Родителям об умственном развитии ребенка 3 лет

Алена Григорьева
Умственное развитие ребёнка 3–4 лет

Умственное развитие ребёнка 3-4 лет.

По мнению психологов возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. Эта рекомендация выстраивается на изменениях, происходящих в социально-нравственном и личностном развитии ребенка в этот период. До 3-х лет дети не нуждаются в компании для игр. Лучшим напарником для развлечений является взрослый, наблюдая за которым дети учатся простым игровым приемам. Приблизительно в 3 ЛЕТ”._ода в сознании малыша происходит изменение. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от родителей личность, ощущать необходимость играть со сверстниками или детьми постарше.

Если вы не планируете отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то с 3-х лет необходимо предоставлять малышу возможность играть и общаться с другими детьми на площадке, в кружках и секциях. Умение заводить друзей и выстраивать отношения с другими людьми формируется в этот период, впоследствии наверстать упущенную возможность будет сложнее.

В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:

Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;

Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;

Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.

Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).

Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.

Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей.

В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки — к женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку.Вследствие появления понимания о различиях между полами могут начать проявляться предпочтения в одежде: девочки могут требовать подбирать им розовую одежду, мальчики — предметы гардероба с машинками, героями мультфильмов.

К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать “добро” и “зло”.

С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят.

Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести.

Ближе к 3,5 годам хорошо познакомить ребенка с основными традициями и праздниками, рассказать, какие особенности есть у каждого праздничного дня. К 4-м годам можно предложить посетить первую выставку, детский театр, музыкальное представление. Через наблюдение за поведением других людей, знакомство с новыми видами развлечений и знакомство с искусством малыш будет формировать свои личностные качества, быстрее поймет важность соблюдения общественных норм.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года

К 3-м годам база знаний ребенка становится упорядоченной. Малыш активно использует слова обобщения, применяет анализ и синтез для поиска решения предложенного задания. Если внимательно наблюдать за самостоятельной деятельностью крохи, то хорошо заметно, как быстро он применяет новые знания, адаптирует их к различным играм. В этот период стоит продолжать активно знакомить ребенка с окружающим миром, предлагая тематические занятия.К 4-м годам ребенок должен знать:

Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;

5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;

4-5 видов рыб;

4-5 видов насекомых;

основные растения,встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;

основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;

чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);

разные части суток (утро, день, вечер, ночь, уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;

времена года и их отличия между собой;

основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);

основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;

3-5 основных профессий;

до 10 видов транспорта;

различия между городом, деревней, природой.

При желании взрослых в 3-4 года ребенок может выучить алфавит. Многие методики раннего обучения чтению предлагают начинать изучать это умение с 3-х лет. Основным требованием для раннего освоения чтения является преподнесение знаний в легкой, игровой форме.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года — прежде всего заслуга родителей. Чем больше новых знаний вы преподносите ребенку, подробно отвечаете на его вопросы, тем шире становится база знаний карапуза.

Логическое мышление и математические способности

Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка,к 4-м годам малыш может уверенно знать:

счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;

понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д. ;

основные цвета спектра и до 15 оттенков;

основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.

В 3-4 года рекомендуется проводить обучающие занятия,позволяющие тренировать умения:

сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;

подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;

складывать разрезные картинки, пазлы;

находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;

запоминать последовательность 3-5 картинок;

находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.

Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

В норме, к 3-м годам дети должны говорить простыми фразами, начинать выстраивать сложные предложения. Речь должна быть наполнена глаголами, прилагательными, наречиями и предлогами.Некоторые отклонения чистоты речи: перестановка слогов, проглатывание окончаний в норме должны исчезнуть к 3,5 годам. Если ребенок сильно искажает слова, нарушает последовательность слов в составленном предложении, не использует местоимение “Я”, рассказывая о себе, не пытается вести диалог, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.

Появление активной речи у каждого отдельного ребенка происходит в свой срок. Некоторые дети уже в 3 года декламируют длинные стихи, а другие только начинают составлять первые предложения. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми. Рекомендуется оценивать развитие речи через сравнивание текущих умений и прошлых показателей, контролировать соответствие минимальным нормам. Так,в норме к 3-м годам ребенок должен уметь:

Составлять простые предложения;

Поддержать беседу о происходивших недавно событиях;

Использовать речь, для получения новой информации;

Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;

Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;

Рассказывая о себе, говорить “Я”;

Пытаться изменять слова по падежам.

К 4-м годам ребенок должен уметь:

Описать увиденную картинку, ситуацию;

Быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;

Разделять предметы на группы, использовать обобщения;

Знать названия основных признаков предметов. Употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;

Употреблять глаголы, обозначающие действия подходящие по смыслу;

Повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;

Знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос “как тебя зовут” развернутым предложением (“меня зовут …”);

Уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;

Произносить звуки “З”, “С”, “Ц”.

