷è ðàáîòû:

1. Îïðåäåëåíèå ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó.

2. Èçó÷åíèå êëàññèôèêàöèé òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ.

Ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå – ýòî «ñèñòåìà, èëè ñîâîêóïíîñòü, ðîäèòåëüñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó, âîñïðèÿòèå ðåáåíêà ðîäèòåëåì è ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ ñ íèì» [9, ñ. 704].

Îòíîøåíèå â ïñèõîëîãèè – ýòî ñóáúåêòèâíàÿ ñòîðîíà îòðàæåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè, ðåçóëüòàò âçàèìîäåéñòâèÿ ÷åëîâåêà ñî ñðåäîé.  ñîöèàëüíûõ îáùíîñòÿõ, â òîì ÷èñëå è â ñåìüå, ó ñîñòàâëÿþùèõ èõ ëþäåé ïðåäñòàâëåíû íå îòíîøåíèÿ, à âçàèìîîòíîøåíèÿ.

Âçàèìîîòíîøåíèå – ýòî âçàèìíàÿ ïîçèöèÿ îäíîé ëè÷íîñòè ê äðóãîé, ïðè ýòîì îòíîøåíèÿ è âçàèìîîòíîøåíèÿ – ýòî ñòîðîíû îáùåíèÿ. È åñëè â îòíîøåíèè ìîæåò íå áûòü îáðàòíîãî ñèãíàëà, òî ïðè âçàèìîîòíîøåíèè ïîñòîÿííî áóäåò îñóùåñòâëÿòüñÿ îáðàòíàÿ ñâÿçü.

Ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé öåííîñòüþ â æèçíè ìíîãèõ ëþäåé, æèâóùèõ â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå. Êàæäûé ÷åëîâåê, ïîìèìî ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà, ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè, èìóùåñòâåííîãî è ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ, ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ è äî êîíöà æèçíè îáëàäàåò òàêîé õàðàêòåðèñòèêîé, êàê ñåìåéíî-áðà÷íîå ñîñòîÿíèå.

Ñåìüÿ – ýòî ñîöèàëüíàÿ ãðóïïà, â êîòîðîé åñòü ñóáúåêò (ðîäèòåëü), ñ îïðåäåëåííûìè õàðàêòåðèñòèêàìè è îáúåêò âëèÿíèÿ (ðåáåíîê). Ìåæäó ðîäèòåëåì è ðåáåíêîì ñêëàäûâàþòñÿ âçàèìîîòíîøåíèÿ, âçàèìîâëèÿíèÿ, âçàèìîäåéñòâèÿ. Ðåáåíîê ñ÷èòàåò ñåìüþ ñðåäîé, â êîòîðîé ôîðìèðóþòñÿ óñëîâèÿ åãî ôèçè÷åñêîãî, ïñèõè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ðîäèòåëè ÿâëÿþòñÿ ïåðâîé ñîöèàëüíîé ñðåäîé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Îíè îáåñïå÷èâàþò óäîâëåòâîðåíèå ïî÷òè âñåõ åãî ïîòðåáíîñòåé, â òîì ÷èñëå â ëþáâè è ïðèâÿçàííîñòè, â áåçîïàñíîñòè è çàùèòå. Ñòèëü ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ íåêîé ðåàëèçàöèåé ëè÷íîñòè, ñâîåîáðàçíîé õàðàêòåðèñòèêîé ëè÷íîñòè ðîäèòåëÿ.

