Родительское отношение к ребенку понятие типы влияние на развитие ребенка
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).
Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).
Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
- религиозность;
- национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.
Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).
Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.
- Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
- Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
- Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
- Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.
Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.
Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».
Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».
Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».
Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»
Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.
Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).
Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).
- Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
- Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
- Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
- Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).
Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).
- Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
- Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
- Последовательность – непоследовательность.
- Аффективная устойчивость – неустойчивость.
- Тревожность – нетревожность.
Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.
Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):
- уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
- полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
- степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
- степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
- строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
- устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.
При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.
Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.
«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:
- Причины роста разводов
- Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
- Теории выбора брачного партнера
- Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
- Удовлетворенность браком
- Роли в семье
- Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
- Структура семьи
- Типы ревности
- Семейные правила
Источник
Îñíîâíûå êëàññèôèêàöèè òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó. Õàðàêòåð âçàèìîîòíîøåíèé äåòåé ñ ðîäèòåëÿìè â ñåìüå. Ñòèëè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Ïîçèòèâíàÿ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ. Îñîáåííîñòè îáùåíèÿ, ñïîñîáû è ôîðìû ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ñåìåéíûå öåííîñòè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îäíèì èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ, ôîðìèðóþùèõ ãàðìîíè÷åñêè ðàçâèòóþ ëè÷íîñòü ðåáåíêà, ÿâëÿþòñÿ âîñïèòàòåëüíûå ïîçèöèè ðîäèòåëåé, îïðåäåëÿþùèå îáùèé ñòèëü âîñïèòàíèÿ.
Âîñïèòàíèå â øèðîêîì ñìûñëå ýòîãî ñëîâà – ýòî íå òîëüêî óìûøëåííîå âîçäåéñòâèå íà ðåáåíêà â ìîìåíòû, êîãäà ðîäèòåëè åãî ïîó÷àþò, äåëàþò çàìå÷àíèÿ, ïîîùðÿþò, áðàíÿò èëè íàêàçûâàþò. ×àñòî çíà÷èòåëüíî áîëüøå äåéñòâóåò íà ðåáåíêà ïðèìåð ðîäèòåëåé, õîòÿ òå ñâîå âëèÿíèå ìîãóò è íå îñîçíàâàòü.
Âîñïèòàòåëüíîå âîçäåéñòâèå ñåìüè çàêëþ÷àåòñÿ íå òîëüêî â ðÿäå öåëåíàïðàâëåííûõ âîñïèòàòåëüíûõ ìîìåíòîâ, îíî ñîñòîèò â ÷åì-òî áîëåå ñóùåñòâåííîì.  ïàìÿòè ðåáåíêà, êîãäà îí ïîâçðîñëååò, îñòàíåòñÿ êàêàÿ-òî îñîáàÿ àòìîñôåðà ðîäíîãî äîìà, ñâÿçàííàÿ ñî ìíîãèìè åæåäíåâíûìè íåçíà÷èòåëüíûìè ñîáûòèÿìè, èëè ñòðàõ, êîòîðûé îí ïåðåæèâàë â ñâÿçè ñî ìíîãèìè, íåïîíÿòíûìè äëÿ íåãî ñèòóàöèÿìè. Èìåííî òàêàÿ ñïîêîéíàÿ è ðàäîñòíàÿ èëè íàïðÿæåííàÿ, ïîëíàÿ îïàñåíèÿ è ñòðàõà àòìîñôåðà áîëüøå âñåãî äåéñòâóåò íà ðåáåíêà, íà åãî ðîñò è ñòàíîâëåíèå, íàêëàäûâàåò ãëóáîêèé îòïå÷àòîê íà âñå åãî ïîñëåäóþùåå ðàçâèòèå.
