Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенка
Особенности детско-родительских отношений
на различных этапах развития
ребенка
1 часть – от 0 до 3-х лет
2 часть – от 3 до 18 лет
Составитель: педагог-психолог ЦППРК
____________________________________________________________________________________
По материалам книги – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики С-Петербургской Государственной Педиатрической медицинской академии «Психология детей и подростков»: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб.-СПБ.: Изд-во , 1998.-379с.
Большинство из нас учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей: поскольку мы недостаточно знаем о развитии ребенка, мы полагаемся на инстинкты и собственный опыт детства. Часто наши инстинкты – это лишь внезапная, эмоциональная реакция, а наш опыт детства может быть отрицательным, в некоторых случаях даже сопряженным с жестокостью. Дети, ставшие жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, часто отстают в развитии или развиваются ненормально. Знание основных принципов процесса развития помогут понять влияние отношений с детьми на их развитие. Индивидуальное развитие начинается с момента зачатия и продолжается до самой смерти. Обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. Благодаря воздействию социальной среды ребенок развивает в себе определенные черты, которые помогают ему нормально функционировать и выживать в этой среде.
Эта статья обращена:
к вдумчивым и нравственным родителям. Она поможет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей.
Этапы психического развития ребенка
1. От рождения до 1 года
Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым.
Психосоциальный кризис: базисное доверие – базисное недоверие к миру. Радиус значимых отношений: мать.
Основная задача – установление доверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия у ребенка – основа формирования его положительного самоощущения.
0-6 месяцев наиболее распространенной формой выражения страдания ребенка является крик, для крика характерна дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения:
· «Хочет спать»
· «Хочет есть»
· «Мокрый»
Ребенок при этом узнает:
· Я могу положиться на взрослого?
· Взрослый заботиться обо мне?
· Взрослый меня любит?
Крайне важно на этом этапе со стороны родителей быть внимательным к потребностям ребенка и понимать, что ему нужно.
6-12 месяцев. На этом этапе дети обычно меньше плачут и больше улыбаются. Если ребенок плачет:
· возможно, он напуган тем, что вас нет рядом.
· он чувствует себя абсолютно беспомощным.
Ребенку необходимо знать, что вы вернетесь. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он к вам привязывается и именно на сформированной привязанности, будут строиться ваши отношения в будущем и его отношения с миром людей и миром вещей. В этот же период дети учатся пользоваться мышцами, овладевают:
· хватательными рефлексами.
· жевательными рефлексами
При хватании ребенок учится координации рук и пальцев, при жевании разрабатываются мышцы, задействованные при принятии твердой пищи и говорении. Задача родителей создать безопасную среду исключить из окружения ребенка все предметы, которыми он может повредить себя, если возьмет в руки и начнет жевать.
Нормальная линия развития: – доверие к людям, привязанность к матери (другому значимому взрослому).
Аномальная линия развития – недоверие к людям: как результат плохого обращения матери с ребенком.
2. От 1 года до 3-х лет
Ведущая деятельность: предметно – манипулятивная деятельность.
Психосоциальный кризис: автономия – стыд и сомнение.
Радиус значимых отношений: родители.
Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка от взрослых и развивающейся у него автономией. Основная задача – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. На этой стадии детям нравится исследовать каждый угол, брать и пробовать предметы на вкус – и это крайне необходимо для развития их мозга. Когда ваш ребенок открывает новое для себя, он – ученый, он экспериментирует, чтобы понять, какие предметы издают звуки, какие падают, а какие плавают. Когда ваш ребенок снова и снова роняет игрушку, он не хочет разозлить вас, он пытается понять, как падают предметы, чтобы посмотреть, что произойдет. На данном этапе развития задача ребенка – познать свой мир, и здесь он открыватель. Важно:
· говорить с ребенком;
· читать ему;
· слушать его;
· отвечать на его вопросы.
Другими словами, способствовать развитию независимости вашего ребенка. Ребенок должен знать, что вы уважаете его стремление к независимости и поддерживаете его сильное желание учиться. На этом этапе развития ребенок начинает говорить: «НЕТ!», это не демонстрация непослушания: ребенок просто пытается дать вам понять, какие чувства он испытывает.
