Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка
РИСУНОЧНЫЕ
ПРОБЫ, КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
В данной методике рассматриваются
графические проективные тесты для психологической диагностики ребенка. Тесты «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) и
«Кинетический рисунок семьи» (КРС) являются удобными для практического
использования по нескольким причинам: они информативны, при повторении могут
показать динамику психического состояния, кроме того рисование – привычная
деятельность для детей.
Особенно помогает хорошему контакту с ребенком тест ДДЧ,
поэтому его можно успешно применять во время первой консультации. Кроме того,
сам процесс рисования, при условии сопутствующего одобрения со стороны психолога, имеет важное психокоррекционное значение и может в какой-то мере способствовать
снятию тревожности по отношению к взрослому и т.п. Тест ДДЧ особенно целесообразно
применять в начале психологической
консультации, потому что он сможет показать, какова основная проблема
консультируемого ребенка :эмоциональная
или в сфере интеллектуального развития ребенка.
Детальную интерпретацию
теста ДДЧ первым разработал американский психолог Дж. Бак. Проективные
особенности этого теста обусловлены
неопределенностью предъявляемого стимула.
Слова «дом, дерево, человек »– знакомы каждому, но они не специфичны, и
поэтому при выполнении задания
испытуемый вынужден проецировать
свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него.
Кроме того, сами
стимульные слова «дом, дерево, человек», не только являются названиями классов объектов, но и
несут определенные эмоциональные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время
рисования или после него, в процессе беседы, чаще всего представляет личностно значимую реакцию на
отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что
рисунок дома, дерева или человека – это
своеобразный автопортрет
рисующего человека , т.к. в своем рисунке те черты объектов он
представляет, которые в той или иной мере значения значимы для него.
Для выполнения
теста ДДЧ ребенку предлагается бумага, простой
карандаш, ластик. Стандартный лист для
рисования складывается пополам. На
первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «ДОМ», на второй и третьей в
вертикальной позиции каждого листа
сверху – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и
фамилия испытуемого, дата
проведения исследования. Для рисования используется простой карандаш 2м, т.к. при
употреблении этого карандаша лучше всего видны изменения в силе нажима.
Инструкция для
ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно
лучше дом, дерево, человека». На все
уточняющие вопросы испытуемого
следует отвечать, что он может
рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую
информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо
непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд
вопросов о его рисунках. Вопрос обычно начинается с рисунка человека. Например
спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки,
что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из знакомых.
Качественный анализ
рисунков производится с учетом их формальных
и содержательных аспектов.
Информативными формальными признаками считаются, например, положение рисунка на
листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка или отдельных частей, выделение отдельных деталей.
Содержательные аспекты включают в
себя особенности, движение и настроение
нарисованного объекта.
Для анализа рисунка
используется три аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива.
Считается, что детали рисунка представляют сознание и заинтересованность
человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем
рисунке, какие детали имеют для него
личную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над
рисунком ребенок подчеркивает, или стирает
некоторые детали рисунка, а также
если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали
рисуемых объектов).
Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей,
может отражать некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но
интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в
сотрудничестве с рисующими, т.к. символическое значение деталей часто
бывает индивидуальным. Например,
отсутствие таких основных деталей
рисунка человека как рот или глаза может указывать на определенные трудности в человеческом
общении или его отрицание. Возможно в рисунке и отражение физических особенностей, доставляющих неприятности
переживаний.
Пропорции рисунка
иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций
или отношений, которые непосредственно или символически представлены в
рисунке.Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному
пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.
Например, очень маленький рисунок может показать чувство неадекватности
субъекта в его психологическом окружении или желание выйти из ситуации.
Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к окружающей его
психологической действительности и окружению. При оценке перспективы внимание
обращается на положение рисунка на месте по отношению к зрителю (взгляд сверху
или снизу), взаимное расположение
отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек
нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение
ребенка к своей жизни.
Для количественной
оценки теста общепринятые качественные показатели были сгруппированы в
следующие симптомкомплексы:
4. Недоверие к себе.
5. Чувство неполноценности.
7. Конфликт
(фрустракция)
8. Трудности в общении.
9. Депрессивность.
Каждый симптомкомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель
отсутствует, ставится 0 во всех случаях, присутствие некоторых
признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так наличие облака на одном рисунке – 1 балл, на двух – 2 балла, а
на всех трех – 3 балла (симптомкомплекс «тревожность»).
При наличии большинства
признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в
интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например,
отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта симптомокомплекс
«трудности в общении») – 2 балла, факт
изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл.
Выраженность симптомкомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного
симптомокомплекса.