Правильно использовать местоимения, времена, падежи;

Согласовывать глагол и существительное во времени;

Добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;

Придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.

Речь ребенка в 4 года по-прежнему имеет прямой порядок слов. Сложные предложения формируются при помощи союзов.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

Развитие умения выражать свои эмоции через различные виды творчества играет важную роль в формировании психики ребенка. В 3-4 года уже можно заметить, как сильно развились фантазия и эмоции малыша, самое время развивать умения ребенка создавать новую выдуманную реальность при помощи подручных средств.

В 3-4 года малыш еще не умеет разграничивать вымышленный и реальный мир, игра сопровождает его во всех делах. В то же время эмоции ребенка все чаще переполняют его, требуют выхода через всевозможные виды деятельности. Развитие творческого потенциала позволяет открыть перед ребенком простой способ выражения эмоций и своевременно замечать изменения в его психологическом состоянии. Рисунки, аппликации, поделки могут многое рассказать о текущем состоянии ребенка, открыть взрослым его переживания, страхи. Через творчество можно обсуждать с малышом вопросы “добра” и “зла”, взаимоотношений, понятия “красивого” и “некрасивого”.

В 3-4 года ребенку доступны разные способы развитиятворческого потенциала:

Рисование. Предложите крохе поработать с красками при помощи пальчиков, кисточек, губки, штампов. Покажите, как нарисовать рисунок карандашами, фломастерами, мелками. Очень полезны занятия рисованием песком;

Аппликации. Создайте с ребенком поделку из бумаги, ваты, природных материалов (шишки, веточки, листочки);

Лепка. К уже известным тесту и пластилину можно добавить глину. Предложите лепить простые фигурки животных, предметы мебели, человечков;

Конструирование. Стройте дома и гаражи, мебель и поезда;

Вырезание. Для работы с бумагой предложите ребенку использовать специальные детские ножницы. Покажите, как вырезать снежинку, солнышко, тучку. Научите вырезать по контуру;

Оригами. Создание объемных фигур без использования ножниц и клея — хороший способ развития фантазии и мелкой моторики. В 3-4 года ребенок может складывать лист бумаги пополам, загибать уголки по примеру;

Плетение из бусин. Покажите, как можно создавать различные композиции, нанизывая бусины на нить, сплетая их между собой.

Кроме развивающих творческий потенциал занятий, хорошо предложить ребенку развивать свои познания в музыке, живописи, театральном искусстве и т. д. К 4-м годам можно посетить выставку картин и скульптур, детский театр, музыкальные представления.

Источник

                                                          Все дети разные

    Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они используются по-разному. Один ребенок, попадая  первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то , что слышит,  для третьего (кинестетика) – то, что чувствует. 

    Эти особенности влияют на поведение ребенка и даже на восприятие учебного материала. 

Если ребенок визуалист

·        Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он не доволен; это не имеет никакого  отношения лично к вам.

·        Он больше других пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

·        Он быстрее воспринимает материл, который хорошо иллюстрирован.

·        Он легче приобретает навыки путем наблюдения.

·        На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

Если ребенок аудиалист

·        Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.

·        Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

·        Он хорошо запоминает словесный материал.

·        Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Если ребенок кинестетик

·        Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

·        У него чаще, чем у других, меняется настроение, он раним и обидчив.

·        Он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

·        Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Умственное развитие ребенка трех лет

(методика)

Восприятие цвета

Задание 1. Выбор по образцу.

   Материал: два набора по шесть карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового).

  Инструкция

   Сейчас мы будем играть в цвета. Я тебе даю две бумажки разног цвета. У мишки тоже есть такие бумажки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему бумажку точно такого же цвета.

   (Перед ребенком кладутся две карточки, например красная и зеленая, затем поочередно даются красный зеленый образцы, и ребенок «угадывает», где у него такая же карточка. Проделайте это со всеми шестью цветами в разных сочетаниях. Следует иметь в виду, что иногда у ребенка после одного – двух верных ответов закрепляется «реакция на сторону» – он начинает каждый раз выбирать карточку, лежащую с определенной стороны. Поэтому следует при каждой пробе менять местами карточки, лежащие перед ребенком, и показывать один и тот же образец дважды при разном расположении этих карточек. Если оба ответа правильны, можно считать, что этот цвет ребенок выбирает безошибочно, и переходить к другому. Если правилен только один ответ из двух, нужны еще два предъявления того же образца, но лучше давать их не сразу, а после второго образца. И чтобы проверка была надежной, ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы меняете образец. Не хвалите за верный выбор и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны.)

   -Смотрите, какая бумажка нужна мишке.

