Родительские директивы и их роль в развитии ребенка

Родительские директивы и их роль в развитии ребенка thumbnail

Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка. В сущности, взрослые одним только своим поведением способны программировать жизнь ребенка на годы вперед. Знаменитый психолог Эрик Берн по этому поводу пишет: «С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь»[2]. Получается, что семья может быть как источником благополучия, так и источником травматизации ребенка.

Родители являются проводниками требований общества к ребенку, трансляторами средств взаимодействия с другими людьми, облегчая или затрудняя тем самым наработку им собственного жизненного опыта. 

Конечно же, родители хотят добра своим детям. Они стараются привить им доброту, великодушие, щедрость и другие полезные качества характера. Но, к сожалению, в процессе воспитания по незнанию многие родители используют, казалось бы, обыденные, но очень опасные по сути слова и выражения.

Например, почти в каждой семье используется фраза: «Ты плохой (плохая), я не буду с тобой дружить». С ее помощью родители хотят показать ребенку, что он ведет себя не хорошо. Вероятно, такой шантаж сработает, и ребенок изменит свое поведение. Но почти никто не задумывается о побочном эффекте. А ведь он есть и еще какой! В подсознание, морально неокрепшего человечка внедряется опаснейшая программа: «Я плохой (плохая)!» Стоит ли потом удивляться, что ребенок с такой подсознательной программой плохо ведет себя в школе? Да и в последующей жизни эта негативная программа, скорее всего, даст о себе знать…

Итак, получается, что главную роль в формировании личности ребенка играют директивы родителей. Под понятием директива подразумевается скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок (а часто и взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим». Впервые понятие «родительские директивы» было описано американскими специалистами по трансактному анализу, психотерапевтами Робертом и Мери Гоулдингами. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Родительская директива и ее глубинный смысл

Внешнее выражение родительской директивы

Негативное влияние родительской директивы

«Не живи» – желание родителей управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины.

«Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь», «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог и лишений ты мне принёс, появившись на свет», «Я все силы отдавала тебе, а ты …»

Ребенок считает, что он является источником всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. Для снижения чувства вины ребенок может подсознательно стремится к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за конкретное событие (например, драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребенку средством разрядки эмоционального напряжения

«Не будь ребенком» – обесценивание родителями эмоциональных проявлений.

«Что ты ведешь себя как маленький», «Пора стать самостоятельнее», «Ты уже не ребенок, чтобы…», «Ты моя единственная опора» и т. п. Иными словами, она проявляется в высказываниях, неявно описывающих состояние «детскости» как плохое, а состояние «взрослости» как хорошее.

Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению

Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

Такая директива способствует появлению комплекса неполноценности, который в последствие будет очень мешать личности выразить себя в обществе.

«Не расти» – панический страх родителей взросления ребенка

«Мама всегда будет с тобой», «Мама тебя никогда не бросит», «Ты еще мала, чтобы краситься», «Не торопись взрослеть», «Детство — самое счастливое время жизни», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не маленький, чтобы…»  и пр.

Такая директива часто обращена к единственным или младшим детям в семье. Дети, принимающие эту директиву, часто демонстрируют поведение, не несоответствующее их возрасту. Подсознательно они стремятся вести себя «как маленькие», рассчитывая на родительскую поддержку. Вступая в жизнь, дети боятся отойти от родительских указаний и часто не могут оторваться от психологической зависимости, став взрослыми и даже  создав свои семьи.

«Не думай» – трансляция ребенку родительского страха перед проблемами

«Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову»,  «Не думай об этом, забудь» и пр.

Люди, получившие такую директиву, часто испытывают мучительное чувство « пустоты в голове», когда им надо самостоятельно решить какую-то проблему. Их преследуют головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Если же в голову приходят какие-нибудь необычные мысли, то они стремятся заглушить их алкоголем, спортом, хобби или развлечениями типа «много думать вредно». Они испытывают глубинное чувство недоверия к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие чувство недоумения «как я мог такое совершить?»

