Ритм в развитии мышления ребенка

Ритм в развитии мышления ребенка thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Ритмы пронизывают жизнь человека. Наша планета и вся Вселенная в целом тоже подчиняются ритмам – прилив, отлив, вращение Земли вокруг Солнца. Для маленькой вселенной малыша – ритм тоже очень важен и является одним из важнейших принципов здорового развития.

Что же такое Ритм?

Ритм – это повторение схожих процессов в схожих ситуациях. Дыхание человека – это ритм: каждый вдох немного отличается от другого, но все-таки каждый вдох похож на предыдущий. Если такт представляет собой абсолютно равномерное “мертвое” деление, то ритм – это свойство всего живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.

М. Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного условного рефлекса (т. е. навыка) облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.

Жизненные процессы целостного организма обеспечиваются сложной иерархией соподчиненных структур центральных механизмов, характеризующихся разными по сложности ритмами. Строгая система внутренних ритмов организма и их четкое согласование с внешними ритмами сохраняют гомеостаз и поддерживают его на оптимальном уровне жизнедеятельности.

Ритм музыки и других звуковых стимулов, т. е. ритмическое пространство окружающей среды, влияет на наше психофизическое состояние и отражается на нашем поведении.

Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи, которая представляет собой одну из наиболее сложно организованных психофизиологических систем человеческого организма.

Исследования ученых показали, что ритм и повторение необыкновенно важны именно для маленького ребенка, дошкольника. Ритм – это основа любого процесса адаптации. Для ребенка упорядоченное течение дня является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного, травматичного, приобретается опыт постоянства и последовательности, сохраняется ощущение защиты. В свою очередь, нерегулярность и недостаток предсказуемости в окружении ребенка ведут к нарушениям развития. Многие родители замечают, что ребенок может бесчисленное количество раз просить почитать одну и ту же сказку, ему не надоедает гулять в одном и том же дворе ( в отличие от родителей). Это не прихоти, это все тот ж процесс адаптации. Маленькие дети не могут самостоятельно организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами. Ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, а днем спать, то и у ребенка будет формироваться именно такой ритм. Очень важно, чтобы взрослые осознанно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм.

Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.

К сожалению, в отечественной специальной психологии и педагогике проблеме взаимосвязи ритмических и психических процессов уделяется недостаточно внимания. Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.

В работах В. И. Бельтюкова, И. Н. Мусатова, Е. З. Яхниной отмечается, что у детей с нарушением слуха речь неритмичная, монотонная, нестабильная по громкости.

В общей моторике у таких детей имеются трудности координации, выполнения последовательных движений, их недостаточная ритмичность, нарушение восприятия музыкального ритма.

В коррекционной работе с данной категорией детей давно используется речевая ритмика и музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.

У детей с интеллектуальной недостаточностью (И. В. Евтушенко, Л. С. Медникова) выявляется низкая способность к восприятию и воспроизведению ритмических структур в различных видах деятельности. Только в условиях специально созданной коррекционно-развивающей работы дети дошкольного и школьного возраста, имеющие отставание в интеллектуальном развитии, могут овладевать разными ритмами.

Исследования чувства ритма у слабовидящих детей школьного возраста, проведенные В. А. Кручининым, свидетельствуют о замедленности у них восприятия заданных ритмических сигналов.

В единичных работах отмечается взаимосвязь между степенью с отечформированности моторной функции и чувством ритма у детей с дизартрией .

Читайте также:  Общее психическое развитие ребенка с ринолалией

Изучение Л. А. Поздняковой ритмических структур в моторике детей с дизартрией показывает, что трудности воспроизведения ритмического рисунка и передачи акцентированных ударов наиболее выражены у детей с преимущественными проявлениями экстрапирамидных и псевдобульбарных явлений при дизартрии, что, по мнению автора, обусловлено не только нарушением динамического праксиса, но и недостаточностью двигательной памяти.

Наличие нарушений ритма движений и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается в специальной педагогике и психологии при разработке методик специальных ритмических воздействий, которые используются в процессе коррекционно-развивающей работы.

Так, например, при недоразвитии речи занятия и уроки по логоритмической ритмике, проводятся один-два раза в неделю, соотносясь с этапом логопедической коррекции.

На наш взгляд значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т.д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.

Список литературы:

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей, 1982.

2. Евтушенко И. В. Музыка и пение, 2010.

3. Ливанов М. Н., Современные проблемы электрофизиологии центральной нервной системы, 1967.

4. Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. СПб., 1991

5. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010

6. Медникова, Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии, 1995.

Источник

Ирина Гаус
Семинар-практикум «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Каргасокский детский сад №34 Берёзка»

общеразвивающего вида

Семинар – практикум

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

первой категории

Гаус Ирина Владимировна

с. Каргасок 2013г.

Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.

Форма проведения: семинар – практикум.

Игра «Знакомство»

Каждый участник прохлопывает своёимя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.

Вступительное слово

Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно.

Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек (да и большому).

Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.

Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.

Теоретическая часть:

Что такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

Ритмприсутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.

Звучащие жесты –это игра звуками своего тела,игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Читайте также:  Таблица кризисов развития ребенка до года

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей

Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Восприятие ритмавызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Семинар-практикум «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей

В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, на, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.

Практическая часть

1. Звучащий клубок

На занятие приносится клубок ярких ниток (тянуть нитку и пропевать: «У-у-у», звук обрывается, нитку отрезать, положить на фланелеграф. Так выложить несколько лучиков- ниточек)

Ритм в развитии мышления ребенка

2. Знакомство с длинными и короткими звуками

Предложить взять на столе один лучик-ниточку, выложить кружок (кружки разные по размеру)

Положить солнышки в середину кружков.

3. Дать понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов –Та- и –ти-

К большим солнышкам приложить всю ладонь, маленьких слегка касаться пальцем, одновременно попевая –Та- или –ти-

4. Ритмические слоги

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания.

«Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей, тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

Показать на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та»

Разница очевидна!

Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.

Ценность ритмических слогов состоит в том,что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;

– с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;

ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.

5. Игры с картинками

Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д.

Читайте также:  Концепции периодизации психического развития ребенка является

Категория длины и тем более деления длительности – для ребёнка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения.

Ритм в развитии мышления ребенка

6. Чтение слов в ритме.

Работая над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов.Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать удурение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во). Для работы над четвертями подходят только двуслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц). Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.

7. Ритм в стихах, с использованием «звучащих жестов»

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

8. Знакомство с длительностями

Объяснить детям, что музыка звучит красиво, потому что все звуки разные – долгие и короткие. Обращаю внимание детей на то, что в математике считают «один, два, три, четыре», а в музыке – «раз, два, три, четыре». Особенно это важно в музыкально – ритмических движениях и при восприятии музыкальных произведений.Например: в «Польке» размер 2/4; в «Вальсе» – 3/4.

Детям сообщается, что в одном долгом звуке «помещаются» два коротких.

9. Знакомство с паузой

Паузой (прекращение, перерыв) – называют музыкальный знак, обозначающий длительность этого молчания.

Детям рассказываю, что такое пауза, показываю, как она выглядит. Они самостоятельно находят паузу в музыкальных сборниках.

10. Ритмические формулы песенок – попевок

11. Цветочная партитура

С детьми разучивается цветочная партитура. Ритм декламируется хлопками.Затем озвучивается на музыкальных инструментах: палочках, ложках, маракасах, бубнах, треугольниках (в качестве музыкального оформления можно использовать «Итальянскую польку» С. Рахманинова)

Ритм в развитии мышления ребенка

Заключение

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Источник