Ñîâðåìåííûå ðîäèòåëè äîëæíû îáëàäàòü âàæíåéøåé ñïîñîáíîñòüþ ê ðåôëåêñèè íà èíäèâèäóàëüíûå è âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà, ãîòîâíîñòüþ ê ñîçíàòåëüíîìó ïîèñêó íàèáîëåå ýôôåêòèâíîãî ñòèëÿ åãî èíäèâèäóàëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Èìåííî â íàøå âðåìÿ òàê ìíîãî âîçìîæíîñòåé îáó÷àòüñÿ è ïðîäâèíóòüñÿ â âûðàáîòêå ñîáñòâåííîãî íåïîâòîðèìîãî ñòèëÿ, êóëüòóðû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.
Öåëü ðàáîòû – èçó÷èòü ïîíÿòèÿ è òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ.
Çàäà÷è ðàáîòû:
1. Îïðåäåëåíèå ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó.
2. Èçó÷åíèå êëàññèôèêàöèé òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ.
Ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå – ýòî «ñèñòåìà, èëè ñîâîêóïíîñòü, ðîäèòåëüñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó, âîñïðèÿòèå ðåáåíêà ðîäèòåëåì è ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ ñ íèì» [9, ñ. 704].
Îòíîøåíèå â ïñèõîëîãèè – ýòî ñóáúåêòèâíàÿ ñòîðîíà îòðàæåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè, ðåçóëüòàò âçàèìîäåéñòâèÿ ÷åëîâåêà ñî ñðåäîé.  ñîöèàëüíûõ îáùíîñòÿõ, â òîì ÷èñëå è â ñåìüå, ó ñîñòàâëÿþùèõ èõ ëþäåé ïðåäñòàâëåíû íå îòíîøåíèÿ, à âçàèìîîòíîøåíèÿ.
Âçàèìîîòíîøåíèå – ýòî âçàèìíàÿ ïîçèöèÿ îäíîé ëè÷íîñòè ê äðóãîé, ïðè ýòîì îòíîøåíèÿ è âçàèìîîòíîøåíèÿ – ýòî ñòîðîíû îáùåíèÿ. È åñëè â îòíîøåíèè ìîæåò íå áûòü îáðàòíîãî ñèãíàëà, òî ïðè âçàèìîîòíîøåíèè ïîñòîÿííî áóäåò îñóùåñòâëÿòüñÿ îáðàòíàÿ ñâÿçü.
Ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé öåííîñòüþ â æèçíè ìíîãèõ ëþäåé, æèâóùèõ â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå. Êàæäûé ÷åëîâåê, ïîìèìî ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà, ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè, èìóùåñòâåííîãî è ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ, ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ è äî êîíöà æèçíè îáëàäàåò òàêîé õàðàêòåðèñòèêîé, êàê ñåìåéíî-áðà÷íîå ñîñòîÿíèå.
Ñåìüÿ – ýòî ñîöèàëüíàÿ ãðóïïà, â êîòîðîé åñòü ñóáúåêò (ðîäèòåëü), ñ îïðåäåëåííûìè õàðàêòåðèñòèêàìè è îáúåêò âëèÿíèÿ (ðåáåíîê). Ìåæäó ðîäèòåëåì è ðåáåíêîì ñêëàäûâàþòñÿ âçàèìîîòíîøåíèÿ, âçàèìîâëèÿíèÿ, âçàèìîäåéñòâèÿ. Ðåáåíîê ñ÷èòàåò ñåìüþ ñðåäîé, â êîòîðîé ôîðìèðóþòñÿ óñëîâèÿ åãî ôèçè÷åñêîãî, ïñèõè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ðîäèòåëè ÿâëÿþòñÿ ïåðâîé ñîöèàëüíîé ñðåäîé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Îíè îáåñïå÷èâàþò óäîâëåòâîðåíèå ïî÷òè âñåõ åãî ïîòðåáíîñòåé, â òîì ÷èñëå â ëþáâè è ïðèâÿçàííîñòè, â áåçîïàñíîñòè è çàùèòå. Ñòèëü ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ íåêîé ðåàëèçàöèåé ëè÷íîñòè, ñâîåîáðàçíîé õàðàêòåðèñòèêîé ëè÷íîñòè ðîäèòåëÿ.