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам

«Не сближайся с другими людьми» – внушение ребенку, что нельзя доверять, никому, кроме родителей

«Делиться проблемами можно только с родителями», «никому ничего не рассказывай»

Принятие запрета на любую близость приводит к страху перед контактами с людьми. В результате ребенок везде чувствуют себя «не как все», кроме как в родительской семье

«Не чувствуй» – запрет родителей ребенку на проявление чувств

«Как ты смеешь злиться на маму», «Не сахарный – не растаешь»

Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к родителям, может начать раздражаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

Взрослые, несущие в себе такую директиву, часто страдают психосоматическими заболеваниями, не умеют выражать свои чувства словами и нередко могут оказаться жертвами несчастного случая.

«Не делай», то есть не делай сам, я буду делать это за тебя

«Не делай сам, подожди меня», «Не делай сам — это опасно, за тебя буду делать я», «Без меня получится плохо», «Успех только со мной».

При такой директиве активности инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок начинает испытывать трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом».

«Не достигай успеха» – лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка или наоборот амбиции родителей

«Я так и сказала, что у тебя не чего не получиться», «Один ты делаешь много ошибок», «Зачем ты хочешь быть лучше других?».

Ребенок, выполняя такую директиву, пугаясь собственных успеха, может на бессознательном уровне вредить своему делу – делает ошибки, плохо себя ведет или у него снижается самооценка («У меня ничего не получится»)

«Не будь самим собой», неудовлетворенность своим нынешним состоянием и мотивированной завистью (к кому-то или к чему-то)

«Будь похожим на …», «Стремись к идеалу», «Почему твой друг это может, а ты — нет?»

Ребенок, несущий в себе такую директиву, постоянно неудовлетворен собой.

«Не будь лидером», родители очень обеспокоены чувством зависти, которое они, по их убеждению, обречены вызывать у других людей

«Не высовывайся», «не выделяйся», «будь как все».

Такие дети стараются не выделяться из общей массы Ребенок находится  в  состояние пассивного наблюдения за происходящим, когда кого-то обижают или относятся агрессивно. Став взрослыми, они пожизненно ходят в подчиненных как на работе, так и дома. И даже если они достигают какого-то положения в обществе, то все равно не в состоянии взять на себя ответственность в той или иной ситуации. 

Возникает вопрос: а можно ли в принципе воспитать ребенка, никогда не прибегая к подобным директивам? Это возможно лишь теоретически — если ребенка воспитывает человек, полностью решивший все свои личные проблемы и свободный от создания новых, что практически нереально.

Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми собственных родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет.

Обобщая все вышесказанное, хочется сказать, что директивы выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. От директив невозможно избавиться, но знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании собственных детей и контролировать общение с ними.

Источник

Какие слова чаще всего говорили нам в детстве наши родители? От чего пытались нас предостеречь? За что отчитывали? Какие собственные взгляды хотели до нас донести? Иногда эти родительские внушения программируют всю нашу дальнейшую жизнь, нередко – сильно ее осложняют. У каждых родителей есть свой набор директив, которые они используют при воспитании детей.

Любые родители, находясь в здравом уме и твердой памяти, желают своему ребенку добра. Исходя из самых лучших побуждений, стараясь предостеречь любимое чадо от жизненных невзгод, они периодически наставляют его на путь истинный, используя так называемые родительские директивы. В каждой семье для этого используют те или иные излюбленные воспитательные призывы, и везде – свои. Зачастую, именно эти, многократно повторяемые родительские внушения программируют всю нашу дальнейшую жизнь. И иногда – сильно ее осложняют. Мы же, в свою очередь, прочно усвоив родительские заветы, можем вольно или невольно передавать их по наследству своим подрастающим детям – именно это явление психологи Роберт и Мери Гулдинг родительскими директивами.

Первая родительская директива: “Не живи!”

