Родители разошлись какие последствия в развитии личности ребенка произойдут

Родители разошлись какие последствия в развитии личности ребенка произойдут thumbnail

К сожалению, ничего не вечно и любовная лодка может разбиться о быт или неразрешимые конфликты. В этой ситуации пара не должна забывать о том, что они не только две стороны конфликта, но еще и мама и папа. В зависимости от возраста, малыш или подросток по разному может воспринимать случившееся, но влияние развода на детей будет минимальным если:

  • Ребенок не один в семье. Маленькие дети становятся друзьями по несчастью и делятся друг с другом своим горем
  • Если климат в семье оставлял желать лучшего долгое время. Когда отец и мама постоянно скандалят и негатив сливают на ребенка, развод родителей может быть для него даже облегчением. Тем не менее, малыш или подросток все равно будет ощущать себя потерянным. В этом случае попробуйте объяснить ребенку, что так для семьи будет легче и добрая война хуже плохого мира
  • Если развод родителей будет мирным, без грязного белья и скандалов, а также вовлечения самого ребенка в конфликты семьи. В идеале, должны быть мирные переговоры и обсуждение всех проблем без истерики. В крайнем случае, выясняйте отношения на нейтральной территории и без детей
  • Влияние развода на детей зависит и от пола ребенка. Девочка из неполной семьи может быть неудачливой в личной жизни и не сможет строить нормальные отношения с мужчинами, если мать постоянно при ней оскорбляла бывшего мужа и её папу. Не стоит оскорблять отца при дочери: это может стать причиной убеждения, что все мужчины такие…

Развод и возраст ребенка

Дети разного возраста по-разному переживают расставание родителей.

  • Малыши до 3-х лет. Вам только кажется, что они ничего не понимают. Они очень эмпатичны и четко чувствуют эмоции мамы, кроме того, сейчас им нужна только безопасность, которую гарантируют именно мамы и папы. Разводу предшествует нервная обстановка в семье, а после кроха испытывает куда более сильный стресс. Выражаться это может в неконтролируемом поведении и возбужденности. На физиологическом уровне это проявляется как кожные болезни (дерматиты, диатезы), энурез, проблемы со сном и аппетитом, страх перед одиночеством. Как себя вести? Просто чаще брать малыша на руки и постоянно успокаивать, ну, и позволять папе контактировать с крохой.
  • От 3-х до 5-ти. Психологи считают, что это самый восприимчивый возраст и развод родителей чреват серьезными последствиями. Впрочем, бывает по-разному. Дети младшего дошкольного возраста много фантазируют и создают свой мир внутри, сейчас играет огромную роль общение ребенка с родителем противоположного пола. Плюс добавьте возрастной кризис. Из-за детского эгоцентризма и активного формирования совести ребенок может решить, что это он виноват в расставании мамы и папы, особенно если в семье принято впутывать малыша в конфликты. В чем это может выражаться? В усилении детского негативизма, характерного для детей в 3-4 года, в снижении самооценки и демонстративном поведении. Может ребенок и уйти в вымышленный мир, где живут опасные существа. Что делать? Показывать ребенку, что он все равно любим и не лишать контактов с родителем. Хотя бы на его глазах продолжать играть в хороших родителей и совместно радовать его: водить в парки и центры развлечений только вдвоем.
  • 6-9 лет. Дети уже понимают, что такое развод, пусть и по-своему. Причину расставания родителей (а они сейчас для него идеал женщины и мужчины), они находят только в себе: в своих плохих оценках, капризах, плохом поведении. Сейчас ребенком движет комплекс вины и страх. Ему может казаться, что родители скоро сойдутся, иногда они могут пытаться помирить маму и папу. Что делать сейчас? С таким ребенком уже можно разговаривать как со взрослым. Убедите ребенка, что его вины нет ни в чем, можете обратиться к психологу. Не заставляйте его выбирать между папой и мамой, пусть он близко общается с обоими родителями.
  • 10-12 лет. Семья кажется ребенку чем-то неделимым , и даже если они пытаются отдалиться от нее, ища себя в дружбе с одноклассниками или товарищами по двору, разрушение семьи будет казаться им трагедией. Ребенок может встать на сторону матери или папы, считая кого-то из них абсолютно правым и хорошим, а кого-то — плохим. В дальнейшей жизни это может вылиться в ненависть к мужчинами или женщинам. Еще одна проблема — сравнение себя с другими: почему у друзей есть папы, а у меня нет. Будьте готовы и к тому, что «безотцовщину» могут за это высмеивать в школе. Дети уже не винят себя в том, что случилось, но надеются, что все вернется к прежней жизни. Что делать? Здесь как никогда будет уместна помощь психолога. Если есть проблемы с одноклассниками, должен прийти папа и разобраться с ними по-мужски. Не унижайте бывшую половинку, не оскорбляйте её при ребенке и разрешайте контакты. Не настраивайте подростка против того, кто развод инициировал.
  • Подростковый возраст. Расставание родителей они могут переносить по-детски, но последствия для жизни могут быть весьма серьезными. Реакция на расставание мамы и папы может быть самой непредсказуемой: депрессии выливаются в побеги из дома, хулиганство и прочие безумные поступки. В этом возрасте вообще переоцениваются любые идеалы, а когда на фоне этого всего разрушается семья, пропадает и вера в любовь. Иногда школьник может просто озлобиться.

