Родительские отношения и психическое развитие ребенка

Родительские отношения и психическое развитие ребенка thumbnail

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

  1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – нетревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

  • Повторные браки
  • Отлучение родителей от детей
  • Виды любви
  • Специфика добрачного периода
  • Работа психолога с педагогическим персоналом
  • Структурно-ролевое функционирование семьи и его нарушения
  • Семейные правила
  • Рождение первенца
  • Тактики разрешения супружеских конфликтов
  • Основные понятия психологии семьи

Источник

Родительское отношение к ребенку и его особенности.

Понятие «родительское отношение» является обобщенной характеристикой взаимосвязи и взаимозависимости родителя и ребенка в семье. А.Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительское отношение как совокупность следующих компонентов: эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания ребенка (по: 28).
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:
• оно должно быть адекватным, т.е. основываться на реалистичной оценке особенностей ребенка, умении видеть и принимать его индивидуальные особенности;
• оно должно быть гибким, что позволит сформировать готовность изменить стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его развития и изменений условий жизни семьи. Закрытая, статичная позиция родителя формирует барьеры общения между ним и ребенком, кризисы в отношениях, педагогическую запущенность;
• оно должно быть прогностичным, т.е. ориентированным не только на актуальную ситуацию развития ребенка, но и на будущее, что проявляется в инициативе взрослого, предлагающего ребенку новые способы построения взаимоотношений с учетом меняющихся потребностей ребенка (2).
А.Я. Варга и В.В. Столин предложили следующую классификацию типов родительского отношения:
1) «Принятие-отвержение» выражает эмоциональное отношение к ребенку. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
2) «Кооперация» отражается особенности построения взаимоотношений родителя с ребенком. При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
3) «Симбиоз» указывает на то, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Он постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
4) «Авторитарная гиперсоциализация» отражает авторитарный тип родительского отношения, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.
5) «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия (по: 19).
Влияние отношений родителей к детям носит многообразный характер. В семье с теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. В авторитарных семьях формирование этих качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным. Г.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью их дальнейших контактов с окружающими. Отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости со стороны родителей, ведет к тому, что они воспроизводятся в коллективе сверстников (по: 24).
Количество заботы, получаемой ребенком от родителей, прямо пропорционально уровню и скорости его развития. Потому так опасно для его развития эмоционально холодное, неприязненное отношение к нему о стороны родителей, равнодушие к его потребностям, физическое и моральное насилие, унижения и насмешки над ребенком. По мнению Р.В. Овчаровой, дети в силу ограниченности своего опыта, считают себя плохими, глупыми, раз самые близкие люди – их родители – их не любят. На этой почве легко формируется неуверенность в себе, недоверие к окружающим, неверие в себя, уход в фантазии и пр. (23).
По мнению Н.Ю. Синягиной (32), Л.Ф. Обуховой (22) и др., благоприятная для ребенка родительская позиция характеризуется такими чертами, как адекватность, оптимистичность, динамичность, прогностичность. В связи с этими качествами она предлагает следующую структуру родительского отношения: представления родителя о ребенке; отношение родителей к ребенку; взаимоотношения между родителем и ребенком. При этом следует учитывать, что все эти компоненты динамичны, меняются под влиянием различных изменений, происходящих в жизни семьи.
На особенности построения взаимоотношений ребенка и родителя оказывают влияние личностные характеристики последнего: экстраверсия/интроверсия, уверенность в себе/неуверенность в себе, эмоциональная уравновешенность/неуравновешенность и т.д. Значимы также и личностные качества ребенка: тип темперамента, общительность, тревожность, активность, агрессивность, открытость/закрытость и т.д. Также следует учитывать уровень образования родителей, уровень их психолого-педагогической культуры, социально-психологический климат в семье, применяемые родителями средства воздействия в семье (физические наказания, эмоциональное отвержение в случае непослушания и пр.) (10).
Внутрисемейные отношения – сильный воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, если ее эмоциональные контакты деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качество коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное развитие личности ребенка.
Таким образом, родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя знание и представления о ребенке (когнитивный аспект), эмоционально-ценностное отношение к ребенку (эмоциональный аспект) и систему поведенческих реакций, воздействий на ребенка, наказаний и поощрений (конативный аспект).

