Родитель ребенок педагог модели развития взаимоотношений

Родитель ребенок педагог модели развития взаимоотношений thumbnail

«Педагог – ребёнок – родитель» – эффективная модель взаимодействия

педагога и семьи

Фамилия, имя, отчество: Новичкова Маргарита Николаевна

Должность: музыкальный руководитель

Полное наименование образовательного учреждения, организации: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Почтовый адрес образовательного учреждения, организации: 446001, Самарская область, г. Сызрань, пер. Достоевского, 6

Телефон автора: 8-9277809634

e-mail автора: kfrjcnth111@yandex.ry

Воспитывает всё – люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Тема взаимодействия всех участников образовательного процесса, педагогов, родителей и их детей, актуальна на современном этапе работы дошкольного учреждения. Под действием прогресса, многие молодые семьи утрачивают добрые старые традиции, выполняющие воспитательные функции. Семьи с разными культурными обычаями и взглядами на жизнь, по-своему понимают место ребёнка в культурной и общественной жизни. Конечно же, каждый из родителей, желает своему ребёнку лучшее.

Наиболее значимым направлением в работе педагога с родителями является сотрудничество с семьёй воспитанников. Задача педагогического коллектива, в том числе и музыкального руководителя, помочь родителям в организации воспитания детей, заинтересовать и вовлечь их в общий воспитательно-образовательный процесс. Решать эту задачу нужно используя разнообразные формы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи.

Работа по привлечению родителей в процесс музыкального воспитания в дошкольном учреждении может проводиться в нескольких направлениях: это организационное, информационно-консультативное и встречи-практикумы.

Организационное направление.

В начале года целесообразно провести анкетирование родителей, чтобы выявить:

– уровень компетентности их в вопросах музыкального воспитания,

– запросы на музыкальное воспитание,

– особенности музыкально-художественных приоритетов в семье,

– готовность родителей к сотрудничеству.

Исходя из анализа  анкет, следует наметить формы и методы участия родителей в воспитательно-образовательном процессе  дошкольного учреждения  с учетом их личных способностей и умений.

Целесообразно проводить родительские собрания, на которых мамы и папы познакомятся с системой работы музыкального руководителя, требованиями программы.

Основной задачей педагога является: объяснить родителям, что музыка – один из ведущих видов деятельности дошкольников, что музыке надо обучаться всем и музыкальное воспитание в дошкольном учреждении активизирует  не только музыкальные способности, но и всесторонне развивает детей. Важно донести, что родители и педагоги – партнёры в воспитании детей. Уважение, доверие и помощь ребёнку должны быть как со стороны педагога, так и со стороны родителей.

Информационное направление.

Это  наглядные консультации для родителей, в которых мамы и папы информируются о проведении индивидуальной работы с детьми, тематике непосредственно образовательной деятельности, программных направлениях и требованиях  в  различных видах музыкальной деятельности.

Для этого выставляются папки-передвижки с материалом музыкального воспитания, тема которых может меняться каждые 2-3 недели. Например, в рубрике «Юные Моцарты», «Мы сочиняем музыку», «По секрету всему свету» родители могут узнать об успехах своих детей по музыкальному воспитанию. «Вопрос – ответ», «Мы хотели бы знать» – это почтовые ящики для вопросов родителей к музыкальному руководителю, личного характера по музыкальному воспитанию ребёнка.

На информационный стенд каждой группы вывешивается перечень музыкальных произведений по слушанию и пению. Заинтересовавшимся родителям нетрудно найти музыкальные произведения, особенно по слушанию классической музыки, через интернет, и ещё раз прослушать вместе с ребёнком. Здесь же можно помесить консультацию для родителей по теме недели воспитательно-образовательного процесса.

Консультативное направление

– это все формы  консультаций (индивидуальные, групповые, практические);

– проведение тематических консультаций;

– организация круглых столов с целью распространения семейного опыта.