Ïîíÿòèéíûé àïïàðàò äåòñêî-ðîäèòåëüñêèõ îòíîøåíèé äîñòàòî÷íî øèðîê è ìíîãîçíà÷åí [9, ñ. 705]: ðîäèòåëüñêèå óñòàíîâêè è ñîîòâåòñòâóþùèå èì òèïû ïîâåäåíèÿ; ðîäèòåëüñêèå ïîçèöèè; òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ; òèïû îòíîøåíèé «ìàòü – ðåáåíîê»; òèïû ïîçèòèâíîãî è ëîæíîãî ðîäèòåëüñêîãî àâòîðèòåòà; òèïû (ñòèëè) âîñïèòàíèÿ äåòåé; ÷åðòû ïàòîãåííûõ òèïîâ âîñïèòàíèÿ; ïàðàìåòðû âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà; ñåìåéíûå ðîëè ðåáåíêà; ñòèëè îáùåíèÿ, ïðåäëàãàåìûå âçðîñëûìè â ñåìüå è øêîëå.
Ïîíÿòèå «ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå» èìååò â îñíîâå ñâîåé îáùèé õàðàêòåð è óêàçûâàåò íà âçàèìíóþ ñâÿçü è çàâèñèìîñòü ìåæäó ðîäèòåëåì è ðåáåíêîì. Ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñóáúåêòèâíî-îöåíî÷íîå, ñîçíàòåëüíî-èçáèðàòåëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ðåáåíêå, îïðåäåëÿþùåå ÷åðòû ðîäèòåëüñêîãî âîñïðèÿòèÿ, ñïîñîá îáùåíèÿ ñ ðåáåíêîì, õàðàêòåð ïðèåìîâ âîçäåéñòâèÿ íà íåãî. Îáû÷íî èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò â ñòðóêòóðå ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ýìîöèîíàëüíûé, êîãíèòèâíûé è ïîâåäåí÷åñêèé êîìïîíåíòû.
Ïîíÿòèÿ ðîäèòåëüñêàÿ ïîçèöèÿ è ðîäèòåëüñêàÿ óñòàíîâêà èñïîëüçóþòñÿ êàê ñèíîíèìû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ, íî îòëè÷àþòñÿ ñòåïåíüþ îñîçíàííîñòè. Ðîäèòåëüñêàÿ ïîçèöèÿ â îñíîâíîì ñâÿçàíà ñ ñîçíàòåëüíî ïðèíÿòûìè, âûðàáîòàííûìè âçãëÿäàìè, íàìåðåíèÿìè; óñòàíîâêà – ìåíåå îäíîçíà÷íà.
Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå îñíîâíûå òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó:
Àâòîêðàòè÷åñêèé – êîãäà âñå ðåøåíèÿ, êàñàþùèåñÿ äåòåé, ïðèíèìàþò èñêëþ÷èòåëüíî ðîäèòåëè.
Àâòîðèòåòíûé, íî äåìîêðàòè÷åñêèé – ðåøåíèÿ ïðèíèìàþòñÿ ðîäèòåëÿìè ñîâìåñòíî ñ äåòüìè.
Ëèáåðàëüíûé – êîãäà ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ ïîñëåäíåå ñëîâî îñòàåòñÿ çà ðåáåíêîì.
Õàîòè÷åñêèé – óïðàâëåíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ íåïîñëåäîâàòåëüíî: èíîãäà àâòîðèòàðíî, èíîãäà äåìîêðàòè÷åñêè, èíîãäà ëèáåðàëüíî.
Îñíîâîé ñåìåéíîãî ìèêðîêëèìàòà, ïî ìíåíèþ èññëåäîâàòåëÿ âîïðîñîâ âîñïèòàíèÿ À. Ñ. Ìàêàðåíêî [4], ÿâëÿþòñÿ ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ, êîòîðûå è îïðåäåëÿþò åãî êëèìàò. Èìåííî ïî îòíîøåíèþ ðîäèòåëåé ê ñâîåìó ðåáåíêó ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, êàêèì îí ñòàíåò â áóäóùåì. Ïî ìíåíèþ À. ß. Âàðãà «ðîäèòåëüñêèå îòíîøåíèÿ» – ýòî ñèñòåìà ðàçíîîáðàçíûõ ÷óâñòâ ê ðåáåíêó, ïîâåäåí÷åñêèõ ñòåðåîòèïîâ, ïðàêòèêóåìûõ â îáùåíèè ñ íèì, îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ è ïîíèìàíèå õàðàêòåðà è ëè÷íîñòè ðåáåíêà, åãî ïîñòóïêîâ [1, ñ. 22].
