Родителям о развитии одаренного ребенка

Родителям о развитии одаренного ребенка thumbnail

РЕКОМЕНДАЦИИ

 РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Лагунова С.А., старший воспитатель

МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 10 «Сказка»

Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, – дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

        Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями,  могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, следуйте этим ценным советам и рекомендациям.

Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
  2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
  3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
  4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
  5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  1. Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
  2. Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.
  3. Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
  4. Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Рекомендации родителям

  1. Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  2. Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  3. Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
  4. Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  5. Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  6. Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  7. Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
  8. Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
  9. Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  10. Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
  11. Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  12. Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка:

1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

2. Оценивайте уровень развития ребенка.

3. Избегайте длинных объяснений или бесед.

4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

        6. Развивайте в своих детях следующие качества:

  1. уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
  2.  понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  3.  интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  4.  уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
  5.   привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  6.  умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Источник

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

hello_html_m99d7ae0.jpg

Одаренные дети. Кто они?

Это, прежде всего – дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, следуйте этим ценным советам и рекомендациям.

hello_html_4bf69b40.jpg

Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми:

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, базирующуюся на сознании само ценности;
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социо экономических и образовательных уровней;

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  • Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
  • Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
  • Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
  • Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

hello_html_m75184823.jpg

Советы родителям:

  • Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  • Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  • Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.
  • Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  • Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  • Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  • Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
  • Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
  • Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  • Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
  • Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  • Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
  • Будьте честными! Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  • Адекватно оценивайте уровень развития ребенка!
  • Избегайте длинных объяснений или бесед!
  • Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке! Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  • Уважайте в ребенке индивидуальность! Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

hello_html_m5ce95ace.jpg

hello_html_4cf3b317.jpg

Развивайте в своих детях следующие качества:

  • уверенность, базирующуюся на собственном сознании само ценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

hello_html_m75eda956.jpg

Источник

Наталья Заблоцкая
Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители?

В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста роль семьи особенно значима, формируется отношение родителей к его неординарности, одаренности и талантливости, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.

Цель этой статьи – помочь родителям определить свою позицию в вопросе развития одаренности детей, оценить свой вклад в раскрытие творческого потенциала своего ребенка.

Опыт работы показывает, что родители неодинаково относятся к своим одаренным детям. Некоторые мамы и папы считаю, что нет никакой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенность возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, его потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав, что малыш одарен, испытывают не гордость и удовлетворение, а смущение и растерянность, их страшит ярлык одаренности. Они видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности.

Другие отцы и матери, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, тем самым удовлетворяя родительское тщеславие, всячески подчеркивая, что их малыш не такой, как другие дети, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Подобная родительская позиция проявляется в постоянном стремлении демонстрировать окружающим «выдающиеся способности» своего чада, а основными показателями одаренности выступает большое количество стихов и песен, заученных ребенком; стремление малыша к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п.

Родители, желая обеспечить идеальные условия для развития «таланта» ребенка, записывают его в студии, кружки, и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем склонностями дошкольника.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал сына или дочери и даже пытается помочь в его раскрытии, но сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами одаренного ребенка.

Одаренные дети, как и их ровесники, развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие одаренных может опережать их физическое и эмоциональное развитие.

Очень часто за различными жизненными ситуациями стоит одна большая проблема – проблема общения. Одаренные дети очень чувствительны к мнению других, нуждаются в понимании и признании. Как часто родители не замечают этого, и провоцируют конфликт. Такие дети часто требуют несколько иного подхода в общении, чем обычные дети. Они остро реагируют не только на содержание высказывания,но и на его форму: для ребенка важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. При разговоре с ребенком взрослому важно следить за своей речью, ее интонацией. Резко высказанные критические замечания в адрес одаренного ребенка не принесут желаемого результата. Уважайте мнение ребенка, не смотря на то, что он еще мал!

Одаренному ребенку необходимы для развития равноправные отношения в общении не бойтесь при этом идти на компромисс и принять точку зрения дошкольника как возможную, даже если она вам кажется не совсем верной.

Рекомендую обратить внимание на следующие отличительные черты одаренного ребенка:

– начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше, чем большинство его сверстников. Овладевает навыками самообслуживания (умывание, одевание и пр.) быстрее, ему требуется для этого меньше практики, чем другим детям;

– проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»;

– имеет большой спектр интересов, пробует экспериментировать;

– концентрируется на задаче иногда так глубоко, что забывает обо всем. Продолжительность концентрации внимания на интересующем его предмете или задаче намного больше, чем у сверстников;

– имеет большой для своего возраста словарный запас, демонстрирует глубокое понимание тонкостей языка;

– легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и более подробно, чем большинство детей;

– понимает сложные идеи, видит общее в предметах, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление намного раньше своих сверстников;

– склонен к серьезным размышлениям. В очень раннем возрасте интересуется глобальными проблемами, размышляет о жизни и ее значении и о тех вещах, о которых взрослые говорят за обеденным столом;

– легко отгадывает загадки и придумывает свои;

– начинает читать и выполнять простые арифметические действия до поступления в школу, иногда учится этому самостоятельно;

– устанавливает для себя высокие критерии. Стремиться к совершенству. В любом деле доходит до самой сути;

– проявляет понимание чувств других людей и очень чувствителен к социальной несправедливости. Верит в честность, правду и другие абсолюты, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликта;

– хочет понять, почему люди такие, какие есть. Склонен к самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Проявляет критичность к себе и другим;

– не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом;

– стремится быть творческим, изобретательным. И как результат – ищет необычные,новые способы выполнения обычных дел: по-своему застелить кровать, убрать комнату и т. п;

– проявляет одаренность в искусстве.

Одаренные дети всегда в поиске новых интересных занятий. Но у родителей может не оказаться под рукой соответствующих развивающих материалов. Что вы можете сделать вместе с ребенком для развития его воображения, исследовательской активности и практических умений? Возможно, вам помогут следующие советы:

– наблюдайте за звездами, изучайте с ребенком астрономию на доступном для него уровне, по возможности вместе с ребенком посещайте планетарий. Обсуждайте проблему жизни на других планетах, существование НЛО, поощряйте фантазии на эту тему;

– изучайте новое ремесло, рукоделие, к которому дошкольник проявляет интерес. Учитесь вместе с ребенком. Не смущайтесь, если ваш сын заинтересовался женским рукоделием, а дочь – выжиганием или выпиливанием. Одаренные дети не следуют жестко стереотипам женских и мужских занятий;

– придумайте вместе сценарий нового мультфильма, проиллюстрируйте его;

– заведите дневник, в который будете записывать песенки, рассказы и истории, которые очинил ваш ребенок, если он еще не умеет писать сам. Собирайте его рисунки, поделки, проекты;

– читайте и обсуждайте с ребенком материалы из детских журналов, слушайте детские передачи, выделяя интересные проблемы и обсуждая возможные пути решения;

– узнавайте новое о животных и растениях;

– изучайте историю своей улицы. Прошлое города или села, где вы живете. Составьте карту вашей улицы, района;

Родителям надо помнить, что одаренный и талантливый ребенок – это прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Создайте среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Уважайте его точку зрения, как если бы он был взрослым. Уважайте его любопытство, как великую ценность! Поощряйте его интересы, даже если вы не можете понять их. Находите время радоваться ему, вашему ребенку. Не забывайте, что ему необходим тот же опыт, что всем детям. Ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.

Источник

Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский

Национальной образовательной стратегией–инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
Учитель – координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

  1.  психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
  2.  информационная среда для родителей;
  3.  совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
  4.  поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Рассмотрим данные направления более подробно.
Психологическое сопровождение семьи способного ребенка

Цель работы психолога с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком [2]. Данная работа направлена на:

  •  расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
  •  улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
  •  выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
  •  установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

Информационная среда
Специально для родителей класса разработан цикл родительских собраний «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т.д.

Большим подспорьем для развития кругозора родителей стал электронный дневник «Дневник.ru». В рамках «Дневника» созданы специальные группы «Учись учиться» и «Юные исследователи».
Для участников группы «Учись учиться» подобраны специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков. Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка.

Участники группы «Юные исследователи» – семьи класса, которым интересно заниматься исследовательской деятельностью. На страничках группы предлагаются интересные опыты, родителей и детей знакомят с лучшим исследовательскими работами научного общества младших школьников «ЮнИс», родители делятся своими впечатлениями от совместных исследовательских работ с детьми.

На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей [3]:

  1.  Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  2.  Оценивайте уровень развития ребенка.
  3.  Избегайте длинных объяснений или бесед.
  4.  Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  5.  Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6.  Развивайте в своих детях следующие качества:
    •  уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
    •  понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
    •  интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
    •  уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
    •  привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
    •  умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей
В первый класс дети приходят после подготовительных курсов «Предшкольная пора», которые организованы при нашей школе. К моменту окончания курсов учитель достаточно хорошо знаком с родителями и детьми. Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед первым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье.

Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, необходимо показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. На майском собрании учитель информирует родителей о широких возможностях, как провести лето с ребенком интересно и полезно. Родителям сообщается, что в сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!»

Предлагаются следующие темы и задания во время отдыха с детьми:

  •  Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).
  •  Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
  •  В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
  •  В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).
  •  Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).
  •  Мои первые опыты.

Необходимо познакомить родителей с опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его самостоятельную активную деятельность.

Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Поддержка и поощрение родителей на уровне школы
Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В нашей школе ежегодно 25 января проводится праздник «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену выходят не только дети, которые являются Честью и Славой школы, но и их родители.
Специально для родителей в школьной научно-практической конференции выделена секция «Родительские университеты», где родители делятся опытом своей работы с детьми.
Лучшие родительские работы выдвигаются на городские Родительские Чтения.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

Представленная выше система работы позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.

Библиография:
1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376 с.
2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.
4. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с.

В.В. Константинова, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №7
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Дзержинск, Нижегородская область

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник