Рисовать ребенку на пальчиках точки для развития

Развитие ребенка рисованием

Польза для деток от такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша. При рисовании пальчиковыми красками также развивается нервная система ребенка, он учится правильно сидеть, ходить.

Рисуя пальчиками детки лучше воспринимают цвета, видят границы своей работы. В процессе творчества можно изучать цвета, формы, счет, разрисовывать животных и различные предметы, с которыми вы будете знакомить малыша.

Рисуем пальчиками!

Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

Если творческие способности остаются невостребованными, то с годами накапливается эмоциональная подавленность. Рисование помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое «Я».

В последнее время все чаще начинают обучать рисованию детей в возрасте до года. Самым маленьким художникам — шесть месяцев. «Зачем так рано?» — удивляются многие.

М. В. Гмошинская — кандидат медицинских наук, врач-педиатр, автор методики обучения рисования детей первого года жизни — считает, что начинать надо как можно раньше.

Рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развить внимание, память и мышление художественными методами. Кроме того, в процессе творческой работы происходит сенсорики, мелкой моторики, цветовосприятия. «В отличие от всех испытанных методик мы не показываем малышу, «как нужно» и «как правильно», а целиком полагаемся на его интуицию, воображение, желание и даже каприз», — пишет Гмошинская.

Маленькие художники учатся выбирать и смешивать цвета палитры, причем делают они это самостоятельно. Вначале малыши рисуют просто пальчиками, чуть позже — ладошками, а уже после года — кисточками. Результат зависит и от настроения художника, и от «художественного стажа», а также от настроения окружающих.

Рисование в любом возрасте — это большое удовольствие. К сожалению, большинство из нас почти никогда не рисует или делает это крайне редко. Этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше…

Учителя рисования рассказывают, что в 4-5 лет некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь «загогулину» на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. А вот с детьми, которые начали рисовать около года, боязни белого листа никогда не бывает.

О вкусных и невкусных красках

Первое, что попробует сделать ваш начинающий художник шести месяцев, — отправить краску себе в рот. Это совершенно естественно для ребенка в таком возрасте. Наиболее частая реакция родителей — ограничивать движение рук и одергивать ребенка постоянными «нельзя». К сожалению, такие действия исключают свободную деятельность малыша. В этом случае весь смысл процесса рисования пропадает.

Конечно, любая краска — это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Отучить ребенка есть краски можно таким способом: добавьте в краски раствор английской соли или горчицу. Ребенок поймет: раз «горько», значит, «нельзя»!

Стоит отметить, что и гуашь, и пальчиковые краски сами по себе тоже довольно неприятны на вкус, и вряд ли малышу захочется попробовать их еще раз. Поэтому не переживайте очень сильно, если он оближет свой покрашенный палец или рисунок.

Пальчиковые краски для малышей

Для самых маленьких хорошо подойдут пальчиковые краски.

  • Давать их можно малышу примерно с полугодовалого возраста
  • Такие краски специально делают для самых маленьких и они не содержат вредных и токсичных ингредиентов, изготавливаются с использованием пищевых красителей, потому что маленькие детки все тянут в рот и пробуют на вкус
  • Чтобы дети этого не делали, обычно в краски добавляют соль или другой ингредиент, попробовав который ребенок больше не захочет это повторять
  • Пальчиковые краски легко отмываются с любых поверхностей, смываются с кожи ребенка, отстирываются с одежды

Характеристика пальчиковых красок

Детские психологи уверены, что чем раньше ребенок начнет рисовать, тем более смышленым он вырастет. Пока малыш не научился держать в руках кисти и карандаши, пальчиковые краски – лучший вариант. К тому же, фломастеры, цветные карандаши, акварель и гуашь содержат в своем составе небезопасные вещества, да и удалить следы от них с одежды и мебели очень непросто.

На большинстве упаковок с пальчиковыми красками написано, что они предназначены для малышей от 1 года, следовательно, не содержат вредных компонентов, способных проникнуть через кожу, так как малыши рисуют непосредственно руками.

Основные компоненты:

  • связующие вещества;
  • пигменты;
  • вода.

Пальчиковые краски готовы к использованию, имеют однородную консистенцию и структуру. Они легко смываются с рук и одежды. Некоторые виды имеют дополнительные свойства:

  • Краски могут содержать мелкие частицы, которые придают высохшему рисунку шероховатость, расширяя познания ребенка.
  • Флуоресцентные краски светятся в темноте.
  • Некоторые производители добавляют горькие вещества, чтобы отбить у ребенка охоту пробовать краски на вкус.

В продаже родители увидят наборы с разным количеством цветов. Для начала достаточно приобрести 4 основные краски – красный, зеленый, синий и желтый. Внимательно изучите состав красок, убедитесь, что они предназначены для рисования руками. Качественный товар безопасен, не принесет вреда ребенку.

