Рисунок как средство диагностики развития ребенка
1.3 Рисование как средство диагностики интеллектуального развития ребенка
Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответственным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, а также представителей ряда других областей знаний, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения ошибок в диагностике остается одной из самых кардинальных проблем дефектологии. В связи с этим многие педагоги-дефектологи, психологи, клиницисты ведут активный поиск научно обоснованных методов отбора. К ним следует отнести и изобразительную деятельность, в частности рисование.
Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Это обстоятельство давно привлекало многих специалистов, пытавшихся установить корреляцию (соотношение) между рисунком и состоянием интеллекта.
Г. Кершенштейнер еще в 1914г. показал, что между способностью к рисованию и умственным развитием наблюдается определенная зависимость. Высокий уровень графической деятельности невозможен без соответствующего уровня интеллектуального развития. Наличие более или менее отчетливых изображении говорит о том, что рисующий располагает определенными познавательными и графическими возможностями. Отсутствие же предметных изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии.
Таким образом, рисунок оказалось возможным и целесообразным использовать в диагностических целях.
Некоторые современные зарубежные специалисты используют в целях диагностики умственной отсталости метод тестов. Среди этих тестов немало графических. Особенно большое распространение получил тест, предложенный Ф. Гудинаф (США). Суть его заключается в том, что ребенку предлагается графическое задание (нарисовать фигуру человека), а затем проводится количественный подсчет элементов рисунка. На основе такого анализа изображения и математической обработки полученных данных определяется коэффициент интеллектуальной одаренности (JQ), который и служит решающим критерием при оценке умственных способностей ребенка.
Простота, доступность и удобство статистической обработки сведений, добытых этим методом, не позволяют, однако, говорить о его объективности и научной достоверности. Использование графических тестов не вскрывает особенности личности обследуемого, а лишь, отражает уровень его изобразительных навыков или констатирует недоразвитие*отдельных психических функций.
Известный психолог А.М. Шуберт указывала на приблизительный характер результатов тестовых испытаний и предостерегала исследователей от увлечения этим методом, так как он может привести к грубым ошибкам и нанести вред ребенку.
На необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения личности ребенка указывают Л.В. Занков, Н.П. Сакулина, В.Я. Василевская, О.В. Правдина, А.А. Венгер, Т.Н. Головина, С.Д. Забрамная и др.
Исследователи отмечают, что выполненные умственно-отсталыми рисунки, носят специфический характер. Указывается и на то, что общий уровень развития рисования у старшеклассников специальной школы ниже, чем у нормальных учеников младших классов.
Резкое различие наблюдается в рисунках аномальных детей, относящихся к разным клиническим группам. Видный советский ученый в области изобразительного творчества детей Н.П. Сакулина пишет: «Чем глубже задержка умственного развития, тем позже и с большим трудом осваивают дети предметное рисование. Среди детей глубоко умственно отсталых в возрасте 8—10 лет встречаются и такие, которые не в состоянии нарисовать ничего отчетливого»[3].
К аналогичным выводам приходят и другие исследователи. В частности, подчеркивается, что рисунки детей с легкой умственной недостаточностью имеют несравненно больше преимуществ, чем рисунки глубоко умственно отсталых детей (Б. Цражич). Используя это обстоятельство, Э. Шольц-Эрзам широко иллюстрирует рисунками детей разной степени умственной отсталости свою книгу «К психопатологии умственно отсталого ребенка».
По мнению таких авторов, как А.Бусс, О.Марзанд, Э. Шольц-Эрзам, К. Винтер, с помощью рисунка можно определить особенности восприятия, внимания, памяти ребенка. При этом подчеркивается важность сопоставления процесса, рисования кандидата в специальную школу с аналогичной деятельностью нормально развивающегося ребенка. В частности, авторы описывают ряд характерных признаков, обнаруживаемых у нормального и умственно отсталого ребенка 6—8 лет во время рисования по представлению и анализа готового изображения.