Как помочь? Только общаться с психологом, причем лучше, если все семьей. Не сливайте на подростка негатив и не контролируйте каждое его телодвижение. Даже если школьник 13-17 лет игнорирует родителей, давайте знать ему, что вы его любите.

Что делать можно и чего делать нельзя

Вне зависимости от возраста чада, при разводе ни в коем случае не говорите ему, что его папа-капитан дальнего плавания (или о том, что мама – бродячая артистка). Со временем тайное станет явным, а дальше два варианта: либо всю жизнь ваши дети будут считать вас лгунами, либо ложь станет нормой для них. И лгать будут, в том числе, и вам тоже.

Нельзя настраивать ребенка против ушедшего родителя и запрещать контакты с ним – ребенок в таком случае становится орудием мести и с годами привыкнет чувствовать себя вещью. Хорошо, если вы с бывшей половинкой будете хотя бы нормально общаться. Нельзя подкупать детей даже самыми дорогими подарками и игрушками- только искренняя любовь.
Также интересно (ссылки кликабельны):

???? ???? Лучшие скидки на AliExpress. Закажи сегодня! ????

???? ???? Как похудеть быстро. ???? Жиросжигание для женщин и мужчин.

???? ???? Как спасти себе жизнь. Не банальные советы????

???? ???? Покупайте товары для здоровья по лучшей цене на iHerb! Используйте промокод BAW8881 и получите скидку 10% на первый заказ и 5% на все последующие ????

Что же делать можно?

Во-первых, разговаривать с малышом на его языке. Не слишком лезьте в душу, но пусть он рассказывает о своих переживаниях хотя бы настолько, насколько считает нужным. Обязательно нужно составить график посещения покинувшего семью родителя и придерживаться его четко. Тот из родителей, который покидает семью, должен оставить свой номер телефона ребенку, чтобы они могли пообщаться в любой момент.

Попросите родственников и друзей ребенка оказать ему поддержку и помощь. А если состояние вызывает беспокойство — обратитесь к детскому психологу. Занимайте ваше чадо: ходите на кружки, в театры и на мастер-классы. Главное — отвлечь его от печальных мыслей.

Но самое главное — разговаривайте с ребенком вдвоем. Сейчас вы должны объяснить ему, что в любом случае у него есть и мама, и папа, что не он виноват в том, что они друг друга разлюбили, но его они будут любить ВСЕГДА.

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк, напишите свои мысли в комментариях и подпишитесь на мой канал (ссылка кликабельна), чтобы не пропустить новую, полезную информацию. Спасибо за вашу поддержку!

Источник

Родители не всегда знают, о чем думают их дети, потому что дети, как правило, держат свои чувства при себе. Особенно мальчики. Особенно в таком «взрослом» вопросе как развод родителей. И родители полагают, что раз ребенок молчит, то значит с ним все в порядке. Но это не так. 

Дети могут подавлять свои эмоции по ряду причин: не хотят расстраивать своих родителей, не знают, как выразить себя, или просто слишком поглощены своим горем. Да, горевать можно «невидимо». Заметить «невидимое» горе, впрочем, можно: у кого-то из детей может начать часто болеть живот, голова (психосоматика), кто-то становится раздражительнее, капризнее. 

