Рисовать ребенку на пальчиках точки для развития
Развитие ребенка рисованием
Польза для деток от такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша. При рисовании пальчиковыми красками также развивается нервная система ребенка, он учится правильно сидеть, ходить.
Рисуя пальчиками детки лучше воспринимают цвета, видят границы своей работы. В процессе творчества можно изучать цвета, формы, счет, разрисовывать животных и различные предметы, с которыми вы будете знакомить малыша.
Рисуем пальчиками!
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.
Если творческие способности остаются невостребованными, то с годами накапливается эмоциональная подавленность. Рисование помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое «Я».
В последнее время все чаще начинают обучать рисованию детей в возрасте до года. Самым маленьким художникам — шесть месяцев. «Зачем так рано?» — удивляются многие.
М. В. Гмошинская — кандидат медицинских наук, врач-педиатр, автор методики обучения рисования детей первого года жизни — считает, что начинать надо как можно раньше.
Рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развить внимание, память и мышление художественными методами. Кроме того, в процессе творческой работы происходит сенсорики, мелкой моторики, цветовосприятия. «В отличие от всех испытанных методик мы не показываем малышу, «как нужно» и «как правильно», а целиком полагаемся на его интуицию, воображение, желание и даже каприз», — пишет Гмошинская.
Маленькие художники учатся выбирать и смешивать цвета палитры, причем делают они это самостоятельно. Вначале малыши рисуют просто пальчиками, чуть позже — ладошками, а уже после года — кисточками. Результат зависит и от настроения художника, и от «художественного стажа», а также от настроения окружающих.
Рисование в любом возрасте — это большое удовольствие. К сожалению, большинство из нас почти никогда не рисует или делает это крайне редко. Этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше…
Учителя рисования рассказывают, что в 4-5 лет некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь «загогулину» на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. А вот с детьми, которые начали рисовать около года, боязни белого листа никогда не бывает.
О вкусных и невкусных красках
Первое, что попробует сделать ваш начинающий художник шести месяцев, — отправить краску себе в рот. Это совершенно естественно для ребенка в таком возрасте. Наиболее частая реакция родителей — ограничивать движение рук и одергивать ребенка постоянными «нельзя». К сожалению, такие действия исключают свободную деятельность малыша. В этом случае весь смысл процесса рисования пропадает.
Конечно, любая краска — это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Отучить ребенка есть краски можно таким способом: добавьте в краски раствор английской соли или горчицу. Ребенок поймет: раз «горько», значит, «нельзя»!
Стоит отметить, что и гуашь, и пальчиковые краски сами по себе тоже довольно неприятны на вкус, и вряд ли малышу захочется попробовать их еще раз. Поэтому не переживайте очень сильно, если он оближет свой покрашенный палец или рисунок.
Пальчиковые краски для малышей
Для самых маленьких хорошо подойдут пальчиковые краски.
- Давать их можно малышу примерно с полугодовалого возраста
- Такие краски специально делают для самых маленьких и они не содержат вредных и токсичных ингредиентов, изготавливаются с использованием пищевых красителей, потому что маленькие детки все тянут в рот и пробуют на вкус
- Чтобы дети этого не делали, обычно в краски добавляют соль или другой ингредиент, попробовав который ребенок больше не захочет это повторять
- Пальчиковые краски легко отмываются с любых поверхностей, смываются с кожи ребенка, отстирываются с одежды
Характеристика пальчиковых красок
Детские психологи уверены, что чем раньше ребенок начнет рисовать, тем более смышленым он вырастет. Пока малыш не научился держать в руках кисти и карандаши, пальчиковые краски – лучший вариант. К тому же, фломастеры, цветные карандаши, акварель и гуашь содержат в своем составе небезопасные вещества, да и удалить следы от них с одежды и мебели очень непросто.
На большинстве упаковок с пальчиковыми красками написано, что они предназначены для малышей от 1 года, следовательно, не содержат вредных компонентов, способных проникнуть через кожу, так как малыши рисуют непосредственно руками.
