Результат развитие ребенка в замещающей семье

Результат развитие ребенка в замещающей семье thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального –  педагогических воздействий;

– оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

– физическое развитие ребенка;

– нервно-психическое развитие;

– заболеваемость хроническая;

– заболеваемость острая.

Образование:

– школьная мотивация;

– успеваемость;

– дополнительное образование;

– личностное развитие;

– психические процессы;

– самооценка;

– эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

– навыки самообслуживания;

– внешний вид и поведение в обществе;

– межличностные отношения;

– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

– соблюдение прав и обязанностей в семье:

– готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   – обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   – создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   – степень эмоционального принятия детей в семье;

   – возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   – степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

– беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

– интервью;

 – анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

– акты обследования жилищно-бытовых условий.

– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

– психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

– медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка и его нарушения

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 – семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

– проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

– плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник



В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей. На основе проведенного исследования представлен проект «В кругу семьи» с целью создания пространства взаимоподдержки родителей и детей, формирования ответственного родительства и профилактики отказов от приемных детей, подготовки волонтеров для работы с замещающей семьей.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, замещающая семья, детско-родительские отношения, ответственное родительство, волонтер, наставник.

Для гармоничного и целостного личностного развития ребенку необходимо быть в окружении любящих и заботящихся родителей, которые будут поддерживать его и давать чувство надежности и защищенности [4]. В случаях, когда невозможно сохранить родную семью, система замещающих семей становиться необходимым условием культурного и нравственного воспитания ребенка, чтобы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью на примере замещающей [2]. Чем дольше ребенок прожил в семье, даже в десоциализированной, но с родной матерью, тем более сохранной остается его эмоциональная сфера. То же и в замещающей семье: чем раньше ребенок попадает в замещающую семью, тем более эмоционально адекватным он растет, обладает более широким кругозором, целенаправленностью, работоспособностью; хорошо ориентируется в социальной сфере, проявляет собственную инициативу в планировании свободного времени и т. д.

С точки зрения психологии, главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Важно, что жизнь в семье дает возможность успешной социализации, наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в будущей самостоятельной жизни [5].

Читайте также:  Актуальные проблемы физического развития ребенка

Воспитательное влияние семьи на индивида сильнее всех других воспитательных воздействий: по мере взросления человека оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Посредством семейного воспитания осуществляется первичная социализация подрастающего поколения [2].

Воспитательный потенциал — важнейший компонент жизнедеятельности семьи, от состояния и качества реализации которого зависит направленность развития личности и эффективность ее адаптации в обществе, направленность развития общества в целом [6]. Воспитательный потенциал семьи является значимой детерминантой стартового потенциала детства, представляющего собой совокупность внутренних (физико-генетических: биологическое, интеллектуальное развитие и экзистенциальных: уникальность развития) и внешних (потенциал семьи и ресурсы общества) характеристик [3].

Сравнивая особенности психических расстройств у детей-сирот в интернатном учреждении и в замещающей семье, Н. М. Иовчук отмечает, что перемещение детей по интернатным учреждениям пагубно сказывается, прежде всего, на их эмоциональном развитии. Результатом расстройства эмоциональной сферы у выпускников интернатов становятся чрезмерная доверчивость, недифференцированная склонность принимать любое внимание за дружбу, излишняя откровенность, назойливость или страх перед социальными контактами, эгоцентризм, настороженность, отсутствие синтонности (созвучности), сопереживания, что крайне затрудняет общение с окружающими [5].

Дети в замещающей семье, кроме более адекватной эмоциональности, обладают также более широким кругозором, целенаправленностью, работоспособностью; хорошо ориентированы в социальной сфере и в быту, проявляют собственную инициативу в планировании свободного времени [3].

Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Следуя из того, что нормальные детско-родительские отношения необходимы для адаптации ребенка в семье и в дальнейшем позитивном развитии его личности и индивидуальности, было проведено исследование на базе государственного учреждении Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино. Диагностическая программа включала следующие методики: тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин, тест тревожности А. И. Захарова, методика «Родительское сочинение» О.А Карабанова, анкетирование родителей, проективный рисунок «Моя семья» и др. В исследовании приняли участие 7 замещающих семей.

На основе систематизации полученных данных выявлены три основных типа семейных систем применительно к замещающим семьям. Систематизация проходила по следующим критериям: уровень образования родителей, уровень общей культуры родителей, финансовое положение семьи, социальный статус, опыт родительства, в том числе замещающего, наличие обучения в школе приемного родителя, количество совместно проводимого времени c ребенком, постепенное вхождение ребенка в семью, наличие опыта проживания приемного ребенка в кровной или приемной семье, эмоциональная близость, проблемы адаптация первого года жизни приемного ребенка, потребность в психологической помощи, наличие и результат в психологической помощи, уровень здоровья ребенка, стиль семейного воспитания.

Все семьи прошли курсы приемных родителей, было организованно знакомство с ребенком на базе социально-реабилитационного центра. На всех встречах с потенциальными родителями присутствовали специалисты, которые работали с ребенком: педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели. Для налаживания контакта ребенка было организованно пребывание ребенка в данной семье в выходные дни и каникулярное время (с учетом желания самого ребенка). После помещения ребенка в семью специалистами центра отслеживались взаимоотношения несовершеннолетнего с членами семьи: организация патроната семьи, круглого стола по итогам пребывания ребенка в семье в течение первого месяца, приглашение всей семьи на досуговые мероприятия, праздники, экскурсии

Анализ анкетирования замещающих семей показал, что у всех семей имеет место отсутствие негативных эмоциональных состояний. При этом небольшую эмоциональную напряженность наблюдает у 20 % всех семей. 30 % преобладает позитивное взаимоотношение с ребенком. Одна из семей имеет беспокойство об уровне развития ребенка.