Поскольку разводы распространены, многие люди думают, что они не сильно влияют на детей. Мы привыкли рассматривать развод как нормальную часть жизни, и это действительно так — в США 40-50% браков заканчиваются разводом (в России по итогам 2018 года распалось 65% браков, – прим. ред.). Но насколько бы привычными не были в жизни общества разводы, дети будут чувствовать себя тревожно, грустно, рассерженно, проявлять злость, агрессию или впадать в депрессию. Развод — это безусловный стресс для детей.

Дети по-разному реагируют на развод родителей. На большинство детей он будет оказывать краткосрочный эффект, который будет длиться год или около того. В течение этого времени дети, скорее всего, будут страдать от сниженной самооценки, повышенной тревожности и депрессии, менее качественного контакта с родителями и снижения уровня жизни. Однако в некоторых случаях эффект может сохраняться гораздо дольше. Даже став взрослыми, дети будут продолжать испытывать психологические трудности. У них могут сложиться неудовлетворительные отношения с родителями, и они с большой долей вероятности разведутся сами.

Есть одна важная составляющая в жизни детей разведенных родителей: родительский конфликт, который заставляет ребенка разрываться между чувствами к отцу и матери. Даже будучи в спокойном состоянии оторванности от одного из родителей, ребенок испытывает беспокойство и когнитивный диссонанс. А когда родители постоянно ведут конфликтное общение друг с другом, да еще вовлекают в него ребенка, то такой опыт окажет на психику и гормональный фон ребенка только негативное воздействие. 

Проводились исследования, в которых принимали участие разведенные и находящиеся на грани развода пары с детьми. Одного из родителей оставляли с ребенком и просили их поговорить об аспектах родительских отношений. Например, о том, почему мама с папой больше не вместе, кто в этом больше виноват, как теперь будет устроена жизнь ребенка. Во время исследования у детей брали образцы слюны — до начала разговора, через 15 минут после начала общения и спустя 45 минут, когда разговор уже давно прекращен. Исследователи отмечали уровень кортизола, гормона, который выделяет наш организм, находясь в состоянии стресса, чтобы увидеть, как тело ребенка реагирует на родительский конфликт. Выяснилось, что уровень кортизола у детей повышен в несколько раз и это только от общения с одним из родителей. Если родитель начинал утешать ребенка, поддерживать его эмоционально, то уровень кортизола резко снижался. Но если ребенку никто не помогал успокоиться, то повышенный уровень кортизола держался гораздо дольше 45 минут. И это результаты от взаимодействия только с одним родителем!

Дети в постоянно конфликтующих семьях, чувствуют себя еще хуже, чем дети в разведенных. Здесь хотя бы все понятно, есть точка разрыва. А в конфликтных семьях, где разрыв происходит каждый день, уровень кортизола у детей фактически не снижается. Отец выражает недовольство матерью, мать устраивает истерики отцу, причем  не стесняясь присутствия детей, а порой и сообщая детям неуместную информацию друг о друге, заставляя их выбрать чью-либо сторону… В такой реальности живут многие дети.

Что могут сделать родители? Во-первых, говорить. Родители должны понимать, что они находятся в другой точке исцеления от развода, чем дети. Родители, как правило, задолго до конца брака начинают переживать разрыв отношений. Но ребенок — нет. Так что ему может понадобиться больше времени, чтобы оплакать и принять то, что произошло. Родители также должны дать своим детям достаточно информации о разводе, о том, что произошло, чтобы уменьшить тревожность детей относительо будущего, а также чтобы они не принимали развод родителей как личную неудачу (многие дети, с которыми не говорят о разводе, склонны думать, что это их вина). Это не значит, что нужно сесть и вести долгий разговор. Исследования показали, что обсуждение серьезных проблем будь то развод или смерть, может протекать легче, если родители и дети будут обсуждать их, занимаясь какой-либо деятельностью, например, вместе гуляя или готовя ужин. Если ребенок еще маленький, вы можете поиграть с ним в Лего на полу и поговорить.

Во-вторых, старайтесь быть вежливыми с бывшим супругом. Вы должны стараться поддерживать как можно более дружеские отношения с другим родителем. Исключение составляют случаи, когда они были жестокими или пренебрежительными по отношению к ребенку; в этих случаях ребенок должен знать, что их поведение не является нормальным. Даже если другой родитель говорит о вас пренебрежительно, вы сами не занимайтесь этим. 

