Режим жизни как условие гармоничного развития ребенка

Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье – это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них – окружающая среда, генетическая предрасположенность – трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% – от состояния окружающей среды, 8-12% – от уровня здравоохранения и 50-70% – от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной пищи, в которую нужно включать побольше фруктов и овощей. Ведь, чем разнообразнее питание, тем больше вероятность, что в него войдут все необходимые питательные вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что вызывает преждевременное старение и риск сердечных заболеваний. Третьи не стараются удерживать вес в рекомендуемых пределах. Люди с избыточным весом более подвержены таким болезням, как сахарный диабет, гипертония, артрит и сердечные заболевания. А у людей с весом ниже нормы понижена сопротивляемость инфекциям. Четвёртые не могут справиться с повседневными стрессами. А многие укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю. Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Основные компоненты здорового образа жизни.
1.Рациональный режим.  Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
•    Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон – залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
•    Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
•    Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
•    Формирование культурно-гигиенических навыков.
•    Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
•    Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
2.Правильное питание. В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
•    Обеспечение баланса
•    Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
•    Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
 
3.Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
Физические упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные разрядки;
• Гимнастика (оздоровительная после сна);
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
•    Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
•    Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
•    Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
•    Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
•    
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
 
  4.Закаливание организма  
 
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочно развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
 
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
             Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
 
Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.
 
  6. Соблюдение правил личной гигиены
 
              Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.
      Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
     Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
     Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
     Обучение организовывать  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников
1.Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья
2.Воспитывать навыки здорового поведения
3.Любить двигаться
4.Есть побольше овощей и фруктов
5.Мыть руки после каждого загрязнения
6.Быть доброжелательным
7.Больше бывать на свежем воздухе
8.Соблюдать режим.
9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения
10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких
11.Вырабатывать навыки правильной осанки
12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
13.Развивать художественный интерес.
 
 
Вредные привычки
Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков умирает около 2-х с половиной миллионов людей. Такая вредная привычка, как курение, к сожалению, не обходит стороной подростков. Побудительным мотивом приобщения к курению подростков чаще всего бывает любопытство, подражание взрослым, мода, ложное представление о курении как средство стимуляции нервной и физической деятельности, традиционным средством общения. Для детей выше всего пример не просто взрослых людей, а близких и уважаемых ими лиц. Поэтому, для них очень важно, курят родители или нет, и, как правило, в семьях, где курит хотя бы один из родителей, чаще встречаются курящие дети, которых очень трудно убедить в опасных последствиях табакокурения. А ведь вред для его молодого растущего организма чрезвычайно велик. Чем раньше подросток начинает курить, тем чувствительнее его организм к ядам табачного дыма и тем больше у него шансов заболеть. Курение в подростковом возрасте приводит к наиболее частым заболеваниям верхних дыхательных путей, усилению кашля, отделению мокроты, способствует возникновению аллергических заболеваний органов дыхания. Недопустимо курение детей, занимающихся спортом. Спортсмен, ежедневно отравляющий свой организм табачным дымом, не может долго выдержать повышенной нагрузки, и вынужден нередко преждевременно покинуть спорт.
Алкоголизм – это вредная и страшная привычка. Привыкание к алкоголю происходит незаметно как для пьющего, так и для окружающего, и заканчивается хроническим алкоголизмом, создающим в семье тяжелый психологический климат, который оказывает непоправимое отрицательное влияние на детей, их воспитание и здоровье. Особенно недопустимо привлекать и приучать детей и подростков к алкоголизму. Привыкание детского организма к алкоголю происходит быстро. Период бытового пьянства у подростков сокращается порой до предела или вовсе отсутствует. Если взрослому мужчине нужно 8-10-15 лет, чтобы развился алкоголизм, то в детском, подростковом возрасте это время сокращается до 2-3 лет. У подростков происходит быстрый переход от простого бытового пьянства к алкоголизму. И протекает он злокачественно. Особенной чертой алкоголизма у подростков и юношей является быстро наступающая психопатизация, что проявляется лёгкой возбудимостью, раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, злобностью. Особенно опасен алкоголизм для девочек-подростков. Быстро приходит болезнь, девочки становятся плаксивыми, истеричными, сексуально распущенными, склонными к самоубийству.
По определению всемирной организации здравоохранения “наркомания является следствием периодической или хронической интоксикации, вредной для человека и общества, вызванной употреблением наркотика (естественного или синтетического происхождения)”.
Токсикомания – это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические лекарственные вещества, которые вызывают привыкание и зависимость. Для наркоманов характерно глубокие нарушения физического и психического здоровья. Для них характерен распад личности, её невротизация и психопатизация, глубокие изменения в органах и системах организма. Эпидемиологическая наркологическая ситуация в России становится всё более угрожающей. Если для группы населения среднего возраста больше характерно злоупотребление алкоголем, то для молодёжи свойственно потребление наркотических средств. В течении последних десяти лет наблюдается такой крайне негативный феномен, как омоложение контингента потребителей наркотиков.
Основные меры профилактики, используемые в настоящее время против распространения наркомании следующие:
1) Оздоровление труда и быта, учёбы, правильно организованный досуг.
2) Раннее и активное выявление лиц с отклонениями в поведении, асоциальных групп детей и подростков, лиц, ставших на путь употребления наркотических и токсикоманических средств.
3) Учёт мотивов и факторов, способствующих возникновению и формированию наркомании.
4) Предупреждение или сокращение употребления наркотиков путём становления строгого контроля.
5) Обеспечение лечения больных наркомании, реабилитации лиц, ставших на путь приёма наркотиков.
6) Санитарно-гигиеническое воспитание подростков.
Строгое наказание лиц, способствующих распространению наркотиков. Выявление очагов наркотизации, ибо в практике известна цепочка – один наркоман вовлекает в порочный круг несколько новых людей.
Заключение
В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни – это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Читайте также:  Психологический индивидуальный маршрут развития ребенка дауна в доу