По анализу результатов методики «Родительское сочинение» О. А. Карабановой можно сделать вывод, что все семьи имеют активную родительскую позицию. При анализе результатов исследования по тесту «Тест детско-родительских отношений» выявилось, что у всех трех семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т. е. они могут быть и негативными, и позитивными в зависимости от ситуации. Результаты по методике «Тест тревожности А. И. Захарова» показали, что ни у одной из семей дети не имеют невроза, а все имеющиеся отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенности ребенка. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что все три семьи имеют нормальные детско-родительские отношения. Но в одной семье наблюдались проблемы во время адаптации ребенка в семье. Так же можно выделить высокую степень ответственности замещающих семей, с которой они подошли к проблеме воспитания ребенка. Стоит отметить активную родительскую позицию и хорошо налаженный контакт с детьми во всех семьях.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка в раннем детстве

Полученные в ходе диагностики данные позволяют сделать вывод о том, что родители в данных замещающих семьях имеют активную родительскую позицию, хорошо осведомлены о жизни ребенка и проявляют заботу, о местах, где они могут получить консультации, различные виды психолого-педагогической помощи. Данные выводы могут свидетельствовать о высокой компетентности замещающих родителей в вопросах семейного воспитания приемных детей.

На основе результатов исследования был разработан и апробирован проект «В кругу семьи». Цель проекта: создание пространства взаимоподдержки приемных родителей и опекунов, помощь специалистов в сохранении благоприятного психоэмоционального климата в опекунских и приемных семьях, оказание своевременной правовой, социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки замещающим семьям, а также поддержка родителей, способствующая успешной адаптации приемного ребенка в семье, профилактике вторичного отказа от ребенка.

Основные задачи проекта:

  1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей.
  2. Формирование доверительных отношений между родителями и детьми.
  3. Расширение сферы общения детей и взрослых через организацию досуга.
  4. Обмен опытом между замещающими семьями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей.

Мероприятия проекта направлены на успешную гармонизацию детско-родительских отношений в замещающих семьях, помощь в адаптации детей в замещающих семьях, повышение психологической и педагогической компетентности родителей, формирование у них активной родительской позиции, повышение воспитательного потенциала замещающих семей, развитие творческих способностей детей. Проект предусматривает семинар для замещающих семей, разработку психолого-педагогического направления клуба для замещающих семей, в рамках которого будут проведены мастер-классы для детей и родителей, развивающие мероприятий для совместной деятельности замещающих родителей и детей в форме групповых занятий и т. д.

Реализация проекта предполагает вводный, основной и заключительный этапы.

Вводный этап предполагает подготовку волонтёров, организацию школы волонтера. Теоретические занятия предполагают ознакомление с законодательной основой функционирования замещающих семей, спецификой формирования детско-родительских отношений, особенностями воспитания приемных детей разных возрастных категорий и т. д.; практические — обучение волонтёров взаимодействию с замещающими семьями.

На основном этапе проекта — проведение семинара для замещающих родителей с обсуждением причин возникновения трудного поведения, выявлением родительских стратегий реагирования и др., апробацией психолого-педагогического направления клуба для замещающих семей (мероприятия: «Давайте знакомиться» — организационная встреча; круглый стол «Роль семейных традиций в воспитании приемного ребенка»; семинар-практикум для замещающих родителей «Профилактика девиантного поведения у детей»; тренинговое занятие для замещающих родителей «В гармонии с собой», «Позиция в общении с ребенком»; творческая мастерская «Подарки близким — с теплотой и любовью»; конкурс замещающих семей «Мы — классная семья!» и др.). Заключительный этап предполагает подведение итогов проекта, повторную диагностику, определение перспектив развития проекта.

Мероприятия проекта обсуждаются и реализуются совместно волонтерским отрядом проекта, преподавателями вуза, специалистами центра.

Планируемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение воспитательного потенциала и улучшение психологического ресурса замещающей семьи на разных этапах развития.
  2. Повышение уровня педагогической состоятельности опекунов и приемных родителей.
  3. Минимизация случаев отказа замещающих семей от ребенка.
  4. Предотвращение кризисных ситуаций в семье опекунов (попечителей) за счет своевременного оказания профессиональной психолого-педагогической помощи.
  5. Распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

Всероссийский форум «Наставник» показал актуальность обращения к развитию наставничества в работе с разными категориями детей и семей. Наставничество можно рассматривать как форму психологического и социально-педагогического сопровождения: наставничество для детей и их семей, выявления и развития талантов детей. Наставник, прежде всего, профессионал, который стремится сделать жизнь семьи насыщенной, интересной, со своими традициями и ситуациями успеха, сам является готовым личностно воспринять проблемы другого, научить новому. Мероприятия проекта будут способствовать подготовке наставников для работы с замещающей семьей.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. — М.: ВЛАДОС, 2014. — 368 с.
  2. Бобылева П. А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: метод. Рекомендации. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. — 96 с.
  3. Жуйкова, Е. Б. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье. — 2014. — № 4. — С. 46–53.
  4. Климантовой Г. И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: Изд-во РГСУ, 2011. — 222 с.
  5. Николаева Е. И. Приемная семья — ваш путь к счастью. — М: ЭЛПИС, 2013. — 286 с
  6. Энциклопедический словарь по социологии. Под ред. Е. М. Бабосов. — М.: Либроком, 2009. — 470 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, замещающая семья, ребенок, воспитательный потенциал, активная родительская позиция, отношение, мероприятие проекта, родитель, заключительный этап, психолого-педагогическая помощь.

Источник