Родительские собрания в 4 классе пути развития учебных способностей ребенка

Родительское собрание в 4 классе на тему:

«Способности. Виды и значение способностей»

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен не только  качественно усваивать предлагаемые знания но и добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:

– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по окружающему миру. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Сегодня на собрании мы рассмотрим следующие вопросы:

Проблемные вопросы:

1. Может ли ребенок быть успешным, если не знать и не развивать его способности?

2. Что необходимо сделать, чтобы ребёнок был успешен в школе.

3. Как  «поднять» интеллект ребёнка?

            Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению любой деятельности и не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

        Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисование, музыка, технич. конструирование и т. д.). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.

        Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, предпосылки формирования способностей. На их основе, под влиянием обучения и воспитания, взаимодействия человека с миром развиваются его способности.

        Виды способностей:

В психологии принято различать общие и специальные способности.

Общие способности – связаны с психическими процессами – это общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и обучаемость.

Специальные способности – связаны со специальным использованием – это способности к отдельным видам деятельности (к искусству, к языкам, к математике, к литературе и т.д.)

Способности делят по критерию основного вида деятельности на

– научные (математические, лингвистические и др.)

– творческие (музыкальные, литературные, художественные и др.),

– умственные – практические

– предметно-деятельностные – межличностные (сп. к общению).

Способности бывают

– потенциальные (проявляются при решении любых жизненных задач)

– актуальные (при конкретном виде деятельности)

Высокое развитие общих способностей – залог выявления всех специальных дарований.

        Уровень развития способностей зависит от:

– социальных условий,

– качества имеющихся знаний и умений (верные-неверные, твердые-нетвердые),

– природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов,

– большей или меньшей «тренировки» мозговых структур.

Способности обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить, например, о способности человека к рисованию, если его ещё не учили этому. Появляясь в конкретной деятельности, способности в ней же и формируются. Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одарённых детей является настойчивая, неуёмная склонность к напряжённой умственной деятельности.

Говоря о развитии способностей, надо прежде всего сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки к трудовым усилиям, о преодолении отвращения к систематическому и напряжённому труду. Лень – это отвратительная черта характера, свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет  и не может быть оправданий, в том числе и наличием способностей, которые приглушены и замаскированы ленью. Бороться с ленью можно только одним способом – постепенно втягивая ребёнка в трудовую деятельность, прививая ему привычку к труду, к трудовому усилию. Здесь не надо чересчур полагаться на разговоры и назидания. Гораздо важнее наладить контроль за выполнением учебного задания, режимом домашних заданий, способствовать созданию рабочей обстановки. Немалое значение имеет личный пример. Можно с уверенностью сказать, что человек, сформировавший у себя замечательное качество – трудоспособность, имеет явное преимущество перед любым другим человеком, лишённым этого качества.

    К. Д. Ушинский писал, что ребёнок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет всё делать сам. Надо научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать. Что такое умственный труд?

На вопрос: «что такое умственный труд» Интернет отвечает следующее: Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

     Ребёнок должен убедиться в том, что умственная деятельность – это труд, требующий больших усилий, волевой сосредоточенности, умения заставить себя отказаться от многих удовольствий. Именно в атмосфере труда формируются настойчивость, сила воли.

        Внимательно присматриваясь к ученикам, неуспевающим по математике, можно увидеть, что в начальных и средних классах отстающие никогда не решают самостоятельно ни одной задачи. Они как бы плывут за волной, ставят ногу в то место, куда уже стали их товарищи: списывают готовое с доски или у соседей по парте, но по существу не представляют себе, что такое самостоятельное выполнение задания. Нельзя устранить этого зла поисками каких-то приемов совершенствования дидактического мастерства. Умственный труд на уроках математики – пробный камень мышления. Причина зла в том, что ребенок не научился думать; окружающий мир с его вещами, явлениями, зависимостями и взаимосвязями не стал для него источником мысли. Вещи должны учить ребенка мыслить – это исключительно важное условие того, чтобы все нормальные дети были умными, сообразительными, пытливыми, любознательными.

       Успешное решение задач зависит от того, научились ли дети видеть взаимодействие вещей, явлений. Самостоятельный умственный труд в процессе решения задачи дает плоды еще и тогда, когда в памяти ребенка постоянно и прочно хранятся обобщения, без которых немыслимо мышление (таблица умножения, состав натурального ряда чисел).

         Так же как  чтение не  станет полуавтоматическим процессом, если ребенок игнорирует книгу,  так и абстрактное математическое мышление останется для ученика книгой за семью печатями, если он не запомнил десятки, сотни примеров, над которыми люди в повседневной практике никогда не задумываются, потому что ответы на эти примеры запомнились навсегда.

Чтобы ваш ребёнок был успешен в школе,

1. Организуйте ему уголок школьника.

2. Следите, чтобы уроки готовились в установленное время в хорошо проветренном помещении.

3. Перед началом работы (выполнением домашних заданий) выключите радио, телевизор, не мешайте детям излишними замечаниями, громкими  разговорами.