Ïîíÿòèéíûé àïïàðàò äåòñêî-ðîäèòåëüñêèõ îòíîøåíèé äîñòàòî÷íî øèðîê è ìíîãîçíà÷åí [9, ñ. 705]: ðîäèòåëüñêèå óñòàíîâêè è ñîîòâåòñòâóþùèå èì òèïû ïîâåäåíèÿ; ðîäèòåëüñêèå ïîçèöèè; òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ; òèïû îòíîøåíèé «ìàòü – ðåáåíîê»; òèïû ïîçèòèâíîãî è ëîæíîãî ðîäèòåëüñêîãî àâòîðèòåòà; òèïû (ñòèëè) âîñïèòàíèÿ äåòåé; ÷åðòû ïàòîãåííûõ òèïîâ âîñïèòàíèÿ; ïàðàìåòðû âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà; ñåìåéíûå ðîëè ðåáåíêà; ñòèëè îáùåíèÿ, ïðåäëàãàåìûå âçðîñëûìè â ñåìüå è øêîëå.

Ïîíÿòèå «ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå» èìååò â îñíîâå ñâîåé îáùèé õàðàêòåð è óêàçûâàåò íà âçàèìíóþ ñâÿçü è çàâèñèìîñòü ìåæäó ðîäèòåëåì è ðåáåíêîì. Ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñóáúåêòèâíî-îöåíî÷íîå, ñîçíàòåëüíî-èçáèðàòåëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ðåáåíêå, îïðåäåëÿþùåå ÷åðòû ðîäèòåëüñêîãî âîñïðèÿòèÿ, ñïîñîá îáùåíèÿ ñ ðåáåíêîì, õàðàêòåð ïðèåìîâ âîçäåéñòâèÿ íà íåãî. Îáû÷íî èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò â ñòðóêòóðå ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ýìîöèîíàëüíûé, êîãíèòèâíûé è ïîâåäåí÷åñêèé êîìïîíåíòû.

Ïîíÿòèÿ ðîäèòåëüñêàÿ ïîçèöèÿ è ðîäèòåëüñêàÿ óñòàíîâêà èñïîëüçóþòñÿ êàê ñèíîíèìû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ, íî îòëè÷àþòñÿ ñòåïåíüþ îñîçíàííîñòè. Ðîäèòåëüñêàÿ ïîçèöèÿ â îñíîâíîì ñâÿçàíà ñ ñîçíàòåëüíî ïðèíÿòûìè, âûðàáîòàííûìè âçãëÿäàìè, íàìåðåíèÿìè; óñòàíîâêà – ìåíåå îäíîçíà÷íà.

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå îñíîâíûå òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó:

Àâòîêðàòè÷åñêèé – êîãäà âñå ðåøåíèÿ, êàñàþùèåñÿ äåòåé, ïðèíèìàþò èñêëþ÷èòåëüíî ðîäèòåëè.

Àâòîðèòåòíûé, íî äåìîêðàòè÷åñêèé – ðåøåíèÿ ïðèíèìàþòñÿ ðîäèòåëÿìè ñîâìåñòíî ñ äåòüìè.

Ëèáåðàëüíûé – êîãäà ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ ïîñëåäíåå ñëîâî îñòàåòñÿ çà ðåáåíêîì.

Õàîòè÷åñêèé – óïðàâëåíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ íåïîñëåäîâàòåëüíî: èíîãäà àâòîðèòàðíî, èíîãäà äåìîêðàòè÷åñêè, èíîãäà ëèáåðàëüíî.

Îñíîâîé ñåìåéíîãî ìèêðîêëèìàòà, ïî ìíåíèþ èññëåäîâàòåëÿ âîïðîñîâ âîñïèòàíèÿ À. Ñ. Ìàêàðåíêî [4], ÿâëÿþòñÿ ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ, êîòîðûå è îïðåäåëÿþò åãî êëèìàò. Èìåííî ïî îòíîøåíèþ ðîäèòåëåé ê ñâîåìó ðåáåíêó ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, êàêèì îí ñòàíåò â áóäóùåì. Ïî ìíåíèþ À. ß. Âàðãà «ðîäèòåëüñêèå îòíîøåíèÿ» – ýòî ñèñòåìà ðàçíîîáðàçíûõ ÷óâñòâ ê ðåáåíêó, ïîâåäåí÷åñêèõ ñòåðåîòèïîâ, ïðàêòèêóåìûõ â îáùåíèè ñ íèì, îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ è ïîíèìàíèå õàðàêòåðà è ëè÷íîñòè ðåáåíêà, åãî ïîñòóïêîâ [1, ñ. 22].