Организация процесса рисования пальчиковыми красками

Сам процесс рисования очень увлекательный, поэтому не стоит забывать о мерах предосторожности:

  • оденьте ребенка в одежду, которую вам не жалко будет запачкать
  • оденьте слюнявчик или передничек, есть специальные фартушки для занятий творчеством
  • используйте большой лист бумаги, лучше ватман или кусок обоев, чтобы не ограничивать ребенка
  • если рисовать будете на полу, постелите под низ клеенку
  • часть краски, которой будете рисовать, переложите в другие емкости, чтобы ребенок не использовал сразу всю краску, а он именно так и сделает, если вы дадите ему всю баночку; переложить можно в крышечки или игрушечную посудку
  • приготовьте влажные салфетки или мокрую тряпочку

Рисовать лучше начинать, когда ребенок находится в хорошем настроении, чтобы рисование у него ассоциировалось только с положительными эмоциями.

Как подготовить место для рисования?

  • Акварельные краски предварительно разводят водой, создавая пастообразную массу.

Нельзя брать для уроков детского творчества материалы с просроченным сроком годности. Они могут стать причиной аллергических реакций у ребенка!

  • Краску лучше перелить в блюдца. Ребенку сложно аккуратно набрать нужное количество красящего состава пальчиком. Малышам гораздо легче полностью положить ладонь в плоскую емкость.
  • Хорошо, если рядом будет стоять небольшая посудина с теплой водой. В ней ребенку можно мыть руки в момент смены цвета.

Во время рисования малыша нельзя оставлять одного, иначе он обязательно перепробует все краски на вкус. То же касается уроков изобразительного творчества с использованием манной крупы.

В процессе занятий нужно следить, чтобы ребенок случайно не вдохнул манку. Груднички и годовалые малыши во время рисования с удовольствием стучат и хлопают по разрисовываемой поверхности ладошками.

Бесполезно ждать от малыша, что он сможет заниматься творчеством, не вымазывая одежду. Кроме самого художника, в красках будет все в радиусе одного метра, в том числе и его родители. Поэтому лучше сразу выделить для занятий место, которое затем будет легко отмыть. Идеально для рисования с малышами от 1 года до трех подходит пол, застеленный клеенкой.

Проводят первые уроки так:

  1. Для начала ребенку можно дать несколько цветов. Хватит 3-4 основных.
  2. Маленький альбомный листик для рисования ладошками совершенно не подходит. Здесь понадобится большой ватманский лист, либо кусок обоев.
  3. Ребенка следует одеть в такие вещи, которые не жалко, либо, если в помещении достаточно тепло — раздеть до трусиков. Юный художник обязательно вымажется и что-либо попробует изобразить на себе.

Первые шаги ребенка в искусстве будут напоминать картины художников – абстракционистов. Добиваться от малыша выполнения определенных задач не стоит. Рисовать аккуратно он не сможет, поскольку еще не достаточно хорошо владеет своими собственными руками.

В возрасте от года до двух чадо может рисовать пальчиками по рассыпанной на подносе манной крупе. Материал для рисования предварительно можно подкрасить — и рассыпать по разным баночкам. Перед занятием крупу высыпают небольшими горками по разным краям подноса, и предлагают ребенку смешивать ее, как песок, ладошками. Затем по получившейся разноцветной поверхности провести пальцами, оставляя след. Предложить ребенку повторить действие.

С ребенком от 2 лет игру с изобразительными средствами можно немного усложнить. В начале занятия плоскость покрывают неокрашенным материалом. Затем мама ребенку показывают, как проводить линии пальцами, а затем — струйкой окрашенной манки. Для этой цели цветную крупу насыпают в свернутые из бумаги кулечки, в которых остается снизу маленькое отверстие.

Рисовать красками с детьми можно, используя любые подручные средства:

  1. Мятую бумагу.
  2. Зубные щетки.
  3. Природный материал (листья, веточки туи, травинки).
  4. Кусочки меха.
  5. Ватные палочки.
  6. Лоскуты ткани.

Годовалые дети не способны рисовать идеально ровные геометрические фигуры и сложные предметы. Рисунок малыша состоит из набора черточек — линий, каракулей и пятен.

Чем чаще ребенок рисует, тем сложнее и интереснее становится его произведение.

Меры предосторожности при пальчиковом рисовании с малышами от года до трех

Рисовать с малышами, которые все пробуют на вкус, можно только безопасными для их здоровья красками.

Как творить пальчиками

Отпечатки пальчиков напоминают мазок кисти. Печатание пальцами и ладошками можно использовать как базу для создания различных персонажей. Перед началом работы крохам показывают на листе бумаги, как ставить точки и делать линии. Малыш пробует дотронуться кончиком пальчика до краски.

Обратите внимание! Чтобы сменить цвет красителя, ребёнку потребуется вымыть пальчик в воде и вытереть его.