Ïðîáëåìîé âëèÿíèÿ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó çàíèìàëèñü òàêèå èññëåäîâàòåëè êàê À. Â. Ïåòðîâñêèé, À. È. Çàõàðîâ è äð. Ñ. Ñîëîâåé÷èê ñ÷èòàåò, ÷òî îòíîøåíèÿ ðîäèòåëåé ê ðåáåíêó îòëè÷àþòñÿ âûñîêîé ïñèõîëîãè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòüþ è ìíîãîîáðàçíû â ñâîèõ ïðîÿâëåíèÿõ. Íàèáîëåå ÷àñòûìè òàêèìè îòíîøåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ: âíèìàòåëüíîå, áîÿçëèâîå, òùåñëàâíîå, ñåðäèòîå, ðàçäðàæèòåëüíîå, ïðèñïîñîáëÿþùååñÿ, îáùèòåëüíîå, ñåíñàöèîííîå, íàñòîé÷èâîå, ïîñòîÿííîå, óâåðåííîå, îáíàäåæèâàþùåå.
Ï. Ô. Ëåñãàôò âûäåëèë 6 ïîçèöèé ðîäèòåëåé ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì:
1. Ðîäèòåëè íå îáðàùàþò âíèìàíèÿ íà äåòåé, óíèæàþò, èãíîðèðóþò èõ.  òàêèõ ñåìüÿõ äåòè ÷àñòî âûðàñòàþò ëèöåìåðíûìè, ëæèâûìè, ó íèõ ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ íåâûñîêèé èíòåëëåêò èëè çàäåðæêà óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.
2. Ðîäèòåëè ïîñòîÿííî âîñõèùàþòñÿ ñâîèìè äåòüìè, ñ÷èòàþò èõ îáðàçöîì ñîâåðøåíñòâà. Äåòè ÷àùå âñåãî âûðàñòàþò ýãîèñòè÷íûìè, ïîâåðõíîñòíûìè, ñàìîóâåðåííûìè.
3. Ãàðìîíè÷íûå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ëþáâè è óâàæåíèè. Äåòè îòëè÷àþòñÿ äîáðîñåðäå÷èåì è ãëóáèíîé ìûøëåíèÿ, ñòðåìëåíèåì ê çíàíèÿì.
4. Ðîäèòåëè ïîñòîÿííî íåäîâîëüíû ðåáåíêîì, êðèòèêóþò è ïîðèöàþò åãî. Ðåáåíîê ðàñòåò ðàçäðàæèòåëüíûì, ýìîöèîíàëüíî íåóñòîé÷èâûì.
5. Ðîäèòåëè ÷ðåçìåðíî áàëóþò ðåáåíêà. Äåòè ðàñòóò ëåíèâûìè, ñîöèàëüíî íåçðåëûìè.
6. Ðîäèòåëè, íà ïîçèöèþ êîòîðûõ îêàçûâàþò âëèÿíèå ôèíàíñîâûå òðóäíîñòè. Èõ äåòè ðàñòóò ñ ïåññèìèñòè÷åñêèì îòíîøåíèåì ê ìèðó. Åñëè íå âëèÿþò, äåòè ñïîêîéíû è èñêðåííè.
Èçó÷èâ âûäåëåííûå Ì. Ã. ßðîøåâñêèì, À. Â. Ïåòðîâñêèì è äð. òèïû ñåìåéíûõ îòíîøåíèé, ìîæíî îáîçíà÷èòü ñëåäóþùèå òèïû [5, ñ. 314]:
Äèêòàò – ñèñòåìàòè÷åñêîå ïîäàâëåíèå èíèöèàòèâû äðóãîãî.