Рисование — лучший способ налаживания отношений с малоконтактными, молчаливыми или замкнутыми детьми. В связи с этим работники медико-педагогических комиссий и диагностических групп нередко начинают проводить обследование, предложив ребенку выполнить какой-либо рисунок: по выбору («Нарисуй, что хочешь, что умеешь, что любишь»); по замыслу («Что подарим маме»); на заданную тему («Нарисуем картинку к сказке “Колобок”»); по тексту-описанию («Два дома рядом — большой и маленький. У большого дома — два окна и дверь, у маленького — одно окно и дверь» и др.); по непосредственному наблюдению («Игрушка-грузовик» и др.).
Каждое из этих заданий направлено на развитие различных сторон деятельности ребенка. С их помощью в определенной мере можно установить запас имеющихся представлений о предметах и явлениях, степень подготовленности руки к выполнению графических действий, наличие умения передавать в рисунке изображение знакомых предметов и узнавать их. Предлагаемые задания помогают обнаружить наличие (или отсутствие) зрительной и зрительно-моторной памяти, способности воспринимать и анализировать форму, величину, цвет, строение предмета.
Об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка нельзя судить по одному-единственному рисунку. В одних случаях, например, в работах по выбору, когда ребенок воспроизводит картинку-штамп (единственное, что может нарисовать), изображение может оказаться более или менее удовлетворительным, тогда как в других случаях в рисунке нельзя узнать ничего определенного.
Слабыей интеллектуальные возможности большинства из направляемых в специальную школу не позволяют им успешно выполнять изобразительные задачи. Умственно отсталые дети 7—8 лет часто не владеют предметным изображением, а самостоятельный рисунок нередко состоит из однообразных повторяющихся элементов (кругов, черточек, точек и т.п.), а иногда и просто каракулей, неопределенных образований. Изображения предметов, Которые узнаются, весьма примитивны, Если нормально развивающийся первоклассник может нарисовать фигуру человека, в которой основные части выражены достаточно определенно, то рисунки олигофренов в основном не отражают признаков человеческой фигуры и построены по типу «головонога», что в норме соответствует младшим дошкольникам.
Для сравнения приводим рисунки учащихся I класса общеобразовательной (рис. 1) и специальной (рис. 2) школ.
Рис. 1
Рис. 2
Большие различия обнаруживаются в рисунках нормальных и умственно отсталых детей, выполненных по непосредственному наблюдению. Несмотря на то, что имеется реальная возможность всесторонне рассмотреть предмет, умственно отсталый ребенок воспроизводит в рисунке, как правило, только основные части, опуская многие детали и характерные особенности. Во многих случаях наблюдается незавершенность, фрагментарность изображения.
В рисунках, поступающих в 1 класс нормальных детей также много неточностей, особенно в передаче пропорций, однако в, целом рисунок отличается законченностью, относительной полнотой, детализацией.
Предлагая то или иное графическое задание, важно проследить, как ребенок его принимает, адекватно ли действует, обучается ли. Если он отказывается рисовать, можно предположить, что имеется некоторое снижение уровня развития или нарушение эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев даже дети со сниженным интеллектом готовы приступить к работе независимо от степени ее трудности. Поэтому гораздо важнее установить, действует ли ребенок в соответствии с заданием.
Об отставании в развитии, умственной отсталости или наличии каких-либо других нарушений могут говорить бедность замысла, неумение выразить графически, даже самый простой сюжет, изображение объектов, не относящихся к предложенной теме или противоречащих ей, неадекватная передача окраски деталей объекта, грубое нарушение в рисунке, пространственных признаков и отношений, различного рода нелепости, наконец, отсутствие предметных изображений.
Некоторые элементы обучения, которые обычно сопутствуют изобразительной деятельности ребенка во время диагностического обследования (наводящие вопросы в связи с особенностями строения предмета, привлечение внимания к характерным деталям игрушки, показ изображения той или иной формы, демонстрация какого-либо приема и т.п.), способствуют выявлению умственного развития тех, кого предполагается направить в специальную школу. Отсутствие обучаемости, неумение воспроизвести простейший изобразительный элемент по подражанию, неадекватность действий после показа могут быть обусловлены снижением интеллекта. Эти моменты необходимо учитывать при составлении характеристики.