Творческая работа в нетрадиционной технике может иметь любую тематику. Много идей для живописи пальчиками для детей можно найти в окружающем мире. Идеи для подобных работ можно придумывать самые разные. Для самых маленьких детей — желтого круглого цыпленка, красные ягодки и так далее.

Когда малыши натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и их равномерно заполнять, можно дать им задачу посложнее:

  • нарисовать пальцами крупные объекты;
  • уложить отпечатки вдоль крутого завитка.

Сложная задача для детей — это укладывать отпечатки пальцев по кругу от центра (так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина). Таким методом можно украсить любой круглый предмет, начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности.

Обратите внимание! Дети старшего возраста интересуются более сложными рисунками.

Чтобы получить отпечаток покрупнее, они прижимают пальчик к поверхности листа бумаги, и перекатывают его. Дальше нужно придумать, во что можно превратить этот получившийся овальный силуэт. Фломастером или карандашом они дорисуют цветной шедевр до того, что подскажет им фантазия — времена года, цветы, забавные зверьки и много других забавных изображений.

 Рисование на тему «Осень»

Идеи для рисования пальчиками и ладошками

Дети умеют видеть красоту. Печатание ладошками — одно из любимых уроков дошкольников, которое переносит их в мир ярких и удивительных образов. Этот увлекательный процесс похож на веселую игру — дети раскрепощаются и раскрывают свои творческие возможности.

Уроки нетрадиционного рисования помогают достичь высокого художественного понимания, развить чувство цвета и композиции, перехода одних оттенков в другие.

Техника процесса работы простая: ребенок опускает свои ручки в краску или раскрашивает их с помощью кисти, а затем оставляет на бумажном листе отпечаток.

Обратите внимание! В разных коллективах детского учреждения используются различные приемы рисования: техника дорисовывания деталей, уровень сложности композиций, художественное творение пальцами целых многоцветных картин.

Техникой крупного мазка можно создавать красивые пейзажи. Пальчиками легко делать не только отпечатки, но и размазанные линии (например, иголки ежика).

 Размазанные линии

Ветки елки получаются при проведении пальчиками по обе стороны от ствола, заборчик — прямые линии.
Спиральные линии создают силуэт цветущей розы — тема для красивой открытки для мамы на 8 марта.

Пальчиковое рисование для детей — очень полезное увлечение, которое дает возможность разнообразить жизнь ребенка. Чем раньше малыш начнёт заниматься нетрадиционным рисованием, тем быстрее он будет развиваться.

Играем, рисуя пальчиками, с детками до года

Ребенка в возрасте до года нужно приучать к рисованию постепенно. Можно каждый день показывать ему на своем примере, как рисовать пальцем красками, проводя линии и точки на листе бумаги. Урок может длиться всего пару минут, но проводиться систематически. Через несколько таких уроков, малыш сам потянется к краскам, чтобы попробовать сделать так же, как мама.

Малышу можно предложить различные игры с рисованием пальчиками. При этом, рисовать можно не только красками. Для этого подойдет и «кухонный материал» — мука, мелкая крупа, соль или даже песок.

Можно насыпать этого «материала» в противень или большую картонную крышку от коробки. Распределив содержимое тонким слоем по поверхности, можно начинать рисовать пальчиком, выводя линии и кружочки:

Для самых маленьких игры будут короткими, а материал самым простым, чтобы удержать его интерес. В возрасте до года лучше не давать ребенку настоящие краски, пусть даже и самые «безвредные», ведь он все равно будет их пробовать на вкус.

Заменитель красок для самых маленьких – натуральные пищевые красители. Можно использовать сами продукты: ягоды, морковку, шпинат, свеклу. Сок этих ягод или овощей нужно выдавить и налить в тарелочки. Малыш будет макать туда пальчик и рисовать на бумаге. На первых порах нужно показывать малышу на своем примере, завлекая его в процесс.

Кроме сока можно рисовать и кусочками вареной морковки или свеклы, а также раздавить ягоду смородины или малины прямо на листе. Деткам в этом возрасте еще не важен результат их работы, им интересен сам процесс, поэтому не пытайтесь учить ребенка «как надо», пусть он просто делает то, что хочет.

Разумеется, что маме необходимо перед творческими развлечениями одеть ребенка в «спецодежду» — кофточку и штанишки, которые не жалко испачкать, а также усадить малыша себе на руки или в детский стульчик, покрытый материалом, который легко моется. В таком случае, и ребенок получит удовольствие от творческого процесса, и мамины нервы будут в порядке:

Предложите малышу рисование манной кашей. Да-да, кашей… не очень жидкая манная каша – это отличный материал, который так прекрасно мажется. Пластиковый детский столик, большой поднос или просто бумага могут служить холстом. А если добавить в кашу пищевой краситель (немного сока), получатся краски. Пусть малыш мажет этими «красками» по столу, пробует на ощупь и изучает все их свойства. Плюс в том, что ребенок не отравится, даже попробовав их на вкус. Предложите художнику пару цветов, пусть он попробует их смешать.