Ïðîáëåìîé âëèÿíèÿ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó çàíèìàëèñü òàêèå èññëåäîâàòåëè êàê À. Â. Ïåòðîâñêèé, À. È. Çàõàðîâ è äð. Ñ. Ñîëîâåé÷èê ñ÷èòàåò, ÷òî îòíîøåíèÿ ðîäèòåëåé ê ðåáåíêó îòëè÷àþòñÿ âûñîêîé ïñèõîëîãè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòüþ è ìíîãîîáðàçíû â ñâîèõ ïðîÿâëåíèÿõ. Íàèáîëåå ÷àñòûìè òàêèìè îòíîøåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ: âíèìàòåëüíîå, áîÿçëèâîå, òùåñëàâíîå, ñåðäèòîå, ðàçäðàæèòåëüíîå, ïðèñïîñîáëÿþùååñÿ, îáùèòåëüíîå, ñåíñàöèîííîå, íàñòîé÷èâîå, ïîñòîÿííîå, óâåðåííîå, îáíàäåæèâàþùåå.

Ï. Ô. Ëåñãàôò âûäåëèë 6 ïîçèöèé ðîäèòåëåé ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì:

1. Ðîäèòåëè íå îáðàùàþò âíèìàíèÿ íà äåòåé, óíèæàþò, èãíîðèðóþò èõ.  òàêèõ ñåìüÿõ äåòè ÷àñòî âûðàñòàþò ëèöåìåðíûìè, ëæèâûìè, ó íèõ ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ íåâûñîêèé èíòåëëåêò èëè çàäåðæêà óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.

2. Ðîäèòåëè ïîñòîÿííî âîñõèùàþòñÿ ñâîèìè äåòüìè, ñ÷èòàþò èõ îáðàçöîì ñîâåðøåíñòâà. Äåòè ÷àùå âñåãî âûðàñòàþò ýãîèñòè÷íûìè, ïîâåðõíîñòíûìè, ñàìîóâåðåííûìè.

3. Ãàðìîíè÷íûå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ëþáâè è óâàæåíèè. Äåòè îòëè÷àþòñÿ äîáðîñåðäå÷èåì è ãëóáèíîé ìûøëåíèÿ, ñòðåìëåíèåì ê çíàíèÿì.

4. Ðîäèòåëè ïîñòîÿííî íåäîâîëüíû ðåáåíêîì, êðèòèêóþò è ïîðèöàþò åãî. Ðåáåíîê ðàñòåò ðàçäðàæèòåëüíûì, ýìîöèîíàëüíî íåóñòîé÷èâûì.

Читайте также:  Роль доу в развитии ребенка

5. Ðîäèòåëè ÷ðåçìåðíî áàëóþò ðåáåíêà. Äåòè ðàñòóò ëåíèâûìè, ñîöèàëüíî íåçðåëûìè.

6. Ðîäèòåëè, íà ïîçèöèþ êîòîðûõ îêàçûâàþò âëèÿíèå ôèíàíñîâûå òðóäíîñòè. Èõ äåòè ðàñòóò ñ ïåññèìèñòè÷åñêèì îòíîøåíèåì ê ìèðó. Åñëè íå âëèÿþò, äåòè ñïîêîéíû è èñêðåííè.

Èçó÷èâ âûäåëåííûå Ì. Ã. ßðîøåâñêèì, À. Â. Ïåòðîâñêèì è äð. òèïû ñåìåéíûõ îòíîøåíèé, ìîæíî îáîçíà÷èòü ñëåäóþùèå òèïû [5, ñ. 314]:

Äèêòàò – ñèñòåìàòè÷åñêîå ïîäàâëåíèå èíèöèàòèâû äðóãîãî.