Показателями развития ребенка в 2-3 года могут быть:
· боязнь темноты, животных, новых звуков, теней или плачь, когда вы уходите.
Такие изменения часто беспокоят родителей, которые думают, что поведение ребенка не соответствует уровню его развития, хотя на самом деле это говорит о взрослении ребенка. По мере того как ваш ребенок начинает понимать, что такое опасность, он начинает бояться наказания, а по мере развития воображения ребенок начинает думать о том, чего не видит – так появляется боязнь монстров и привидений. Важно, чтобы:
1. ребенок чувствовал вашу поддержку;
2. понимал, что на вас можно положиться.
Французский художник Pierrette Diaz (Пьеретта Диас) совместно с психологами создала серию картинок, показывающих, как видят окружающий мир дети от 2 до 7 лет.
МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
· Застенчивость. Это признак растущего понимания ребенком взаимоотношений.
· Ребенок отказывается от того, чтобы его обнимали и брали на руки ваши друзья и родственники. Для того чтобы научить ребенка обеспечивать свою безопасность и защищать личное пространство, мы должны уважать его право контролировать свое собственное тело.
Важно для родителей на этом этапе – уважать чувства вашего ребенка:
1. помогать ему высказывать собственные чувства;
2. говорить ребенку, что иногда вы испытываете такие же чувства;
3. не стыдить ребенка и не ставить его в неловкое положение;
4. не наказывать ребенка за то, что ему страшно.
Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях.
Нормальная линия развития: – самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.
Аномальная линия развития: – сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда.
Этапы психического развития ребенка
3. От 3-х до 6-ти лет
Ведущая деятельность: игровая деятельность.
Психосоциальный кризис: инициатива – вина.
Радиус значимых отношений: семья (родители, братья и сестры).
Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Но разворачивается этот период в жизни ребенка с конфликта между инициативой и чувством вины.
У ребенка в начале этой стадии развития появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить.
Для ребенка характерны:
· энергичная и настойчивая познавательная деятельность.
· любознательность.
На этом этапе ребенок задает столько вопросов! Родители, которые стараются отвечать на вопросы детей или помогают детям в поиске ответов на эти вопросы, учат их тому, что:
· невозможно знать все, и это нормально,
· идеи детей важны,
· есть много способов поиска информации,
· искать ответы и преодолевать трудности – интересно.
Особенности возрастного периода:
· игры на развитие воображения
Игра это «работа» вашего ребенка, в ходе которой он пробует поставить себя на место других людей и посмотреть на окружающее их глазами. Играя, дети решают проблемы, изобретают, экспериментируют и выясняют, что как работает.
· желание ребенка помогать.
Когда дети помогают они – ваши ученики. Смотря как вы что-то делаете, и помогая вам, дети учатся важным жизненным навыкам.
Основная задача родителей заключается в том, чтобы способствовать развитию уверенности детей в своих способностях.
Для этого родители должны:
· отвечать на вопросы детей или помогать детям в поиске ответов;
· обеспечить детям время для игры;
· поощрять желание детей
помогать.
Уверенность маленького ребенка в своих способностях – это залог успешного обучения в будущем.
Нормальная линия развития: – активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, уверенность в себе.
Аномальная линия развития: – пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, отсутствие признаков полоролевого поведения.
4. От 6-ти до 12 лет
Ведущая деятельность: учебная деятельность.
Психосоциальный кризис: трудолюбие – неполноценность.
Радиус значимых отношений: соседи, школа.
Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Когда ребенок начинает учиться в школе, его мир меняется. Ему надо быстро научиться:
· быть самостоятельным, когда родителей нет рядом;
· найти общий язык с другими детьми;
· оправдать ожидания новых для него взрослых;
· следовать новому режиму, порядкам.
Несмотря на то, что все дети идут в школу в одном и том же возрасте, уровень готовности к школе разный. Обладая различным темпераментом, дети по-разному реагируют на школьную среду. Нет «хороших» или «плохих» темпераментов – все они различны. Важно чтобы родители понимали особенности темперамента своих детей и уважали их индивидуальность. На этом этапе задача родителей:
· выяснить, в чем заключаются индивидуальные трудности ребенка;
· создать благоприятную среду для того, чтобы ребенок мог решать их, развиваясь.