Поскольку рисунки детей с разными степенями умственной отсталости качественно отличаются друг от друга, то проведенный с учетом уровней изобразительной деятельности анализ работ может быть использован в целях дифференциальной диагностики. В этом случае, хотя и весьма условно, могут быть использованы некоторые ориентиры, предложенные А. Н. Лозовым:
I. Для «свободных» рисунков умственно отсталых детей в возрасте 8 — 10 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью характерно следующее: самостоятельный выбор темы; относительно разнообразная тематика рисунков; отклонение в процессе рисования от первоначальной изобразительной задачи и дополнение рисунка новыми объектами; нелогичность смысловой стороны рисунка; плоскостное, примитивное и схематичное изображение предметов.
В отличие от других групп умственно отсталых эти дети проявляют некоторую критичность к своему рисунку. Изобразительная деятельность, как правило, сопровождается положительными эмоциями. Ориентировочное время работы над рисунком — до 20 минут.
2. Для рисунков детей с более глубокой степенью интеллектуальной недостаточности характерны: ограниченность тематики и значительная обусловленность выбранной темы предшествующей изобразительной деятельностью; крайняя примитивность изображения; отсутствие логической связи между изображаемыми объектами; преимущественное использование одного или двух цветов, контурная раскраска или ее полное отсутствие.
Детям этой категории свойственны, кроме того, повышенная отвлекаемость во время рисования и появление аффективных состояний, слабая критичность к результатам деятельности. Примерное время выполнения рисунка — 10 минут.
3. Для графической деятельности детей с глубокой степенью умственной отсталости характерны: неумение самостоятельно приступить к рисованию; ограниченное использование ранее усвоенных графических элементов; отсутствие предметного изображения; использование, как правило, одного, случайного цвета.
Эти дети обычно не принимают задание, начинают Манипулировать карандашом, перемещать лист бумаги по столу, у них нередки проявления аффективных реакций. Они не критичны к своей деятельности. Продолжительность работы над рисунком — менее 5 минут.
Повторим, что использование этих критериев для дифференциальной диагностики требует осторожности и творческого подхода.
Установить на основе рисунка достаточно точно уровень познавательных возможностей детей удается не всегда, так как диапазон «графической умелости» слишком велик и у разных людей проявляется по-разному. Вместе с тем наблюдения за испытуемым во время рисования, беседа с Ним по поводу нарисованного и сам рисунок дают ценный материал, который можно рационально использовать при обсуждении особенностей умственно отсталого ребенка.
Следует специально подчеркнуть, что в ряде случаев рисунки не Могут служить истинным показателем снижения интеллекта. Иногда в силу некоторых причин рисунок не отражает реальные умственные способности ребенка. Поэтому графическое изображение предметов и явлений окружающего мира не может выступать в качестве единственного критерия Оценки интеллектуального развития.
Изучение рисунков с целью установления диагноза должно проводиться в совокупности с анализом всех остальных данных психолого-педагогического обследования. При этом результаты наблюдения за процессом рисования существенно дополнят сведения, полученные о ребенке специалистами с помощью других методов, что позволит составить полную и объективную характеристику, сделать правильные выводы, дать соответствующие рекомендации.