Îïåêà – îòíîøåíèÿ, ïðè êîòîðûõ ðîäèòåëè îáåñïå÷èâàþò ñâîèì òðóäîì óäîâëåòâîðåíèå âñåõ ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà.
Íåâìåøàòåëüñòâî – ïðåäïîëàãàåò ñîñóùåñòâîâàíèå äâóõ ìèðîâ: «âçðîñëûå» è «äåòè».
Ñîòðóäíè÷åñòâî – ïðåäïîëàãàåò îïîñðåäîâàííîñòü ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé.
Ïàðèòåò – ðîâíûå, ñîþçíè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, îñíîâàííûå íà âçàèìíîé âûãîäå âñåõ ÷ëåíîâ ñîþçà.
 ëèòåðàòóðå ïî ñåìåéíîé ïñèõîëîãèè îïèñàíû ðàçëè÷íûå âàðèàíòû ðîäèòåëüñêèõ ïîçèöèé, óñòàíîâîê, ðîäèòåëüñêîãî (÷àùå ìàòåðèíñêîãî) îòíîøåíèÿ. Ñðåäè íèõ ìû âûäåëèì ñëåäóþùèå:
Ñèìáèîç (÷ðåçìåðíàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ áëèçîñòü), àâòîðèòàðíîñòü, ýìîöèîíàëüíîå îòâåðæåíèå («ìàëåíüêèé íåóäà÷íèê») [1, ñ. 56].
Ïîääåðæêà, ðàçðåøåíèå; ïðèñïîñîáëåíèå ê ïîòðåáíîñòÿì ðåáåíêà; ôîðìàëüíîå ÷óâñòâî äîëãà ïðè îòñóòñòâèè ïîäëèííîãî èíòåðåñà ê ðåáåíêó; íåïîñëåäîâàòåëüíîå ïîâåäåíèå [2, ñ. 97].
Ñîòðóäíè÷åñòâî, èçîëÿöèÿ, ñîïåðíè÷åñòâî, ïñåâäîñîòðóäíè÷åñòâî.
Àâòîðèòåò ëþáâè, äîáðîòû, óâàæåíèÿ. Àâòîðèòåò ïîäàâëåíèÿ, ðàññòîÿíèÿ, ïåäàíòèçìà, ðåçîíåðñòâà, ïîäêóïà [4].
Ïîçèöèè-øàáëîíû, êàëå÷àùèå ñåìåéíûå, â òîì ÷èñëå è äåòñêî-ðîäèòåëüñêèå îòíîøåíèÿ: çàèñêèâàþùèé «ìèðîòâîðåö»; «îáâèíèòåëü»; ðàñ÷åòëèâûé «êîìïüþòåð»; ñáèòûé ñ òîëêó, «îòâëåêàþùèéñÿ».
Ïîçèòèâíàÿ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ – ãèáêàÿ, èëè óðàâíîâåøåííàÿ, ãäå ðàçëè÷íûå ïðèåìû èñïîëüçóþòñÿ íå àâòîìàòè÷åñêè, à ñîçíàòåëüíî, ñ ó÷åòîì ïîñëåäñòâèé ñâîèõ äåéñòâèé [7, ñ. 120].
Ë. Ã. Ñàãîòîâñêàÿ âûäåëÿåò øåñòü òèïîâ îòíîøåíèé ðîäèòåëåé ê äåòÿì:
1. Ïðèñòðàñòíîå îòíîøåíèå ê äåòÿì, óâåðåííîñòü, ÷òî äåòè – ãëàâíîå â æèçíè.
2. Ýãîèñòè÷åñêîå îòíîøåíèå, êîãäà ðîäèòåëè ñ÷èòàþò ðåáåíêà îñíîâíîé ðàáî÷åé ñèëîé ñåìüè.
