Ритм в музыкальном развитии ребенка
Памятка для родителей музыкального руководителя
«Ритм в музыкальном развитии детей»
Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.
Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.
Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.
Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма.
Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Предлагаем Вам музыкальные игры на развитие у ваших детей ритмического слуха.
«Передай ритм»
Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.
Ход игры:
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.
«Слушай и повтори».
Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Ведущий (может быть ребенок)проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его.
«Имена и ритмы»
Цель: Развитие у детей чувства ритма.
Ход игры: Предложить детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено.
Ведущий: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй. Предложите детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям можно предложить пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.
Успехов Вам и сотворчества с вашими детьми!!!
Источник
«Ритм в музыке – это пульсация,
свидетельствующая о жизни….»
А. Г. Рубинштейн
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
посредством музыкальных игр и упражнений»
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, стук дятла в лесу, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.
Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из основополагающих элементов музыки – развитое чувство ритма.
Но что, же такое ритм в музыке?
Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) – чередование различных длительностей звуков и пауз в музыке. Ритм – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
Чувство ритма – способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно качественное исполнение никакой музыкальной деятельности, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка и способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей, развивает речевую и двигательную активность, воспитывает активность. Практика организации образовательной деятельности в детском саду помогла мне увидеть одну из актуальных проблем музыкального воспитания – слаборазвитое чувство музыкального ритма у детей дошкольного возраста.
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по развитию чувства ритма у детей, подтолкнул меня к знакомству с различными методиками и практиками исследователей. Таких как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Т.Тютюнниковой, Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым.
Анализ научной литературы, профессиональных периодических изданий, опыт ведущих педагогов–музыкантов, изучение вопроса повышения качества музыкального образования подсказал, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных упражнений и игр.
Поэтому ведущим направлением моей деятельности стало: развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста.
цель работы – формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.
Для реализации цели выделила задачи:
- изучить процесс развития метроритмического восприятия
- создать условия обеспечивающие развитие музыкально–ритмических способностей ребёнка.
- научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях.
- совершенствовать формы и методы работы, развивающие метроритмические навыки, творческую активность в процессе использования музыкальных игр.
- развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;
- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;
- разработать пакет музыкальных игр, способствующих развитию чувства ритма детей и внедрить их в систему музыкальных занятий, индивидуальную и самостоятельную деятельность.
- побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;
- воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.
В поиске средств решения задач формирования чувства ритма из многообразия программ я выбрала программу «Ладушки» под редакцией И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
Выстраивая систему работы по формированию и развитию музыкально-ритмических способностей ребёнка, используя принципы: психологической комфортности, интегрированного подхода, системности и последовательности, индивидуального подхода к детям и доступности музыкальных образов, наглядности, партнёрства с воспитателями и родителями, вовлечение их в воспитательно–образовательный процесс обозначила этапы своей деятельности:
1 этап – подготовительный.
На данном этапе проведенный предварительный педагогический мониторинг, адаптированный по программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой с учётом возрастных и индивидуальных особенностей показал, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувству ритма.
Высокий уровень – 13%
Дети умеют правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмы рисунка, проигрывать их на музыкальных инструментах, эмоционально принимать участие в играх. Двигаются ритмично, чувствуют смену частей музыки, выражают желание выступать самостоятельно, в игровых композициях проявляют творческую инициативу, умеют считывать ритмические рисунки с паузами с карточек – схем и проигрывать их на музыкальных инструментах.
Норма – 54%
Дети могут правильно прохлопывать ритмический рисунок, но затрудняются в усложненных вариантах, принимают участие в играх с удовольствием, но не проявляют творческой инициативы, Умеют считывать ритмический рисунок с карточек – схем, но не в сложном варианте, им требуются дополнительные объяснения, показ.
Ниже нормы – 33%
Дети малоактивны, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с ошибками, не способны к творческой самостоятельности, неритмично двигаются под музыку, равнодушны к оценке взрослого и сверстников. С большим трудом работают по карточкам-схемам.
2 этап – внедренческий.
Понимая, что чувство ритма не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне и зависит от грамотно организованной предметно-пространственной среды, создала комфортные условия, обеспечивающие необходимый уровень музыкально-ритмических способностей воспитанников.