Основные компоненты:
- связующие вещества;
- пигменты;
- вода.
Пальчиковые краски готовы к использованию, имеют однородную консистенцию и структуру. Они легко смываются с рук и одежды. Некоторые виды имеют дополнительные свойства:
- Краски могут содержать мелкие частицы, которые придают высохшему рисунку шероховатость, расширяя познания ребенка.
- Флуоресцентные краски светятся в темноте.
- Некоторые производители добавляют горькие вещества, чтобы отбить у ребенка охоту пробовать краски на вкус.
В продаже родители увидят наборы с разным количеством цветов. Для начала достаточно приобрести 4 основные краски – красный, зеленый, синий и желтый. Внимательно изучите состав красок, убедитесь, что они предназначены для рисования руками. Качественный товар безопасен, не принесет вреда ребенку.
Организация процесса рисования пальчиковыми красками
Сам процесс рисования очень увлекательный, поэтому не стоит забывать о мерах предосторожности:
- оденьте ребенка в одежду, которую вам не жалко будет запачкать
- оденьте слюнявчик или передничек, есть специальные фартушки для занятий творчеством
- используйте большой лист бумаги, лучше ватман или кусок обоев, чтобы не ограничивать ребенка
- если рисовать будете на полу, постелите под низ клеенку
- часть краски, которой будете рисовать, переложите в другие емкости, чтобы ребенок не использовал сразу всю краску, а он именно так и сделает, если вы дадите ему всю баночку; переложить можно в крышечки или игрушечную посудку
- приготовьте влажные салфетки или мокрую тряпочку
Рисовать лучше начинать, когда ребенок находится в хорошем настроении, чтобы рисование у него ассоциировалось только с положительными эмоциями.
Как подготовить место для рисования?
- Акварельные краски предварительно разводят водой, создавая пастообразную массу.
Нельзя брать для уроков детского творчества материалы с просроченным сроком годности. Они могут стать причиной аллергических реакций у ребенка!
- Краску лучше перелить в блюдца. Ребенку сложно аккуратно набрать нужное количество красящего состава пальчиком. Малышам гораздо легче полностью положить ладонь в плоскую емкость.
- Хорошо, если рядом будет стоять небольшая посудина с теплой водой. В ней ребенку можно мыть руки в момент смены цвета.
Во время рисования малыша нельзя оставлять одного, иначе он обязательно перепробует все краски на вкус. То же касается уроков изобразительного творчества с использованием манной крупы.
В процессе занятий нужно следить, чтобы ребенок случайно не вдохнул манку. Груднички и годовалые малыши во время рисования с удовольствием стучат и хлопают по разрисовываемой поверхности ладошками.
Бесполезно ждать от малыша, что он сможет заниматься творчеством, не вымазывая одежду. Кроме самого художника, в красках будет все в радиусе одного метра, в том числе и его родители. Поэтому лучше сразу выделить для занятий место, которое затем будет легко отмыть. Идеально для рисования с малышами от 1 года до трех подходит пол, застеленный клеенкой.
Проводят первые уроки так:
- Для начала ребенку можно дать несколько цветов. Хватит 3-4 основных.
- Маленький альбомный листик для рисования ладошками совершенно не подходит. Здесь понадобится большой ватманский лист, либо кусок обоев.
- Ребенка следует одеть в такие вещи, которые не жалко, либо, если в помещении достаточно тепло — раздеть до трусиков. Юный художник обязательно вымажется и что-либо попробует изобразить на себе.
Первые шаги ребенка в искусстве будут напоминать картины художников – абстракционистов. Добиваться от малыша выполнения определенных задач не стоит. Рисовать аккуратно он не сможет, поскольку еще не достаточно хорошо владеет своими собственными руками.
В возрасте от года до двух чадо может рисовать пальчиками по рассыпанной на подносе манной крупе. Материал для рисования предварительно можно подкрасить — и рассыпать по разным баночкам. Перед занятием крупу высыпают небольшими горками по разным краям подноса, и предлагают ребенку смешивать ее, как песок, ладошками. Затем по получившейся разноцветной поверхности провести пальцами, оставляя след. Предложить ребенку повторить действие.
С ребенком от 2 лет игру с изобразительными средствами можно немного усложнить. В начале занятия плоскость покрывают неокрашенным материалом. Затем мама ребенку показывают, как проводить линии пальцами, а затем — струйкой окрашенной манки. Для этой цели цветную крупу насыпают в свернутые из бумаги кулечки, в которых остается снизу маленькое отверстие.
Рисовать красками с детьми можно, используя любые подручные средства:
- Мятую бумагу.
- Зубные щетки.
- Природный материал (листья, веточки туи, травинки).
- Кусочки меха.
- Ватные палочки.
- Лоскуты ткани.
Годовалые дети не способны рисовать идеально ровные геометрические фигуры и сложные предметы. Рисунок малыша состоит из набора черточек — линий, каракулей и пятен.
Чем чаще ребенок рисует, тем сложнее и интереснее становится его произведение.
Меры предосторожности при пальчиковом рисовании с малышами от года до трех
Рисовать с малышами, которые все пробуют на вкус, можно только безопасными для их здоровья красками.
Как творить пальчиками
Отпечатки пальчиков напоминают мазок кисти. Печатание пальцами и ладошками можно использовать как базу для создания различных персонажей. Перед началом работы крохам показывают на листе бумаги, как ставить точки и делать линии. Малыш пробует дотронуться кончиком пальчика до краски.
Обратите внимание! Чтобы сменить цвет красителя, ребёнку потребуется вымыть пальчик в воде и вытереть его.
Творческая работа в нетрадиционной технике может иметь любую тематику. Много идей для живописи пальчиками для детей можно найти в окружающем мире. Идеи для подобных работ можно придумывать самые разные. Для самых маленьких детей — желтого круглого цыпленка, красные ягодки и так далее.
Когда малыши натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и их равномерно заполнять, можно дать им задачу посложнее:
- нарисовать пальцами крупные объекты;
- уложить отпечатки вдоль крутого завитка.
Сложная задача для детей — это укладывать отпечатки пальцев по кругу от центра (так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина). Таким методом можно украсить любой круглый предмет, начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности.
Обратите внимание! Дети старшего возраста интересуются более сложными рисунками.
Чтобы получить отпечаток покрупнее, они прижимают пальчик к поверхности листа бумаги, и перекатывают его. Дальше нужно придумать, во что можно превратить этот получившийся овальный силуэт. Фломастером или карандашом они дорисуют цветной шедевр до того, что подскажет им фантазия — времена года, цветы, забавные зверьки и много других забавных изображений.
Рисование на тему «Осень»
Идеи для рисования пальчиками и ладошками
Дети умеют видеть красоту. Печатание ладошками — одно из любимых уроков дошкольников, которое переносит их в мир ярких и удивительных образов. Этот увлекательный процесс похож на веселую игру — дети раскрепощаются и раскрывают свои творческие возможности.
Уроки нетрадиционного рисования помогают достичь высокого художественного понимания, развить чувство цвета и композиции, перехода одних оттенков в другие.
Техника процесса работы простая: ребенок опускает свои ручки в краску или раскрашивает их с помощью кисти, а затем оставляет на бумажном листе отпечаток.
Обратите внимание! В разных коллективах детского учреждения используются различные приемы рисования: техника дорисовывания деталей, уровень сложности композиций, художественное творение пальцами целых многоцветных картин.
Техникой крупного мазка можно создавать красивые пейзажи. Пальчиками легко делать не только отпечатки, но и размазанные линии (например, иголки ежика).
Размазанные линии
Ветки елки получаются при проведении пальчиками по обе стороны от ствола, заборчик — прямые линии.
Спиральные линии создают силуэт цветущей розы — тема для красивой открытки для мамы на 8 марта.
Пальчиковое рисование для детей — очень полезное увлечение, которое дает возможность разнообразить жизнь ребенка. Чем раньше малыш начнёт заниматься нетрадиционным рисованием, тем быстрее он будет развиваться.
