Ритмическое воспитание в развитии ребенка

Тамара Николаева
Музыкально — ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.

Процесс развития детей и становление всех его физических функций неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка (И. А. Аршавский).

Самой природой в людях заложено стремление к двигательной активности. Уже с первых лет жизни ребенок начинает совершать движения ручками и ножками. По началу, они кажутся бессмысленными, но их огромный смысл заключается в том, что они обеспечивают рост и развитие ребенка. Следовательно, двигательная активность необходима с самого раннего возраста. В числе средств повышения двигательной активности в процессе самостоятельной деятельности детей, некоторые авторы выделяют музыкально-ритмические движения и игры (Н. А. Евстратова, Воротилкина и др.). Ритмические движения и игры – являются средством универсальной гармонизации человека и мира, во время выполнения которых происходит «внутреннее согласование всех органов и систем, которое переживается организмом как благополучие, здоровье».

Музыка в общем, и музыкально-ритмические движения в частности вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.

По мнению выдающихся ученых и педагогов таких, как Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, М. Л. Палавандишвили, музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни и затем повсеместно сопровождает его. Важно начать воспитание музыкой с детства,ведь души детей чисты и открыты. Они готовы к смеренному созерцанию, вкушению и творению прекрасного. С точки зрения ученых, музыкально – ритмическая деятельность носит яркую эмоциональную окрашенность, возможность активно выразить отношение к музыке в движении. Именно движение помогает полнее воспринимать музыкальное воспроизведение.

В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Дети под руководством педагога получают знания о музыке, приобретают умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, ознакомлению с художественными движениями. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы.

Занятия ритмикой имеют большое оздоровительное и гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений.

Музыка и движение неразрывно связаны друг с другом. Тесно переплетаясь, они как бы рассказывают о чем то, выражая торжество, ощущение радости, восхищение природой или сочувствия несчастью и т. д., оказывая общее влияние на становление юной личности.

Таким образом, музыка в целом и ритмика в частности осуществляют гармоническое сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, что является необходимым условием формирования целостной личности.

Виды музыкально– ритмических движений.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, физических упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Источниками движения для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие, общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерных для каких либо профессий.

На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений:

Игроритмика

• Игрогимнастика

Танцевально-ритмическая гимнастика

Музыкально-подвижные игры

• Игры-путешествия (или сюжетные занятия)

• Креативная гимнастика

• Танцы, пляски, хороводы.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев, игр-путешествий, комплексов ритмической гимнастики. Конечно, некоторые упражнения требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. ,т. к. необходимо упражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам справиться с ним. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа.

В основу музыкально-ритмических упражнений, одного из видов музыкально-ритмических движений, входят основные виды движения,такие как:

•Различные виды ходьбы: бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, пружинистый шаг и т. д.

•Виды бега: легкий бег, неторопливый бег, танцевальный или пружинистый бег, широкий бег, высокий бег, бег с замахом голени назад, бег с высоким подниманием бедра, подскоки и т. д.

• Прыжковые серии.

Упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений относят к группе подготовительных. Дети учатся ритмичновыполнять движения такие как: «пружинка», поскоки, прямой галоп и т. д. В дальнейшем, эти движения включаются в музыкальные игры, элементы танцев, в образные упражнения, сюжетные композиции и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов.

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. Данный тип

упражнений по сравнению с предыдущим имеет более законченную форму.

К музыкально-ритмическим движениям относится детский «бальный танец»– это условное определение. Он включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Здесь легкий, оживленный характер музыки, сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами. Бальные танцы являются – активной формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых жестов.

Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений. Они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей.

В дошкольных учреждениях используются только простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.

Видом музыкальных движений является музыкальная игра. Это важнейший метод музыкального развития. Игра – наиболее активная и творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Все виды музыкально-ритмической деятельности описанные выше, имея яркую эмоциональную окраску, разнообразность, доступность и форму интересную детям, положительно влияют на формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Методика обучения музыкально – ритмическим движениям в старшем дошкольном возрасте

При обучении детей музыкально – ритмическимдвижениям используются следующие методические приемы :

1.словесный:- универсальный метод обучения.С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и т. д.Это определяет разнообразие словесных методических приемов в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку.