Снимите малыша за творческим процессом на видео – получится прекрасный сюжет в архив. Ни в коем случает не нужно запрещать малышу рисовать так, как ему хочется. Дайте ему свободу действия, заранее позаботясь о безопасности этих действий и наблюдая за ним.

Играем, рисуя пальчиками, с детками после года

Деток постарше интересуют цвета. Просто манной каши или блеклых пищевых красителей им уже мало.

Предложите им гуашь или специальные пальчиковые краски. Отливайте краску из баночки в маленькую посуду или прямо на лист, чтобы малыш не вылил ее всю. Ему будет интересно размазывать кляксы по чистому листу, и выводить рисунки пальчиками:

Деток этого возраста уже можно учить таким техникам рисования:

  • Рисование линий пальчиками;
  • Отпечатки пальчиков, ладошки или кулачка;
  • Комбинирование линий и отпечатков.

Малышу можно предложить раскраски, чтобы закрасить цветами нарисованные элементы. Также можно рисовать на белой или цветной бумаге. Полезно рисовать и пластилином. Для этого сначала замазывается основной фон картинки кусочками пластилина, а затем налепливаются рисунки. Это также отлично стимулирует пальчики, а соответственно мелкую моторику ребенка.

Легче всего начинать и простых линий красками и отпечатков. Малыш учится совмещать образный предмет с реальным, нанесенным на бумаге. Нарисуйте сюжет из известной ребенку на слух сказки. Так он наглядно увидит, как выглядит эта история. Пусть его первые попытки не покажутся вам чем-то художественным и логичным, но для ребенка они имеют немалый смысл и значение. Простые линии на бумаге у него уже ассоциируются с дорогой, а отпечатки пальчика с зернышками или снежинками. Нарисуйте с малышом такое дерево, как на фото, используя отпечатки пальчика разных цветов, вместо листиков, это просто и весело:

Также очень забавно рисовать ладошками. Отпечатки ладошки могут обозначить лучики солнца, цветы или осьминожек в море. Используйте ребро ладони, пальчик поперек или кулачек – каждый раз будет получаться оригинальный отпечаток. Останется только дополнить линиями или точками и завершить сюжет картинки:

Посмотреть большое видео о разных техниках рисования пальчиками можно здесь:

Храните шедевры ваших малышей и сравнивайте их с дальнейшими работами, чтобы проследить интересные тенденции. Возможно, ваш малыш станет известным художником, а его первые работы будут особенно ценны для вас. Развивайте таланты своих деток.

Источники

  • https://heaclub.ru/palchikovye-kraski-polza-krasok-dlya-razvitiya-rebenka
  • https://www.baby.ru/blogs/post/88138965-16628341/
  • https://Razvivashka.online/tvorchestvo/risovanie-palchikami
  • https://www.colady.ru/risovanie-palchikami-i-ladoshkami-s-detmi-1-3-let.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/palchikovoe-risovanie-dlya-detej-v-detskom-sadu
  • https://maminyzaboty.com/risuem-palchikami-igry-dlya-samyh-malenkih.html

Источник

Паль­чи­ко­вое рисо­ва­ние – это не только инте­ресно и весело, но и очень полезно. С его помо­щью раз­ви­ва­ется мел­кая мото­рика, а также малыш делает свои пер­вые успехи в осво­е­нии цве­то­вых гамм. Инстру­менты – пальцы и ладо­шки малень­ких худож­ни­ков, «объ­ект для раз­ма­зы­ва­ния» – спе­ци­аль­ные краски, а пер­вый учи­тель – мама. Как пра­вильно орга­ни­зо­вать пер­вое заня­тие, как раз­вить мел­кую мото­рику? Ответы на эти и дру­гие вопросы вы най­дете в этой статье.

Развиваем мелкую моторику у ребенка

Пси­хо­логи счи­тают, что начи­нать твор­че­ские опыты с паль­чи­ко­выми крас­ками можно с 10–11 меся­цев. Уже тогда малыш может про­сле­дить вза­и­мо­связь краски и следа на бумаге. Но лучше ори­ен­ти­руй­тесь на инди­ви­ду­аль­ность вашего ребенка. Если он уже сво­бодно пере­дви­га­ется полз­ком или на ногах и вовсю увле­чен иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­стью, самое время при­об­щить его к твор­че­ству и позна­ко­мить с паль­чи­ко­выми красками.

Паль­чи­ко­вое рисо­ва­ние жела­тельно начи­нать в пер­вой поло­вине дня, когда актив­ность ребенка более высо­кая. Об окон­ча­нии заня­тия малыш напом­нит вам сам, ведь подолгу удер­жи­вать вни­ма­ние годо­ва­лому крохе про­сто не под силу. Пер­вые уроки, как пра­вило, длятся недолго – бук­вально пару минут. В даль­ней­шем увле­чен­ный ребе­нок, не отры­ва­ясь, может рисо­вать до 15–20 минут.