3. Îòíîøåíèå ê ðåáåíêó êàê ê ïîìåõå â êàðüåðå è ëè÷íûõ äåëàõ.
4. Áåçðàçëè÷íîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó, ê åãî çàïðîñàì, èíòåðåñàì.
5. Îòíîøåíèå ê ðåáåíêó êàê îáúåêòó âîñïèòàíèÿ áåç ó÷åòà îñîáåííîñòåé åãî ëè÷íîñòè.
6. Óâàæåíèå ê ðåáåíêó â ñî÷åòàíèè ñ âîçëîæåíèåì íà íåãî îïðåäåëåííûõ îáÿçàííîñòåé.
Â. Â. Þñòèöêèñ è Ý. Ã. Ýéäåìèëëåð âûäåëÿþò äðóãèå òèïû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ [10, ñ. 409].
Ïîòâîðñòâóþùàÿ ãèïåðïðîòåêöèÿ — ðåáåíîê â öåíòðå âíèìàíèÿ ñåìüè, è ñåìüÿ ñòðåìèòñÿ ê ìàêñèìàëüíîìó óäîâëåòâîðåíèþ åãî ïîòðåáíîñòåé
Äîìèíèðóþùàÿ ãèïåðïðîòåêöèÿ — ðåáåíîê â öåíòðå âíèìàíèÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûå ìåøàþò åãî ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, ñòàâÿ ìíîãî÷èñëåííûå îãðàíè÷åíèÿ è çàïðåòû.
Æåñòîêîå îáðàùåíèå ñêëàäûâàåòñÿ èç áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òðåáîâàíèé è çàïðåòîâ, ïðåäúÿâëÿåìûõ ðåáåíêó, è ïðèìåíåíèÿ æåñòîêèõ ñàíêöèé çà èõ íåâûïîëíåíèå.
Ýìîöèîíàëüíîå îòâåðæåíèå — â êðàéíåì âàðèàíòå ýòî âîñïèòàíèå ïî òèïó «Çîëóøêè».
Ïîâûøåííàÿ ìîðàëüíàÿ îòâåòñòâåííîñòü îáðàçóåòñÿ ñî÷åòàíèåì èõ ìîðàëüíûõ òðåáîâàíèé ê ðåáåíêó ñ ïîíèæåííûì âíèìàíèåì ê íåìó ðîäèòåëåé.
Áåçíàäçîðíîñòü — ðåáåíîê ïðåäîñòàâëåí ñàìîìó ñåáå, ðîäèòåëè íå èíòåðåñóþòñÿ èì è íå êîíòðîëèðóþò åãî.
Èòàê, ìû ðàññìîòðåëè îñíîâíûå êëàññèôèêàöèè òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó.
 äàííîé ðàáîòå áûëè èçó÷åíû ïîíÿòèÿ è òèïû ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ.
Ïîä ðîäèòåëüñêèì îòíîøåíèåì ïðèíÿòî ïîíèìàòü ñèñòåìó, èëè ñîâîêóïíîñòü, ðîäèòåëüñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó, âîñïðèÿòèå ðåáåíêà ðîäèòåëåì è ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ ñ íèì.
Ïîíÿòèå ðîäèòåëüñêîå îòíîøåíèå èìååò íàèáîëåå îáùèé õàðàêòåð è óêàçûâàåò íà âçàèìíóþ ñâÿçü è âçàèìîçàâèñèìîñòü ðîäèòåëÿ è ðåáåíêà.
Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå êëàññèôèêàöèè òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ. Ìû ðàññìîòðåëè ïîäõîäû òàêèõ ó÷åíûõ êàê À. Ñ. Ìàêàðåíêî, À. ß. Âàðãà, Â. Í. Äðóæèíèí, Ï. Ô. Ëåñãàôò, À. Â. Ïåòðîâñêèé, Ì. Ã. ßðîøåâñêèé, Ë. Ã. Ñàãîòîâñêàÿ, Â. Ñàòèð, Ñ. Ñîëîâåé÷èê, Ý. Ã. Ýéäåìèëëåð, Â. Þñòèöêèñ.