Îïåêà – îòíîøåíèÿ, ïðè êîòîðûõ ðîäèòåëè îáåñïå÷èâàþò ñâîèì òðóäîì óäîâëåòâîðåíèå âñåõ ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà.

Íåâìåøàòåëüñòâî – ïðåäïîëàãàåò ñîñóùåñòâîâàíèå äâóõ ìèðîâ: «âçðîñëûå» è «äåòè».

Ñîòðóäíè÷åñòâî – ïðåäïîëàãàåò îïîñðåäîâàííîñòü ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé.

Ïàðèòåò – ðîâíûå, ñîþçíè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, îñíîâàííûå íà âçàèìíîé âûãîäå âñåõ ÷ëåíîâ ñîþçà.

 ëèòåðàòóðå ïî ñåìåéíîé ïñèõîëîãèè îïèñàíû ðàçëè÷íûå âàðèàíòû ðîäèòåëüñêèõ ïîçèöèé, óñòàíîâîê, ðîäèòåëüñêîãî (÷àùå ìàòåðèíñêîãî) îòíîøåíèÿ. Ñðåäè íèõ ìû âûäåëèì ñëåäóþùèå:

Ñèìáèîç (÷ðåçìåðíàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ áëèçîñòü), àâòîðèòàðíîñòü, ýìîöèîíàëüíîå îòâåðæåíèå («ìàëåíüêèé íåóäà÷íèê») [1, ñ. 56].

Ïîääåðæêà, ðàçðåøåíèå; ïðèñïîñîáëåíèå ê ïîòðåáíîñòÿì ðåáåíêà; ôîðìàëüíîå ÷óâñòâî äîëãà ïðè îòñóòñòâèè ïîäëèííîãî èíòåðåñà ê ðåáåíêó; íåïîñëåäîâàòåëüíîå ïîâåäåíèå [2, ñ. 97].

Ñîòðóäíè÷åñòâî, èçîëÿöèÿ, ñîïåðíè÷åñòâî, ïñåâäîñîòðóäíè÷åñòâî.

Àâòîðèòåò ëþáâè, äîáðîòû, óâàæåíèÿ. Àâòîðèòåò ïîäàâëåíèÿ, ðàññòîÿíèÿ, ïåäàíòèçìà, ðåçîíåðñòâà, ïîäêóïà [4].

Ïîçèöèè-øàáëîíû, êàëå÷àùèå ñåìåéíûå, â òîì ÷èñëå è äåòñêî-ðîäèòåëüñêèå îòíîøåíèÿ: çàèñêèâàþùèé «ìèðîòâîðåö»; «îáâèíèòåëü»; ðàñ÷åòëèâûé «êîìïüþòåð»; ñáèòûé ñ òîëêó, «îòâëåêàþùèéñÿ».

Ïîçèòèâíàÿ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ – ãèáêàÿ, èëè óðàâíîâåøåííàÿ, ãäå ðàçëè÷íûå ïðèåìû èñïîëüçóþòñÿ íå àâòîìàòè÷åñêè, à ñîçíàòåëüíî, ñ ó÷åòîì ïîñëåäñòâèé ñâîèõ äåéñòâèé [7, ñ. 120].

Ë. Ã. Ñàãîòîâñêàÿ âûäåëÿåò øåñòü òèïîâ îòíîøåíèé ðîäèòåëåé ê äåòÿì:

1. Ïðèñòðàñòíîå îòíîøåíèå ê äåòÿì, óâåðåííîñòü, ÷òî äåòè – ãëàâíîå â æèçíè.

2. Ýãîèñòè÷åñêîå îòíîøåíèå, êîãäà ðîäèòåëè ñ÷èòàþò ðåáåíêà îñíîâíîé ðàáî÷åé ñèëîé ñåìüè.

3. Îòíîøåíèå ê ðåáåíêó êàê ê ïîìåõå â êàðüåðå è ëè÷íûõ äåëàõ.