   (Мишка сидит напротив ребенка. Образец определенного цвета кладется несколько дальше от ребенка, чем карточки для выбора.)

   -Где у тебя бумажка точно такого же цвета? Дай её мишке. Эта? Теперь я тебе опять положу две бумажки. Вот они.

(Обе карточки кладутся заново, располагаясь по – другому.)

   Теперь мишка просит вот такую бумажку.

Задание 2. Простейшие действия с учетом цвета.

  Материал: взрослый берет два кубика одинаковой величины, но разного цвета, например красный и зеленый. Такие же два кубика у ребенка.

   Инструкция

   Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься. Как я строил(а), и постараешься точно такую же башенку, как у меня.

  (Взрослый ставит между собой и ребенком экран (лист картона, газету) и за ним кладете один кубик на другой. Открывает.)

   Вот, посмотри и построй точно такую же башенку.

   (Повторите это задание четыре раза, каждый раз меняя взаимное расположение кубиков (сверху кладется то красный, то зеленый кубик). Если ребенок кладет свои кубики, располагая их так же, как в образце, проверка окончена. Если же путает цвета, не обращает на них внимание, попытайтесь повторить все заново, но без экрана, т.е.строя башни – образцы на глазах ребенка.)

   Видишь, сначала я беру этот кубик и ставлю его внизу, а потом вот этот ставлю его наверх.

  (Названия цветов употреблять нельзя.)

Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий цветов.

   Материал: те же шесть карточек, что и в «Выборе по образцу».

   Инструкция

   Все карточки раскладываются в случайном порядке перед ребенком, и  взрослый просит:

   -Дай мне красный цвет… А теперь фиолетовый… А теперь зеленый.

    Потом показывает те же карточки по одной:

   -Какой это цвет? А это?

   Оценки полученных результатов. Вполне удовлетворительными для трехлетки будут правильное выполнение выбора по образцу, учет цвета при выполнении конструктивного задания без экрана, умение выбирать по названию три-четыре цвета, умение правильно называть два-три цвета.

Восприятие формы

   Аналогично проводится проверка восприятия ребенком формы.

   Материал: пять пар картонных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник).

                               Задание 1.  Выбор по образцу.

    Фигуры, как и цветные карточки, даются ребенку по две, а затем поочередно каждая из них используется в качестве образца.

                             Задание 2. Простейшие действия с учетом формы.

    При проверке учета формы в действии строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета (можно использовать и другие две детали строительного материала разной формы).

          Задание 3. Проверка понимания и употребления слов-названий формы.

     Ребенок по очереди выбирает те фигуры, которые называет взрослый. 

     Оценка полученных результатов. Нормально, если ребенок правильно выбирает по образцу круг, квадрат, треугольник (он может при этом путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником), строит башню по прямому показу, выбирает по названию три фигуры. Активное использование названий в собственной речи вообще не обязательно, и вполне приемлемы предметные названия форм («домик», «крыша» и т. п.)

                                      Восприятие величины

                         Задание 1. Выбор по образцу.

   При проверке восприятия величины предоставляется выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, существенно (примерно вдвое) различающихся по величине.

                         Задание 2. Простейшие действия с учетом величины.

    Башня строится из двух кирпичиков разной величины.

       Задание 3. Проверка понимания и употребления слов-названий величины.

    Проверяется понимание и употребление слов «большой», «маленький».

    Оценка полученных результатов. Обычно дети 3 лет все задания (кроме называния) выполняют успешно.

                                                      Сообразительность

    Материал: склеенная из картона плотная трубка.

     На глазах у ребенка протолкните в картонную трубку палочкой (примерно до середины) привлекательный для него предмет, скажем конфету, и предложите достать. Догадается ли он той же палочкой вытолкнуть предмет наружу или будет пытаться просто разорвать трубку?

Понимание словесных указаний

     Взрослый дает ребенку любое распоряжение, включающее два-три последовательных действия, например: «Возьми чайную ложечку, которая лежит на столе, и принеси ее».

Составление целого из частей

    Материал: разрезные картинки, кубики с изображениями животного или автомашины, разрезанными по вертикали пополам.

   Оценка полученных результатов. Если ребенок уже имел в этом отношении кое-какой опыт, ему, по всей вероятности, удастся самостоятельно сложить и новую картинку-изображение. Если же опыта такого раньше не было, первую картинку пусть сложит с вашей помощью. Потом посмотрите, сумеет ли он самостоятельно сложить вторую.

Складывание трехсоставной матрешки

   Малыш пытается во что бы то ни стало вколотить неподходящие части матрешки друг в друга, либо пробует и так и эдак, меняет то, что не стыкуется, и в конце концов добивается успеха, либо сразу делает все верно, подбирая части на глаз. Впрочем, последний вариант возможен только при хорошем предварительном обучении.

Источник