Что пона­до­бится для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния? Прежде всего, спе­ци­аль­ные паль­чи­ко­вые краски, их можно купить прак­ти­че­ски в любом мага­зине, где есть отдел това­ров для дет­ского твор­че­ства. Они имеют нуж­ную кон­си­стен­цию и не тре­буют допол­ни­тель­ного раз­ве­де­ния водой. При выборе обра­тите вни­ма­ние на сами баночки: они должны плотно закры­ваться, чтобы краска не загу­стела слиш­ком быстро. Для пер­вых опы­тов в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве лучше выбрать яркие, но не «кис­лот­ные» цвета. Что каса­ется бумаги, то пред­по­чти­тельны листы для аква­рели фор­мата А3. Они боль­шие, малышу будет где «раз­мах­нуться». А если взять рулон ста­рых обоев, на кото­ром можно рисо­вать с обрат­ной сто­роны, то дет­скому сча­стью вообще не будет пре­дела. И еще сде­лайте заго­товку – зеле­ный листок, на кото­ром сидит божья коровка. Он вам пригодится.

Шаг 1. 

C уче­том воз­раста ребенка гото­вим рабо­чее место: засти­лаем стол или пол кле­ен­кой (газе­тами), кла­дем лист бумаги и краски, рас­кры­ваем пару бано­чек. Зна­ком­ство с паль­чи­ко­выми крас­ками лучше начи­нать с одного-двух цве­тов. Сна­чала малыш удив­ля­ется самому факту, что краска остав­ляет след на бумаге, и не стре­мится менять цвета.

Шаг 2.

Не торо­пи­тесь обмак­нуть в краску паль­чик малыша. Он может испу­гаться и наот­рез отка­жется «пач­кать» ручки. Лучше пока­жите ему при­мер, оста­вив на бумаге длин­ную цвет­ную линию своим паль­цем или отпе­ча­ток своей ладони. Потом при­гла­сите малыша «поба­ло­ваться» вме­сте с вами. Обыг­райте заня­тие стиш­ками или песенками.

Шаг 3.

Теперь пусть кроха обмак­нет в краску паль­чик и про­ве­дет им по бумаге. Дайте малышу время осво­иться и понять, что линия на листе – дело его паль­чи­ков. А после пере­хо­дите к неслож­ным игро­вым упражнениям.

Шаг 4.

Теперь берем нашу заго­товку – зеле­ный листо­чек с божьей коров­кой. Пред­ло­жите малышу дори­со­вать ей лапки и точечки на спине при помощи паль­чика и чер­ной краски. Дети обо­жают, когда в заня­тии есть игро­вой момент. Это их по-насто­я­щему увле­кает. А если им понра­вится, сле­ду­ю­щий «урок» прой­дет на ура!

Бдительность прежде всего!

Перед покуп­кой про­верьте, соот­вет­ствует ли выбран­ная паль­чи­ко­вая краска стан­дарту без­опас­но­сти. Рос­сий­ские про­из­во­ди­тели обя­за­тельно ука­зы­вают номер сани­тарно-эпи­де­мио­ло­ги­че­ского заклю­че­ния. На упа­ковке импорт­ной краски обра­тите вни­ма­ние на нали­чие зна­ков «СЕ» или «АР». Такая мар­ки­ровка озна­чает, что изде­лие соот­вет­ствует тре­бо­ва­ниям евро­пей­ских или аме­ри­кан­ских стан­дар­тов и без­опасно для здо­ро­вья его потребителей.

Осваиваем новые возможности

Когда ребенку пора начи­нать рисо­вать? Самое ран­нее – на вто­ром году жизни, — отве­тят мно­гие роди­тели и… оши­бутся. Пер­вый худо­же­ствен­ный опыт можно при­вить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достиг­шему года крохе невоз­можно дать в руки кисти с крас­ками, фло­ма­стеры или каран­даши. Но ему это и не нужно. Необ­хо­ди­мые «инстру­менты» с ним все­гда – это его соб­ствен­ные руки. А все, что тре­бу­ется от роди­те­лей, — предо­ста­вить ребенку больше сво­боды для творчества. 

Светлана Лыкова, педагог

“Проба пера”

6 меся­цев — 1год

Научив­шись само­сто­я­тельно сидеть, малыш не только рас­ши­ряет свои гори­зонты, но и осво­бож­дает руки для раз­но­об­раз­ной дея­тель­но­сти. У него начи­нает активно раз­ви­ваться мото­рика рук, и соот­вет­ственно — мыш­ле­ние. Самое время для пер­вых заня­тий рисованием!