Источник

Здоровый образ жизни как важный фактор обеспечения своевременного и гармоничного развития ребёнка.

 Практически каждый взрослый человек имеет представление о здоровом образе жизни, а  есть ли отличие здорового образа жизни взрослых от здорового образа жизни детей?  Ответ на этот вопрос не однозначен, все же знают, что дети любят подражать взрослым. Они, как и взрослые могут вести активный образ жизни, правильно питаться (с поправкой на свой возраст), соблюдать правила гигиены. Разница лишь в том, что делать все это самостоятельно они не могут, тут то и нужна помощь взрослых, нужна не только контроль, физическая и наставническая помощь, нужен живой пример. Только взрослый может научить ребенка правильно сочетать нагрузки, и отдых согласно возрасту ребенка, помочь формированию высокой самооценки. Оградить от вредных продуктов питания, информировать о последствиях вредных привычек.

.,Начинать заботиться о здоровом образе жизни своих детей нужно в идеале нужно начать с себя еще до планирования беременности.

Если ранее вы не задумывались о качестве своей жизни, а теперь задумались и решили его изменить в лучшую сторону. То теперь вы будете это делать всей семьей вместе с вашим ребенком. Теперь у вас есть общая цель для всей семьи. И коль сделали свой выбор в пользу перемен, не отступайте, сделайте первый шаг к своему здоровью и счастью, прямо сейчас.

С малышами нужно все делать вместе (делать зарядку, умываться, чистить зубы, знакомить с режимом дня и соблюдать его и т.д.); детям постарше подавать пример, рассказывать и давать читать подходящую литературу; с подростками – не только подавать пример, но и быть на равных, обсуждать разрабатывать вместе план действий. И обязательно хвалить детей за их старания.

Но всем без исключения, в каком бы возрасте дети не были, нужно показывать все на своем примере, то есть вы сами должны следовать тому, чему учите ребенка. Главным примером для подражания являются те, кто его окружает. Это родители и близкие родственники, хотя порой бабушки и дедушки, пытаются баловать ребенка, давать вредные продукты питания, а в итоге ребенок получает кучу болезней. В таком случае, нужно поговорить со всеми родственниками и призвать, не только уважать ваш выбор в пользу здоровья малыша, но и следовать ему.

Читайте также:  Довербальный период в развитии речи ребенка

Чуть позже ребенок будет получать влияние на свое мировоззрение из детского сада, посещения различных кружков и секций. Потом начнется школа, появятся больше друзей и знакомых, ведь чем взрослее становится ребенок, тем шире круг его общения, появится больше примеров для подражания, и, к сожалению не всегда положительных.

От домашней обстановки зависит и состояние здоровья ребенка и формирование его собственного «Я». Если дома эмоционально комфортно, то и ребенок спокоен и счастлив. Дети в семьях, где царит здоровая атмосфера,  даже болеют меньше. Вырастают уверенными в себе. Ребенка нужно научить уважать не только окружающих, но и себя, важно сформировать правильную самооценку. Стимулируйте детей в любом возрасте, к активному образу жизни.

Много ненужной и даже вредной информации дети получают из газет, журналов, радио, телевидения, интернета. Там очень много негатива, жестокости, рекламы формирующей неправильное представление о жизни и о приоритетах.

Несколько отдельных слов о здоровом питании для детей, оно конечно же отличается от взрослого, детям нужно больше белков и жиров, а вот сахар рафинад, конфеты и торты совсем не обязательны. Пусть свежие овощи и фрукты будут доступны для детей всегда, полезнее перекусить яблоком, чем печеньем.

В заключение хочу сказать, что, формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Прививайте своему ребенку культуру здорового образа жизни

Источник