“Мне не нужна такая плохая девочка!”, “Как же я от тебя устала…”, “Да что б ты сквозь землю провалился, несносный мальчишка!”. Эти и подобные слова, необдуманно бросаемые родителями в адрес ребенка, могут привести к усвоению им страшной директивы “Не живи!”. Способствуют этому и бесконечно повторяющиеся рассказы матери о том, как много сил на воспитание сына или дочери ей приходится тратить, сколькими вещами она вынуждена была пожертвовать, от чего, ради рождения или благополучия ребенка, должна была отказаться: “Если бы не ты, я бы окончила институт…”, “Я была подающей надежды актрисой, но родился ты и …”.

Регулярно слыша подобное, маленький человек решает, что именно он – источник всех родительских проблем, разрушитель их надежд и вообще – явно лишний на этом свете. Постоянно испытывая перед мамой или папой чувство вины, ребенок приходит к бессознательному выводу, что должен понести наказание. И начинает невольно стремиться, тем или иным способом, его на себя навлечь.

Читайте также:  Индивидуальные маршруты развития ребенка дошкольника

Такие дети могут быть сильно подвержены травмам, они постоянно ввязываются в драки, совершают необдуманные, опасные для жизни поступки. Становясь взрослыми, носители директивы “Не живи” прибегают к всевозможным способам саморазрушения. Это может быть пристрастие к алкоголю, наркотикам, выбор криминальной стези. Именно они, ощущая себя бесполезными, никому не нужными, недостойными любви, чаще других задумываются о самоубийстве.

Вторая родительская директива: “Не делай!”

“Не бегай – упадешь!”, “Не открывай окно – простудишься!”, “Не играй в футбол – вспотеешь!”. Подобные предостережения слышали по сто раз на дню обладатели этой директивы от своих сверхопекающих и тревожных родителей. Предписание “Не делай!” часто подразумевает: “Не делай без меня, ведь я лучше знаю как!”

В результате давным-давно выросшие из “коротких штанишек” люди продолжают испытывать колоссальные трудности с принятием самостоятельных решений. С молоком матери впитавшие девиз “семь раз отмерь, один – отрежь!” они многократно “отмеряют”, но в результате не “отрезают” ни разу. Им свойственно откладывать “в долгий ящик” даже самые незатейливые дела вроде покупки новых ботинок или похода в кино, что уж говорить о принятии таких судьбоносных решений, как женитьба или смена места работы.

Третья родительская директива: “Не верь!”

“Верить никому нельзя. Мне – можно!” – говорил персонаж известного фильма. Примерно такое внушение получают от своих родителей носители этой директивы. Становясь взрослыми, они с большим трудом устанавливают близкие, доверительные отношения с людьми, особенно – с представителями противоположного пола.

Нередко, единственным человеком, достойным доверия, для них на всю жизнь остается мама или папа. Остальных же, опасаясь предательства, они не спешат “пускать к себе в душу”, ограничиваясь лишь поверхностными, эмоционально не окрашенными контактами.

В деловых, профессиональных отношениях носители директивы “Не верь!” тоже постоянно ждут обмана и подвоха, подозревая партнеров в нечестности, опасаясь, что окружающие только тем и занимаются, что строят против них тайные козни.

Четвертая родительская директива: “Не будь ребенком!”

Эта директива хорошо знакома старшим детям в семье. Едва став счастливыми обладателями младшего братика или сестренки, они тут же узнавали, что теперь уже “совсем взрослые” и поэтому должны: уступать, помогать, делиться и во всем подавать пример подрастающему поколению.

Зачастую, вырастая в гиперответственных взрослых, они испытывают специфические трудности: с трудом расслабляются, привычно отказывают себе в удовольствиях, подавляют свои “детские” желания и потребности, а если даже и идут на поводу у своих маленьких слабостей, долго потом чувствуют себя виноватыми.

Пятая родительская директива: “Не взрослей”

Часто эта директива налагается на младших или единственных детей. Ситуация усугубляется, если родители усматривают свою ценность лишь в том, чтобы быть хорошим отцом или матерью.