Интерпретировать рисунки
дома, дерева и человека можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в
стандартной тестовой ситуации. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить
из целостности всех рисунков. Наличие
только одного признака не свидетельствует о наличии определенной
психологической особенности. Иногда возникшие гипотезы интерпретации можно
проверять в беседе с ребенком.
Подростку очень интересно и самому узнать, что о
нем говорят его рисунки. Психолог должен строитель беседу так, чтобы какая-либо
характеристика не стала существенным, могущим негативно повлиять на дальнейшее
формирование характера подростка. Избегая явной оценки выявленных психологических особенностей, можно
наметить возможные пути самовоспитания ребенка.
Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство
его сверстников, если на рисунках плохая перспектива, неадекватные пропорции,
отсутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех рисунках, то можно
думать о возможном умственном отставании
в развитии. В таком случае дальнейшее исследование следует направить на
выявление интеллектуальных особенностей ребенка.
Если среди рисунков только
один выделяется плохим качеством, то можно предположить, что он вызывает
наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Когда по рисункам выявляется
яркая выраженность нескольких симптомокомплексов, можно предполагать, что для
данного ребенка важнее эмоциональных проблем. Конечно часто бывает, что
личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие невозможности
соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется
в рисунках. Рисунки теста ДДЧ могут и показывать наличие органической
дисфункции ЦНС. Существует пять показателей органического поражения ЦНС:
1
Двойные
линии в рисунке.
2
Несоединенные
между собой линии.
3
Сильный
уклон нарисованной фигуры.
4
Очень
большая голова.
5
Голова
неадекватно выделена на рисунке человека.
Присутствие более трех признаков дает
основание предполагать, что у
рисовавшего может быть органическое поражение ЦНС. Эта проблема очень важна при психологической диагностике
неуспевающих младших школьников. Но нужно иметь ввиду, что наличие органической
дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто
это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах
интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах.
Такие дети,
например, могут скорее уставать, быть
менее внимательными. Эти особенности
требуют особенного внимания к
организации их учебного процесса в школе и дома. Иногда встречаются дети со слабо выраженными формами
дислекции или дизграфии, которым трудно
научиться читать или писать, но некоторые легко преодолевают эти
трудности, когда их обучают с помощью специальных адекватных методов.
Необходимо помнить, что перед началом
теста вы должны быть уверены в положительном отношении к вам ребенка.Старайтесь
избегать ситуации оценивания продуктов его творчества, должны быть максимально
подчеркнутая доброжелательность по отношению к данному ребенку, полное его
принятие даже в случае агрессии.
Перед первым занятием психолог должен объяснить цель и возможные результаты совместной работы с
ребенком, довести до его сведения, что о
результатах работы и о содержании бесед никому не будет известно, и, конечно
это условие необходимо строго выполнять. Следует избегать нравоучительной
оценки деятельности ребенка. Психолог оценивает поведение ребенка и результаты
его творческой деятельности как проявление личности, старается понять
внутренние конфликты этой личности, ищет пути
конструктивного решения.
«ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК»
Симпто-мокомплес | № пп | Симптом | Балл |
Неза-щищен- ность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Рисунок в самом центре листа Рисунок в верхнем углу Дом, дерево – с самого края Рисунок внизу листа Много встроенных деталей Дерево на горе Очень подчеркнутые корни Непропорционально длинные руки Широко расставленные ноги Другие возможные признаки | 0,1,2 0,1,2 0,1,2 0,1,2 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Тревож-ность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Облака Выделение отдельных деталей Ограничение пространства Штриховка Линия с сильным нажимом Много стирания Мертвое дерево, больной человек Подчеркнутая линия основания Толстая линия фундамента дома Интенсивно затушеванные волосы Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,1 0,1,2,3 0,1,2,3 0,1 0,1,2 0,2 0,1,2,3 0,2 0,1 |
Недоверие к себе | 1 2 3 4 5 6 7 | Очень слабая линия рисунка Дом с края листа Слабая линия ствола Одномерное дерево Очень маленькая дверь Самооправдывающие оговорки во время рисования прикрывания рисунка Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Чувство непол-ноцен- ности | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Рисунок очень маленький Отсутствуют руки, ноги Руки за спиной Непропорционально короткие руки Непропорционально узкие плечи Непропорционально большая система веток Непропорционально крупные двумерные листья Дерево умершее от гниения Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Враждеб-ность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Отсутствие окон Дверь – замочная скважина Очень большое дерево Дерево с краю листа Обратный профиль дерева, человека Ветки двух изменений как пальцы Глаза – пустые глазницы Длинные пальцы Оскал, видны зубы Агрессивная поза человека Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 |
Конф- фликт-ность фру- страция | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Ограничение пространства Перспективы снизу /взгляд червя/ Перерисовывание объекта Отказ рисовать какой-либо Дерево на 2 дерева Явное несоответствие качества одного из рисунков Противоречивость рисунка и высказывания Подчеркнутая талия Отсутствие трубы на крыше Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,1,2,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 |
Трудности общения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Отсутствие двери Очень маленькая дверь Отсутствие окон Окна без рам Излишне закрытые окна Выделенное лицо Лицо, нарисованное последним Отсутствие основных деталей лица Человек нарисованный схематично из палочек Дом. человек в профиль Руки в оборонительной позиции Высказывание об одиноком человеке, которого нарисовал Дверь без ручки Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Депрес-сивность | 1 2 3 4 5 6 7 | Помещение рисунка в самый низ листа Вид дерева или дома сверху Линия основания, идущая вниз Линия, слабеющая в процессе рисования Сильная усталость после рисования Очень маленькие рисунки Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 |
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» https://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» https://qps.ru/6rsG2
Источник
Методики психолого-педагогической диагностики
эмоционально-личностного развития дошкольника.