Тематика консультаций и бесед разнообразна, но возникает по инициативе одной из сторон. Цель педагога – оказание помощи родителям в вопросах музыкального воспитания ребёнка. Цель родителей – принять, использовать педагогическую помощь для домашнего музицирования с детьми. Консультации организуются как тематические, так и с целью ответить на вопросы, интересующие родителей.

Практико-ориентированное направление – это чаще всего практические пункты для молодых семей: «Музыкально-творческая гостиная», «Театральная студия», «Палитра музыки и красок», «Мозаика искусств». Беседы и занятия на них проводятся с использованием синтеза искусств: музыки и изобразительного искусства, музыки и детской литературы, музыки и театра. Музыкальное, литературное и изобразительное искусство воздействует на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а так же является тремя способами освоения мира (чувствование, осмысление, преображение).

Ведущая роль на таких встречах отводится всё же игре на детских музыкальных инструментах, театрализованным играм, играм на развитие музыкально-ритмических движений, ритмического, тембрового и динамического слуха. Родитель, ребёнок и педагог одновременно участвуют в деятельности.

По моему мнению такая модель взаимодействия «педагог – ребёнок – родитель» является наиболее эффективной, так как итогом встречи становится творческая деятельность по совместному музицированию.

Такие встречи целесообразно проводить с раннего возраста ребёнка, где дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают совместные работы, объединяя их в коллекции. Творческое взаимодействие участников образовательного процесса помогает создавать оптимальные условия благополучной адаптации малыша к детскому коллективу, детскому саду. Последующее такие встречи способствуют становлению и развитию интегративных качеств детей, таких как эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер­вичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и лич­ностные задачи, имеющий первичные представления об элементарном музицировании.

При этом повышается значимость детско-родительских отношений, гармонизируются межличностные отношения в семьях, формируются позиции «любящего взрослого».

Для проведения таких встреч с родителями и их детьми, стоит придерживаться определённых условий. Желательно, чтобы количество пар участников (ребёнок – родитель) было не менее 4 и не более 6. Занятия должны проводить два педагога: воспитатель и музыкальный руководитель или музыкальный руководитель и педагог по изобразительной деятельности. Площадь занимаемого помещения должна быть просторной, например, музыкальный зал или спортивный зал детского сада. Необходимо позаботится об уюте помещения и оборудовании: стулья (подушки) по числу участников, мягкие игрушки, проигрыватель дисков, столы для творческих работ, детские музыкальные инструменты. Не стоит загромождать лишними, ненужными предметами.

Основой таких встреч должны быть: музыкотерапия, игротерапия, элементы сказкотерапии. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Воспитание в раннем возрасте должно строиться с опорой на народные традиции, включающие фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки. Необходимо внести и детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, погремушки, трещотки, маракасы, бубенцы для совместного элементарного музицирования. Очень нравятся детям и родителям музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, игры с пением и движениями. Изготовление и использование самодельных шумовых инструментов для озвучивания рассказа или детского стихотворения может послужить интересным завершением таких встреч. Продолжительность их не должна превышать 20 – 25 минут. Заинтересованные родители охотно перенимают музыкально-игровой опыт у педагогов.

Рекомендуемая структура встречи

Части встречи

Содержание частей встречи

Повторяемость

Длительность

1. Организационная

часть

Свободная игра детей под руководством педагога. Взаимодействие с музыкальными игрушками, игрушками кукольного театра, построение простых диалогов.

Усвоение конструктивных партнёрских отношений (игра с погремушками, игра на деревянных ложках в паре, передача бубна друг другу, катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).

Каждую встречу

10 минут

2.Минутка приветствия

Приветствие в песенной или стихотворной форме.

Разучивается приветствие на одной из встреч и используется на протяжении месяца, далее можно заменить другим.

Удобное расположение участников – расположение по кругу. Педагог начинает приветствие, которое подхватывается остальными участниками встречи. Приветствие можно выполнить всем одновременно (тутти).

Каждую встречу

1 минута

3.Музыкально-ритмическая часть

Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общей моторики у детей раннего возраста.