На основании полученных результатов мною создана методическая копилка:
- перспективное планирование по развитию музыкально – ритмических способностей детей;
- банк музыкальных игр и упражнений на развитие чувства ритма;
- картотека мультимедийных игр «Ритмические мультяшки»;
- фонотека аудио – и СД- записей детских песен, песенок из мультфильмов;
- карты-схемы с ритмическими рисунками, лэпбуки, пособие «Ритмический куб»;
- собран «Музыкальный сундучок» (музыкальные инструменты).
В целях наиболее полной реализации задач по развитию чувства ритма на этом этапе, используя следующие методы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, практический метод, метод интегрированного подхода работу над ритмическим развитием провожу планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности. Первыми я брала задания, направленные на развитие ощущения пульсации, используя музыку с четким ритмом. Затем постепенно добавляю задания на усвоение ритмических фигур.
Например:
Для развития чувства ритма, при слушании музыки начиная с младшего возраста и постепенно усложняя, использую:
- тактильное уподобление (касание руки ребенка) в младшем возрасте
- моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.
- оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.
- творческие ритмопластические импровизации.
При пении использую следующие упражнения:
- прохлопывание ритма ладошками, палочками.
- узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
- пение по ритмическим картинкам.
- ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).
- хлопки по кругу.
- подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.
Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений способствовали поддержанию у детей интереса к деятельности, и ее успешности.
Моим воспитанникам очень нравится отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») они без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в системе музыкального воспитания: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти». Выполнять ритмические рисунки ребята любят разными способами: хлопками, по коленям, по животику, игрой пальцев на столе и полу, по бубну, по барабану, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Начиная с младшей группы, предлагаю ребятам озвучивать картинки с изображением животных, с последующим прохлопываем ритма, прохлопать свое короткое, а потом и уменьшительно-ласкательное имя.
Для знакомства с длинными и короткими звуками детям среднего возраста предлагаю ритмосхемы, это графические рисунки, в которых выстраиваются комбинации длительностей звуков, что способствует развитию логического мышления, зрительной памяти.
Использую игры с картинками, игрушками, игровые ситуации. Учу прохлопывать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, палочках, барабане. При этом учу их согласовывать свои движения с движениями товарищей.
Например, дидактическое упражнение «Уточки»
Наши уточки с утра: кря – кря – кря (дети либо проговаривают и хлопают в ладоши, либо передают ритмический рисунок на инструментах.)
Наши гуси у пруда: га –га – га. (проговаривание слов с ритмической передачей)
Наши курочки в окно: ко – ко – ко. (Повторение предыдущей комбинации)
Продолжая работать с этой игровой попевкой усложняю задачи:
- я играю на музыкальном инструменте, а дети хлопают в ладоши или выстукивают на ложках, произнося слова.
- дети вначале прохлопывают ритм, а затем выкладывают их на мольберте божьими коровками или ёлочками.
Совместно с детьми придумываем песенки и выкладываем их нотками, прохлопываем в ладоши или проигрываем на музыкальных инструментах со словами.
Например: БЕ-лоч-ка , БЕ-лоч-ка , ПРЫГ , ПРЫГ .
Добавляем в песенки движения, сочетание звучащих жестов и различных звуков немузыкальных предметов. При этом всегда применяю зрительные образы в виде ритмических карточек, картинок разного размера, палочки, ниточки, полоски, кружочки.
У детей старшего возраста большой популярностью пользуются ритмизированные стихи, которые развивают чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Таким образом, у детей происходит автоматизация навыков ритмического проговаривания.
В старшей группе знакомлю детей с длительностями, объясняю, что в одном долгом звуке «помещаются» 2 коротких и на примере божьих коровок показываю, что в одной большой божьей коровке помещаются 2 маленьких.
РАЗ ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ
В дальнейшем дети выкладывают ритмические формулы самостоятельно.
Знакомя ребят с паузой, рассказываю и показываю на картинках, как она выглядит. Предварительно договариваясь с детьми, выкладываю ритмическую формулу в различных вариантах и предлагаю детям на паузу развести руки в стороны.
Предусматриваю усвоение материала в его усложнении. Например, в играх с палочками, дети выполняют движения не только со своими палочками, но и с палочками соседа, перекладывая их друг другу, дети самостоятельно выкладывают ритмические рисунки, ритмические формулы и ритмические цепочки из картинок.
Использую такой методический приём как: деление воспитанников на две группы, одна группа проговаривает одну ритмическую цепочку, другая – другую, затем дети меняются местами. Стимулирую развитие музыкально-ритмических способностей с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов, а использование словесного и практического метода позволяет усилить возможность воздействия на каждого ребёнка.
Для более совершенного развития у детей ритмического чувства, музыкально-игровые упражнения включаю и в пение.
Например, детям хорошо знакома песня «Тень – тень». Использую следующие задания в игровой форме:
- песня исполняется вместе с детьми с целью закрепления текста
- дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок
- пение по ролям (взрослый – автор, а дети – герои, где каждый ребёнок прохлопывает свою роль)
- пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Объясняю детям, что голосок «спрятался», а «ладошки поют вместо него».
- вся песня от начал и до конца поётся ладошками
- выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.
Решению поставленных задач в немалой степени способствуют и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа и использование компьютерных технологий
Следующий этап моей деятельности с детьми – это творческая импровизация, самовыражение детей.
На этом этапе широко использую поисковый и вербальный методы. Дети в форме игры закрепляют и совершенствуют навыки по выполнению ритмических рисунков, продолжают осваивать музыкальную грамоту, работают по карточкам-схемам.
Ввела в повседневную практику с дошкольниками и такую форму работы, как «ритмическая минутка». Дети в игре, самостоятельной деятельности, в самых разнообразных режимных моментах могут хлопать, топать, играть на музыкальных инструментах. В этом большую помощь оказывают воспитатели групп
Процесс развития музыкального чувства ритма имеет непрерывное развивающее действие. Работу веду в тесном творческом союзе с воспитателями, нахожу своё отражение не только на музыкальных занятиях, но и в других формах музыкальной деятельности: индивидуальной работе, музыкально-игровых досугах, а также самостоятельной деятельности. Для воспитателей групп я оформила цикл консультаций, бесед, памяток, рекомендаций «Дружно мы играем, чувство ритма развиваем». Провожу мастер-классы, сделала подборку музыкальных игр и упражнений. Организовала творческую студию из воспитателей «Голубки», где мы поем, ставим театрализованный представления, разучиваем танцевальные номера.
Учитывая новые требования к взаимодействию с семьей, провожу работу в нескольких направлениях:
- повышение компетентности в вопросах как музыкального воспитания детей в целом, так и в развитии чувства ритма в частности;
- пропаганда музыкального искусства;
- вовлечение в музыкально-образовательный процесс;
- совместная культурно-досуговая деятельность.
Родителям очень интересны такие формы работы как совместные всеобучи, мастер-класс и семинары, где предоставляют много практического материала, мы вместе поём, разучиваем потешки, игры, упражнения, способствующие развитию чувства ритма в домашних условиях.
Они являются активными участниками утренников, праздников и совместных спектаклей. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время.
Для обогащения музыкальной среды семей мной собрана фонотека «Музыкальный киоск», с коллекцией детских песен, музыки для движения и танцев, детских сказок, музыки для релаксации. Дети зачастую просят родителей взять на прослушивание тот или иной диск.
В процессе реализации системы работы по развитию музыкального чувства ритма достигнуты следующие результаты:
- положительная динамика уровня развития чувства ритма у детей дошкольного возраста: высокий уровень увеличился на 34% (47%), норма понизилась на 1% (53), уровня ниже нормы не стало. (Ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, шлепках, на музыкальных инструментах, но и в передаче метроритмической организации музыки с помощью движений в музыкальной игре).
- воспитанники активные участники конкурсов детского музыкального творчества разного уровня, творческих концертов, ежегодно по традиции принимают участие в фестивале: «Музыкальный калейдоскоп», участники праздничных программ, посвященных Дню защиты детей, и ко Дню Победы, радуют пожилых людей из дома «Ветеран» и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- сформировались:
-музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;
-дифференцированное восприятие музыки и движений;
-умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;
-умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
-умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;
-способность к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям,
-интерес к музыкально – ритмическим упражнениям и играм.
-музыкально-ритмические способности, выработаны такие исполнительские качества как уверенность в себе, умение свободно держаться на сцене.
Что привело к повышению качества музыкального воспитания в нашем учреждении.
Учу детей любить прекрасное искусство,
Стремясь в сердцах у них посеять благодать.
Стучусь в их души, пробуждаю чувства,
Готова петь для них, Шопена им играть.
И каждый раз, идя домой с работы,
Я думаю о том, что сквозь года
Поможет им моя забота,
Взойдут плоды совместного труда!
Источник