Нереализованная профессионально, не имеющая особых интересов вне семьи мама, опасаясь остаться не у дел, может вольно или невольно внушать своему ребенку: “Не торопись становиться взрослым”. Получив такую установку, человек может слишком задержаться в детстве, навсегда оставшись “маленьким”. Ему бывает непросто создать собственную семью, – влюбляясь в кого-то, он чувствует себя, чуть ли не предателем по отношению к родителям, бесконечно “оглядывается” на них, прежде чем сделать тот или иной шаг, не стремится к психологической или финансовой независимости.

Освободиться от заклятья

“Не думай”, “Не будь самим собой”, “Не чувствуй”, “Не высовывайся”, “Не достигни успеха”… Список полученных нами в детстве неявных наказов можно продолжать бесконечно. Наши, несущие груз собственных комплексов, родители передавали их нам от своих, таких же закомплексованных отцов и матерей. Не будучи большими знатоками психологических теорий, они, как могли, пытались научить нас жизни. А научить, как известно, можно лишь тому, что знаешь сам…

Дано ли нам, в свою очередь, воспитывающим своих детей, всегда предугадывать, “как наше слово отзовется”? Получится ли у нас создать в собственных семьях идеальную воспитательную среду, свободную от родительских директив? Вряд ли такое возможно, ведь мы всего лишь люди и отнюдь не всесильны…

Однако каждый из нас имеет полное право изменить принятые нами в детстве бессознательные решения, сделать собственный выбор, свободный от родительских директив, пойти своим путем. А еще – предоставить возможность выбора своего пути нашим детям, помочь им изжить директивы, нами же, родителями, и данные.

Музыка – это важная часть нашей жизни, даже если для кого-то это всего лишь фон. Мело…

Сыновьям и дочерям необходимо общество отца, они должны получать удовольствие от его …

Источник

Екатеррина Видова
12 Родительских директив

Выступление на родительском собрании

«12 родительских директив»

РОДИТЕЛЬСКАЯ ДИРЕКТИВА – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок будет наказан не явно, а косвенно-собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причём истиной своей вины ребёнок обычно не сможет осознать без посторонней помощи, ведь именно, исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим».

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка в запорожье

ДИРЕКТИВА 1. НЕ ЖИВИ

Выражается словами: «Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Что б ты сквозь землю провалился», «Сколько тревог и лишений ты мне принёс, появившись не свет».

Скрытый смысл: облегчение управления ребёнком через возбуждение в нём хронического чувства вины, связанного не с какими-то конкретными поступками, а с самим фактом его присутствия в жизни матери.

Проблема: «Я – источник помех в жизни матери, я – её вечный должник».

Ребенок всю жизнь доказывает себе: «Я чего-то значу»,

никчёмность существования. Тенденции к алкоголю, наркомании, суициду.

Скрытый смысл: взрослый как бы перекладывает на ребёнка ответственность за нерешённость собственных жизненных задач.

Проблема: Ребенок воспринимает, что было бы лучше, если бы его не было.

Следствие: частые травмы и другие способы бессознательного саморазрушения.

Ребенок учится заботиться о своей физической безопасности в той мере, в которой окружающие воспринимают его жизнь как источник радости для себя.

ДИРЕКТИВА 2. НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ

Высказывания: «Что ты ведёшь себя как маленький?»,

«Пора стать самостоятельным»…

Проблема: Состояние «детскости» как плохое, а состояние «взрослости» – как хорошее.

Следствие:

1. Берёт ответственность за других, но не решает свои проблемы.

2. Не может «Быть здесь и сейчас».

3. Происходит раннее половое созревание, рано вступает в сексуальные отношения, рано начинает пить алкоголь, курить и т. д.

4. Нет контакта с детьми.

ДИРЕКТИВА 3. НЕ РАСТИ

Высказывания: «Мама тебя никогда не бросит», что бессознательно расшифровывается как: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки».