Влияние отношения родителей к ребенку на его образ семьи.

Проблема влияния родительского отношения на формирование образа семьи у ребенка в настоящее время очень важна, поскольку, как указывают А.В. Рыжкова (29), Ю.В. Айзина (1), Е.А. Болтина и Н.В. Плисенко (5), на данный момент у многих современных детей складывается достаточно специфический (не соответствующий нравственному идеалу), искаженный образ семьи. В современной семье изменяются социальные функции, домашние роли ее членов, появляются принципиально новые тенденции в семейных отношениях. Дефицит деловых и эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, а также возрастных (и индивидуальных) особенностей понимания детьми семейной ситуации взаимодействия порождают достаточно искаженные представления ребенка о семье.
Е.А. Болтина и Н.В. Плисенко экспериментально исследовали значимость на образ семьи у детей таких факторов как состав семьи, стиль воспитания, наличие братьев и сестёр, наличие идентификации с родителями, детско-родительские отношения, включённость ребёнка в совместную семейную деятельность, наличие у него домашних обязанностей и др. Проведенное ими исследование показало, что наибольшим весом среди них обладает фактор понимания ребенком внутрисемейной ситуации, неотделимый (в представлении ребенка) от отношения к нему родителей. Причем, только в случае ощущения любви к нему со стороны близких взрослых, у ребенка выявляются положительные (соответствующие нравственному идеалу), достаточно осознанные (формулированные) представления о семье. В противном случае образ семьи расплывчат, мало осознан, противоречив, выявляется исключительно в проективных тестах (ребенок отказывается от бесед о семье) (5).
А.В. Рыжкова в экспериментальном исследовании образа семьи у дошкольников обнаружила, что «образы семьи» у детей-дошкольников и их родителей и особенности взаимодействия членов семьи, принятие и реализация семейных ролей взамосвязаны между собой. Семья, где супруги имеют несбалансированный тип семейной системы и наличие негативных описаний в «образе семьи», характеризуется неравномерным распределением семейных обязанностей, неадекватным выбором ролей для ребенка и неблагополучным «образом семьи» у ребенка-дошкольника. Мальчики чаще девочек бывают недовольны характерными особенностями матерей: занудливостью, мелочностью, излишней опекой. Они воспринимают мам как нерешительных и флегматичных. Отцы по отношению к сыновьям бывают чаще агрессивнее, чем к дочерям (29).
Таким образом, дети не могут построить благополучный «образ семьи», если они не видят гармоничных и полноценных взаимоотношений родителей между собой.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:
• Семья – это основной институт социализации, одной из главных функций которого является воспитание подрастающего поколения. Основная задача семьи – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе.
• Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. На основе внутрисемейных отношений у ребенка строится «образ семьи» – система представлений ребенка о родителях, о себе как части семьи, а также о семейных ролях, правилах, отношении родителей и пр.
• Наибольшее воздействие на формирование образа семьи у ребенка оказывает родительское отношение к нему. Можно выделить 5 типов родительского отношения: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник».

1. Айзина Ю.В. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка // Психолог в детском саду. 2001. № 1-2. С. 160-168.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.

5. Болтина Е.А., Плисенко Н.В. Влияние детско-родительских отношений на образ семьи у детей [Электронный ресурс].

10. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.01). – М., 2003. 23 с.

19. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 992 с.

22. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
23. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: «Академия», 2005. 368 с.
24. Палагина Н.Н. Возрастная психология и психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 288 с.

28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.
29. Рыжкова А.В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук (19.00.13). – СПб., 2009. 24 с.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник