Родителям о развитие музыкального слуха у ребенка

Родителям о развитие музыкального слуха у ребенка thumbnail

Вероника Григорьева
Консультация для родителей «Развитие музыкального слуха у ребенка»

Консультация для родителей

“Развитие музыкального слуха у ребенка”

Музыкальное развитие ребенка самое понятное и легко реализуемое направление гармоничного развития малышей. Ведь все дети любят танцевать, петь и слушать музыку. С помощью музыки можно корректировать эмоциональное состояние ребенка, успокоить, развеселить, направить неуёмную энергию в мирное русло.

При этом в рамках музыкального развития родителей часто интересует вопрос развития музыкального слуха у детей. Как проверить есть ли этот слух, как его развивать и что нужно делать, чтобы музыкальный слух у ребенка не ухудшался? Давайте разбираться.

Скажем сразу, что музыкальный слух есть у всех. Другой вопрос, на сколько он развит. При этом абсолютный музыкальный слух может быть врожденным или приобретенным в результате длительных занятий в музыкальных образовательных учреждениях. Единственное, в чем сходятся все музыкальные педагоги – это чем раньше вы начнете развивать музыкальный слух, тем больших результатов можете достичь.

Самый лучший период для развития слуха является возраст от 1,5 до 3 лет. В это время ребенок особо чувствителен к внешним сенсорным воздействиям и главная задача родителей, привить любовь к музыкальным занятиям и играм. Развитие музыкального слуха связано со способностью различать тембр, высоту, длительность и громкость звука.

Какие же виды музыкальной деятельности способствую развитию слуха?

• прослушивание музыкальных произведений;

• игра на музыкальных инструментах;

• танец под музыку;

• пение;

• сочинение собственных мелодий.

Рассмотрим как реализовать эти виды в формате игры.

Выбор музыкальных произведений для прослушивания

Конечно же, классика вне конкуренции. Начните с произведений Моцарта, Чайковского, Вивальди, Шопена постепенно расширяя репертуар. Важно чтобы музыка нравилась и вам и ребенку. Обсуждайте, какое настроение передает музыка (грусть, радость, веселье, что хочется под нее делать (плакать, танцевать, маршировать).

Попробуйте с малышом изобразить ассоциации, которые вызывает музыка на бумаге. Малыши хорошо улавливают суть такого задания, предлагая изобразить позднюю унылую осень или скачущего кузнечика в поле. Некоторые произведения, также, будут хороши для развития чувства ритма (И. Штраус «Радецкий марш»). Если произведение имеет выраженный ритмический рисунок, то предварительно прослушав – прохлопайте его в ладоши или простучите барабанными палочками.

Включите в ваш список прослушивания звуки природы, детские песенки, легкий джаз.

Отводите для прослушивания определенное время, не допуская постоянного звучания музыки фоном. При наличии постоянного шумового воздействия (включенная музыка, телевизор, радио) слух притупляется, поэтому давайте ребенку возможность побыть в тишине.

Хорошей идеей будет посещение детских концертов, музыкальных представлений и театра. Все это обогатит мир ребенка и будет способствовать его музыкальному развитию.

Игры с инструментами для развития музыкального слуха

Шумовые коробочки

Делаются они очень просто путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Чтобы контейнер не открылся его можно обвязать или надеть термопленку для пасхальных яиц. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежным и грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно играть в игру «Найди пару на слух». Важно чтобы контейнеры были одного цвета и ребенок определял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.

Ищем зверюшек

Если у вас дома есть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разных животных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высоких нот до низких):

• мышка бежит;

• зайчик скачет;

• волк ищет поживу;

• медведь идет сучья ломает.

Научились? Теперь загадывайте друг другу загадки – закрывайте глаза, ребенок исполняет, а вы угадываете, кого он сыграл. Потом меняйтесь ролями.

Узнай по звуку

Собираем все музыкальные инструменты, которые есть у Вас дома, играем. Потом ребенок закрывает глаза (можно надеть повязку) – вы играете, а ребенок угадывает, какой инструмент издает звук.

Где звук

Игра похожа на предыдущую. Ребенок с закрытыми глазами сидит в центре, а вы перемещаетесь по комнате и звените в колокольчик (инструмент может быть любой). Задача малыша угадать ваше местоположение и указывать пальчиком откуда доносится звук.

Тихо-громко

Подвижная игра, для которой понадобится барабан или бубен. Под тихие удары малыш ходит, под удары средней интенсивности прыгает, под громкие удары бегает. Игра также развивает внимание и физическую сферу.

Подобная игра с погремушкой. Тихо шумим – хорошая погода и ребенок резвится на солнышке, сильно тарахтим – пошел ливень, скорее прячемся в домик под зонтом.