Играем, рисуя пальчиками, с детками до года
Ребенка в возрасте до года нужно приучать к рисованию постепенно. Можно каждый день показывать ему на своем примере, как рисовать пальцем красками, проводя линии и точки на листе бумаги. Урок может длиться всего пару минут, но проводиться систематически. Через несколько таких уроков, малыш сам потянется к краскам, чтобы попробовать сделать так же, как мама.
Малышу можно предложить различные игры с рисованием пальчиками. При этом, рисовать можно не только красками. Для этого подойдет и «кухонный материал» — мука, мелкая крупа, соль или даже песок.
Можно насыпать этого «материала» в противень или большую картонную крышку от коробки. Распределив содержимое тонким слоем по поверхности, можно начинать рисовать пальчиком, выводя линии и кружочки:
Для самых маленьких игры будут короткими, а материал самым простым, чтобы удержать его интерес. В возрасте до года лучше не давать ребенку настоящие краски, пусть даже и самые «безвредные», ведь он все равно будет их пробовать на вкус.
Заменитель красок для самых маленьких – натуральные пищевые красители. Можно использовать сами продукты: ягоды, морковку, шпинат, свеклу. Сок этих ягод или овощей нужно выдавить и налить в тарелочки. Малыш будет макать туда пальчик и рисовать на бумаге. На первых порах нужно показывать малышу на своем примере, завлекая его в процесс.
Кроме сока можно рисовать и кусочками вареной морковки или свеклы, а также раздавить ягоду смородины или малины прямо на листе. Деткам в этом возрасте еще не важен результат их работы, им интересен сам процесс, поэтому не пытайтесь учить ребенка «как надо», пусть он просто делает то, что хочет.
Разумеется, что маме необходимо перед творческими развлечениями одеть ребенка в «спецодежду» — кофточку и штанишки, которые не жалко испачкать, а также усадить малыша себе на руки или в детский стульчик, покрытый материалом, который легко моется. В таком случае, и ребенок получит удовольствие от творческого процесса, и мамины нервы будут в порядке:
Предложите малышу рисование манной кашей. Да-да, кашей… не очень жидкая манная каша – это отличный материал, который так прекрасно мажется. Пластиковый детский столик, большой поднос или просто бумага могут служить холстом. А если добавить в кашу пищевой краситель (немного сока), получатся краски. Пусть малыш мажет этими «красками» по столу, пробует на ощупь и изучает все их свойства. Плюс в том, что ребенок не отравится, даже попробовав их на вкус. Предложите художнику пару цветов, пусть он попробует их смешать.
Снимите малыша за творческим процессом на видео – получится прекрасный сюжет в архив. Ни в коем случает не нужно запрещать малышу рисовать так, как ему хочется. Дайте ему свободу действия, заранее позаботясь о безопасности этих действий и наблюдая за ним.
Играем, рисуя пальчиками, с детками после года
Деток постарше интересуют цвета. Просто манной каши или блеклых пищевых красителей им уже мало.
Предложите им гуашь или специальные пальчиковые краски. Отливайте краску из баночки в маленькую посуду или прямо на лист, чтобы малыш не вылил ее всю. Ему будет интересно размазывать кляксы по чистому листу, и выводить рисунки пальчиками:
Деток этого возраста уже можно учить таким техникам рисования:
- Рисование линий пальчиками;
- Отпечатки пальчиков, ладошки или кулачка;
- Комбинирование линий и отпечатков.
Малышу можно предложить раскраски, чтобы закрасить цветами нарисованные элементы. Также можно рисовать на белой или цветной бумаге. Полезно рисовать и пластилином. Для этого сначала замазывается основной фон картинки кусочками пластилина, а затем налепливаются рисунки. Это также отлично стимулирует пальчики, а соответственно мелкую моторику ребенка.