4. Áåçðàçëè÷íîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó, ê åãî çàïðîñàì, èíòåðåñàì.

5. Îòíîøåíèå ê ðåáåíêó êàê îáúåêòó âîñïèòàíèÿ áåç ó÷åòà îñîáåííîñòåé åãî ëè÷íîñòè.

6. Óâàæåíèå ê ðåáåíêó â ñî÷åòàíèè ñ âîçëîæåíèåì íà íåãî îïðåäåëåííûõ îáÿçàííîñòåé.

Â. Â. Þñòèöêèñ è Ý. Ã. Ýéäåìèëëåð âûäåëÿþò äðóãèå òèïû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ [10, ñ. 409].

Ïîòâîðñòâóþùàÿ ãèïåðïðîòåêöèÿ — ðåáåíîê â öåíòðå âíèìàíèÿ ñåìüè, è ñåìüÿ ñòðåìèòñÿ ê ìàêñèìàëüíîìó óäîâëåòâîðåíèþ åãî ïîòðåáíîñòåé

Äîìèíèðóþùàÿ ãèïåðïðîòåêöèÿ — ðåáåíîê â öåíòðå âíèìàíèÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûå ìåøàþò åãî ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, ñòàâÿ ìíîãî÷èñëåííûå îãðàíè÷åíèÿ è çàïðåòû.

Æåñòîêîå îáðàùåíèå ñêëàäûâàåòñÿ èç áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òðåáîâàíèé è çàïðåòîâ, ïðåäúÿâëÿåìûõ ðåáåíêó, è ïðèìåíåíèÿ æåñòîêèõ ñàíêöèé çà èõ íåâûïîëíåíèå.

Ýìîöèîíàëüíîå îòâåðæåíèå — â êðàéíåì âàðèàíòå ýòî âîñïèòàíèå ïî òèïó «Çîëóøêè».

Ïîâûøåííàÿ ìîðàëüíàÿ îòâåòñòâåííîñòü îáðàçóåòñÿ ñî÷åòàíèåì èõ ìîðàëüíûõ òðåáîâàíèé ê ðåáåíêó ñ ïîíèæåííûì âíèìàíèåì ê íåìó ðîäèòåëåé.

Áåçíàäçîðíîñòü — ðåáåíîê ïðåäîñòàâëåí ñàìîìó ñåáå, ðîäèòåëè íå èíòåðåñóþòñÿ èì è íå êîíòðîëèðóþò åãî.

Èòàê, ìû ðàññìîòðåëè îñíîâíûå êëàññèôèêàöèè òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó.

 äàííîé ðàáîòå áûëè èçó÷åíû ïîíÿòèÿ è òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ.

Ïîä ðîäèòåëüñêèì îòíîøåíèåì ïðèíÿòî ïîíèìàòü ñèñòåìó, èëè ñîâîêóïíîñòü, ðîäèòåëüñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó, âîñïðèÿòèå ðåáåíêà ðîäèòåëåì è ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ ñ íèì.

Ïîíÿòèå ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå èìååò íàèáîëåå îáùèé õàðàêòåð è óêàçûâàåò íà âçàèìíóþ ñâÿçü è âçàèìîçàâèñèìîñòü ðîäèòåëÿ è ðåáåíêà.

Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå êëàññèôèêàöèè òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ. Ìû ðàññìîòðåëè ïîäõîäû òàêèõ ó÷åíûõ êàê À. Ñ. Ìàêàðåíêî, À. ß. Âàðãà, Â. Í. Äðóæèíèí, Ï. Ô. Ëåñãàôò, À. Â. Ïåòðîâñêèé, Ì. Ã. ßðîøåâñêèé, Ë. Ã. Ñàãîòîâñêàÿ, Â. Ñàòèð, Ñ. Ñîëîâåé÷èê, Ý. Ã. Ýéäåìèëëåð, Â. Þñòèöêèñ.