Конечно, назвать эти заня­тия обу­че­нием нельзя, ведь рисо­вать для такого малень­кого ребенка вовсе не зна­чит изоб­ра­жать узна­ва­е­мые образы. Мла­ден­че­ское рисо­ва­ние — это осво­е­ние нового вида дея­тель­но­сти и изу­че­ние новых инте­рес­ных свойств пред­ме­тов, в резуль­тате чего при­выч­ным вещам нахо­дится самое неожи­дан­ное при­ме­не­ние. Вот кара­пуз с насла­жде­нием раз­ма­зы­вает по столу недо­еден­ную кашу или овощ­ное пюре. Это совер­шенно не озна­чает, что он балу­ется и шалит назло взрос­лым. Малыш иссле­дует мате­риал, изу­чает его воз­мож­но­сти или даже творит.

Конечно, мало­ап­пе­тит­ное месиво на столе меньше всего похоже на худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, но ребенку такое заня­тие достав­ляет гро­мад­ное удо­воль­ствие. Однако роди­те­лям важно пом­нить, что для такого малень­кого ребенка глав­ное — без­опас­ность. Это каса­ется всего, что попа­дает в поле его иссле­до­ва­ния. Поэтому лучше, если пер­вые изоб­ра­зи­тель­ные опыты будут свя­заны не с крас­ками, при изго­тов­ле­нии кото­рых исполь­зу­ются хими­че­ские веще­ства, а… с пищей. Однако не стоит сме­ши­вать важ­ный для малыша про­цесс пита­ния с целе­на­прав­лен­ными заня­ти­ями рисо­ва­нием, поэтому уроки лучше про­во­дить с сытым ребен­ком, не исполь­зуя для них про­дукты, кото­рые состав­ляют его обыч­ный рацион.

Для пер­вых худо­же­ствен­ных опы­тов можно раз­лить на столе или сто­лике для корм­ле­ния немного ” взрос­лого” чер­нич­ного йогурта или дет­ского тво­рожка с фрук­то­выми напол­ни­те­лями — пусть малыш раз­ма­зы­вает их паль­чи­ками или всей ладо­нью, как только ему захо­чется. Часть йогурта или тво­рожка можно немного подо­греть, а часть — осту­дить в холодильнике.

Сме­ши­вать теп­лое и холод­ное ребенку так же полезно и инте­ресно, как раз­но­цвет­ное. И так­тиль­ные ощу­ще­ния от подоб­ных упраж­не­ний ста­нут намного богаче. Запач­кан­ную ладо­шку ребенка можно отпе­ча­тать на листочке. Хра­нить веками такой шедевр не стоит, но его вполне можно сфо­то­гра­фи­ро­вать на память — как пер­вое худо­же­ствен­ное произведение.

Нарисовал и… съел!

1–2 года

Все дети в этом воз­расте не творцы, а мани­пу­ля­торы. Мани­пу­ли­руя с пред­ме­тами, мате­ри­а­лами и фор­мами, они изу­чают их свой­ства и воз­мож­но­сти. Для позна­ния мира малыши исполь­зуют все виды чувств и ощу­ще­ний, в том числе и вку­со­вые. Поэтому и в таком воз­расте мате­ри­алы для твор­че­ства должны быть абсо­лютно безопасными.

Увле­каться мод­ными крас­ками для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния пока не стоит. Глав­ное их досто­ин­ство в том, что они легко отти­ра­ются с любых поверх­но­стей и отсти­ры­ва­ются с любой одежды. Но то, что эти краски очень горь­кие, не все­гда мешает малы­шам их отве­дать. Так что лучше оста­но­вить свой выбор опять же на съе­доб­ных пище­вых красителях.

Под­рос­ший малыш уже спо­со­бен испы­ты­вать насто­я­щее удо­воль­ствие от худо­же­ствен­ного про­цесса. Для твор­че­ских экс­пе­ри­мен­тов ему можно давать бумагу. Лучше, если это будут боль­шие листы с шеро­хо­ва­той поверх­но­стью — обрат­ная сто­рона ста­рых обоев или ватман.

В каче­стве кра­сок можно исполь­зо­вать варе­ную свеклу или ее сок, яркие ягоды — чер­нику, голу­бику или чер­ную смо­ро­дину, варе­ную мор­ковку, зелень или шпи­нат. Пока­зать малышу, какой след остав­ляют на листе эти необыч­ные краски, могут сами взрослые.

Маме, папе или бабушке доста­точно раз­ма­зать паль­цем лужицу све­коль­ного сока, раз­да­вить на листе яркую ягодку или про­ве­сти линию мор­ков­кой, и кара­пуз с увле­че­нием нач­нет экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и тво­рить: раз­ма­зы­вать “краски” паль­цами, хло­пать ладо­шкой по цвет­ным кляк­сам, меняя их форму, сме­ши­вать необыч­ные краски между собой.

Ребенка заво­ра­жи­вает воз­мож­ность вол­шеб­ного пре­вра­ще­ния форм и неожи­дан­ное изме­не­ние цвета. Малышу можно пока­зать, как про­во­дить паль­чи­ком линию, как выве­сти из лужицы ручеек, как соеди­нить между собой две раз­но­цвет­ные кляксы, как сде­лать мизин­чи­ком следы малень­кого зай­чика или мышки и как изоб­ра­зить боль­шой след слона или мед­ведя целой ладо­нью или кулаком.