Легче всего начинать и простых линий красками и отпечатков. Малыш учится совмещать образный предмет с реальным, нанесенным на бумаге. Нарисуйте сюжет из известной ребенку на слух сказки. Так он наглядно увидит, как выглядит эта история. Пусть его первые попытки не покажутся вам чем-то художественным и логичным, но для ребенка они имеют немалый смысл и значение. Простые линии на бумаге у него уже ассоциируются с дорогой, а отпечатки пальчика с зернышками или снежинками. Нарисуйте с малышом такое дерево, как на фото, используя отпечатки пальчика разных цветов, вместо листиков, это просто и весело:
Также очень забавно рисовать ладошками. Отпечатки ладошки могут обозначить лучики солнца, цветы или осьминожек в море. Используйте ребро ладони, пальчик поперек или кулачек – каждый раз будет получаться оригинальный отпечаток. Останется только дополнить линиями или точками и завершить сюжет картинки:
Посмотреть большое видео о разных техниках рисования пальчиками можно здесь:
Храните шедевры ваших малышей и сравнивайте их с дальнейшими работами, чтобы проследить интересные тенденции. Возможно, ваш малыш станет известным художником, а его первые работы будут особенно ценны для вас. Развивайте таланты своих деток.
Источники
- https://heaclub.ru/palchikovye-kraski-polza-krasok-dlya-razvitiya-rebenka
- https://www.baby.ru/blogs/post/88138965-16628341/
- https://Razvivashka.online/tvorchestvo/risovanie-palchikami
- https://www.colady.ru/risovanie-palchikami-i-ladoshkami-s-detmi-1-3-let.html
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/palchikovoe-risovanie-dlya-detej-v-detskom-sadu
- https://maminyzaboty.com/risuem-palchikami-igry-dlya-samyh-malenkih.html
Источник
Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает свои первые успехи в освоении цветовых гамм. Инструменты – пальцы и ладошки маленьких художников, «объект для размазывания» – специальные краски, а первый учитель – мама. Как правильно организовать первое занятие, как развить мелкую моторику? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.
Развиваем мелкую моторику у ребенка
Психологи считают, что начинать творческие опыты с пальчиковыми красками можно с 10–11 месяцев. Уже тогда малыш может проследить взаимосвязь краски и следа на бумаге. Но лучше ориентируйтесь на индивидуальность вашего ребенка. Если он уже свободно передвигается ползком или на ногах и вовсю увлечен исследовательской деятельностью, самое время приобщить его к творчеству и познакомить с пальчиковыми красками.
Пальчиковое рисование желательно начинать в первой половине дня, когда активность ребенка более высокая. Об окончании занятия малыш напомнит вам сам, ведь подолгу удерживать внимание годовалому крохе просто не под силу. Первые уроки, как правило, длятся недолго – буквально пару минут. В дальнейшем увлеченный ребенок, не отрываясь, может рисовать до 15–20 минут.
Что понадобится для пальчикового рисования? Прежде всего, специальные пальчиковые краски, их можно купить практически в любом магазине, где есть отдел товаров для детского творчества. Они имеют нужную консистенцию и не требуют дополнительного разведения водой. При выборе обратите внимание на сами баночки: они должны плотно закрываться, чтобы краска не загустела слишком быстро. Для первых опытов в изобразительном искусстве лучше выбрать яркие, но не «кислотные» цвета. Что касается бумаги, то предпочтительны листы для акварели формата А3. Они большие, малышу будет где «размахнуться». А если взять рулон старых обоев, на котором можно рисовать с обратной стороны, то детскому счастью вообще не будет предела. И еще сделайте заготовку – зеленый листок, на котором сидит божья коровка. Он вам пригодится.
Шаг 1.
C учетом возраста ребенка готовим рабочее место: застилаем стол или пол клеенкой (газетами), кладем лист бумаги и краски, раскрываем пару баночек. Знакомство с пальчиковыми красками лучше начинать с одного-двух цветов. Сначала малыш удивляется самому факту, что краска оставляет след на бумаге, и не стремится менять цвета.
Шаг 2.
Не торопитесь обмакнуть в краску пальчик малыша. Он может испугаться и наотрез откажется «пачкать» ручки. Лучше покажите ему пример, оставив на бумаге длинную цветную линию своим пальцем или отпечаток своей ладони. Потом пригласите малыша «побаловаться» вместе с вами. Обыграйте занятие стишками или песенками.