Музыкально-ритмические упражнения: игры с ручками, ножками, имитационные игры, игры на коленях предполагают создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребёнка.

Музыкально-ритмический круг, подвижные игры – движения в соответствии с текстом потешки, прибаутки, стиха.

С помощью выразительных движений, жестов, мимики, эмоций малыши делают первые шаги в театрализованную деятельность.

Каждую встречу

5 минут

4. Творческая часть

Продуктивные виды деятельности:

рисование разными средствами (краски, мелки, гуашь);

лепка из глины и пластилина, аппликация из бумаги и ткани;

элементарное конструирование (изготовление шумовых музыкальных инструментов, кукол для пальчикового театра из бросового материала).

Такой вид деятельности знакомит со свойствами материалов, с их особенностями взаимодействия; развивает тактильную чувствительность и сенсорное восприятие. Продукт совместного творчества забирается домой в коллекцию для домашнего портфолио «Мои первые успехи».

На каждой встрече новый вид деятельности

10 минут

5.Минутка прощания

Прощание в краткой стихотворной форме на позитивной ноте.

Каждую встречу

1 минута

Литература:

1. Барсукова Н. Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия – Волгоград: Учитель, 2011

2. Лампман В. Е., Жёлтикова И. А. «Родитель – ребёнок – педагог»: модели развития взаимоотношений – Волгоград: Учитель, 2011

3. Матвеичева Л. А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду – Ярославль: Академия развития, 2009

4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду – Москва: ВАКО, 2010

Источник

Юлия Сиденко
Обобщение опыта работы «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель»

В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Формирование сотрудничества между воспитанниками, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно,помочь ему:

– в понимании его индивидуальных особенностей;

– в развитии способностей;

– в преодолении его негативных поступков, проявлений в поведении;

– в формировании ценных жизненных ориентации и т. д.

Однако традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноправными участниками образовательного процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не учитывали особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на процесс обучения и воспитания. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников. Эти формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы. Однако, в настоящее время в нашем образовательном учреждении все чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, конференции, “круглые столы”, семинары, спортивные соревнования, КВНы и др.

Родители являются активными участниками мероприятия, они выполняют все задания предложенные педагогом, вместе с детьми поют, танцуют и играют.

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель, в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Для достижения положительного результата педагоги нашего детского сада в своей работе используют такие формы работы с семьёй,как:

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня.Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы“, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год“. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «педагогической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Создание групп активных родителей в различных интернет-сообществах. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет педагогу поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родителям, в свою очередь, быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют педагогу организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка,в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть, чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают открытые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать.

Родительские пятиминутки, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством педагога. Например, в моей работе – в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы нравятся родителям, сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становятся на ступень ближе к специалисту и сами становятся немного педагогами в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, КВНы, викторины. Дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий. Например, инструктор по физической культуре регулярно проводит Физкультурные праздники и развлечения. Они способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. Хорошей традицией стало участие родителей в подготовке и проведении спортивных соревнований. Родители стали более активны, приходят в спортивной форме, уже готовы откликнуться на приглашение к участию в эстафетах, что стимулирует на участие в играх даже отсиживающихся детей и родителей. Такие мероприятия обычно приурочены к каким-либо праздникам Дню матери, Дню защитника отечества, Дню Победы, всемирному Дню здоровья. Содержание праздника включает эстафеты, игровые задания, сюжетные моменты, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребенком или с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, т. к. рассчитаны на любой возраст участников, не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей, дедушек и бабушек. Практикуются игры гендерного характера, т. е. для мам и девочек или для пап и мальчиков. Дети очень любят праздники, а когда рядом родители – это праздник вдвойне.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Страничка на сайте ДОУ или личный сайт педагога. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию,актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, видео обучающих мастер-классов и т. д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет педагогу осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним.

В работе с родителями логопедами используются и:

– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;

– информационные стенды;

– тематические выставки книг;

– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем, будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Анализ результатов своего труда радует и детей, и их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь педагогам.

Источник