В-третьих, поддерживайте отношения со своими друзьями. После развода отношения с общими друзьями супругов могут разрушиться. Но любой разведенный родитель должен постараться найти свою, скажем так, группу поддержки, с которой можно будет поделиться чувствами и эмоциями, дабы не превращать собственного ребенка в своего наперсника. Поощряйте его искать свои собственные источники поддержки. Некоторые школы, религиозные учреждения или общественные организации предоставляют группы поддержки детям разведенных родителей. В этот момент детям так же как и родителям важно иметь друга, который понимает и которому можно доверять. 

Наконец, расслабьтесь сами. Это нормально быть уязвимым, испытывать грусть и печаль время от времени. Дети должны понимать, что их родители обычные люди. В конце концов, самое главное, что они должны твердо знать, это то, что вы их любите и что вы всегда будете рядом с ними.

Автор: Тамара Афифи, профессор кафедры коммуникации Калифорнийского университета
Перевод: Настя Морозова
Иллюстрация: Ангелика Айзона

Источник

Материалы, присланные пользователями



rod1Не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который приносил бы удовлетворение обоим партнерам. Часто выход в такой ситуации один — развод.

Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей. Ситуация развода, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5 — 7-летние дети, прежде всего мальчики; девочки же особо остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет.

Последствия развода могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный периоды приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% — страдает дисциплина дома, 17,4% — требуют особого внимания, 8,7% — убегают из дома, 6,5% — испытывают конфликты с друзьями.

Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. И, как отмечает А.Г. Харчев, в семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Существуют ограниченные научные данные, которые подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, в раннем детстве которых родители разошлись, особенно выражена тенденция заводить внебрачных детей. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода, более подвержены нестабильности в собственном браке.

Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов и раздоров. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние

. Причем большую психологическую травму наносит не столько сам развод, сколько обстановка в семье, предшествующая разводу.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода их мать. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца-«грудничка». Ученые полагают, что это происходит потому, «что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

Исследования показали, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у малыша совпадают с частотой пульса матери. Полностью идентичны электроэнцефалограммы у матери и ее младенца» Когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послераз водной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания: от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко.

При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывает и наоборот, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, буквально не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему на прямую.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста.

Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дж. Мак Дермот и Дж. Валлерш тейн специально изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после него. Их интересовали изменения поведения детей в игре, отношении к сверстникам, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемого ими.

Так, дети 2,5—3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением ознавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными.

Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

Дети 3,5 — 4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи: одна девочка наказывала куклу за то, что та капризничала и из-за этого ушел папа. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями. По наблюдениям Дж. Мак Дермота, мальчики этого возраста распад семьи переживают более драматично и остро, чем девочки. Подобное он объясняет тем, что у мальчиков происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери; Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери.

У детей 5 — 6 лет так же, как и в средней группе, наблюдалось увеличение агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны расска зать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. По данным Дж. Валлерштейн, девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5 — 6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них нарушался сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания и физического контакта с ним.

Согласно исследованиям Дж. Валлерштейн, наиболее уязвимым при распаде семьи оказывается единственный ребенок.

Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что, лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение.

Желание возвыситься за счет слабого, унизить зависимого — не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных ceмьях, наблюдается занижение самооценки. По данным психологов, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом.

Семейная жизнь определяется не только индивидуальными характеристиками тех или иных членов семьи, но также и социальными обстоятельствами, и той средой, в которой живет семья.

Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Нередко дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а порой и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой — продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении матери к нему. Из-за боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу, и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи.

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода, разрушился, перед ним встает трудная задача: нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам.

Не всегда это дается ребенку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводно го стресса у детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили сни жение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных благополучных семей. Важными факторами снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, а особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка.

Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все повторяется. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими. Именно в детстве формируется либо доверчивое отношение к людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира. Исследования свидетельствуют, что чувства, сформировавшиеся в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность

Источник: https://www.webkniga.ru/books/7256_2_1.html

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Top

Я хочу знать, что люди говорят об этом

Теги: Дети  развод  предразводный период  психика  отношения с отцом 

Источник