Шаг 3.
Теперь пусть кроха обмакнет в краску пальчик и проведет им по бумаге. Дайте малышу время освоиться и понять, что линия на листе – дело его пальчиков. А после переходите к несложным игровым упражнениям.
Шаг 4.
Теперь берем нашу заготовку – зеленый листочек с божьей коровкой. Предложите малышу дорисовать ей лапки и точечки на спине при помощи пальчика и черной краски. Дети обожают, когда в занятии есть игровой момент. Это их по-настоящему увлекает. А если им понравится, следующий «урок» пройдет на ура!
Бдительность прежде всего!
Перед покупкой проверьте, соответствует ли выбранная пальчиковая краска стандарту безопасности. Российские производители обязательно указывают номер санитарно-эпидемиологического заключения. На упаковке импортной краски обратите внимание на наличие знаков «СЕ» или «АР». Такая маркировка означает, что изделие соответствует требованиям европейских или американских стандартов и безопасно для здоровья его потребителей.
Осваиваем новые возможности
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, — ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется от родителей, — предоставить ребенку больше свободы для творчества.
Светлана Лыкова, педагог
“Проба пера”
6 месяцев — 1год
Научившись самостоятельно сидеть, малыш не только расширяет свои горизонты, но и освобождает руки для разнообразной деятельности. У него начинает активно развиваться моторика рук, и соответственно — мышление. Самое время для первых занятий рисованием!
Конечно, назвать эти занятия обучением нельзя, ведь рисовать для такого маленького ребенка вовсе не значит изображать узнаваемые образы. Младенческое рисование — это освоение нового вида деятельности и изучение новых интересных свойств предметов, в результате чего привычным вещам находится самое неожиданное применение. Вот карапуз с наслаждением размазывает по столу недоеденную кашу или овощное пюре. Это совершенно не означает, что он балуется и шалит назло взрослым. Малыш исследует материал, изучает его возможности или даже творит.
Конечно, малоаппетитное месиво на столе меньше всего похоже на художественное произведение, но ребенку такое занятие доставляет громадное удовольствие. Однако родителям важно помнить, что для такого маленького ребенка главное — безопасность. Это касается всего, что попадает в поле его исследования. Поэтому лучше, если первые изобразительные опыты будут связаны не с красками, при изготовлении которых используются химические вещества, а… с пищей. Однако не стоит смешивать важный для малыша процесс питания с целенаправленными занятиями рисованием, поэтому уроки лучше проводить с сытым ребенком, не используя для них продукты, которые составляют его обычный рацион.
Для первых художественных опытов можно разлить на столе или столике для кормления немного ” взрослого” черничного йогурта или детского творожка с фруктовыми наполнителями — пусть малыш размазывает их пальчиками или всей ладонью, как только ему захочется. Часть йогурта или творожка можно немного подогреть, а часть — остудить в холодильнике.
Смешивать теплое и холодное ребенку так же полезно и интересно, как разноцветное. И тактильные ощущения от подобных упражнений станут намного богаче. Запачканную ладошку ребенка можно отпечатать на листочке. Хранить веками такой шедевр не стоит, но его вполне можно сфотографировать на память — как первое художественное произведение.
Нарисовал и… съел!
1–2 года
Все дети в этом возрасте не творцы, а манипуляторы. Манипулируя с предметами, материалами и формами, они изучают их свойства и возможности. Для познания мира малыши используют все виды чувств и ощущений, в том числе и вкусовые. Поэтому и в таком возрасте материалы для творчества должны быть абсолютно безопасными.
Увлекаться модными красками для пальчикового рисования пока не стоит. Главное их достоинство в том, что они легко оттираются с любых поверхностей и отстирываются с любой одежды. Но то, что эти краски очень горькие, не всегда мешает малышам их отведать. Так что лучше остановить свой выбор опять же на съедобных пищевых красителях.
