Рисование как средство развития ребенка

Рисование как средство развития ребенка thumbnail

Статья.Рисование как средство развития познавательной деятельности у детей.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным.  Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования.

Какие же  нетрадиционные  способы  рисования  можно использовать?

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения, примакивание пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий, позволяет органично почувствовать изобразительный материал, его свойства.

Уже с первой младшей группы можно учить детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакивая ладонь ребенка в краску, оставляет  отпечаток  на бумаге. Иногда  «раскрашивают» ладонь в разные цвета кисточкой. Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте, детям предлагается отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И  создать новый образ.  Дети рисуют с большим интересом, проявляя фантазию.

Фотокопия – рисование свечой. Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при появлении фотопленки.

Монотипия. С помощью рисования в технике «монотипия» – получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи. Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после, лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография).  В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли… Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Раздувание краски – эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких. А исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И.Чистякова отмечает, что, игра в кляксы увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. Ребенок уже способен сосредоточиться на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

Граттаж – способ выполнения рисунка путем  процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения. Результат напоминает настоящую гравюру.

Со старшей группы используем «набрызг».  Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.

Расчесывание краски – это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

Рисование «сухой кистью» – этот прием помогает передать пушистую фактуру изображения. Рисунок выполняется жесткой, щетинной кистью, гуашью. Перед нанесением краски на изображение кисточку осушить.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Используются  листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным. Еще вариант: приклеиваются листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивается, потом сверху прикладывается другой лист бумаги, на нем получается отпечаток.

Техника нетрадиционного рисования «Оттиски» проста и доступна для детей от двух лет. Это печати–оттиски от разных по фактуре и размеру предметов. Оттиски могут оставлять на бумаге пенопласт, пробки, ластик, картофель, бутылки  и др. Такие предметы могут стать отличными помощниками в рисовании с детьми. Техника «Оттиски» хороша тем, что развивает у ребенка координацию движений, улучшает глазомер, учит правильно располагать объекты на листе. В процессе работы, дети узнают о свойствах предметов, учатся смешивать цвета – идет развитие цветовосприятия, цветоощущения.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у  них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Конечно, не все многообразие этих техник можно использовать в детском саду. И потому, что они трудны детям, и потому, что некоторые из них требуют специальной подготовки, последующего закрепления работ, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако, некоторое расширение художественных материалов, по сравнению с существующим, необходимо.

Это обогатит рисунки детей, сделает рисование содержательным и увлекательным. Разнообразие материалов потребует большего внимания к процессу рисования: ребенок задумывается о выборе материала для изображения того или иного предмета или сюжета, о связи образного решения рисунка с материалом.

А роль воспитателя – приобщить всех своих воспитанников к рисованию – этому чудесному источнику творческой радости. И хотя, не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, и этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть – верно, независимо от того, в каком направлении будут развиваться эти способности, когда ребенок станет взрослым.

С каждым годом все больше и больше убеждаюсь в том, что детям интересно рисовать различными способами и техникой, занимательно, работают с увлечением и огромным желанием. Все дети любят рисовать и мы, педагоги, должны поддерживать в них эту любовь. Не нужно стремиться навязать ребенку процесс рисования, а попытаться увлечь его этим видом деятельности. Один мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». И призвание педагога – помочь ребенку открывать мир, максимально раскрывая творческий потенциал, учить видеть волшебное в самом обыденном!

Источник

Рита Борбай-оол
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Доклад: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Воспитатель Борбай-оол Рита Дадар-ооловна

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваютсятакже специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

– учит детей свободно выражать свой замысел;

– побуждает детей к творческим поискам и решениям;

– учит детей работать с разнообразным материалом;

развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

развивает мелкую моторику рук;

развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

– во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

– сформировать у детей технические навыки рисования.

– познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

– научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.

развивать воображение и творческие способности детей.

– обогащать и расширять художественный опыт детей.

– побуждать ребенка экспериментировать.

– поощрять и поддерживать творческие находки.

развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

– воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:

– игра, которая является основным видом деятельности детей;

– сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

– живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Творческий процесс – это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возрастарекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

– оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

– тычок жесткой полусухой кистью.

– печать поролоном;

– печать пробками;

– восковые мелки + акварель;

– свеча + акварель;

– отпечатки листьев;

– рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

– волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

– кляксография с трубочкой;

– монотипия пейзажная;

– печать по трафарету;

– монотипия предметная;

– кляксография обычная;

– пластилинография.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Источник