С помощью данных диагностик определяются следующие особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников:
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостьность);
- внушаемость;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
- отношение к самому себе (к собственным недостаткам, возможностям), особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома;
- нарушение поведения, вредные привычки.
1. Рисуночная методика “Моя семья”
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребёнком отношений в семье.
Дайте ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Набор карандашей может содержать больше 6 цветов.
Предложите ребенку нарисовать свою семью. И сделайте вид, что вы заняты чем-то другим и вам не до рисунка. Пусть ребенок ощутит хотя бы иллюзию свободы. Ваш пристальный взгляд невольно заставляет ребенка все “взвесить” на рисунке в пользу вас. Позвольте ребенку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, “работая”, вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует.
После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что ребенок тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вслух, все то, что в нем “бурлит” и “закипает”, все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, “вырывается” наружу и застывает с “немым криком” на бумаге. И, застывая, молча кричать, молит вас о помощи.
Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого “забыл” изобразить, кого “добавил”, кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.
- Модификация рисуночной методики
“Моя семья” – “Семья, которую я хочу”
Итак, вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений использую рисуночную методику “Моя семья”. Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, вы можете воспользоваться также другим вариантом этой методики, модификацией ее в методику “Семья, которую я хочу”.
Для этого, после того как ребенок закончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону или дайте чистый и предложите ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря – “Семью, которую я хочу”.
Своим заданием вам удалось невольно нажать на рычаги фантазии ребенка, снять тормоза, поднять завесу тайн его, увидев то, что скрыто даже для ребенка. И если первый из рисунков – это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок – ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок – это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок – это “вход” в желаемое, “вход” в “Прекрасное Далеко”, которое бы ребенок не прочь иметь уже сейчас.
Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Ребенок это просто вам еще не в силах сам изобразить.
3. Методика «Три дерева» (Э.Клессманн)
Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи.
Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед. В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих “членов семьи”, а других вытеснил.
4. Тест “Рисунок несуществующего животного”
Цель: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для исследования необходимо: стандартный лист белой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей – создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
5. Тест «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК»
Это одна из самых известных проективных методик для исследования эмоционально-личностного развития, предназначена для детей и взрослых, может применятся для группового обследования.
Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.
Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.
6. Тест “Рисунок человека”
Тест “Рисунок человека” разработан с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Процедура теста: ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: “Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь”.
Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер (“А какого человека?”), следует отвечать уклончиво, например: “Любого”, “Рисуй кого хочешь”. На любые выражения сомнений можно сказать: “Ты начни, а дальше легче будет…”. В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.
В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.
Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.
После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?
В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.
7. Человек под дождём
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика “Человек под дождем”. Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо “войти” в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
8. Рисунок дерева.
Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.
Ребенок не ограничивается изображением дерева, и может создать вокруг целый мир, нарисовать дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники, цветы, плоды на дереве).
9. Рисуночный тест “Слон”
Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста “Слон”
Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя, свои проблемы и свое видение жизни.
10. Графическая методика “Кактус”
Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
12. Детский сад – рисуночная методика
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.
Самый удобный вариант в этом случае – предложить детям нарисовать рисунок на тему “Я в своей группе детского сада”.
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
13. Методика «Цветовой тест отношений»
Цель: Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
Описание теста: Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
Инструкция к тесту: “Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? “
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
Примечание: В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.
11. Тест “Палитра чувств”
Назначение теста: Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Описание теста: Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).
Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:
“В этой палитре слева написаны названия чувств, а справа – пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрасить этим цветом пустой квадрат справа.”
Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.
Любовь | |
Ненависть | |
Счастье | |
Грусть | |
Злость | |
Страх | |
Одиночество | |
Вина |
Источник