Подросший малыш уже способен испытывать настоящее удовольствие от художественного процесса. Для творческих экспериментов ему можно давать бумагу. Лучше, если это будут большие листы с шероховатой поверхностью — обратная сторона старых обоев или ватман.
В качестве красок можно использовать вареную свеклу или ее сок, яркие ягоды — чернику, голубику или черную смородину, вареную морковку, зелень или шпинат. Показать малышу, какой след оставляют на листе эти необычные краски, могут сами взрослые.
Маме, папе или бабушке достаточно размазать пальцем лужицу свекольного сока, раздавить на листе яркую ягодку или провести линию морковкой, и карапуз с увлечением начнет экспериментировать и творить: размазывать “краски” пальцами, хлопать ладошкой по цветным кляксам, меняя их форму, смешивать необычные краски между собой.
Ребенка завораживает возможность волшебного превращения форм и неожиданное изменение цвета. Малышу можно показать, как проводить пальчиком линию, как вывести из лужицы ручеек, как соединить между собой две разноцветные кляксы, как сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и как изобразить большой след слона или медведя целой ладонью или кулаком.
Такое рисование пальцами полезно не только для эстетического, но и для речевого развития малыша — недаром логопеды так любят пальчиковые игры и пальчиковый массаж. Тренируя раздельные движения пальцев, кроха стимулирует отдел мозга, отвечающий за речь.
Рисовать можно не только овощами и фруктами. Краски для пальчикового рисования прекрасно получаются из обычной манной каши — ее нужно лишь разделить на порции и добавить в каждую безвредные пищевые красители. Каша должна быть не очень жидкой, тогда мазки пальцами получаются насыщенными, густыми.
К манным краскам можно предложить дополнения в виде ягодок для украшения “шедевра” или ложечки варенья (джема) для создания более насыщенного колорита. Конечно, очень скоро продуктовая картина превратится в однородную и не слишком привлекательную внешне массу. Но увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата. У малыша еще не сформировано образное мышление, поэтому пока не стоит искать в его рисунках особого смысла — он просто наслаждается и радуется всему, что делает.
Кстати, родителям тут тоже есть, чему порадоваться. В результате “художественных” упражнений детские пальчики хорошо потренировались, ребенок получил богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию его мозговой деятельности и мышления — эта взаимосвязь давно доказана учеными.
Обогащаем палитру
После 2 лет
В этом возрасте ребенку уже не так интересно продолжать эксперименты с продуктами. Все-таки палитра красок слишком бедна, рисунки получаются блеклые и невыразительные. В этом возрасте для рисования дети начинают активно пользоваться яркими фломастерами, карандашами и кисточками. Но это вовсе не означает, что о пальчиковом рисовании нужно забыть, как о пройденном этапе. Наоборот, с возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники. После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их. Теперь линия для него — это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса — кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит — он проживает свое творчество. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить. Кроха еще не всегда может создать узнаваемое изображение сам, но он охотно развивает и дополняет предложенные образы.
Осваиваем новые возможности
Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами — гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше “примакивать”, “растирать” или “печатать” красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.
Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или — создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик.
С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.
Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками — из них можно напечатать целый луг! А можно “ограничиться” крыльями красивой птицы.
Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики. Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.
Полураскрытый кулак печатает дугу.
При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски — прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.
По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки. Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Т
акие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки. Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.
Творчество с мамой на кухне
Бумага и краски вовсе не обязательные атрибуты для пальчикового рисования. Прекрасные пальчиковые картины можно создавать на подносе или противне, присыпанном мукой или манкой. Достаточное количество муки или крупы нужно разровнять, встряхивая поднос, чтоб вся сыпучая масса распределилась равномерным, не толстым слоем. Вот и готов импровизированный лист чистой бумаги. Пальцем на нем можно рисовать любые предметы или не перегруженные деталями сюжеты. Нарисованные картины легко стереть, несколько раз встряхнув поднос. Увлеченный таким необычным рисованием малыш освободит немало времени для занятой готовкой мамы.
“Художественная” уборка
Другое замечательное место для пальчикового рисования — это ванная. В распоряжение маленького художника — экспери