Поем песни

Все начинается с потешек и попевок, русских народных песен которыми мама или бабушка сопровождают игры, а также с колыбельных песен. Поскольку развитие ребенка строится на подражании, то чем с большим энтузиазмом поет мама, тем быстрее запоет малыш. Если вы испытываете неловкость в процессе исполнения – пойте наедине с ребенком и включайте аудиозаписи детских песен. Вначале, ребенок будет допевать припевы, а позже и всю песню.

Читайте также:  Общее развитие ребенка 2 месяца

Источник

Консультация для родителей

«О развитии музыкального слуха дошкольников»

Умение петь или играть на каком-либо инструменте всегда вызывает интерес окружающих. Человеку, в жизни которого есть музыка, никогда не будет одиноко и скучно.

Музыкальное образование у нас, к сожалению, не всеобщее. Для того, чтобы поступить в музыкальную школу, необходимо пройти испытание на музыкальный слух.

Существует мнение, что музыкальный слух есть у всех детей. Однако далеко не все дети могут чисто и правильно пропеть даже простую песенку. Часто не получается потому, что ребёнок не владеет своим голосом, он слышит, старается, но ничего не выходит для развития музыкального слуха необходимо воспитывать умение слушать и слышать. Пению, слушанию музыки надо учить так же, как учат ребёнка говорить.

С первых дней своей жизни ребёнок слышит человеческую речь, воспринимает её, начинает говорить, подражая тому, что слышит. А что получается с музыкой, пением? Много ли ребёнок слышит хорошей музыки, слушают ли дома взрослые классику, является ли музыка их жизненной необходимостью?

Если в раннем детстве малыш слушает хорошую музыку, красивое, чистое пение, то это войдёт в его жизнь естественным образом.

Он будет слушать, и петь сам, надо только подтолкнуть его к этому во время игры. Учиться, играя, интересно всем, даже взрослым, что уж говорить о детях.

Играя в солдатиков, можно одновременно послушать пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Пусть ребёнок услышит в ней марширующих солдат, сражение, возвращение с победой. Предложите ему нарисовать то, что он услышал в музыке.

В «Детском альбоме» 24 пьесы, 24 эпизода из жизни ребёнка (“Игра в лошадки”, “Нянина сказка”,). Три пьесы: “Болезнь куклы”, “Похороны куклы”, “Новая кукла”, – расскажут трогательную историю куклы, которую однажды забыли под дождём; она была тряпичной, поэтому промокла и заболела. Бедная девочка так огорчилась, что пришлось подарить ей новую куклу.

Слушая музыку вместе с детьми, мы раскрываем им мир звуков. И чем раньше начнём знакомить малышей с музыкой, тем лучше.

Ребёнок, у которого много звуковых впечатлений, легче научится петь. Конечно, хорошо, когда малыш слышит красивое, чистое пение. Подражая ему, он сам начнёт петь. Но не всегда бывает так. У некоторых детей музыкальный слух развивается очень медленно, и от взрослых, желающих помочь своим детям, требуется большое терпение и последовательные действия.

Сначала научим малыша петь простые песенки на одном повторяющемся звуке. Песенку придумаем сами – возьмём любимые стихи и распоём их. Повторим песенку много раз (это очень важно для того, чтобы она хорошо запомнилась). Песенку может петь и птичка, и мишка, и кукла Маша (так дети узнают о высоких, низких, средних звуках). Когда ребёнок научится петь простую мелодию, повторяя один и тот же звук, можно показать песенку посложнее – из двух звуков. Покажем ребёнку два колокольчика, один побольше – звук пониже, другой поменьше – звук повыше. Песенка колокольчиков состоит из двух звуков:

Динь – дон, динь – дон,

Загорелся Кошкин дом.

Вот так от простых песенок, постепенно – к более сложным, обязательно повторяя первые простые песенки, но повторяя не скучно, не однообразно, а каждый раз как бы по- новому. Например, к старой мелодии придумаем новые слова. Для песенок выбирайте яркие, легко запоминающие стихи.

Очень важно придумывать вместе с ребёнком и слова и мелодию. Пусть первую песенку почти всю сочинил папа, но в следующий раз малыш попробует сделать всё сам. Радуйтесь успехам «маленького композитора» – и не жалейте похвал. Для развития музыкального слуха необходимо и воспитание чувства ритма.

Далеко не все дети могут правильно выдержать длительности в песенке, прохлопать в ладошки какой-нибудь ритмический рисунок. Простучим в ладошки «Динь-дон». Нам, взрослым, кажется, что это простое дело, но не для детей, особенно маленьких.

Воспитание чувства ритма также должно быть последовательным. Самым маленьким необходимо научиться повторять ровные, одинаковой длительности хлопки, запоминать их количество. Затем малышам нужно объяснить, что слова делятся на слоги. Пропойте им следующую песенку:

Та-ня

Та-неч-ка

Та-ню-шеч-ка

Говорим и хлопаем в ладоши. После того, как ребёнок это усвоит, поговорим и простучим маленькое стихотворение.

Ребёнку надо объяснить, что звуки бывают короткие и длинные, показать движением руки (короткие и длинные взмахи) или нарисовать капельки дождя: крупные и мелкие. Можно объяснить, что долгие звуки соответствуют шагу, быстрые – бегу.

Чувство ритма очень важно для музыки. Не случайно на подготовительных отделениях в музыкальных школах наряду с уроками музыкального воспитания проходят уроки ритмики, где дети через движения постигают ритмическое многообразие.

Читайте также:  Анна фрейд концепция развития ребенка

Когда начинать занятия музыкой? Это решается только с учётом развития ребёнка. Как только ребёнок будет способен сосредоточить своё внимание, и вы сами почувствуете, что ему интересно, тогда можно начинать занятия. Самое главное в музыкальных занятиях – интерес.

Ни в коем случае нельзя “давить” на ребёнка. Не получается сегодня оставьте, в следующий раз он сделает больше. Пусть встреча с музыкой приносит радость.

Источник

Каждый заботливый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошо развит во многих направлениях, и имел раскрытые таланты. В этот список может входить: умение рисовать, лидерские качества, музыкальный слух и многое другое. Некоторых везунчиков природа с рождения награждает музыкальными качествами и талантами. Этим деткам без труда удается спеть песенку с непростым мотивом, легко и ритмично пританцовывать, свободно взять (или узнать по звучанию) любую ноту. Но как быть тем родителям, у которых дети не имеют прекрасного чувства ритма, и не обладают мелодичным слухом? К счастью, все поправимо и эти навыки вполне реально развить самостоятельно. Ну а узнать, как сделать это максимально правильно, и как вообще развивать у ребенка музыкальный слух, можно по материалам этой статьи.

Особенности развития музыкального слуха

Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.

Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки.Музыкальные способности детей

Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.

Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?

В каком возрасте можно начинать развитие слуха

С появлением ребенка родители стараются создать максимально комфортные условия для него. Для начала, чтобы чадо положительно реагировало на музыку, следует петь ему песни. Малыш с рождения знает голос своих родителей и хорошо его воспринимает. И чтобы привить ему любовь к музыке, достаточно показать на своем примере: как это здорово (рекомендуется напевать не только колыбельные перед сном, а еще и веселые мелодии во время игр с малюткой, и в любое другое время).

Наиболее активное восприятие музыки у ребенка начинается с полутора до трех лет. Это подтверждено тем, что в раннем возрасте малыш опирается на свои органы чувств: обоняние, слух, зрение, и т.д. Поэтому в данный период рекомендуется максимально плотно взяться за развитие музыкального слуха у малыша.

А вот к четырем годам у ребенка формируется собственный взгляд на окружающий мир. И в это время очень важно успеть задействовать его руки. К примеру, можно приобрести детское пианино, гитару, либо другой, развивающий моторику рук, инструмент. Он будет не только формировать музыкальные навыки, но и положительно влиять на левое, и правое полушария мозга одновременно.Как развивать у ребенка музыкальный слух

При прослушивании спокойной музыки у годовалых детей задействуется центральная нервная система, и малютка без проблем запоминает мелодии по их частоте. Да и вообще, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем скорее у него раскроются таланты. Ведь привить неистовую любовь к песням можно лишь в раннем возрасте.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Для того, чтобы развить у ребенка музыкальные способности, с ним необходимо играть. Это обязательно нужно делать без надоедливости, и выставления каких-либо требований к малышу. В противном случае у малютки полностью пропадет интерес к вышесказанному делу, и ничем хорошим это точно не закончиться.