Глава II. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 103702
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 17
… . Она привлекала и привлекает к себе внимание многих советских и зарубежных исследователей. 2. Методика
развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида 2.1. Современные задачи и содержание
уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида На уроках чтения в 7 – 9 классах продолжается формирование у школьников …
… 84 44 2 0 0 10 1 22 2 2 1 0 7 конт 67 39 2 0 0 6 1 11 3 4 1 0 Выводы. Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: 1. В специальной коррекционной школе при обучении написанию изложений используется в некоторой мере видоизмененная традиционная методика. Изменения заключаются в аналитической работе, направленной главным образом на то, чтобы помочь учащимся …
… умений и навыков при работе с глиной и пластилином, особенностей обучения навыкам лепки нами были посещены занятия по ручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепка. Занятия были проведены соответственно программе с использованием различных методов и приёмов обучения детей лепке. Проанализировав посещённые занятия во 2 “Б” и 2 “В” классах, можно прийти к выводу, …
… важно единство воспитательных воздействий школы и семьи. Для достижения этого единства проводится большая воспитательная работа школы с родителями, ведется пропаганда педагогических знаний, разъясняется структура дефекта и возможности развития глухих и слабослышащих. Знание особенностей развития детей с недостатками слуха помогает родителям найти правильный тон взаимоотношений со своими детьми, …
Источник
Современная концепция дошкольного воспитания предусматривает гуманизацию педагогической деятельности педагога в вопросах индивидуального подхода к каждому ребенку. Необходимость индивидуального подхода в педагогическом процессе неоднократно подчеркивали в своих работах Е. А. Аркин, М. Я. Басов, Я. И. Ковальчук, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова и др. Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми, а также для полноценного развития личности каждого воспитанника ДОУ.
Для осуществления данной стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса важным условием является своевременная и регулярная диагностика развития психики каждого ребенка, которая позволит иметь достоверные данные об имеющемся на данное время уровне развития детей. Профессор Т. Д. Марцинковская определяет психодиагностику, применительно к дошкольному возрасту, как деятельность по психическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды ДОУ. Данная процедура предполагает вынесение психического диагноза, т. е. конечного результата деятельности психолога, направленной на описание и выяснения сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психологического обследования.
Осуществление диагностики в ДОУ позволяет учитывать координаты развития дошкольника в каждый возрастной период и определять место каждого ребенка на «шкале» развития, а, следовательно, на основе индивидуальных диагностических данных строить и осуществлять учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно.
Таким образом, введение диагностики в систему дошкольного образования объясняется насущной проблемой обратить внимание педагогов на индивидуальность ребенка, на присущие ему интересы и склонности.
На современном этапе отмечается недостаточность имеющихся разработок эффективных диагностических методик, направленных на получение информации о психическом развитии дошкольников, а также недостаточность разработки конкретно выделенных показателей — ориентиров развития психики ребенка.
Изучая диагностические методы, применяемые в условиях ДОУ (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы, и анализ продуктов детской творческой деятельности), нами было отмечено, что особого внимания и более широкого применения заслуживают графические проективные методики. Рисуночные тесты или пробы являются наиболее удобным диагностическим средством психических особенностей детей по нескольким причинам:
а) они достаточно информативны;
б) при повторении они могут показать динамику психического состояния ребенка;
в) рисование — привычная деятельность для детей;
г) графические методы дают ребенку возможность проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее, а значит, рисунок несет на себе отпечаток личности, ее настроения чувств, особенностей представлений, отношений и т. д.;
д) данная процедура облегчает производство таких аспектов, которые ребенок выразить словами не в состоянии.
Изучая закономерности необратимого, направленного изменения психики, то есть психического развития детей старшего дошкольного возраста, нами были выявлены основные новообразования данного возрастного периода, которые правомерно стали считать показателями развития психики ребенка 6–7 лет:
– Произвольность психических процессов: а) память, б) воображение, в) мышление;
– Произвольная регуляция поведения;
– Самосознание, самоконтроль, самооценка.
Учитывая особенность процесса изобразительной деятельности: этапность, динамичность, наличие новообразований, а также большие возможности рисунка ребенка как диагностического средства: информативность, доступность, простота и естественность для дошкольника самого процесса; нами был разработан комплекс графических методик в виде рисуночных проб.
