Результат процесса обучения который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка

Результат процесса обучения который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка thumbnail

Обучение представляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (пре­подавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обуче­ния. В зависимости от того, как протекает учение, наблюда­ются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной дея­тельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимает­ся учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида уче­ния, в результате которых человек овладевает новыми зна­ниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою пря­мую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осу­ществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 600).

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности (подробнее об этом говорится в после­дующих главах). Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Ока­зывается, из сухого песка строить нельзя», – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свой­ствах песка, но их приобретение не было целью деятельнос­ти, они явились побочным продуктом игры с песком.

Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необхо­димое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит пе­ред детьми познавательную цель: узнать как можно больше осо­бенностей песка и песчинок. В процессе специально орга­низованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и свет­лые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встреча­ются прозрачные и непрозрачные.

А затем опыты с песком, насы­панным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тя­желее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему пе­сок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыха­ния песка: между песчинками есть свободное место, куда проника­ют ветер, солнечное тепло.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классифика­ции С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосред­ственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою струк­туру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че. Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная зада­ча – это цель. Сущность цели заключается в овладении обоб­щенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, пе­дагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное де­рево. Основное внимание уделяется выработке умения пере­давать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цвету­щая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщен­ному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учеб­ные задачи, состоят из многих различных учебных опера­ций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной разверну­тости всех операций. На первых порах операции соверша­ются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятель­ности, даже при грамотно построенном обучении, – дли­тельный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели соб­ственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощ­ряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

Читайте также:  Актуальное развитие ребенка в доу это

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируют­ся такие элементы учебной деятельности:

– умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных резуль­татов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при вы­полнении учебного задания. Важным показателем разви­вающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отно­шение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оцен­ку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре­пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это сни­жает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психо­логически, она весьма разная. Часто она побуждается вне­шними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математи­ка, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, по­тому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интере­сом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом слу­чае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабуш­ке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Деятельность педагога (преподавание) направлена на орга­низацию процесса активного усвоения знаний, навыков, уме­ний. Здесь важны предварительная подготовка занятия (пла­нирование, обеспечение материально-предметного оснаще­ния, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их вни­мания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога – органи­зация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает де­тей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добыва­ние» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формиро­вать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педа­гог помогает детям освоить новые способы познаватель­ной деятельности (приемы запоминания, сравнения, исполь­зования условных знаков, наблюдения, планирования ра­боты, анализа результатов и др.).

В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагно­стической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитываю­щий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обуче­ния: их состояние, художественность оформления, безопас­ность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, пока­зе действий. Мастерство педагога проявляется в способно­сти очеловечить, одухотворить содержание обучения, пе­редать его как свой взгляд на мир.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С.Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Одним из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М; 1946.- С.600).

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности. Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Читайте также:  Памятка для родителей по раннему развитию ребенка

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает

· учебную задачу,

· учебные действия,

· контроль

· оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебным действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая, друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет страдания, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

· умения определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

· самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

· умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

· умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивамиона побуждается. Если ребенок не хочет, учится, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу не интересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызывать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождение. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интереса», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания является не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Деятельность педагога (преподавание) направлено на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятно-эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимание на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей.

Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передавать его как свой взгляд на мир.

Источник

Дидактика как особая отрасль педагогической науки

Дидактикаэто отрасль современной педагогики, которая изучает теорию образования и обучения.Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков

Слово дидактика произошло от греч. didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий».Наука о правилах, приемах и методах обучения.

К основным категориям дидактики относятся преподавание, обучение, образование, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения.

Основным категориям дидактики

Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а так же способности их практического применения.
Обучение – взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Образование – интеллектуальное и культурно-эстетическое развитие личности посредством обучения.
Учение – реализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений.
Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.
Умения –практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов научной и профессиональной деятельности.
Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности.
Цель – предмет стремления системы обучения, определяющий все стороны ее построения, видоизменения и модернизации, и являющийся критерием целостности этой системы.
Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся, и что целенаправленно влияет на формирование его личности.
Организация – построение дидактического процесса в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.
Форма – способ организации учебной деятельности с учетом специфики направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки и т. д.
Метод –способ решения задач и достижения цели обучения.
Средство – все то, что помогает осуществлять учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал, оборудование учебного заведения и т. д.
Результаты – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
Читайте также:  Закономерности развития ребенка с задержкой психического развития

Дидактика выполняет следующие функции:

1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;

2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;

3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.

В современной дидактике обучение и воспитаниене противопоставляются.

Напротив, подчеркивается их единство, «родство» по многим показателям.

 

В современном обществе воспитание и обучение направлены на целостное развитие личности, хотя их цели дифференцируются (правда, условно).

ЦЕЛИ

 

В последние годы в педагогическую лексику все активнее входят понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее обучение», подчеркивающие единство воспитания и обучения в формировании личности.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе.

Дидактика детского сада представляет собой отрасль общей дидактики.

В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

Процесс обучения

Обучениепредставляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).

Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение.

Научение– это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал Сергей Леонидович Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями:

«Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 600).

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности.

Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Второй пример. Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необходимое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше особенностей песка и песчинок. В процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насыпанным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тяжелее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникают ветер, солнечное тепло.

Источник