Критерии готовности детей к обучению в школе:
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
1. Заботиться о его здоровье (плавание, прогулки, велосипед).
2. Приучать любое начатое дело доделывать до конца. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества.
3. Читать ребенку книги (способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению).
4. Заниматься с ребенком рисованием, конструированием, лепкой (занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку).
Нормальная линия развития: – овладение методами и умениями, компетентность, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиты коммуникативные умения.
Аномальная линия развития: – слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций.
5. От 13 до 18 лет
Ведущая деятельность: общение подростков в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной).
Психосоциальный кризис: эго-идентичность – смешение идентичности.
Радиус значимых отношений: группы сверстников.
Ключевое событие этого возраста – половое созревание, развитие репродуктивных функций.
Ключевой процесс – становление самоидентичности, поиск своей индивидуальности. Сформировать идентичность – значит научиться верно, идентифицировать себя с взрослыми, а для этого им необходимо отделиться от нас. Подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач:
1. Стать взрослым можно только через проявление собственной автономии. Автономный – значит, способный опираться на себя, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться – значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему родителями).
2. Обнаружить себя и свой пол.
3. Открыть для себя мир других людей.
Выполнение подростком этих задач сопровождается сильными чувствами – агрессией, страхом, стыдом, тревогой и невозможно без того, чтобы:
· Отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы, решения, смыслы;
· Искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;
· Пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;
· Активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;
· Много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.
Нормальная линия развития: – жизненное самоопределение: Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах поведения.
Аномальная линия развития: – путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношений с внешним миром. Смещение форм полоролевого поведения.
Источник
Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми.
В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к утехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники. С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние шкоды и семьи тем не менее остается примерно одинаковым. В подростковом возрасте ситуация радикальным образом изменяется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влияний. С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общается, а также от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.
Источник
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Вспомним, что главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность. «Горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные.
Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка. Родительская любовь, даже материнская, не является врожденной, инстинктивной. Родительские чувства начинают складываться задолго до рождения ребенка. Скорее всего, эти структуры образуются еще в детстве самого потенциального родителя на основе раннего опыта его взаимоотношений в собственной семье, далее развиваются на протяжении жизни, с учетом эротического опыта, характера супружеских отношений, уровня образования и сознательно принятых решений.
Проблемные родительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем (удержание мужчины, скрепление семьи, возрождение супружеских чувств, осуществление мести прародителям за слишком строгое воспитание и т.п.) либо восполнение эмоционального дефицита – вакуума чувств, образовавшегося у женщины (Э. Ле Шан, 1990; А.С. Спиваковская, 1986).
Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене – любовь, уважение, нежность, разделенность чувств. Соучастие будущего отца традиционно связывается с созданием для женщины ощущения счастья, радости, безопасности, надежности. Однако все больше современных отцов проявляют желание более активно участвовать в эмоциональном «вынашивании» ребенка, присутствовать при его рождении, видеть его в первые минуты после появления на свет, что, по признанию ученых и врачей, способствует укреплению семьи.
Позиции других членов семьи и близких родственников – старших братьев и сестер, бабушек и дедушек – также небезразличны для создания благоприятной ситуации развития малыша.
Младенчество. Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте и т.д. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, прежде всего с матерью, составляет основу психического развития в младенчестве. Обмениваясь выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия от взаимодействия, ребенок и родитель находятся в ситуации неразрывного эмоционального единства.
Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком.
Родитель эмоционально поощряет, стимулирует прогрессивные движения и действия ребенка – хватание, удержание, манипулирование игрушками, сидение, ползание и т.д. Взрослый специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, показывает конкретные способы действий с вещами. Он выступает как «учитель» на подготовительном этапе речевого развития: обучает формам невербального общения, дает речевые, голосовые интонационные образцы; создает ситуации наиболее ясного отнесения слов к предмету.
Родители с пониманием относятся к возникновению тенденций самостоятельного действования, к раздроблению эмоционального единства, к психологическому отделению ребёнка от взрослого.