Используя данные графические методики, можно получить информацию об уровне сформированности психических процессов, личностных качеств ребенка шести — семи лет. Где показателем психического состояния дошкольника в рисунке является его способность использовать изобразительные средства, а также его отношение к самому процессу изобразительной деятельности:
– передача характерных особенностей объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер говорит об уровне развития памяти у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй собаку», «Нарисуй то, без чего не бывает праздника «Новый год»);
– способность быстро придумать и изобразить что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное, где достаточно хорошо прорисованы детали образа может показать, насколько развито творческое воображение и мышление у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй что-нибудь необычное», «Нарисуй красивый и некрасивый цветок», «Волшебное яйцо»);
– способность дошкольника передать в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно, нарисовать объект, как единое целое, при этом правильно передать пропорции, пространственные соотношения, величину; детализировать свой образ — является показателем уровня развития у дошкольника образно-логического мышления (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй многоэтажный дом», «Косой дождь», «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, синим, желтым)»;
– умение ребенка рисовать изображение крупно, использовать элементы декора, тщательно прорисовывать детали, отражать в рисунке характерные особенности самого себя: цвет волос, прическа, одежда — является показателем сформированности его самосознания (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй свой портрет», «Кем ты хочешь быть», «Нарисуй, какой ты плохой», «Нарисуй, какой ты хороший»);
– умение дошкольника правильно отображать в рисунке размер, форму, строение предмета, при закрашивании точно соблюдать предложенные правила; сосредоточенно, не отвлекаясь работать в процессе рисования — является показателем выявления сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их», «Продолжи эти линии»);
– умение ребенка работать по образцу, то есть проявлять интерес к выполнению достаточно сложного задания, использовать целенаправленные действия, в процессе работы контролировать их, опираясь на образец — сравнивать каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке — показывает об уровне сформированности самоконтроля и самооценки ребенка 6–7 лет (рисуночные пробы на темы: «Графический диктант», «Нарисуй такие же яблоки», «Нарисуй такую же картинку»).
Предположение, что рисунок может являться достоверным и эффективным средством диагностики психического развития детей старшего дошкольного возраста стало основой исследования, в ходе которого изучался уровень психического развития детей с помощью объективных методик, а также с использованием разработанных мною рисуночных проб (Нарисуй собаку», «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй свой портрет», «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй такие же шары и правильно их закрась», «Нарисуй такую же картинку»).
В ходе сравнительного анализа полученных данных мы убедились, что показатели общего психического развития дошкольников имеют лишь незначительное расхождение в обоих случаях серий диагностики. Что позволило нам заключить следующее:
Диагностика, проводимая на основе разработанных нами рисуночных проб, может определять уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Значит, рисуночные пробы, в силу своих возможностей как диагностического материала, как удобного в организации процесса, а также учитывая необходимость наличия данного материала в арсенале и психолога, и педагога, должны широко использоваться для получения информации о психическом развитии каждого ребенка. На основе этих индивидуальных диагностических данных педагоги ДОУ смогут осуществлять личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, а значит полноценно развивать личность каждого своего воспитанника.
1. Рисуночные пробы
– «Нарисуй собаку»
– «Нарисуй то, без чего не бывает праздника Новый год»
Цель: выявление уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок способен передать характерные особенности объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер.
Средний уровень — ребенок недостаточно четко передает пропорции и строение.
Низкий уровень — ребенок рисует схематично, не прорисовывая детали.
2. Рисуночные пробы
– «Нарисуй сказочный лес (дом, замок)»
– «Нарисуй что-нибудь необычное»
– «Нарисуй красивый и некрасивый цветок»
– «Волшебное яйцо» (ребенок рисует по шаблону контур яйца, затем дорисовывает полученное изображение по своему представлению)
Цель: выявление уровня развития творческого воображения и мышления.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок быстро придумывает и изображает что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное; детали и образы рисунка прорисовывает.
Средний уровень — ребенок рисует то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии.
Низкий уровень — ребенок рисует нечто неоригинальное, детали не очень хорошо проработаны, краски неярки.
3. Рисуночные пробы
– «Нарисуй зимний лес»
– «Нарисуй многоэтажный дом»
– «Косой дождь»
– «Снеговик весной»
– «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, желтым, синим)»
Цель: выявление уровня развития образно-логического мышления.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок передает в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно; объект нарисован, как единое целое; правильно переданы пропорции, пространственные соотношения, величина; изображение детализировано
Средний уровень — ребенок в рисунке прорисовывает не все детали, либо не совсем правильно передает отношение деталей; в изображении отсутствует 3–4 детали; недостаточно точно переданы пропорции, пространственное соотношение; величина объекта передана верно, не используются элементы декора.