4. Ежедневно проверяйте уроки и сообщайте учителю о возникших затруднениях при выполнении домашних заданий.

5. Не нужно наказывать ребёнка за плохую работу или за работу несделанную. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была всё-таки сделана.

Требования, основанные на доводах разума, всегда будут внутренне приняты ребёнком. Он должен знать, что есть такие законы жизни, которые надо выполнять безоговорочно. Этим законом является систематический ежедневный труд. Труд, как еда, как сон, необходим человеку, чтобы жить в этом мире, чтобы реализовать свои человеческие возможности.

Чтобы поднять интеллект ребёнка              

1. Развивайте гибкость мышления, расширяйте кругозор. В основном интеллект связывают с гибкостью ума, способностью находить решения в различных ситуациях, как стандартные, так и нестандартные, активно использовать имеющиеся знания. Поэтому полезно решать различные головоломки, разгадывать кроссворды, играть в интеллектуальные игры.

2. Тренируйте память. Последние исследования показали, что интеллект связан с разными видами памяти – кратковременной и долговременной, так как напрямую оперирует содержащимися в памяти данными. Поэтому, чтобы развивать память,  необходимо  учить понравившиеся стихотворения, цитаты, афоризмы. Процесс запоминания создает дополнительные связи между клетками головного мозга, а значит, улучшает пути передачи нервных импульсов и гибкость ума.

3. Развивайте у ребёнка способности к концентрации внимания, учите сосредоточению. И хотя в процессе многих упражнений концентрация внимания и так улучшается, используйте специальные упражнения по типу корректурных проб: например, попросите ребёнка подсчитать в одной статье количество букв «р». В следующий раз, все встречающиеся  буквы а подчеркнуть,  а буквы ж обвести в кружок.

4. Читайте ребёнку вслух и поощряйте чтение стимулирующей мозг литературу: классику, поэзию, научную, историческую литературу. Эта литература заставляет думать, анализировать, чем улучшает запоминание и течение мыслительных операций. Избавьте свой мозг от бульварных романов, легкого чтива, или по крайней мере не злоупотребляйте ими.

5. Физические нагрузки и упражнения  не только улучшают кислородное питание всех органов, но и стимулируют развитие отделов головного мозга, улучшают ориентацию в пространстве, способствуют улучшению памяти.

6. Правильно организуйте режим дня и сон  ребёнка. Хороший и достаточный сон способствует мозговой активности.

7. Исключите или минимизируйте просмотр телевизора. По данным научных исследований (обобщенных, в частности Райнером Пацлавом) телевидение парализует сознание, разрушает концентрацию внимания, т.е. никак не способствует поставленной задаче поднятия интеллекта, а наоборот, препятствует ей.

Никогда не спешите с окончательным и категорическим выводом: у ребенка ничего не получится, такова уж его судьба.

АНКЕТА для родителей.

Сейчас предлагаю подумать над следующими вопросами.

Считаете ли вы своего ребенка способным?

В чем проявляются его способности?

Поддерживаете ли вы своего ребенка в проявлении его таланта и способностей?

Как вы это делаете?

Поддерживает ли школа и классный руководитель вашего ребенка в проявлении таланта и способностей?

Какие способности вашего ребенка еще не оценены по достоинству?

Какая помощь вам нужна в развитии способностей вашего ребёнка?

Источник

Развитие

способностей

ребёнка

в семье

Родительское собрание

      У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребёнка имеет особое значение.

     Для начала определим, что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

    Чем больше у ребёнка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовём эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний.
  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии.
  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

     Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребёнка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребёнок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребёнка?». Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребёнка именно вы и никто другой.

Интересные факты об интеллекте

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребёнку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребёнка.
  • У ребёнка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребёнку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребёнок.

Верьте в возможности своего ребёнка, будьте спокойны и терпеливы!

        Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребёнка, если вы предъявите ребёнку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребёнка, Через требование взрослый сообщает ребёнку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И ещё – поддерживайте у ребёнка высокую самооценку.

       Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребёнка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребёнка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребёнком в самые разные игры или заниматься совместными делами.
  • Именно вы будете привлекать ребёнка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.).
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребёнком? Мама в течение недели может напоминать ребёнку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребёнка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей.

О креативности

Креативность – умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребёнок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он всё время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А ещё такой ребёнок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребёнок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

       Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

        Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребёнка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

        И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребёнку внимание, а папы привлекают ебенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости

       Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Её высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребёнка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

  • Чаще задавайте ребёнку вопросы.
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребёнку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни».
  • На прогулке отмечайте прекрасное и необыкновенное.
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца.
  • Обсуждайте с ребёнком, устраивает ли вас его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребёнка

       Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, игры и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много игрушек и игр. К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать всё, что угодно, а самое главное — она не даёт обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

       В процессе изучения объектов живой природы у ребёнка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

      Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

       Всё, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

       Подведем итоги — развитие способностей ребёнка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребёнка не перестанут вас удивлять!

Источник