Такое рисо­ва­ние паль­цами полезно не только для эсте­ти­че­ского, но и для рече­вого раз­ви­тия малыша — неда­ром лого­педы так любят паль­чи­ко­вые игры и паль­чи­ко­вый мас­саж. Тре­ни­руя раз­дель­ные дви­же­ния паль­цев, кроха сти­му­ли­рует отдел мозга, отве­ча­ю­щий за речь.

Рисо­вать можно не только ово­щами и фрук­тами. Краски для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния пре­красно полу­ча­ются из обыч­ной ман­ной каши — ее нужно лишь раз­де­лить на пор­ции и доба­вить в каж­дую без­вред­ные пище­вые кра­си­тели. Каша должна быть не очень жид­кой, тогда мазки паль­цами полу­ча­ются насы­щен­ными, густыми.

К ман­ным крас­кам можно пред­ло­жить допол­не­ния в виде яго­док для укра­ше­ния “шедевра” или ложечки варе­нья (джема) для созда­ния более насы­щен­ного коло­рита. Конечно, очень скоро про­дук­то­вая кар­тина пре­вра­тится в одно­род­ную и не слиш­ком при­вле­ка­тель­ную внешне массу. Но увле­ка­тель­ность про­цесса для ребенка гораздо важ­нее конеч­ного резуль­тата. У малыша еще не сфор­ми­ро­вано образ­ное мыш­ле­ние, поэтому пока не стоит искать в его рисун­ках осо­бого смысла — он про­сто насла­жда­ется и раду­ется всему, что делает.

Кстати, роди­те­лям тут тоже есть, чему пора­до­ваться. В резуль­тате “худо­же­ствен­ных” упраж­не­ний дет­ские паль­чики хорошо потре­ни­ро­ва­лись, ребе­нок полу­чил бога­тую гамму так­тиль­ных ощу­ще­ний, сти­му­ля­ция кото­рых спо­соб­ствует раз­ви­тию его моз­го­вой дея­тель­но­сти и мыш­ле­ния — эта вза­и­мо­связь давно дока­зана учеными.

Обогащаем палитру

После 2 лет 

В этом воз­расте ребенку уже не так инте­ресно про­дол­жать экс­пе­ри­менты с про­дук­тами. Все-таки палитра кра­сок слиш­ком бедна, рисунки полу­ча­ются блек­лые и невы­ра­зи­тель­ные. В этом воз­расте для рисо­ва­ния дети начи­нают активно поль­зо­ваться яркими фло­ма­сте­рами, каран­да­шами и кисточ­ками. Но это вовсе не озна­чает, что о паль­чи­ко­вом рисо­ва­нии нужно забыть, как о прой­ден­ном этапе. Наобо­рот, с воз­рас­том у детей появ­ля­ются новые воз­мож­но­сти для осво­е­ния этой инте­рес­ной тех­ники. После двух лет ребе­нок умеет фан­та­зи­ро­вать, уга­ды­вать в нари­со­ван­ных абстрак­циях кон­крет­ные образы и раз­ви­вать их. Теперь линия для него — это не про­сто палочка, а дорога, по кото­рой ездят машины или след от само­лета в ясном небе. Клякса — кошечка, кото­рая свер­ну­лась клуб­ком или весе­лый мед­ве­жо­нок с бочон­ком меда. Малыш не про­сто тво­рит — он про­жи­вает свое твор­че­ство. Все его работы эмо­ци­о­нально окра­шены. Рисуя мыш­кины следы, он пищит, как мышо­нок, а, про­водя паль­чи­ком дорогу, рычит, как машины, кото­рые будут по ней ездить. Кроха еще не все­гда может создать узна­ва­е­мое изоб­ра­же­ние сам, но он охотно раз­ви­вает и допол­няет пред­ло­жен­ные образы.

Осваиваем новые возможности

Малыш уже доста­точно под­рос для того, чтобы поль­зо­ваться насто­я­щими худо­же­ствен­ными мате­ри­а­лами — гуа­шью, аква­ре­лью или спе­ци­аль­ными крас­ками для рисо­ва­ния паль­цами. В отли­чие от кисти, глад­кая поверх­ность пальца не удер­жи­вает коли­че­ство краски, доста­точ­ное для про­ве­де­ния длин­ной линии, поэтому для созда­ния кар­тин лучше “при­ма­ки­вать”, “рас­ти­рать” или “печа­тать” крас­ками по бумаге. Для печа­та­ния руками краску нужно раз­ве­сти до кон­си­стен­ции жид­кой сме­таны и налить тон­ким слоем на плос­кую тарелку.

Ребенку будет полезно и инте­ресно изу­чить воз­мож­но­сти соб­ствен­ной руки, ведь с помо­щью одной — един­ствен­ной ладо­шки можно полу­чить огром­ное коли­че­ство самых раз­ных отпе­чат­ков, а допол­нив их соб­ствен­ной фан­та­зией, пре­вра­тить в насто­я­щие шедевры. Можно мазать, рисо­вать и печа­тать любые абстрак­ции, насла­жда­ясь цве­том и живо­пис­ным коло­ри­том. Или — созда­вать инте­рес­ные сюжет­ные кар­тины. Напри­мер, отпе­ча­ток рас­кры­той ладо­шки паль­чи­ками вниз может стать весе­лым ось­ми­нож­кой, нужно только нари­со­вать ему глазки и ротик.

С помо­щью ладо­шек мамы и папы, можно нари­со­вать целую семью осми­нож­ков раз­ного раз­мера. И поса­дить их на мор­ское дно, с отпе­ча­тан­ными паль­чи­ками-камуш­ками и вол­нами или водо­рос­лями, кото­рые полу­ча­ются, если обмак­нуть в краску четыре пальца, и про­ве­сти вол­ни­стые линии в нуж­ном направ­ле­нии. А сомкну­тая ладонь даст отпе­ча­ток силу­эта рыбки. Оста­нется только дори­со­вать ей паль­чи­ками плав­нички и хвостик.

Те же самые ладо­шки могут пре­вра­титься и в вол­шеб­ные цветы с лепест­ками-паль­чи­ками — из них можно напе­ча­тать целый луг! А можно “огра­ни­читься” кры­льями кра­си­вой птицы.

Отпе­ча­тан­ные ладо­шки с при­жа­тыми паль­цами могут стать уди­ви­тель­ными бабоч­ками, доста­точно про­сто нари­со­вать им длин­ные усики. Рука, сжа­тая в кулак, дает круг­лый отпе­ча­ток, похо­жий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из полу­ча­ю­щихся круж­ков можно напе­ча­тать и сне­го­вика, и сол­нышко, и забав­ного человечка.

Полу­рас­кры­тый кулак печа­тает дугу.

При печа­та­нии поду­ше­чек и фаланг паль­цев полу­ча­ются оттиски — пря­мо­уголь­нички или неболь­шие отрезки раз­ной длины. У каж­дого пальца свой непо­вто­ри­мый отпечаток.

По-раз­ному пово­ра­чи­вая руки, и дори­со­вы­вая к напе­ча­тан­ным эле­мен­там узна­ва­е­мые детали, можно вопло­тить любые задумки. Таким обра­зом, соеди­няя и ком­би­ни­руя про­стые эле­менты, малыш раз­ви­вает фан­та­зию, про­стран­ствен­ное и образ­ное мыш­ле­ние, нахо­дит пер­вые кон­струк­тор­ские реше­ния. При таком спо­собе рисо­ва­ния можно исполь­зо­вать пооче­редно обе руки, или поль­зо­ваться ими одно­вре­менно, что отлично раз­ви­вает коор­ди­на­цию. Т

акие нехит­рые твор­че­ские упраж­не­ния осо­бенно важны для лево­ру­ких детей, так как они нена­вяз­чиво сти­му­ли­руют пол­но­цен­ное раз­ви­тие пра­вой руки. Эта, на пер­вый взгляд, не слиш­ком акку­рат­ная и откро­венно гряз­ная работа на боль­ших листах слу­жит пре­крас­ным сред­ством для рас­слаб­ле­ния и релак­са­ции, рас­кре­по­щает ребенка, избав­ляет его от страха что-то испор­тить или запач­каться, дает малышу необ­хо­ди­мую твор­че­скую сме­лость, от отсут­ствия кото­рой часто стра­дают малень­кие художники.

Творчество с мамой на кухне

Бумага и краски вовсе не обя­за­тель­ные атри­буты для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния. Пре­крас­ные паль­чи­ко­вые кар­тины можно созда­вать на под­носе или про­тивне, при­сы­пан­ном мукой или ман­кой. Доста­точ­ное коли­че­ство муки или крупы нужно раз­ров­нять, встря­хи­вая под­нос, чтоб вся сыпу­чая масса рас­пре­де­ли­лась рав­но­мер­ным, не тол­стым слоем. Вот и готов импро­ви­зи­ро­ван­ный лист чистой бумаги. Паль­цем на нем можно рисо­вать любые пред­меты или не пере­гру­жен­ные дета­лями сюжеты. Нари­со­ван­ные кар­тины легко сте­реть, несколько раз встрях­нув под­нос. Увле­чен­ный таким необыч­ным рисо­ва­нием малыш осво­бо­дит немало вре­мени для заня­той готов­кой мамы.

“Художественная” уборка

Дру­гое заме­ча­тель­ное место для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния — это ван­ная. В рас­по­ря­же­ние малень­кого худож­ника — экс­пе­ри