Скрытый смысл: Такую директиву дают родители, панически боящиеся взросления ребёнка и того момента, когда он покинет родительское гнездо, оставив их, как в начале супружества, лицом к лицу друг с другом.

Следствие: Эдипов комплекс, комплекс Электры. Если влюбилась (ся, то это предательство родителей. Инфантильность.

ДИРЕКТИВА 4. НЕ ДУМАЙ

Выражается в требованиях «не рассуждать, а делать, что приказано».

Проблема: чувство «пустоты в голове», головные боли, стремятся заглушить их алкоголем, спортом или развлечением по принципу «много думать вредно». Ощущают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения («как я мог такое совершить?»).

Следствие: Рассеянность. Несчастные случаи.

ДИРЕКТИВА 5. НЕ ЧУВСТВУЙ

Высказывания:

«Как тебе не стыдно бояться собаку, она же не кусается»,

«Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе в матери годится».

Проблема: подавление эмоций гнева и страха.

Следствие: несчастные случаи.

ДИРЕКТИВА 6. НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА

Высказывания: «Мы сами не могли получить высшее образование, отказали себе во всем только ради того, чтобы ты закончил институт».

Или: «У тебя все равно ничего не получится».

Скрытый смысл: в основе данной директивы лежит) бессознательная зависть родителей к ребёнку.

Следствие: злой рок.

ДИРЕКТИВА 7. НЕ БУДЬ ЛИДЕРОМ

Высказывания: «Не высовывайся», «Будь как все».

Проблема: робость, «серая мышь».

Следствие: Дети, получившие такую директиву, пожизненно ходят в подчинённых, и дома – тоже.

ДИРЕКТИВА 8. НЕ ПРИНАДЛЕЖИ

Родители видят в ребёнке «единственного друга».

Высказывание: «Ты ведь у меня не такой, как все».

Скрытый смысл: «Не принадлежи никому, кроме меня».

Родители всячески стараются подчеркнуть его Исключительность, непохожесть на других, причём в положительном смысле.

Проблема: Ему не знакомо чувство «слияния с группой».

Став взрослыми, такие люди обречены чувствовать себя не такими как все, их всегда будет тянуть в тёплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не найдут.

Следствие:

Завышенная самооценка.

Трудности в сексуальных отношениях, роль жертвы (обман, бросают) вопрос доверии.

Белая ворона.

ДИРЕКТИВА 9. НЕ БУДЬ БЛИЗКИМ ИЛИ НЕ ДОВЕРЯЙ

Эта директива похожа по смыслу на предыдущую, но если та проявляется в группе, то данная – в отношениях с близким человеком.

Родители внушают ребёнку, что никому, кроме них, нельзя доверять. Они опасаются близких отношений ребёнка с кем-нибудь, кроме них.

Скрытый смысл: «любая близость опасна, если это не близость со мной».

Следствие: Трудности в сексуальных отношениях, импотенция, роль жертвы. Предательство, обман, бросают.

Проблема: отсутствие доверия к другим.

ДИРЕКТИВА 10. НЕ ДЕЛАЙ

Скрытый смысл: «Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я».

Проблема: Дети испытывают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого. Откладывают начало своих действий, попадают в «цейтнот».

Следствие: Во взрослой жизни они часто упрекают себя в слабоволии, но дело здесь не в воле, а в послушании.

ДИРЕКТИВА 11. НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ

Установка: «Будь похожим на…», «Стремись к идеалу».

Скрытый смысл: вызвать неудовлетворённость своим нынешним состоянием.

Проблема: неудовлетворённость собой, зависть (к кому-то или чему-то). В чужом огороде трава зеленее.

ДИРЕКТИВА 12. НЕ ЧУВСТВУЙ СЕБЯ ХОРОШО

Высказывания: «Не смотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5».

Проблема – Вторичная выгода: плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Следствие: используют реальное заболевание для получение психологической выгоды.

Источник