Ðîäèòåëè, îñîçíàâàÿ ñâîå îòíîøåíèå ê äåòÿì, äîëæíû ïîíèìàòü, ÷òî îíè èãðàþò èñêëþ÷èòåëüíóþ ðîëü â æèçíè ðåáåíêà, è íà íèõ ëîæèòñÿ îñíîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü çà åãî ðàçâèòèå.  áîëüøîé ìåðå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îïðåäåëÿåò ïåðâûé è âàæíåéøèé ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò – ñåìüÿ. Âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñêëàäûâàåòñÿ ÷åðåç ñèñòåìó îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ áëèçêèìè, îñîáåííîñòè îáùåíèÿ, ñïîñîáû è ôîðìû ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ñåìåéíûå öåííîñòè è îðèåíòèðû. Ïðàâèëüíîå âîñïèòàíèå äåòåé â ñåìüå ïîëíîñòüþ çàâèñèò îò ðîäèòåëåé. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò è åäèíñòâî òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ âçðîñëûìè ê ðåáåíêó. Íà õàðàêòåð âçàèìîîòíîøåíèé äåòåé ñ ðîäèòåëÿìè â ñåìüå îêàçûâàåò ñòèëü âîñïèòàíèÿ è ñåìåéíûå òðàäèöèè.

ñåìåéíûé ñòèëü ðîäèòåëüñêèé ðåáåíîê

1. Âàðãà, À. ß. Î äâóõ ïîäõîäàõ ê èçó÷åíèþ ðîäèòåëüñêîãî ïîâåäåíèÿ / À. ß. Âàðãà // Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå ïðîáëåìû äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ øêîëüíèêîâ. – Ì. : Ïðîñâåùåíèå, 1985. – 180 ñ.

2. Äðóæèíèí, Â. Í. Ïñèõîëîãèÿ ñåìüè / Â. Í. Äðóæèíèí. – ÑÏá. : Ïèòåð, 2005. – 176 ñ.

3. Ëåñãàôò, Ï. Ô. Ñåìåéíîå âîñïèòàíèå ðåá¸íêà è åãî çíà÷åíèå / Ï. Ô. Ëåñãàôò; ïîñëåñë. Å. Ñ. Áóõà. – Ì. : Ïåäàãîãèêà, 1991. – 174 ñ.

4. Ïåòðîâñêèé, À. Â. Ïñèõîëîãèÿ / À. Â. Ïåòðîâñêèé, Ì. Ã. ßðîøåâñêèé. Ì. : Àêàäåìèÿ, 2002. — 512 ñ.

5. Ñàãîòîâñêàÿ, Ë. Ã. Âîñïèòàíèå ëè÷íîñòè â óñëîâèÿõ ñåìåéíîãî êîëëåêòèâà Ë. Ã. Ñàãàòîâñêàÿ. — Òîìñê, 1971. — 208 ñ.

6. Ñàòèð, Â. Êàê ñòðîèòü ñåáÿ è ñâîþ ñåìüþ / Â. Ñàòèð. — Ì. : Ïåäàãîãèêà-ïðåññ, 1992. — 190 ñ.

7. Ñîëîâåé÷èê, Ñ. Ïåäàãîãèêà äëÿ âñåõ / Ñ. Ñîëîâåé÷èê. – Ì. : Ïåðâîå ñåíòÿáðÿ, 2000. – 496 ñ.

8. Ôîìèíà, Ë. Ê. Ïîíÿòèå è òèïû äåòñêî-ðîäèòåëüñêèõ îòíîøåíèé / Ë. Ê. Ôîìèíà // Ìîëîäîé ó÷åíûé. — 2014. — ¹2. — Ñ. 704-707.

9. Ýéäåìèëëåð, Ý. Ã. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîòåðàïèÿ ñåìüè / Ý. Ã. Ýéäåìèëëåð, Â. Þñòèöêèñ. – 3-å èçä. – ÑÏá. : Ïèòåð, 2002. – 656 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ur

Источник