На втором-третьем году жизни возникают новые виды деятельности ребёнка – игровая, продуктивная. Родитель может помочь зарождению игры – подобрать игрушки и подходящие предметы, показать игровые (замещающие, символические) действия, проявить живой интерес, соучастие, посоветовать, как усложнить, разнообразить игру.
Родитель может способствовать становлению рисования, лепки, конструирования. Например, переход от стадии каракулей к началу собственно изобразительной деятельности можно подтолкнуть, обратив внимание ребенка на то, что «эта загогулинка очень похожа на солнышко, а эта – на домик».
Второй-третий годы жизни – сензитивный период для речевого развития. Важно создавать благоприятные условия для понимания чужой речи и формирования собственной активной речи ребенка: говорить четко и ясно, комментировать словесно бытовые ситуации, рассматривать и называть реальные предметы и их изображения, оставлять «место» для высказываний ребенка, обращаться к нему с просьбами, вопросами, требующими вербального ответа.
Дошкольный возраст. Ориентируясь на название возраста, многие современные родители считают, что главное – это подготовить ребенка к обучению в школе. А для этого нужно по возможности раньше начать его учить – читать, писать, считать. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если иметь в виду цель добиться школьной готовности, то прийти к ее реализации можно лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала.
Родители должны бережно относиться к естественному любопытству ребёнка, чтобы не заглушить его чрезмерно усложненными объяснениями или формальными отговорками, а способствовать формированию любознательности, любви к познанию.
Безусловно, необходимо поощрять и развивать и другие виды деятельности: продуктивную, трудовую и учебно-познавательную. Рисование и конструирование, лепка, бытовой труд важны еще и потому, что способствуют формированию направленности на получение навыков самооценки, планирования и управления поведением.
Младший школьный возраст. Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности.
Переход к школьному обучению сопровождается существенной перестройкой всей социальной ситуации развития ребенка, расширением круга значимых лиц. Центральной фигурой в важной для ребенка области школьной жизни становится учитель, который выступает как представитель общества, предъявляющий обязательные для выполнения требования.
Оказывая помощь ребенку в решении одной из основных задач младшей школы – формировании «умения учиться», надо обратить его внимание на выделение учебной задачи (что именно необходимо освоить), использование подходящих учебных действий (способов, методов понимания и заучивания), навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
Подростковый возраст. Этот возрастной период детей требует особого внимания родителей к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их педагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родитель должен учитывать сложность подросткового периода и для самого подростка, характерные для этапа гормональной перестройки организма неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.
Родители должны помнить о таких существенных аспектах развития в переходный период, как:
- неравномерность физического и физиологического развития подростков и возможность болезненных переживаний из-за задержки или чересчур стремительного изменения пропорций тела;
- повышенная чувствительность подростка в отношении изменений собственной внешности, физического облика, которая требует корректности и осторожности в высказываниях по этому поводу;
- ярко выраженная потребность подростка быть «значимым» в глазах сверстников, утвердиться среди них;
- частое возникновение отклонений самооценки и уровня притязаний в сторону чрезмерного занижения или завышения;
- склонность к немотивированному риску, к неадекватному реагированию (вплоть до попыток суицида) по, казалось бы, незначительным поводам, неумение предвидеть последствия своих поступков;
- повышенная вероятность обострения или возникновения патологических реакций, психических заболеваний (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения) (А.Е. Личко, 1990).
Юношеский возраст. Молодость детей. Социальная ситуация «порога взрослой жизни» требует от молодого человека решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных вопросов профессионального и социального самоопределения. Далеко не все старшеклассники осознают значимость момента, поэтому направить их размышления в нужное русло, побудить присматриваться к тому, какие есть профессии: выбирай на вкус – первостепенная забота родителей. Важно обратить внимание на соответствие требований профессии и индивидуальности молодого человека, стимулировать и поддерживать в разработке жизненного плана, включающего не только конечный результат, но и способы, пути его достижения, объективные и субъективные ресурсы, которые для этого понадобятся. При этом родители не должны быть чрезмерно настойчивы в отстаивании своего мнения относительно будущего их сына или дочери. В динамичных условиях жизни современного общества старшие не могут быть абсолютно уверены в правильности своего понимания ситуации. Окончательный выбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно.
Источник