Низкий уровень — ребенок рисует примитивно, не отражая соразмерность, характерные детали.
4 Рисуночные пробы
– «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их»
– «Продолжи эти линии» (ребенку предлагается дорисовать достаточно сложные линии на листке в клетку)
Цель: выявление уровня сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок правильно отображает в рисунке размер, форму, строение предметов; при закрашивании точно соблюдает предложенные правила; работает сосредоточенно, не отвлекается в процессе рисования; рисунок выполнен аккуратно, без ошибок.
Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает в рисунке характерные особенности предложенных предметов: размер, форму, направление линий при закрашивании); в процессе работы сомневается в правильности выполняемых действий, задает вопросы; в результате приложенный усилий изображение получается не совсем правильным.
Низкий уровень — ребенок в процессе деятельности соблюдает предложенные ему правила выполнения задания; на протяжении рисования отвлекается, задает вопросы исследователю, ребенку требуется внешняя стимуляция, чтобы он закончил рисунок.
5. Рисуночные пробы
– «Нарисуй свой портрет»
– «Кем ты хочешь быть»
– «Нарисуй, какой ты хороший»
– «Нарисуй, какой ты плохой»
Цель: выявление уровня сформированности самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок рисует изображение крупно, тщательно прорисовывая детали; аккуратно закрашивает ярким цветом; в процессе деятельности старателен, внимателен; рисунок декорирован; изображение отражает характерные особенности самого ребенка: цвет волос, прическа, одежда.
Средний уровень — ребенок рисует изображение не крупно; соблюдает пропорции и формы отдельных частей тела; могут быть некоторые несоответствия размеров; не выделены характерные признаки пола; в процессе деятельности ребенок внимателен и старателен.
Низкий уровень — ребенок схематично изображает себя на рисунке, больше внимания уделяет изображению окружающего пейзажа; изображение не дорисовано, либо выполнено не аккуратно.
6. Рисуночные пробы
– «Графический диктант» или другое пошаговое выполнение задания
– «Нарисуй такие же яблоки»
– «Нарисуй такую же картинку»
Цель: выявление уровня сформированости самоконтроля и самооценки у ребенка 6–7 лет.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок с интересом выполняет достаточно сложное задание; действия дошкольника целенаправленные; рисунок выполнен максимально приближенно к образцу; в процессе работы ребенок постоянно опирался на предложенный образец — сравнивал каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке.
Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает на рисунке предложенный образец, то есть на некоторых рисунках может быть изображено большее количество предметов или их неточное положение; ребенок в процессе деятельности не всегда обращается к образцу; в процессе работы внимателен, но в конце может утратить интерес к заданию
Низкий уровень — ребенок выполняет рисунок, не соответствующий предложенному образцу, изображение лишь несколько напоминает картинку исследователя; в процессе деятельности не все действия контролируются ребенком, многие ошибки остаются незамеченными.
Литература:
1. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка Ж. Психологическая диагностика № 4 2004.
2. Блейхер В. М., Бурлачук Психологическая диагностика интеллекта и личности — Киев, 1978.
3. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика — СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.
5. Введение в психодиагностику/ Под ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой — М.: Изд.центр «Академия», 1999.
6. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты — М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
7. Диагностика в детском саду/ Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной — Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
8. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников — СПб., 2002.
9. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста — М.: Просвещение, 1988.
10. Люблинская А. А. Воспитателю о психологии ребенка — М.: Просвещение, 1974.
11. Полуянов Ю. А. Дети рисуют — М.: Педагогика, 1988.
12. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике — М.: Дидакт, 1992.
13. Шмелев А. Г. и коллектив Основы психодиагностики — М., Ростов н/д: «Феникс», 1996.
14. Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной — М.: Просвещение, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Высокий уровень, параметр оценки, проба, рисунок, процесс деятельности, старший дошкольный возраст, уровень, процесс работы, психическое развитие детей.
Источник