Ðîäèòåëè, îñîçíàâàÿ ñâîå îòíîøåíèå ê äåòÿì, äîëæíû ïîíèìàòü, ÷òî îíè èãðàþò èñêëþ÷èòåëüíóþ ðîëü â æèçíè ðåáåíêà, è íà íèõ ëîæèòñÿ îñíîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü çà åãî ðàçâèòèå.  áîëüøîé ìåðå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îïðåäåëÿåò ïåðâûé è âàæíåéøèé ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò – ñåìüÿ. Âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñêëàäûâàåòñÿ ÷åðåç ñèñòåìó îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ áëèçêèìè, îñîáåííîñòè îáùåíèÿ, ñïîñîáû è ôîðìû ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ñåìåéíûå öåííîñòè è îðèåíòèðû. Ïðàâèëüíîå âîñïèòàíèå äåòåé â ñåìüå ïîëíîñòüþ çàâèñèò îò ðîäèòåëåé. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò è åäèíñòâî òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ âçðîñëûìè ê ðåáåíêó. Íà õàðàêòåð âçàèìîîòíîøåíèé äåòåé ñ ðîäèòåëÿìè â ñåìüå îêàçûâàåò ñòèëü âîñïèòàíèÿ è ñåìåéíûå òðàäèöèè.
ñåìåéíûé ñòèëü ðîäèòåëüñêèé ðåáåíîê
1. Âàðãà, À. ß. Î äâóõ ïîäõîäàõ ê èçó÷åíèþ ðîäèòåëüñêîãî ïîâåäåíèÿ / À. ß. Âàðãà // Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå ïðîáëåìû äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ øêîëüíèêîâ. – Ì. : Ïðîñâåùåíèå, 1985. – 180 ñ.
2. Äðóæèíèí, Â. Í. Ïñèõîëîãèÿ ñåìüè / Â. Í. Äðóæèíèí. – ÑÏá. : Ïèòåð, 2005. – 176 ñ.
3. Ëåñãàôò, Ï. Ô. Ñåìåéíîå âîñïèòàíèå ðåá¸íêà è åãî çíà÷åíèå / Ï. Ô. Ëåñãàôò; ïîñëåñë. Å. Ñ. Áóõà. – Ì. : Ïåäàãîãèêà, 1991. – 174 ñ.
4. Ïåòðîâñêèé, À. Â. Ïñèõîëîãèÿ / À. Â. Ïåòðîâñêèé, Ì. Ã. ßðîøåâñêèé. Ì. : Àêàäåìèÿ, 2002. — 512 ñ.
5. Ñàãîòîâñêàÿ, Ë. Ã. Âîñïèòàíèå ëè÷íîñòè â óñëîâèÿõ ñåìåéíîãî êîëëåêòèâà Ë. Ã. Ñàãàòîâñêàÿ. — Òîìñê, 1971. — 208 ñ.
6. Ñàòèð, Â. Êàê ñòðîèòü ñåáÿ è ñâîþ ñåìüþ / Â. Ñàòèð. — Ì. : Ïåäàãîãèêà-ïðåññ, 1992. — 190 ñ.
7. Ñîëîâåé÷èê, Ñ. Ïåäàãîãèêà äëÿ âñåõ / Ñ. Ñîëîâåé÷èê. – Ì. : Ïåðâîå ñåíòÿáðÿ, 2000. – 496 ñ.
8. Ôîìèíà, Ë. Ê. Ïîíÿòèå è òèïû äåòñêî-ðîäèòåëüñêèõ îòíîøåíèé / Ë. Ê. Ôîìèíà // Ìîëîäîé ó÷åíûé. — 2014. — ¹2. — Ñ. 704-707.
9. Ýéäåìèëëåð, Ý. Ã. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîòåðàïèÿ ñåìüè / Ý. Ã. Ýéäåìèëëåð, Â. Þñòèöêèñ. – 3-å èçä. – ÑÏá. : Ïèòåð, 2002. – 656 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ur
…
Источник