2. наглядного восприятия :

В основе лежит подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ»(по С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.

Названные методы обучения на практике, могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на детей.

Методические приемы наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы музыкально-ритмического воспитания, повышению интереса к изучаемым упражнениям.К ним можно отнести также: показ упражнений, иллюстраций, фотографий, слайдов, прослушивание ритма и темпа движений, музыки.

3.практический:

Основан на активной деятельности занимающихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения упражнений. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.

4.игровой:

С помощью музыкальных игр решаются задачи на согласование движений с музыкой и усложняется внесением элемента соревновательности, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр.

Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Н. А.Ветлугина считает наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит музыкальное произведение. Прослушивание музыки должно сопровождаться показом. Здесь предлагается использовать наглядно-слуховой и наглядно-зрительный приёмы. Эти приёмы сочетаются в наглядном методе.

Музыкальные произведения при обучении музыкально-ритмическим движениям требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, невелики по объему, в обучении ритмике имеют определенное содержание и всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное – восприятие единства музыки и движения.

Можно применять показ характерного игрового движения. Показ движения нужно заранее хорошо продумать. Необходимо хотя бы иногда обращаться за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям.Также может использоваться тактильно-мышечная наглядность: прикосновения к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, поправить осанку. Такое сочетание различных приемов очень действенно в обучении, но необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл,если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, необходимо выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки», разовьет его умение передавать его в движении, приведут к самостоятельности. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, о движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Дети в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить движение под соответствующую музыку, перечисляют последовательность построения музыкально-ритмических движений комплекса и без помощи взрослого выполняют какие-либо движения. Движения, придуманные детьми затем уточняются и оцениваются педагогом.

Важно заинтересовать детей, увлечь их первыми впечатлениями о комплексе, прослушивая музыку и образно рассказывая о ней. Здесь можно использовать словесный метод. Это может быть беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснения, рассказ о предполагаемых движениях, которые будут использоваться в комплексе. Данный метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Также при обучении детей музыкально-ритмическим движениям необходимо использование практического метода. Разучивание проходит последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используют предварительные упражнения. Особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, подскоков, подпрыгиваний, сгибания и разгибания рук в исходном положении лежа на груди., и т. д., а затем уже включать в связки, игры, танцы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка. Подготовительные упражнения следует облекать в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный метод. Также важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.

1. Первый этап – начальный. Задача – ознакомить детей с новым упражнением, танцем или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении, и начать разучивание.

Методика на данном этапе следующая: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его.

2. Второй этап–основной, задачей которого,является углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнения его элементов и создание целостного образа, настроения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются трудности, педагогу следует вновь обратится к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движений.

3. На третьем, закрепляющем этапе обучения задача заключается в том, чтобы закрепить представление о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем иметь их в повседневной жизни.

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения направлена на работу над его качествами. Используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создаются условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

Особое значение имеет творческое развитие детей: умение самостоятельно действовать (построится в круг без помощи взрослого, вставать парами, изменить построение, запомнить последовательность комплекса, придумать выразительные движения). Важно развивать навыки комбинирования отдельных движений, не подражая другому ребенку. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнению учебных и творческих заданий, разнообразить методику, активирует исполнительскую деятельность детей.

Занятия музыкально-ритмическими движениями прекрасно развивает творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиске выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр, обогащает ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить организаторские способности – уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на определённые сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения основных элементов танца, гимнастических движений, перестроений, приучает детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить своё музыкальное впечатление, пользуясь образами, изящными движениями.

По существу, ритмика – одно из средств подведения ребёнка к пониманию выразительности музыкального языка. Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приёмов, помогает хорошо освоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения, а также развивает творческие задатки дошкольников.

Источник

Светлана Ионкина
Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение – это один из способов «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. На занятиях ритмикой дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями: «быстро» и «медленно» (темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой, «громко-тихо» (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой бодрым шагом и бегом на носках, регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др.