Ну а чтобы сделать все грамотно, рекомендуется придерживаться следующих советов и правил:

  1. Необходимо разузнать, что именно в музыке малыша больше всего радует и забавляет: танцевать, подпевать, или делать определенные движения в такт с песней. К чему больше склонен ребенок, от того и следует отталкиваться при поиске его талантов.
  2. Дети в раннем возрасте имеют отличную память. Исходя из этого нужно периодически включать детские песни с текстом, который легко запомниться ребенку. А впоследствии малыш будет самостоятельно подпевать слова, развивая свои голосовые связки.
  3. Начиная с трех месяцев можно брать погремушки, и бить ними с разной силой перед малышом. Это поспособствует тому, что он научиться отличать громкие звуки, от тихих.
  4. Если у ребенка, по вашему мнению, нет никакой тяги к музыке, то ни в коем случае не следует навязывать ему прослушивание мелодий, и т. д. А лучшим вариантом станет приобретение для него детского музыкального инструмента, с красочным и ярким оформлением. Это завлечет малыша, и даст свои положительные результаты в развитии таланта.
  5. Детям, в возрасте от 3 лет, можно пройти специально разработанный тест в домашних условиях. Чтобы проверить: различает ли ребенок звуки, предложено сделать следующее: на музыкальном инструменте нажать одну клавишу, после чего спросить малютку: какое количество звуков он услышал. Если ему сложно дать ответ, повторите игру еще раз.
  6. Очень хорошо развитию слуха способствует просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением.
Читайте также:  Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка

Существует масса способов для правильного развития музыкального восприятия ребенка. Ну а для того, чтобы зажечь интерес в глазах младенца, родителям достаточно принимать активное участие в усвоении им новых мелодий, и изучать окружающий мир вместе с чадом.

Музыкальные задания для малыша

Чтобы дети дошкольного возраста активно проявляли интерес к музыке, психологами были придуманы специальные, развивающие слух игры. Для того, чтобы ребенок научился различать мелодии, ему следует включать веселые песни, когда он радостный, жаждет играть и резвиться. А вот когда малютка хандрит, то запускать нужно наоборот, грустные мотивы.

Ну, а перечень других игр, связанных с музыкальным развитием, изложен ниже:

  1. «Не путай». Детская игра, которая подойдет для малышей, знающих несколько песен наизусть. Суть игры такова: ребенка нужно навести на неверный след, взять мелодию из определенной песни, и переложить ее на слова другой. А вот чадо должно разузнать, в чем подвох, и исправить ошибку.
  2. «Отгадай певца». Игра подойдет для ребят, в возрасте от 5 лет. Как играть: родитель уходит от малютки в соседнюю комнату, берет карандаш, и начинает постукивать им по какому-либо предмету. Ну а задача ребенка заключается в том, чтобы он смог отгадать предмет, по которому стучал родитель. После можно поменяться ролями, для большего интереса.
  3. «Ассоциации». Для этой игры потребуется музыка. Родитель включает песню, и начинает показывать жестами то, что описано в определенной мелодии. Малыш внимательно смотрит на родного человека, и пытается повторить за ним, но самостоятельно, используя только мелодию.
  4. «Часики». Игра, которая развивает чувство ритма. Ее смысл заключается в следующем: необходимо поставить перед собой громкий будильник, где четко слышен бой стрелок. Ну а задача родителей с ребенком воссоздать топаньем ног, или же хлопками рук звук часиков «тик-так».
  5. «Хлоп-хлоп». Используя обычные хлопки в ладоши тоже можно развить слух ребенка. Для начала нужно выбрать мелодию. К примеру «та-та-та». На каждом слоге необходимо делать хлопок в ладоши, и предложить малышу повторить за вами. Вот и вся суть игры.
  6. «Музыкальные загадки». Подойдут для детей младшей школы. В их ответах должны фигурировать ноты, или музыкальные инструменты. А список подобных загадок можно найти в интернете.

Рекомендации для родителей

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что все детки с самого рождения склонны к музыкальным талантам. А вот родителям остается лишь принять это, и усердно развивать ребенка в данном направлении. Никто не обещает, что малыш сразу начнет понимать все азы музыки, и делать все так, как того желают родные. Но достигнуть результата удастся даже, если придерживаться самых простых рекомендаций.

А именно:

  1. Малышам годовалого возраста нельзя слушать много песен подряд. Лучше включить одну мелодию, длительностью в три минуты, проиграть ее один раз, и только спустя некоторого времени поставить другую композицию.
  2. Начиная с трехлетнего возраста малышу рекомендуется прослушивать аудио-сказки с музыкальным сопровождением.
  3. Слушать музыку вместе с ребенком желательно в полной тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали малыша, и не воспитывали в нем невнимательность.
  4. Если в малютке видно потенциал, то лучшим вариантом станет записать его в музыкальную школу, или кружок этого же направления.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Вместо заключения

Подводя итоги, следует добавить, что музыка является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. А дети, у которых есть соответствующие таланты, обладают еще и прекрасным мышлением, они более общительны, так как имеют опыт общения не только в учебном классе, но и в музыкальных кружках, школах и секциях. Такие дети более уверены в себе, не испытывают страха перед аудиторией, можно сказать, что они более гармонично развиты. Поэтому развивать слух у ребенка нужно обязательно, и с самого рождения.

Источник