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они ещё не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. В этом возрасте ребёнок реагирует на всё очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает её на лету. Полученные им впечатления (в том числе музыкальные) остаются в памяти и становятся основой восприятия и познания окружающего мира.

Дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, лёгкий, отрывистый. Делают они это ещё несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это даёт возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения

У детей пяти-шести лет появляется уверенная и твёрдая поступь, движения их становятся более осознанными. Всё это даёт возможность усложнять ритмические упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий.

К шести-семи годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания, педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Занятия ритмикой включают работу над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения, очень тесно друг с другом соприкасающимися, разделение которых носит условный характер.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Здесь прослеживается особенно тесная связь ритмики с теорией музыки и сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах.

Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения, танца (элементы народных и бальных танцев, движения характерного танца, отдельные элементы современных танцев, из области сюжетно-образной драматизации. В работе над навыками выразительного движения уделяется самое серьёзное внимание взаимосвязи движения и музыки.

Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса, причём ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения,что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Большое внимание на занятиях уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения

Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и “игры со словом”, использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т. д., совершенствует качество их выполнения.

Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том,что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа. Основой служит музыкальное движение,танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал -исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.

Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Только чёткое следование этим правилам сделает занятия ритмикой эффективными.

На данный момент существует Государственный стандарт дошкольного образования, введенный в действие с 2009 г., в котором определены требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения Казахстана работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитаниюи эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Автором данной статьи были проанализированы и систематизированы программы и методы по музыкально-ритмическому воспитанию, используемые на сегодняшний день в дошкольных учреждениях.

Мы считаем, что для детей раннего дошкольного возраста наиболее приемлема методика «Музыка с мамой», разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми, которая включает в себя детские развивающие музыкальные игры, способствующие развитию музыкального слуха и способностей ребёнка:

Пальчиковые игры;

Показ игрушки с пением;

Поиск источника звука;

Узнавание картинок по звукам;

Музыкальные занятия по картинкам;

Танцевальные движения под музыку;

Развитие чувства ритма;

Подготовка к пению;

Звукоподражание;

Развитие слуха;

Игра на шумовых и детских музыкальных инструментах

В работе с первой младшей группой также использовалась методика Железновых и программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет Сауко Т. Н. и Бурениной А. И. «Топ, хлоп, малыши», цель которой -воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева).

В работе с детьми второй младшей группы мы опирались на систему Карла Орфа. Система Карла Орфа построена на синтезировании различных видов деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) посредством детского музыкального музицирования.

Главная задача таких занятий – помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

В работе с детьми часто используются:

1 Игра на детских музыкальных инструментах. Игра в ансамбле с дирижером учит малышей быть внимательными, терпеливыми, учит уважению

друг к другу.

2 Музицирование с аккомпанементом «звучащих жестов» (термин Г. Кеетман).Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами.

3 Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, при озвучивании сказки, педагог предлагает детям подобрать для каждого персонажа инструмент.

4 Голоса детей также используются подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: игры голосовым аппаратом (глиссандрирование, шипение, кряхтение, цоканье языком, возгласы, игры с фонемами, фонемными слогами (цынцы-брынцы, дили-дон, огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный инструментальный словарь ребенка.

Основным предназначением занятий по системе Карла Орфа является приобщение всех детей к музыке независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

В средней и старшей группах продолжалась работа по системе Карла Орфа и активно вводились элементы хореографии. В раздел “Хореография”включаются:

1 музыкально-ритмические упражнения (на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения);

2 игры (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические);

3 хороводы;

4 построения, перестроения

5 задания на танцевальное и игровое творчество.

Перед выполнением движений и началом занятий необходимо обучить детей правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов:

• – систематичность,

• – постепенность,

• – последовательность,

• – повторность.

Это основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска или игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Система упражнений строится по принципу “от простого к сложному” с учетом необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения

На данном этапе осуществлялось знакомство детей с разнообразными видами движений и их комбинаций, приёмами композиции танца, различными видами музыкально-ритмического творчества и способами творческих действий. Использовались групповые и индивидуальные формы работы.

Задачей педагога в музыкально-ритмическом воспитании будет способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся и научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и ?